Здавалка
Главная | Обратная связь

Подтверждение серьезности клятвы



После того как переговоры относительно условий соглашения завершились и все выразили готовность принести ее, два человека из числа принявших ислам во время сезона хаджжа одиннадцатого и двенадцатого годов от начала пророчества один за другим поднялись со своих мест, желая еще раз указать людям на серьезность той ответственности, которую они на себя возлагают, чтобы они давали клятву, полностью представляя себе все обстоятельства дела. Кроме того, они хотели узнать, в какой мере люди готовы к самопожертвованию и убедиться в этом.

Ибн Исхак пишет:

– Когда они собрались для того, чтобы принести клятву, аль-‘Аббас бин ‘Убада бин Надля сказал: “Знаете ли вы, в чем хотите присягнуть этому человеку?” Они сказали: “Да”. Он сказал: “Поистине, вы клянетесь ему в том, что будете воевать со всеми остальными людьми. Если вы считаете, что в случае утраты своего имущества или гибели представителей вашей знати вы предадите его, то, клянусь Аллахом, вы должны понять, что, поступив так, вы покроете себя позором в обоих мирах! Если же вы считаете, что выполните все то, что вы ему обещали, несмотря на утрату имущества и гибель знатных людей, то возьмитесь за это, и, клянусь Аллахом, для вас это станет благом в обоих мирах!”

Они сказали: “Мы сделаем это, даже если лишимся имущества, а нашу знать перебьют! Но что мы получим, о посланник Аллаха, если выполним все, что обещаем?” Он сказал: “Рай”. Тогда они сказали: “Дай твою руку”, а когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это, они принесли ему клятву. [Ибн Хишам, 1/446.]

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

– И мы поднялись, чтобы принести ему клятву, а Ас‘ад бин Зурара, который был самым младшим из семидесяти, взял пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за руку и сказал: “Погодите, о жители Йасриба! Поистине, мы не погоняли бы наших верблюдов, направляясь к нему, если бы не знали, что он – посланник Аллаха и что его отъезд будет означать разрыв со всеми арабами, и гибель лучших из вас, и то, что будут вас рубить мечами. Если вы вытерпите все это, то берите его, и Аллах вознаградит вас, если же вы боитесь за себя, то оставьте его, и это будет простительнее для вас пред Аллахом!” [Этот хадис со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, приводит имам Ахмад.]

Заключение соглашения

После утверждения всех пунктов этого соглашения, выяснений и заверений люди стали скреплять клятву рукопожатием. Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

– И после того, как Ас‘ад бин Зурара, сказал это, люди сказали: “О Ас‘ад, убери от нас свою руку, ибо клянемся Аллахом, мы не отступимся от этого соглашения и не станем добиваться его расторжения!” [“Муснад” имама Ахмада.]

Тогда Ас‘аду, да будет доволен им Аллах, стала ясна степень готовности его соплеменников к самопожертвованию ради этого и он убедился в этом, ведь он, как и Мус‘аб бин Умайр, да будет доволен Аллах ими обоими, достиг великого успеха на пути призыва и являлся религиозным лидером для людей, желавших принести такую же клятву, которую до этого принес он сам. Ибн Исхак пишет: “Люди из рода бану ан-наджжар утверждают, что Абу Умама Ас‘ад бин Зурара, да будет доволен им Аллах, был первым, кто пожал руку пророку, да благословит его Аллах и приветствует ”.[ Ибн Исхак пишет: «Что же касается людей из рода бану ‘Абд аль-ашхаль, то они говорят: “Первым был Абу-ль-Хайсам бин ат-Тайхан”, а Ка‘б бин Малик сказал: “Первым был аль-Бара бин Ма‘рур”.» (Ибн Хишам, 1/447) На это я скажу следующее: возможно, что они имели в виду происходившее между двумя этими людьми и посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, непосредственно во время заключения этого соглашения, вообще же считать первым следует скорее всего Ас‘ада бин Зурару, а Аллах знает об этом лучше.]

После этого все начали давать клятвы. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: “Мы подходили к нему один за одним, а он брал с нас клятву, обещая нам за это рай”.[ “Муснад” имама Ахмада.]

Что же касается двух женщин, присутствовавших на этой встрече, то они дали клятву только устно, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не пожимал рук посторонним женщинам. [См.: “Сахих” Муслима, “Глава о том, как приносили клятву женщины”, 2/131.]

Двенадцать старшин

После заключения этого соглашения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, попросил собравшихся выбрать двенадцать предводителей, которые стали бы старшими среди своих соплеменников[ Здесь имеется в виду, что эти люди должны были следить за тем, чтобы в Медине их соплеменники, давшие клятву пророку, да благословит его Аллах и приветствует, выполняли ее.] и несли ответственность за выполнение всех условий. Он сказал: “Выделите мне из вас двенадцать старшин, чтобы они смотрели за тем, что происходит среди ваших соплеменников”, и их сразу же выбрали. Девять этих старшин были из племени хазрадж, а трое – из племени аус. Ниже приводятся их имена.

Старшины из числа хазраджитов:

1. Ас‘ад бин Зурар бин ‘Адс.

2. Са‘д бин ар-Раби‘ бин ‘Амр.

3. Абдуллах бин Раваха бин Са‘ляба.

4. Рафи‘ бин Малик бин аль-‘Аджлян.

5. Аль-Бара бин Ма‘рур бин Сахр.

6. Абдуллах бин ‘Амр бин Харам.

7. ‘Убада бин ас-Самит бин Кайс.

8. Са‘д бин ‘Убада бин Дуляйм.

9. Аль-Мунзир бин ‘Амр бин Хунайс.

Старшины из числа ауситов:

1. Усайд бин Худайр бин Саммак.

2. Са‘д бин Хайсама бин аль-Харис.

3. Рифа‘а бин ‘Абд аль-Мунзир бин Зубайр. [Сообщается также, что третьим ауситом был не Рифа‘а, а Абу-ль-Хайсам бин ат-Тайхан. См.: Ибн Хишам, 1/443 – 444; 446.]

После выбора этих старшин пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял с них еще одну клятву как с ответственных руководителей и сказал им: “Вы должны опекать своих соплеменников подобно апостолам ‘Исы, сына Марйам, а я буду заботиться о своих соплеменниках”, имея в виду мусульман, и они сказали: “Да”.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.