Здавалка
Главная | Обратная связь

Пребывание в пещере



Когда они добрались до пещеры, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Клянусь Аллахом, ты не войдешь туда, пока не войду я, и если там окажется что-нибудь опасное, пусть это постигнет меня, а не тебя!» После этого он вошел в эту пещеру и очистил ее. Обнаружив с краю дыру, он оторвал кусок от своего изара и заткнул ее, а две другие дыры прикрыл собственными ногами, после чего сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Входи”, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошел, положил голову на колени Абу Бакра, и заснул. Когда он спал, Абу Бакра укусило в ногу ядовитое насекомое, прятавшееся в норе, но он даже не пошевелился, опасаясь разбудить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Однако на лицо ему стали капать слезы Абу Бакра, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Что с тобой, о Абу Бакр?” Он сказал: “Меня кто-то укусил, да станут мои родители выкупом за тебя”, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поплевал ему на ногу и боль прошла. [Сообщение об этом приводит Рузайн, ссылавшийся на Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. В этом сообщение сказано: “А перед смертью Абу Бакра этот яд снова стал оказывать на него свое воздействие, что и послужило причиной его смерти”. См. “Мишкат аль-масабих”, “Глава о достоинствах Абу Бакра, да будет доволен им Аллах”, 2/556.]

Они прятались в пещере в течение трех дней – в пятницу, субботу и воскресение, [“Фатх аль-Бари”, 7/336.] а ночи с ними проводил также Абдуллах бин Абу Бакр. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Он был понятливым и сообразительным юношей. Он покидал их еще до рассвета и утром был уже среди курайшитов, (чтобы они думали), будто он провел ночь (в городе), и если ему удавалось услышать что-нибудь о замыслах (курайшитов) против них, он запоминал это, чтобы обо всем сообщить им, когда стемнеет. Что же касается вольноотпущенника Абу Бакра ‘Амира бин Фухайры, то он пас неподалеку от них дойных овец, пригоняя их на отдых (к этой пещере) через некоторое время после наступления темноты, благодаря чему у них всегда было и свежее, и горячее молоко[В это молоко клали камни, раскаляя их либо на солнце, либо на костре.] от его овец. Угонял же своих овец ‘Амир бин Фухайра (тоже) еще затемно, и он делал это в каждый из этих трех дней”.[“Сахих” аль-Бухари, 1/553–554.] А после того как Абдуллах бин Абу Бакр уходил в Мекку, ‘Амир бин Фухайра прогонял за ним овец, чтобы уничтожить его следы. [ Ибн Хишам, 1/486.]

Когда наутро после неудавшегося заговора курайшиты убедились, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ускользнул от них, они пришли в дикую ярость. Прежде всего они избили Али, да будет доволен им Аллах, притащили его к Каабе и целый час продержали там, стараясь выпытать у него сведения о беглецах. [ “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/96.]

Ничего не добившись от Али, они явились к дому Абу Бакра и стали стучать в двери. К ним вышла Асма бинт Абу Бакр, и они спросили ее: “Где твой отец?” Она ответила: “Клянусь Аллахом, я не знаю, где мой отец!” – и тогда мерзавец Абу Джахль дал ей такую сильную пощечину, что с ее уха слетела серьга. [ Ибн Хишам, 1/487.]

На своей экстренной встрече, которая немедленно была созвана курайшитами, они решили использовать все доступные средства для поимки беглецов и плотно перекрыли все ведущие из Мекки дороги вооруженными дозорами. Кроме того, они решили выплатить огромное вознаграждение размером в сто верблюдов каждому, кто доставит им любого из них живым или мерт­вым. [“Сахих” аль-Бухари, 1/554.]

После этого по всем окрестным горам, долинам, низинам и возвышенностям рассыпались конные, пешие и следопыты, которые бросились на поиски, однако никакого результата это не принесло.

Преследователи добрались и до входа в пещеру, однако Аллах всегда делает то, что пожелает. Аль-Бухари приводит хадис, в котором со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Находясь в пещере вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, я поднял голову, увидел ноги этих людей и сказал: “О пророк Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то увидит нас!” (В ответ мне пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Молчи, о Абу Бакр, (ведь мы – ) двое, третьим для которых является Аллах!” [ “Сахих” аль-Бухари, 1/516, 558. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, боялся не за себя. Единственной причиной его страха было то, что, увидев следопытов, он сильно опечалился за посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Если убьют меня, то я – всего лишь один человек, а если убьют тебя, то погибнет целая община!” – и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Не печалься, (ибо) поистине, Аллах с нами!” (“Покаяние”, 40). См.: Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует” , с. 168.]

И тут случилось чудо, которым Аллах почтил Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, так как преследователи повернули назад в тот момент, когда их отделяло от беглецов всего несколько шагов.

На пути в Медину

Когда поиски стали менее интенсивными, дозоры были сняты, а возбуждение курайшитов, вызванное безуспешным трехдневным преследованием, улеглось, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его спутник стали готовиться к отъезду в Медину.

Они наняли Абдуллаха бин Урайкита аль-Ляйси, который был опытным проводником и хорошо знал дорогу. Несмотря на то, что он исповедовал религию курайшитов, они доверили ему это дело, передали ему двух своих верблюдов и условились с ним, что через три дня он приведет их к пещере Саур. Ночью первого числа месяца раби аль-авваль первого года хиджры (шестнадцатого сентября 622 г.н.э.) Абдуллах бин Урайкит привел к ним двух верблюдиц, и тогда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Да станет мой отец выкупом за тебя, о посланник Аллаха, возьми одну из этих верблюдиц”, и подвел к нему лучшую из них, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “За деньги”.

Потом к ним пришла Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, которая принесла им припасы на дорогу, но забыла сделать для этих припасов завязку с петлей. Когда они уже двинулись с места, она подошла, чтобы привязать эти припасы, но оказалось, что у нее нет завязки, и она разорвала надвое свой пояс, привязав все одним куском и подпоясавшись другим, за что получила прозвище “Зат ан-нитакейн” (Обладательница двух поясов). [“Сахих” аль-Бухари, 1/533, 555; Ибн Хишам, 1/486.]

А после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, двинулись в путь. С ним находился также ‘Амр бин Фухайра, а проводником на пути, проходившем вдоль берега моря, был Абдуллах бин Урайкит.

Когда они покинули пещеру, он сначала быстро повел их на юг по направлению к Йемену, а потом на запад – сторону побережья; когда же они достигли той дороги, которой люди обычно не пользовались, он повернул на север, и они поехали по пути, пролегавшему близ берега Красного моря и редко использовавшемуся людьми.

Ибн Исхак упоминает те места, через которые проезжал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двигавшийся по этому пути. Он пишет: “Когда проводник двинулся с ними в путь, он провел их мимо нижней части Мекки, потом вел их по берегу, пока не добрался до дороги, проходившей ниже ‘Усфана, потом повел их ниже Амаджа, потом провел их мимо Кудайда до другой дороги, потом миновал это место и довел их до Харара, потом привел их к Санийат аль-Мурра, потом – к Лякафу, потом – к Мудляджат Лякаф, потом вошел в вади Мудляджат Миджах, потом достиг Марджах Миджах, спустился с ними в аль-Ардж, потом направился с ними в Санийат аль-Аир, который находится справа от Рукубы, потом спустился с ними в Бутн Риам, а потом привел их в Куба”.[Ибн Хишам, 1/491–492.] Ниже упоминается о некоторых событиях, имевших место в пути.

1. Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Мы ехали всю ночь и часть утра до тех пор, пока не настал полдень. Дорога была пуста, и на ней никого не было видно. Тут перед нами появилась высокая скала, отбрасывавшая тень, где можно было укрыться от солнца. Мы спешились возле нее, а я своими руками разровнял для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, место, где он мог бы поспать, постелил для него шкуру и сказал: “Спи, о посланник Аллаха, а я посмотрю, что делается вокруг”. И он заснул, а я отправился на поиски и вдруг увидел пастуха, гнавшего к скале своих овец и желавшего укрыться в ее тени, как сделали это мы. Я спросил его: “Чей ты, о мальчик?” Он сказал: “Я раб одного человека из Медины (или: Мекки)”. Я спросил: “Дают ли твои овцы молоко?” Он сказал: “Да”. Я сказал: “Не подоишь ли ты их?” Он сказал: “Хорошо” и взялся за овцу. Я сказал: “Очисть вымя от земли, волос и грязи”. И он надоил молока в чашу, а у меня был сосуд пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которым он пользовался для питья и омовения. Затем я вернулся к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, но будить его не захотел, а ждал, пока он не проснулся сам, и тогда я добавил в молоко воды, чтобы оно охлаждалось снизу, и сказал: “Пей, о посланник Аллаха”, и он напился вволю, а потом сказал: “Не пора ли нам ехать?” Я сказал: “Да”, и мы двинулись в путь. [“Сахих” аль-Бухари, 1/510.]

2. Обычно Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, ехал позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Абу Бакр был известным человеком, а посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никто не знал, и когда кто-нибудь из попадавшихся на пути людей спрашивал его: “Кто этот человек, который сидит перед тобой?” – он говорил: “Он – тот, кто ведет меня по пути”, и все считали, что он имеет в виду дорогу, тогда как Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, говорил о пути блага. [Этот хадис аль-Бухари передает со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, 1/556.]

3. Когда они находились в пути, их стал преследовать Сурака бин Малик. Сообщается, что Сурака сказал:

– К нам явились посланцы от неверных курайшитов, заявив, что они выплатят за поимку или убийство посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра награду, равную вире за кровь любого из них[Родственникам убитого полагалось отдать сто верблюдов или выплатить соответствующую их стоимости сумму.]. А когда я находился на одном из собраний моего племени бану мудлидж, один из них пришел туда, встал среди нас, тогда как мы продолжали сидеть, и сказал: “О Сурака, я только что видел на берегу каких-то людей и я думаю, что это Мухаммад со своими товарищами!” Я понял, что это они и есть, однако я сказал ему: “Поистине, это не они, а видел ты такого-то и такого-то, которые уехали на наших глазах”. После этого я еще некоторое время оставался в собрании, а потом встал и пошел (домой), где велел своей рабыне привести мою лошадь, находившуюся за холмом, и держать ее для меня (наготове). После этого я взял свое копье и вышел через заднюю дверь, волоча металлический наконечник копья по земле и держа само копье как можно ниже[Сурака старался сделать так, чтобы никто не заметил блеск наконечника копья и не увидел самого копья, опасаясь, что в противном случае в погоню бросятся и другие люди, с которыми ему придется разделить обещанную награду.], а потом подошел к своей лошади, сел на нее и пустил ее галопом. Однако когда я приблизился к ним, моя лошадь споткнулась, и я упал с нее на землю. Тогда я встал, протянул руку к своему колчану, достал оттуда стрелы и стал по ним гадать, (желая узнать, смогу) я причинить им какой-нибудь вред или нет, и результат гадания оказался нежелательным для меня. Решив не обращать внимания на гадание, я снова сел на свою лошадь и пустил ее галопом, (а через некоторое время, когда) я уже услышал, как читает (Коран) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который не смотрел по сторонам, тогда как Абу Бакр оглядывался часто, ноги моей лошади до колен провалились в землю, и я снова упал с нее. После этого я прикрикнул на нее, и она встала, еле вытащив свои ноги (из земли) и подняв ими в небо столб пыли, подобный дыму, а я (снова) стал гадать по стрелам, и (опять) мне выпало то, чего я не желал. Тогда я обратился к ним, сказав, что ничего дурного им не сделаю, и они остановились, я же сел на свою лошадь и подъехал к ним. После того как я увидел, что (какая-то сила) не дает мне (причинить им никакого вреда), мне пришло в голову, что дело посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязательно победит, и я сказал ему: “Твои соплеменники назначили за тебя награду(, равную) выкупу за убийство”, после чего рассказал им о том, что (замышляют) против них (курайшиты). А потом я предложил отдать им (свои) припасы на дорогу и некоторые вещи, но они ничего не взяли и ни о чем не стали просить меня, если не считать того, (что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует), сказал (мне): “Никому о нас не говори”. Я же попросил его написать мне охранную грамоту, и по велению (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) ‘Амир бин Фухайра написал мне ее на куске пергамента, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил свой путь. [“Сахих” аль-Бухари, 1/554. Племя бану мудлидж обитало поблизости от Рабига. Сурака последовал за ними, когда они стали подниматься в гору со стороны Кудайда (См.: “Зад аль-Ма‘ад”, 2/53). Скорее всего он стал преследовать их на третий день пути.]

В той версии этого хадиса, которая передается со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал: «Мы находились в пути, а тем временем люди разыскивали нас, но никому из них не удалось нас настичь, кроме ехавшего верхом на своем коне Сураки бин Малика бин Джу‘шума. Тогда я воскликнул: “Это погоня настигла нас, о посланник Аллаха!” – он же сказал мне: “Не печалься, (ибо) поистине, Аллах с нами!” [“Покаяние”, 40.]» [“Сахих” аль-Бухари, 1/516.]

Сурака вернулся назад, увидел людей, занятых поисками, и стал говорить: “Я все разузнал для вас”[Сурака имеет в виду следующее: я объездил все вокруг, но никого не нашел.], и получилось так, что первую половину дня он их преследовал, а вторую половину – охранял. [“Зад аль-Ма‘ад”, 2/53.]

4. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал двигаться, пока не добрался до двух палаток Умм Ма‘бад аль-Хуза‘ийа, которая умела принимать гостей и была стойкой женщиной. Она сидела у своей палатки, кормя и поя тех, кто проезжал мимо. Они спросили, есть ли у нее что-нибудь, на что она ответила: “Клянусь Аллахом, будь у меня хоть что-нибудь, я не заставляла бы вас просить, но овцы не доятся, а год был засушливым”. Тут посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел овцу, находившуюся в тени палатки, и спросил: “А это что за овца, о Умм Ма‘бад?” Она ответила: “Она осталась здесь, потому что у нее не было сил идти с другими овцами”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Есть ли у нее молоко?” Она ответила: “Она слишком слаба для этого”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Позволишь ли ты мне подоить ее?” Она сказала: “Конечно, да станут родители мои выкупом за тебя! Если ты думаешь, что у нее есть молоко, то подои ее”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, погладил своей рукой ее вымя, сказал: “С именем Аллаха”, и воззвал к Нему с мольбами, после чего овца расставила ноги и из ее вымени потекло много молока, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, попросил принести большой сосуд, надоил в него столько молока, что края его покрыла пена, досыта напоил эту женщину и своих спутников, а потом напился сам. Потом он снова надоил полный сосуд, оставил его этой женщине, и они уехали.

Спустя немного времени вернулся муж Умм Ма‘бад, пригнавший до крайности истощенных овец. Увидев молоко, он очень удивился и спросил: “Откуда у тебя это? Ведь овцы не стельные, и ни одной дойной овцы дома нет!” Она сказала: “Нет, клянусь Аллахом, но мимо проезжал благословенный человек, который говорил то-то и то-то и делал то-то и то-то”. Он сказал: “Клянусь Аллахом, я думаю, что это тот самый курайшит, которого ищут его соплеменники! Опиши мне его, о Умм Ма‘бад”. И она описала ему прекрасную внешность и поведение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, столь красноречиво, что слышавший их как бы видел его своими глазами, и это описание будет приведено нами ниже. Выслушав ее, Абу Ма‘бад сказал: “Клянусь Аллахом, это тот самый курайшит, о котором говорили то, что говорили, после чего я захотел присоединиться к нему, и я обязательно сделаю это, если смогу!” А через некоторое время люди в Мекке услышали громкий голос читавшего стихи, но не увидели того, кто их читал:

Да вознаградит Аллах, Господь престола, лучшей Своей наградой

двух товарищей, остановившихся у палаток Умм Ма‘бад!

Они находились здесь как благочестивые и уехали

как подобает благочестивым,

и преуспел тот, кто стал спутником Мухаммада!

О, потомки Кусаййа, сколь много скрыто от вас таких дел,

которые привели бы вас к награде и руководству!

Спросите сестру вашу об овце ее и сосуде,

Поистине, если спросите вы овцу, то и она засвидетельствует!

Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Мы не знали, куда направился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но в нижней части Мекки неожиданно появился джинн, который стал произносить эти стихи, а люди следовали за ним и слышали его голос, не видя его, он же покинул город со стороны верхней его части. И когда мы услышали его слова, то узнали, куда направился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поняв, что он направляется в Медину”.[ “Зад аль-Ма‘ад”, 2/53–54.]

5. По пути пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил Абу Бурайду, который был вождем своего племени и тоже отправился на поиски пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, в надежде получить большое вознаграждение, предложенное людям курайшитами. Однако, встретившись с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и поговорив с ним, он сразу же принял ислам, и его примеру последовало семьдесят его соплеменников. А потом он снял свою чалму и привязал ее к своему копью, сделав ее знаменем, символизирующим собой то, что явился ангел безопасности и мира, чтобы наполнить мир этот справедливостью. [“Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/101.]

6. В пути посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретил также аз-Зубайра, находившегося в караване мусульман, которые возвращались из торговой поездки в Шам, и аз-Зубайр подарил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, белые одежды. [Этот хадис, передаваемый со слов Урвы бин аз-Зубайра, приводит аль-Бухари, 1/554.]

Остановка в Куба

В понедельник восьмого числа месяца раби аль-авваль четырнадцатого года от начала пророчества (первый год хиджры), что соответствует двадцать третьему сентября 622 г.н.э., посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал остановку в Куба. [ “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/102. В этот день пророку, да благословит его Аллах и приветствует, исполнилось ровно пятьдесят три года, а пророчество его продолжалось ровно тринадцать лет, как считают утверждающие, что он был почтен пророчеством в девятый день месяца раби аль-авваль через сорок один год после года слона. Что же касается утверждающих, что он был почтен пророчеством в рамадане через сорок один год после года слона, то они считают, что к этому дню от начала его пророчества прошло двенадцать лет пять месяцев и восемнадцать или двадцать два дня.]

Сообщается, что ‘Урва бин аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Между тем мусульмане Медины, узнавшие о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул Мекку, стали каждое утро выходить на харру, где они поджидали его до тех пор, пока полуденная жара не вынуждала их возвращаться обратно. Однажды, прождав уже долгое время, (люди) снова вернулись (ни с чем), а когда они уже разошлись по своим домам, какой-то иудей, забравшийся на одну из их сторожевых башен, чтобы посмотреть на что-то, увидел одетых в белые одежды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его спутников, показавшихся из миража. И этот иудей не удержался и закричал во весь голос: “О арабы! Вот едет ваш дед, которого вы дожидались!” – и, (услышав это,) мусульмане схватили свое оружие”.[“Сахих” аль-Бухари, 1/555.]

Ибн аль-Каййим пишет: “И тут среди домов людей из рода бану ‘Амр бин ‘ауф послышалось нечто вроде раскатов грома: это мусульмане кричали: “Аллах велик!” – радуясь его приезду. И они вышли ему навстречу, приветствовали его как пророка, окружили со всех сторон и стали смотреть на него. После этого на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, снизошло спокойствие и ему было ниспослано следующее откровение: “…ведь, поистине, Его Покровитель – Аллах, и Джибрил, и праведные (из числа) верующих, и кроме того, ангелы помогают (ему)”.(“Запрещение”, 4) [“Зад аль-Ма‘ад”, 2/54.]

Сообщается, что ‘Урва бин аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Итак, они встретили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после чего он свернул с ними направо и доехал до домов (рода) бану амр бин ‘ауф, что было в понедельник в месяце раби аль-авваль. Абу Бакр стоял, встречая людей, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел и хранил молчание, и поэтому некоторые явившиеся туда ансары из числа тех, кто прежде не видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стали приветствовать Абу Бакра, и только после того, как солнечные лучи стали падать на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а Абу Бакр подошел к нему и стал прикрывать его от солнца, люди поняли, кто является посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”.[“Сахих” аль-Бухари, 1/555.]

Весь город вышел встречать пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Такого дня Медина еще не знала, а иудеи стали свидетелями того, как осуществилось пророчество пророка Хабкука (Аввакума), который когда-то сказал: “Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран”. [Библия, “Книга пророка Аввакума”, 3, 3.]

В Куба посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился у Кульсум бинт аль-Хадм, а по другим сведениям – у Са‘да бин Хайсамы, но первое сообщение надежнее. Что же касается Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, то он оставался в Мекке еще три дня, пока не отдал все то, что люди вручили посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на хранение, а потом покинул Мекку пешком, добрался до Куба, где встретился с ними, и остановился у Кульсум бинт аль-Хадм. [ “Зад аль-Ма‘ад”, 2/54; Ибн Хишам, 1/493; “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 1/102.]

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел в Куба четыре дня: понедельник, вторник, среду и четверг. [Сообщение об этом приводит Ибн Исхак (См.: Ибн Хишам, 1/494). Такого же мнения придерживается и аль-Мансурфури (См.: “Рахматун ли-ль-‘алямин”, 1/102). В одном из хадисов “Сахиха” аль-Бухари сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставался в Куба двадцать четыре дня (1/61), в другом хадисе говорится, что он провел там более десяти дней (1/555), а в третьем – что он оставался там четырнадцать дней (1/560), а Ибн аль-Каййим считал, что он пробыл там четырнадцать дней. Сам он пишет, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановился в Куба в понедельник, а уехал оттуда в пятницу (“Зад аль-Ма‘ад”, 2/54–55). Известно, что промежуток между двумя этими днями не превышает десяти дней, не считая дня приезда и отъезда, и вместе с тем не превышает двенадцати дней, если речь идет о двух неделях.] В Куба посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, основал мечеть, ставшую первой мечетью в исламе, и молился в ней. Эта мечеть была первой основанной на благочестии мечетью после начала пророчества. На пятый день, в пятницу, получив веление Аллаха, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел верхом, посадил сзади Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и послал за людьми из рода бану ан-наджжар, приходившимися ему родственниками по материнской линии. Они явились к нему, опоясавшись мечами, а потом он направился в Медину. Время пятничной молитвы застало его у домов людей из рода бану салим бин ‘ауф, и он совершил молитву в вади[Ныне на этом месте находится мечеть.] вместе с другими людьми, численность которых составляла сто человек. [ “Сахих” аль-Бухари, 1/555, 560; “Зад аль-Ма‘ад”, 2/55; Ибн Хишам, 1/494; “Рахматун ли-ль- ‘алямин”, 1/102.]







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.