Здавалка
Главная | Обратная связь

Что следовало из пунктов этого соглашения?



Нет сомнений в том, что если принимать во внимание скрытый смысл заключенного в аль-Худайбиййе перемирия, то его следует считать великой победой мусульман. Так, например, раньше курайшиты совершенно не признавали мусульман, стремились исключительно к их поголовному истреблению и не могли дождаться того дня, когда они станут свидетелями их конца. Они прилагали все силы, чтобы воспрепятствовать доведению до людей исламского призыва, поскольку в Аравии курайшиты издавна являлись признанными религиозными лидерами и пользовались самым большим влиянием в мирских делах. Таким образом, уже сам факт того, что курайшиты пошли на это перемирие, означал признание ими силы мусульман и свидетельствовал о том, что больше они не в состоянии оказывать им серьезного сопротивления. Смысл третьего пункта заключенного перемирия указывал на то, что курайшиты забыли о своем религиозном и светском лидерстве и к этому времени думали только о собственной безопасности, и даже если бы ислам приняло все остальное население Аравии, это не взволновало бы их и они не попытались бы оказать на этот процесс никакого влияния. Разве это не стало очевидным поражением курайшитов? И разве не послужило это указанием на то, что мусульмане одержали явную победу? Для мусульман цель кровопролитных войн, которые они вели со своими врагами, заключалась не в захвате имущества, не в уничтожении людей и не в том, чтобы силой заставить своих врагов принять ислам. Единственной их целью было обеспечение полной свободы, которой люди могли бы пользоваться в сфере идеологии и религии, ведь Аллах Всевышний сказал: «И скажи: “Истина – от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует”»(“Пещера”, 29). Достижению того, к чему они стремились, не могла помешать никакая сила, и они достигли своей цели в полном смысле этого слова, поскольку получили желаемое с помощью того, что им, возможно, не дала бы и явная победа в войнах. Обеспечив вышеупомянутую свободу, мусульмане добились огромных успехов в деле призыва, и если до заключения этого перемирия численность всех мусульман не превышала трех тысяч человек, то при завоевании Мекки два года спустя в одной только мусульманской армии было уже десять тысяч воинов.

Если говорить о втором пункте соглашения о перемирии, то он являлся второй составной частью этой явной победы. Первыми начинали войны не мусульмане, а курайшиты, на что указывают и слова Аллаха Всевышнего, Который сказал: “ … и они первыми начали войну…”(“Покаяние”, 13). Что же касается военных дозоров и рейдов мусульман, то цель их заключалась лишь в том, чтобы курайшиты отказались от своего высокомерия, перестали отворачиваться от пути Аллаха и относились бы к мусульманам как к равным, благодаря чему каждая из сторон могла бы действовать свободно, и договор о прекращении военных действий сроком на десять лет позволил положить предел их вызывающему поведению, став указанием на неудачу, слабость и поражение тех, кто развязал войну.

Первый же пункт позволил открыть дорогу к Запретной мечети, которая в течение нескольких лет была недоступной для мусульман, что также стало неудачей курайшитов, а единственным утешением для них могло служить лишь то, что они воспрепятствовали доступу к ней мусульман в этом году.

Таким образом, три пункта перемирия были явно на руку мусульманам, и только четвертый давал преимущества курайшитам, однако и они были ничтожными и никак мусульманам не вредили. Известно, что пока мусульманин оставался мусульманином, он никуда не бежал от Аллаха и Его посланника и не покидал города ислама Медины, а поступал подобным образом лишь тот, кто явно или тайно становился вероотступником. Но если человек отрекался от ислама, то мусульмане уже не нуждались в нем, и то, что он покидал мусульманское общество, шло этому обществу только на пользу, на что и указывают слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Поистине, это Аллах удалил того, кто ушел от нас к ним”.[“Сахих” Муслима, “Глава о перемирии в аль-Худайбиййе”, 2/105]

Если же говорить о тех мекканцах, которые приняли ислам, то хотя они и лишались возможности укрываться в Медине, но ведь земля Аллаха оставалась просторной, и разве не оказалась для мусульман достаточно просторной Эфиопия в то время, когда жители Медины вообще ничего не знали об исламе? И именно это имел в виду посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда сказал: “А того, кто придет от них к нам, Аллах приведет к облегчению и укажет ему выход”.[“Сахих” Муслима, “Глава о перемирии в аль-Худайбиййе”, 2/105]

 

Несмотря на то, что внешне подобная уступка могла служить предметом гордости для курайшитов, на самом деле это свидетельствовало об их сильном беспокойстве, тревоге и упадке духа, а также об их страхе за собственное существование и существование своей религии. Они будто чувствовали, что находятся на грани жизни и смерти, в силу чего и вынуждены были принимать подобные меры предосторожности. С другой стороны, то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не стал настаивать на возвращении мусульман, сбежавших к курайшитам, свидетельствует лишь о том, что он был полностью уверен в прочности своего положения и в своих силах и поэтому не побоялся согласиться на это условие.

16.Мусульмане испытывают огорчение, а Умар, да будет доволен им Аллах, вступает в дискуссию с посланником Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует

Такова истинная суть пунктов этого перемирия, однако было и два внешних обстоятельства, в силу которых мусульман охватило уныние и они были крайне огорчены.

ПЕРВОЕ. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил им, что они придут к Каабе и совершат обход вокруг нее, так почему же он вернулся, не совершив обхода?

ВТОРОЕ. Мухаммад – посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который следует истине, а Аллах обещал привести Свою религию к победе, так почему же Мухаммад поддался давлению курайшитов и при заключении перемирия согласился на то, что мусульмане посчитали для себя унизительным?

Два вышеуказанных обстоятельства породили множество сомнений, тревог и домыслов, а мусульмане были уязвлены в своих лучших чувствах, и поэтому вместо того, чтобы поразмыслить о возможных последствиях заключенного пророком, да благословит его Аллах и приветствует, перемирия, они принялись скорбеть. Возможно, что больше всех был огорчен Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, который пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Разве мы не правы и разве наши враги не заблуждаются?” Он сказал: “Конечно, (мы правы)!” Умар сказал: “Разве наши погибшие не в раю и разве их погибшие не в огне?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Конечно”. Умар сказал: “Так почему же мы должны унижаться в том, что касается нашей религии, и возвращаться, тогда как Аллах еще не рассудил нас с ними?!” [То есть почему мы должны возвращаться, не сразившись с ними и не выяснив, кто победит?] На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Ибн аль-Хаттаб, поистине, я – посланник Аллаха, и я не могу ослушаться Его, а Он поможет мне и никогда не даст мне погибнуть!” Умар спросил: “Разве ты не говорил нам, что мы придем к Каабе и совершим обход вокруг нее?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да, но разве я говорил тебе, что мы придем к ней в этом году?” Умар сказал: “Нет”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Но ты придешь к ней и совершишь обход вокруг нее”.

После этого разгневанный Умар бин аль-Хаттаб пришел к Абу Бакру, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал ему то же, что говорил и пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал ему в ответ то же, что говорил и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, добавив к этому следующее: “Держись же за его[Имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует] стремя до самой смерти, ибо, клянусь Аллахом, он прав!”

А потом был ниспослан аят, в котором говорилось: “ Поистине, Мы даровали тебе явную победу … ”(“Победа”, 1) – и прочие аяты суры “Победа”, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал за Умаром, да будет доволен им Аллах, и прочитал ему эту суру, а Умар, да будет доволен им Аллах, спросил: “О посланник Аллаха, так, значит, это победа?” – и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да!” – Умар же, да будет доволен им Аллах, обрадовался и вернулся к себе.

А потом Умар, да будет доволен им Аллах, горько раскаивался в том, что говорил лишнее, и говорил: “И я совершил (много) добрых дел (в качестве искупления за эти неуместные вопросы), не прекращая раздавать милостыню, поститься, молиться и освобождать рабов за то, что я сделал в тот день, ибо боялся тех слов, что я произнес, и я делал это, пока у меня не появилась надежда, что все это обернется благом”.[О подробностях этого похода и заключенного перемирия см.: “Фатх аль-Бари”, 7/439–458; “Сахих” аль-Бухари, 1/378–381; 2/598, 600, 717; “Сахих” Муслима, 2/104–106; Ибн Хишам, 2/308–322; “Зад аль-ма‘ад”, 2/122–127; Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 207–305; Ибн аль-Джаузи, “История Умара бин аль-Хаттаба”, с. 39–40]







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.