Здавалка
Главная | Обратная связь

ДРУГИЕ ПОХОДЫ, СОСТОЯВШИЕСЯ В СЕДЬМОМ ГОДУ ХИДЖРЫ



1.Поход на Зат ар-Рика‘

Обезопасив мусульман от двух из трех сил, являвшихся составными частями союзных племен, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, получил возможность сосредоточить все свое внимание на третьей силе, другими словами, на жестокосердных бедуинах, кочевавших по пустыням Неджда и продолжавших время от времени заниматься грабежами и разбоем.

Поскольку эти бедуины жили не в каком-то определенном селении или городе и не прятались в укреплениях и крепостях, установить над ними полный контроль и избавиться от причиняемого ими зла было значительно труднее, чем справиться с мекканцами или жителями Хайбара. Вот почему единственным средством воздействия на них оставались периодически предпринимавшиеся с целью устрашения бедуинов походы.

Для того, чтобы продемонстрировать противникам свою силу или же по той причине, что бедуины стали собирать силы для очередного набега на предместья Медины, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повел мусульман в поход, получивший известность как поход на Зат ар-Рика‘.

В основном авторы книг о военных походах сообщают, что этот поход состоялся в четвертом году хиджры, однако участие в нем Абу Мусы аль-Аш‘ари и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, указывает на то, что он был предпринят уже после похода на Хайбар. Скорее всего этот поход состоялся в месяце раби аль-авваль седьмого года хиджры.

Вкратце суть сообщений авторов жизнеописаний, касающихся этого похода, сводится к тому, что, узнав о концентрации сил племен анмар или бану са‘ляба и бану мухариб из группы племен гатафан, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сразу же выступил в поход против них во главе четырехсот или семисот своих сподвижников, оставив в Медине за старшего Абу Зарра или Усмана бин Аффана, да будет доволен Аллах ими обоими. Продвигаясь вглубь территории обитания этих племен, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, достиг места под названием Нахль, расположенного на расстоянии двух дней пути от Медины, где встретился с группой бедуинов из гатафан. До боя дело не дошло, однако в тот день пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил со своими сподвижниками молитву в угрожающих обстоятельствах (салят аль-хауф).

Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) шестеро из нас[Имеются в виду родственники или соплеменники Абу Мусы, да будет доволен им Аллах] выступили в поход вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и у нас был только один верблюд, на котором мы ехали по очереди. Из-за этого подошвы наших ног стерлись и я (тоже) стер себе ноги и (даже) лишился ногтей. Мы обматывали себе ноги тряпками, и (поэтому этот поход) был назван “Зат ар-рика‘*.** *[“Зат ар-рика‘” переводится как “заплатанная”. Что касается названия этого похода, то на этот счет высказывались разные мнения, например: поход, известный как поход “Зат ар-рика‘”, получил такое название по названию дерева в той местности, куда направлялся отряд мусульман, или: он получил такое название по той причине, что знамена мусульман были заплатанными, и так далее]. **[Сахих” аль-Бухари, “Глава о походе на Зат ар-Рика‘”, 2/592; “Сахих” Муслима, “Глава о походе на Зат ар-Рика‘”, 2/118]

Кроме того, аль-Бухари приводит и другой хадис, в котором сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (В свое время) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принимали участие в походе на Зат ар-Рика‘[По некоторым сведениям, Зат ар-Рика‘ – название местности, расположенной в ста километрах к северо-востоку от Медины]. Добравшись до дерева, отбрасывавшего густую тень, мы предоставили (это место) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спешился, а люди разошлись в разные стороны среди зарослей терновника, желая укрыться в тени деревьев. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (также) расположился в тени акации, повесив на него свой меч. И мы немного поспали, а потом (туда) явился какой-то человек из числа многобожников, (увидел, что меч пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) висит на дереве, выхватил его из ножен и сказал: “Боишься меня?” (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Нет.” (Этот человек) спросил: “Кто же защитит тебя от меня?” – (на что он) ответил: “Аллах!”

Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Немного поспав, мы вдруг (услышали, что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зовет нас, явились к нему, и оказалось, что рядом с ним сидит какой-то бедуин. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Этот (человек) вытащил из ножен мой меч (и поднял его) на меня, когда я спал, а когда я проснулся, он держал обнаженный меч в своей руке. Он сказал мне: “Кто защитит тебя от меня?” – а я трижды ответил (ему): “Аллах!” – и вот он сидит здесь”. И после этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (даже) не стал упрекать его.

В другой версии этого хадиса сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: “Было объявлено о начале молитвы, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил два раката с одной группой людей, которые потом отошли назад, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил еще два раката с другой группой. Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил четыре раката молитвы, а все остальные – по два”.[“Сахих” аль-Бухари, 1/407–408, 2/592]

В той версии этого хадиса, которую приводит Абу ‘Авана, сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:

– И меч выпал из его руки, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял его и спросил: “А кто защитит тебя от меня?” (Человек) взмолился: “Пощади!” – (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “ Засвидетельствуешь ли ты, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха?” Он сказал: “(Нет, но) я обещаю тебе не сражаться против тебя и не присоединяться к тем, кто сражается с тобой!” – и он отпустил его, а когда (этот человек) вернулся к своим товарищам, он сказал (им): “Я пришел к вам от лучшего из людей!”[Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 264. См. также: “Фатх аль-Бари”, 7/416]

В другой версии этого хадиса, приводимой аль-Бухари, сообщается, что Мусаддад передал со слов Абу ‘Аваны, что Абу Бишр сказал: “Имя этого человека – Гаурас бин аль-Харис”.[“Сахих” аль-Бухари, 2/593]Ибн Хаджар пишет: “В связи с этим сообщением аль-Вакиди отмечает, что этого бедуина звали Да‘сур и что он принял ислам, однако, судя по его словам, речь идет о двух разных походах, а Аллах знает об этом лучше”.[“Фатх аль-Бари”, 7/427]

Благодаря этому походу сердцам жестокосердных бедуинов наконец-то удалось внушить страх. Если мы обратим более пристальное внимание на военные походы, состоявшиеся после похода Зат ар-Рика‘, то увидим, что с тех пор племена из группы гатафан больше уже не осмеливались поднимать голову, а постепенно успокаивались и не только признавали свое поражение, но и принимали ислам, а некоторые из этих племен даже принимали участие в завоевании Мекки вместе с мусульманами, а после этого участвовали в битве при Хунайне[Оба этих события относятся к восьмому году хиджры (630 г.н.э.)] и получили свою долю военной добычи. Кроме того, после завоевания Мекки к ним направлялись сборщики закята, которым они отдавали положенное. Так было сломлено сопротивление третьей силы, входившей в состав союзных племен, после чего во всем регионе воцарились мир и спокойствие, а у мусульман было достаточно сил для того, чтобы легко улаживать недоразумения с отдельными племенами, жившими в некоторых других местах. Более того, этот поход положил начало подготовке к завоеванию целых стран и крупных царств, так как внутри самой Аравии обстоятельства складывались для ислама и мусульман благоприятно.

После возвращения из этого похода посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставался в Медине до месяца шавваль седьмого года хиджры. В течение этого периода он отправил в поход несколько отрядов. Ниже приводятся некоторые подробности, имеющие отношение к этим походам.

1. В месяце сафар или раби аль-авваль седьмого года хиджры отряд под командованием Галиба бин Абдуллаха аль-Ляйси, да будет доволен им Аллах, двинулся в поход на племя бану аль-муляввах, обитавшее близ Кудайда. Люди из этого племени убили товарищей Башира бин Сувайда, да будет доволен ими Аллах, и цель похода состояла в том, чтобы отомстить им за это. Мусульмане напали на них ночью, кого-то из них убили и угнали много скота. Вдогонку за ними бросился крупный отряд противника, но когда этот отряд приблизился к мусульманам, пошел сильный дождь, потоки воды отделили их друг от друга и мусульманам удалось благополучно уйти.

2. Поход на Хасму в месяце джумада ас-санийа седьмого года хиджры. Об этом походе мы упоминали в главе о переписке посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с различными царями и правителями.

3. Поход отряда из тридцати человек под командованием Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, на Турбу, состоявшийся в месяце ша‘бан седьмого года хиджры. Воины шли ночью и прятались днем, но известия об этом дошли до людей из племени хавазин, которые успели убежать. Добравшись до их поселений, Умар, да будет доволен им Аллах, никого не обнаружил и вернулся в Медину.

4. Поход отряда из тридцати человек под командованием Башира бин Са‘да аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, на племя бану мурра, обитавшее неподалеку от оазиса Фадак, в месяце ша‘бан седьмого года хиджры. Напав на них, этот отряд захватил много скота, а потом двинулся назад, но к ночи был настигнут погоней. Мусульмане отстреливались от преследователей до тех, пока у Башира и его товарищей, да будет доволен ими Аллах, не кончились стрелы, после чего все они были убиты, кроме Башира, который укрылся в Фадаке и жил среди иудеев, пока его раны не зажили, а потом он вернулся в Медину.

5. Поход отряда из ста тридцати человек под командованием Галиба бин Абдуллаха аль-Ляйси, да будет доволен им Аллах, на племена бану ‘аваль и бану абд бин са‘ляба, обитавшие в районе аль-Майфа‘а (по другим сведениям, это был поход туда, где обитал род аль-хурака [Возможно также, что аль-Хуракат является названием места, где обитало племя джухайна] племени джухайна). Мусульмане напали на них, убили некоторых из тех, кто вступил с ними в бой и угнали много скота. Во время этого похода Усама бин Зайд, да будет доволен им Аллах, убил Мирдаса бин Нахика после того, как этот человек сказал: “Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха”, а потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Усаме: “А разве мог ты рассечь его сердце, чтобы узнать, сердцем он говорил это или нет?!”[ Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел сказать, что вера скрыта в сердце человека, а это значит, что один лишь Аллах может судить о том, верит человек или нет]

6. Поход отряда из тридцати человек под командованием Абдуллаха бин Равахи, да будет доволен им Аллах, на Хайбар в месяце шавваль седьмого года хиджры. Причиной его послужило то, что Асир (или Башир) бин Разам стал собирать силы гатафан для нападения на мусульман. Мусульманам удалось выманить оттуда Асира с тридцатью его товарищами, пообещав ему, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назначит его управлять Хайбаром. Когда они добрались до Каркарат Нийар обе стороны стали подозревать друга в дурных замыслах, в результате чего между ними разгорелся жестокий бой, в котором Асир и все его товарищи были убиты.

7. Поход отряда из трехсот мусульман под командованием Башира бин Са‘да аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, в Йемен и Джабар, где, по одним сведениям, обитало племя гатафан, а по другим – племена фазара и ‘узра, состоявшийся в месяце шавваль седьмого года хиджры. Этому отряду предстояло сразиться с крупными силами противника, который собирался напасть на Медину. Мусульмане шли ночами и прятались днем, что же касается бедуинов, то, узнав об их приближении, они разбежались, а Башир захватил много скота и взял в плен двух человек. Он привел их в Медину к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и впоследствии они приняли ислам.

8. Поход Абу Хадрада аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, на аль-Габу. Ибн аль-Каййим упоминает о нем среди других походов, состоявшихся в седьмом году хиджры до умры возмещения (умрат аль-када). Вкратце суть этого сообщения сводится к тому, что какой-то человек из племени джушм бин му‘авийа явился с большим отрядом в аль-Габу для того, чтобы поднять людей из племени кайс на войну против мусульман. Узнав об этом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил туда Абу Хадрада с двумя другим людьми, да будет доволен ими Аллах, для оценки обстановки. Абу Хадрад разработал умный военный план, в результате чего враг потерпел сокрушительное поражение, а мусульмане захватили много верблюдов и овец. [“Зад аль-ма‘ад”, 2/149–150. Боле подробно об этих походах см.: “Рахматун ли-ль-алямин”, 2/229–231; “Зад аль-ма‘ад”, 2/148–150; “Тальких фухум ахль аль-асар” с комментариями, с. 31; Абдуллах ан-Наджди, “Краткое жизнеописание посланника, да благословит его Аллах и приветствует”, с. 322–324]

 

47.УМРА ВОЗМЕЩЕНИЯ
(УМРАТ АЛЬ-КАДА)

Аль-Хаким сказал:

– Очень многие сообщения свидетельствуют о том, что с наступлением месяца зу-ль-ка‘да посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел своим сподвижникам готовиться к совершению умры, которую было решено совершить в прошлом году, сказав, что никто из людей, находившихся в аль-Худайбиййе вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, не должен оставаться в Медине. В результате в путь двинулись все за исключением павших на поле боя, а также и другие люди, численность которых составила две тысячи человек, не считая женщин и детей.[“Фатх аль-Бари”, 7/700]

За старшего в Медине посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил ‘Увайфа Абу Рахма аль-Гифари, да будет доволен им Аллах. Он гнал с собой шестьдесят предназначенных для жертвоприношения верблюдов, присматривать за которыми было поручено Наджиййи бин Джундубу аль-Аслами, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошел в состояние ихрама для совершения умры в Зу-ль-Хуляйфе, где он и другие мусульмане стали произносить тальбиййу. Мусульмане отправились в дорогу с оружием и были готовы к бою, так как опасались вероломства со стороны курайшитов. Достигнув Йаджаджа, они сложили все шлемы, щиты, стрелы и копья, оставив их под охраной отряда из двухсот человек, которым командовал Ауса бин Хауля аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, после чего вошли в Мекку, имея при себе только личное оружие всадников и держа мечи в ножнах.[“Фатх аль-Бари”, 7/700; “Зад аль-ма‘ад”, 2/151]

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, въехал в Мекку верхом на своей верблюдице по кличке аль-Касва, а мусульмане, произносившие слова тальбиййи, были опоясаны мечами и окружали пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Для того, чтобы посмотреть на мусульман, многобожники забрались на находящуюся к северу от Каабы гору Ку‘айка‘ан. Между собой они говорили: “Поистине, к вам придут люди, ослабленные йасрибской лихорадкой”, и поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел мусульманам первые три круга пройти быстрыми мелкими шагами, а между двумя углами Каабы идти обычным шагом[Имеется в виду, что обычным шагом надо было идти там, где забравшиеся на гору многобожники видеть их не могли]. Велеть мусульманам пройти быстрым шагом все семь кругов пророку, да благословит его Аллах и приветствует, помешала жалость, а само это веление он отдал только для того, чтобы многобожники убедились в их силе.[“Сахих” аль-Бухари, 1/218, 2/610–611; “Сахих” Муслима, 1/412] Кроме того, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел каждому обнажить правое плечо, а оба конца накидки положить на левое.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в Мекку со стороны перевала, который ведет к горе аль-Хаджжун, а выстроившиеся рядами многобожники смотрели на него. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не прекращал произносить слова тальбиййи до тех пор, пока не дотронулся до йеменского угла Каабы своей палкой с изогнутым концом. После этого он совершил обход Каабы, который вместе с ним совершили и остальные мусульмане, а опоясанный мечом Абдуллах бин Раваха, да будет доволен им Аллах, шел перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произнося такие стихи:

Уйдите с его пути, о сыны неверных,

уйдите, ибо все благо в посланнике Его.

Об этом говорится в том, что ниспослал Милостивый

и содержится это в свитках, которые читают Его посланнику.

О Господь мой, поистине, я верую в его слова

и посчитал я должным согласиться с ними

в том, что лучше всего быть убитым на пути Его.

Сегодня мы сразимся с вами за то, что ниспослал Он,

и нанесем удар, от которого голова упадет с плеч,

и позабудут друг о друге друзья.*[Порядок бейтов и само их количество в разных версиях этого сообщения отличаются друг от друга, а мы собрали их воедино]

В хадисе, передаваемом со слов Анаса сообщается, что Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “О Ибн Раваха, перед тобой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а сам ты находишься в святилище Аллаха и читаешь стихи?!” – и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Оставь его, о Умар, ибо, поистине, на них это подействует скорее, чем стрелы!”[Этот хадис приводит ат-Тирмизи. См.: “Сунан”, “Главы об испрашивании разрешения и благовоспитанности”, “Глава о том, что сообщалось относительно чтения стихов”, 2/107]

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с другими мусульманами прошел три круга быстрыми мелкими шагами, а когда это увидели многобожники, они сказали: “И это те, о ком вы говорили, что их ослабила лихорадка? Да они сильнее, чем такой-то и такой-то!”[“Сахих” Муслима, 1/412]

Завершив обход Каабы, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перешел к ритуальному бегу между холмами ас-Сафа и аль-Марва, а после этого он пригнал жертвенный скот к аль-Марве и сказал: “Приносить в жертву скот можно здесь и повсюду в Мекке”, а затем заколол животных у аль-Марвы и обрил голову, мусульмане же последовали его примеру. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал людей в Йаджадж, чтобы они охраняли военное снаряжение и оружие, а другие пришли и совершили все положенные обряды, что и было сделано.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел в Мекке три дня, а утром четвертого дня к Али, да будет доволен им Аллах, пришли курайшиты, сказавшие ему: “Передай своему товарищу, чтобы он уходил от нас, ибо время для этого уже пришло”, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, покинул пределы Мекки, остановился в Сарифе и некоторое время оставался там.

Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покидал Мекку, за ним последовала дочь Хамзы, да будет доволен им Аллах, которая взывала: “О дядя, о дядя!” Ее взял Али, у которого из-за нее начался спор с Джа‘фаром и Зайдом, да будет доволен всеми ими Аллах, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил этот спор в пользу Джа‘фара, поскольку тетка этой девушки являлась его женой.

Во время совершения этой умры посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял в жены Маймуну бинт аль-Харис аль-‘Амирийа. Прежде чем войти в Мекку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал к Маймуне Джа‘фара бин Абу Талиба, да будет доволен Аллах ими обоими, с предложением выйти за него замуж. Маймуна предоставила решать этот вопрос аль-‘Аббасу, замужем за которым была ее сестра Умм аль-Фадль, и аль-‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, выдал ее замуж за посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который, покидая Мекку, оставил там Абу Рафи‘а, чтобы он доставил к нему Маймуну. Брак между ними был заключен в Сарифе. [“Зад аль-ма‘ад”, 2/152].

Эта умра была названа “умрой возмещения” (умрат аль-када) либо потому, что она послужила возмещением за умру в аль-Худайбиййю, либо потому, что она состоялась в результате разбирательства (мукада), иначе говоря, перемирия, заключенного в аль-Худайбиййе. Исследователи[См. “Зад аль-ма‘ад”, 1/172; “Фатх аль-Бари”, 7/500] считают более правильным второе, всего же у этой умры насчитывается четыре названия: “умрат аль-када”, “умрат аль-кадыййа”, “умрат аль-кысас” и “умрат ас-сульх”.[См. “Фатх аль-Бари”, 7/500].

Возвратившись в Медину после совершения этой умры, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в поход несколько отрядов, о чем более подробно сообщается ниже:

1. Отряд из пятидесяти человек под командованием Ибн Абу-ль-‘Ауджа, да будет доволен ими Аллах, который пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил к племени бану салим в месяце зу-ль-хиджжа седьмого года хиджры, чтобы призвать людей этого племени к исламу. На этот призыв они ответили: “Нам нет нужды в том, к чему ты нас призываешь!” – а потом между ними завязался жестокий бой, в котором Абу-ль-‘Ауджа был ранен, а двух многобожников взяли в плен.

2. Отряд из двухсот человек, посланный к месту гибели товарищей Башира бин Са‘да, да будет доволен ими Аллах, у оазиса Фадак в месяце сафар восьмого года хиджры. Этот отряд захватил скот многобожников, а некоторые из них были убиты.

3. Поход на Зат Атлах в месяце раби аль-авваль восьмого года хиджры. Племя бану куда‘а сконцентрировало крупные силы для нападения на мусульман, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направил к ним Ка‘ба бин ‘Умайра аль-Ансари с пятнадцатью воинами, да будет доволен ими Аллах. Встретив врагов, они призвали их к исламу, но те не ответили на этот призыв и стали обстреливать их из луков, в результате чего все мусульмане были убиты за исключением одного человека, которому удалось спрятаться среди тел убитых. [“Рахматун ли-ль-алямин”, 2/231].

4. Отряд, отправленный на Зат ‘Ирк к племени бану хавазин в месяце раби аль-авваль восьмого года хиджры. Бану хавазин постоянно оказывали помощь врагам мусульман, и поэтому туда был направлен Шуджа‘ бин Вахб аль-Асади с отрядом из двадцати пяти человек, да будет доволен ими Аллах. Они угнали скот бану хавазин, не встретив никакого сопротивления.[“Рахматун ли-ль-алямин”, 2/231; “Тальких фухум ахль аль-асар”, с. 33]

БИТВА ПРИ МУТЕ

Это сражение явилось самым крупным и кровопролитным сражением, которое пришлось вести мусульманам при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Оно состоялось в месяце джумада аль-уля восьмого года хиджры (август или сентябрь 629 г.н.э.).

Мута являлась селением, расположенным на границах Шама на расстоянии двух переходов от Иерусалима.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.