Здавалка
Главная | Обратная связь

Начало сражения и поочередное командование



После того, как два войска сошлись при Муте, начался жестокий бой, во время которого три тысячи человек отражали нападения двухсот тысяч. Это был необычный бой, который и ныне вызывает изумление всего мира, однако когда начинает дуть ветер веры, он приносит с собой чудеса.

Сначала знамя взял любимец посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Зайд бин Хариса, да будет доволен им Аллах, который сражался так яростно и проявил такую отвагу, подобной которой не проявлял никто, кроме некоторых других героев ислама, выйдя из боя только после того, как он упал замертво, пронзенный копьями врагов.

После этого знамя взял Джа‘фар бин Абу Талиб, который сражался с беспримерной отвагой, пока ему не отрубили правую руку. Тогда он взял знамя левой рукой и держал его так до тех пор, пока не отрубили и ее, а после этого он прижал знамя к своему телу предплечьями, не опустив его до самой смерти. Сообщается, что какой-то византиец ударом меча разрубил его на две части, а Аллах даровал ему в раю два крыла в награду за его отрубленные руки, с помощью которых он может летать, куда пожелает. Вот почему его называют “летучим Джа‘фаром” или же “двукрылым Джа‘фаром”.

Аль-Бухари приводит слова Нафи‘а, передавшего, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил ему, что в тот день он был у тела убитого Джа‘фара, да будет доволен им Аллах, насчитав на нем пятьдесят ран от копий и мечей, ни одной из которых не было у него на спине.[“Сахих” аль-Бухари, “Глава о походе на Муту, что находится на земле Шама”, 2/611]

В другой версии этого хадиса сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Во время этой битвы я находился среди них, и мы стали искать Джа‘фара бин Абу Талиба, обнаружив его среди убитых и насчитав на его (теле) более девяноста ран, нанесенных мечами, копьями и стрелами”.[Там же] В той версии этого хадиса, которую аль-‘Умри передает со слов Нафи‘а есть следующее добавление: “ … и все эти раны были на его теле спереди”.[ См.: “Фатх аль-Бари”, 7/512. В двух версиях этого хадиса упоминается разное количество ран, что можно объяснить тем, что во второй из них учитываются также и раны от стрел]

После того как отважно сражавшийся Джа‘фар был убит, знамя взял Абдуллах бин Раваха, да будет доволен Аллах ими обоими, который выехал с ним вперед на своем коне. Когда он попытался заставить себя спешиться, то сначала испытал некоторые колебания и свернул немного в сторону, но потом сказал:

Поклялся я, о душа, что ты обязательно спустишься

по своей воле или против нее,

даже если все люди соберутся и бросятся в бой,

так почему же вижу я, что ты не желаешь рая?!

После этого он спустился на землю, и к нему подошел его двоюродный брат, который принес ему кусок мяса и сказал: “Подкрепись этим, ибо за последние дни тебе пришлось пережить немало”. И он взял этот кусок из его рук, откусил немного, а потом выбросил мясо, схватил свой меч, бросился вперед и сражался, пока не погиб.

8.Знамя переходит к одному из мечей Аллаха*

*[“Меч Аллаха” (сайфу-Ллах) – прозвище Халида бин аль-Валида, одного из самых выдающихся полководцев в истории ислама, да будет доволен им Аллах]

Тогда вперед вышел человек из рода бану ‘аджлян по имени Сабит бин Аркам, да будет доволен им Аллах, который взял знамя и сказал: “О, мусульмане, выберите себе командира!” Они сказали: “Ты!” – однако он заявил, что не справится с этим, и тогда люди выбрали командиром Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, который взял знамя в свои руки и принялся яростно сражаться. Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Халид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, сказал: “В день битвы при Муте в моей руке сломалось девять мечей, и не осталось у меня ничего, кроме йеменского клинка”.[“Сахих” аль-Бухари, “Глава о походе на Муту, что находится на земле Шама”, 2/611] В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: “В день битвы при Муте в моей руке раскрошилось девять мечей, а выдержал все только мой йеменский клинок”.[“Сахих” аль-Бухари, “Глава о походе на Муту, что находится на земле Шама”, 2/611]

Сообщается, что в день битвы при Муте посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который получил откровение еще до того, как люди принесли ему известия с поля боя, сказал: “Взял знамя Зайд, и был сражен, потом взял (его) Джа‘фар, и был сражен, потом взял (его) Ибн Раваха, и был сражен, и тут из глаз его полились слезы – (и так продолжалось) до тех пор, пока не взял знамя человек, заслуживший прозвище “сайфу-Ллах” (меч Аллаха), и Аллах даровал им победу”.[Там же]

Завершение боя

Несмотря на беспримерную отвагу и упорство, которые проявила в этом бою мусульманская армия, она, конечно же, не могла устоять перед натиском войск византийцев, и в этот момент Халид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, проявил свое воинское искусство и одаренность, благодаря чему ему удалось вызволить мусульман из того труднейшего положения, в котором они оказались.

В различных сообщениях конец этого боя описывается по-разному, но суть всех их сводится к тому, что Халиду бин аль-Валиду, да будет доволен им Аллах, удалось выстоять под ударами византийцев до конца первого дня сражения. Вместе с тем он понимал, что для того, чтобы внушить сердцам врагов страх, крайне необходимо применить какую-нибудь военную хитрость, которая, с одной стороны, позволила бы мусульманам отойти, а, с другой, помешала бы византийцам броситься за ними в погоню. Ни на минуту не забывал он и о том, что если мусульмане станут отходить, а византийцы будут преследовать их, вырваться из их когтей будет трудно.

Утром второго дня сражения Халид, да будет доволен им Аллах, поменял боевые порядки, перестроив свои войска по-новому: он поменял местами авангард с арьегардом, а правое крыло – с левым. Когда это увидели враги, подобные изменения пришлись им не по душе, и они стали говорить: “К ним пришло подкрепление!” – а в сердца их закрался страх. Что же касается Халида, да будет доволен им Аллах, то после того как две армии встретились и сражались некоторое время, он начал понемногу отводить силы мусульман, не нарушая боевых порядков своего войска, и византийцы не стали их преследовать, думая, что мусульмане прибегают к какой-то военной хитрости и пытаются заманить их в пустыню.

В конце концов византийцы отступили вглубь своей страны, даже не думая преследовать мусульман, а мусульманам удалось благополучно отойти и вернуться в Медину.[См.: “Фатх аль-Бари”, 7/513–514; “Зад аль-ма‘ад”, 2/156. Подробности этого сражения взяты нами из двух этих, а также других упоминавшихся ранее источников]







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.