Здавалка
Главная | Обратная связь

Результаты договора в аль-Худайбийи



УМРА ПРОРОКА,
да благословит его Аллах и приветствует,
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ МЕДИНЫ
И ОСТАНОВКА В АЛЬ-ХУДАЙБИЙИ

Однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился в Медине, он увидел во сне себя вместе со своими сподвижниками на территории Священной Мечети в Мекке в полной безопасности с обритыми головами или укороченными волосами. Он рассказал мусульманам об этом сне, сказав, что хочет совершить Умру. Он, да благословит его Аллах и приветствует, просил мединцев и часть бедуинов сопровождать его, однако они медлили с ответом, считая, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и мусульмане вряд ли вернутся оттуда, а потом отказались от этого окончательно, заявив: "Мы должны остаться, ибо у нас есть важные дела дома, прости же нас!"

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил из Медины в понедельник, первого зу-ль-ка'да 6 года Хиджры в сопровождении тысячи четырехсот мухаджиров и ансаров. С собой он гнал жертвенный скот, давая людям понять, что он отправился не в военный поход, а покинул Медину только для совершения Умры. Достигнув Зу-ль-Хулайфы, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, облачился в ихрам - белую набедренную повязку и белую накидку.

После этого он, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил свой путь, а когда мусульмане добрались до аль-Усфана, ему сообщили, что курайшиты, решившие не допустить их к Каабе, готовятся к сражению. Мекканцы стали лагерем в долине Зу Тува, на подходе к Мекке, и послали в долину Кура аль-Гамим Халида ибн аль-Валида с двумястами всадников, поставив ему задачу перекрыть дорогу, ведущую к Мекке. Кроме того, курайшиты призвали к себе на помощь племена, входившие в союз племен Ахабиш. В этих условиях посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, созвал своих сподвижников на совет, чтобы решить, следует ли ему атаковать Ахабиш или продолжать двигаться к Мекке и вступать в сражение с теми, кто попытается помешать мусульманам. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: "Мы явились сюда для совершения Умры, а не для сражений, но с теми, кто встанет у нас на пути, мы должны сражаться!", и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, полностью согласился с ним.

Что же касается Халида, то он приблизился к мусульманам в то время, когда они были заняты полуденным Намазом. Увидев, как они совершают свои поясные и земные поклоны, он сказал: "Если напасть на них во время Намаза, то можно застать их врасплох!", и решил сделать это во время послеполуденного Намаза, однако до этого Аллах ниспослал Откровение, в котором содержались указания на то, как следует совершать Намаз в экстремальных обстоятельствах, и многобожники не смогли воспользоваться такой возможностью.

После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся другой дорогой и вышел к Санийат аль-Мурар, что находится поблизости от аль-Худайбийи. Когда он, да благословит его Аллах и приветствует, достиг этого места, его верблюдица опустилась на колени. Люди пытались поднять ее криком, но она не слушалась их, и тогда они сказали: "Она заупрямилась!" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возразил им: "Не таков ее нрав, а удерживает ее здесь то же, что удержало и слона!".(70) А потом он, да благословит его Аллах и приветствует, прикрикнул на нее, верблюдица встала, и он, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся дальше, остановившись уже в аль-Худайбийи.

Первым к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл вождь племени Хуза'а Будайль ибн Варка со своими соплеменниками, чтобы сообщить ему о том, что курайшиты готовятся к бою, преисполненные решимости не допустить мусульман в Мекку. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заверил его, что они прибыли только для совершения Умры, а не для войны, и что он готов к заключению перемирия с курайшитами, однако если они не согласятся на это, то он станет сражаться с ними, пока не погибнет или не добьется своего.

ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУ ПОСЛАННИКОМ АЛЛАХА,
да благословит его Аллах и приветствует,
И КУРАЙШИТАМИ

Вернувшись назад, Будайль передал слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, курайшитам, после чего они послали к нему Ликраза ибн Хафса, которому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то же самое, что он говорил и Будайлю. А затем они послали к нему главу Ахабиш аль-Хулайса ибн Алкама. Когда же он приблизился к мусульманам, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о нем: "Он из тех, кто с почтением относится к жертвенному скоту, отпустите же животных!" Мусульмане так и сделали, встретив аль-Хулайса возгласами "Лаббайка!", и когда он увидел это, то воскликнул: "Слава Аллаху! Не следует преграждать им путь! Почему разрешается это другим племенам, а потомков Абд аль-Мутталиба туда не допускают?! Да пропадут эти курайшиты! Клянусь Господом Каабы, ведь эти люди пришли сюда, чтобы совершить Умру!" Однако после того, как это услышали сами курайшиты, они сказали ему: "Молчи! Ты ведь бедуин и не знаешь всех этих хитростей!"

А затем они послали к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Урву ибн Мас'уда ас-Сакафи, которому он сказал то же, что говорил Будайлю и всем остальным. Тогда Урва сказал ему: "О Мухаммад! Если ты истребишь своих соплеменников, то сделаешь нечто такое, чего никто из арабов прежде не делал, разве не так? А если ты потерпишь поражение, то я думаю, что тот сброд, который ты собрал вокруг себя, скорее всего бросит тебя и разбежится!" Однако Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, грубо оборвал его и сказал: "Никогда мы его не покинем!", и Урва ничего не возразил ему, памятуя о том, что раньше Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, оказывал ему благодеяния.

Во время этого разговора Урва все время касался руками бороды Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в то время как стоявший рядом аль-Мугира ибн Шу'ба бил его по руке ножнами меча, говоря: "Руки прочь от бороды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!", и в конце концов Урва воскликнул: "О предатель, разве не старался я уладить то, что случилось из-за твоего предательства?!"

А дело было в том, что аль-Мугира, являвшийся племянником Урвы, в свое время убил несколько человек, захватил их имущество, а потом явился со всем этим к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и принял Ислам, но он не принял от аль-Мугиры ничего, кроме его Ислама. Что же касается Урвы, то он улаживал дела, связанные с выплатой виры за убитых, о чем он и напомнил аль-Мугире, говоря о предательстве последнего.

В процессе переговоров с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Урва имел возможность убедиться, с каким величайшим почтением относятся к нему, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники, и когда он вернулся назад, то сказал курайшитам: "О люди! Мне приходилось встречаться с владыками и царями, и видел я царя Ирана, императора Византии и негуса Эфиопии, но, клянусь Аллахом, не припомню я, чтобы приближенные кого-либо из этих царей относились бы к ним с таким почтением, с каким сподвижники Мухаммада относятся к нему! Клянусь Аллахом, если капля его слюны упадет кому-нибудь на руку, человек спешит растереть ее по своему лицу и по своей коже; когда он приказывает что-либо своим сподвижникам, те сразу бросаются выполнять его веление; когда он совершает омовение, они готовы сражаться друг с другом из-за оставшейся после него воды, а когда он начинает говорить, они понижают голос, и они не смеют даже пристально посмотреть на него из уважения к нему! И он предлагает вам нечто разумное, с чем вам следует согласиться!"

Пока проходили эти переговоры, группа молодых курайшитов, состоявшая из семидесяти или восьмидесяти человек, пробралась ночью на гору ат-Тан'им и напала оттуда на лагерь мусульман в надежде сорвать заключение перемирия, однако все они были схвачены мусульманами, а потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отпустил их, не сделав им ничего плохого. Это способствовало устрашению курайшитов и подтолкнуло их к заключению перемирия, о чем Всевышний Аллах сказал так:

"Он - Тот, Который отвел их десницы от вас и ваши десницы от них в долине Мекки после того, как по Его воле вы одержали победу над ними" ("Победа", 24).

ПЕРЕГОВОРЫ УСМАНА ИБН АФФАНА,
да будет доволен им Аллах,
С КУРАЙШИТАМИ И ПРИНЕСЕНИЕ КЛЯТВЫ,
УГОДНОЙ АЛЛАХУ

После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил отправить к курайшитам своего посланца, который должен был ещё раз заверить курайшитов в том, что единственной целью его появления у стен Мекки было совершение Умры. Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поручил Усману ибн Аффану, которому он доверил выполнение этой миссии, встретиться в Мекке с неимущими и слабыми мусульманами и мусульманками и порадовать их вестью о скорой победе и о том, что Аллах окажет помощь Своей религии, и никому больше не придется скрывать свою веру.

Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах, приехал в Мекку, заручившись гарантиями безопасности, которые дал ему Абан ибн Са'ид аль-Умави, взявший его под свою защиту. Он доставил послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, курайшитам, которые предложили ему совершить обход вокруг Каабы, однако он отказался, поскольку в этом было отказано посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Курайшиты, желавшие обсудить между собой все детали, а потом отпустить Усмана, да будет доволен им Аллах, с ответом, довольно долго задерживали его, и среди мусульман разнесся слух, что он убит. Убийство посланца было равнозначно объявлению войны, и поэтому когда эти слухи дошли до посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: "Мы не уйдем отсюда, пока не сразимся с этими людьми!" Сидя под деревом, он призвал к себе людей, чтобы они поклялись ему, что будут сражаться насмерть, и все они устремились к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, присягая ему в том, что будут биться до конца и не побегут с поля боя. Сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, накрыл одну свою руку другой и сказал: "Это за Усмана!". А когда мусульмане закончили приносить свои клятвы, появился и сам Усман, да будет доволен им Аллах, и через некоторое время Всевышний Аллах ниспослал об этой клятве аят, в котором говорилось:

"Аллах был доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом" ("Победа", 18), и поэтому ее стали называть "клятвой, угодной Аллаху".







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.