Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос № 1: Из-за чего все-таки воюют сирийцы?

Сирийский конфликт для «чайников»

Простые ответы на наивные вопросы про Сирию

Гражданская война в Сирии длится более двух лет. Но для многих до сих пор загадка — кто, с кем, зачем и с чьей помощью воюет. В моменты обострения кофликта такие люди начинают нервничать сильнее: обидно чувствовать себя профаном в теме, которую обсуждают все вокруг. Обобщив наиболее типичные вопросы, задаваемые «чайниками от мировой политики», мы постарались дать им максимум информации к размышлению.

Вопрос № 1: Из-за чего все-таки воюют сирийцы?

Война в Сирии идет на нескольких фронтах.

Асад просив ССА В стране более 80% мусульман, подавляющее большинство из них — сунниты. Но правят Сирией уже которое десятилетие алавиты (это ответвление шиитского направления ислама), к которым принадлежит и клан Асада. На месте суннитов вы тоже захотели бы поменяться местами! Нестабильность, принесенная в регион «арабской весной», давала им верный шанс — противники власти объединились в Свободную сирийскую армию (ССА). Врагов Асада поддерживают суннитские монархии Персидского залива и палестинские террористы из «Хамас». Асада — шиитский Иран и ливанские террористы из «Хезболлы».

Асад против «Аль-Каиды» Кроме ССА против Асада воюют радикальные исламистские группировки с трудными для восприятия неподготовленными людьми названиями: «Доуля Исламия Ирак и Шам», «Лива ат-Таухид», «Фронт аль-Нусра». Все это местные филиалы «Аль-Каиды» или хотят ими казаться.

ССА против «Аль-Каиды» С недавних пор враги Асада воюют и между собой — не могут решить, кому нужнее власть в Сирии. Началось все из-за небольшого «недоразумения»: 12 июля радикальные исламисты убили одного из командиров ССА Камаля Хамами, его брата и пообещали поочередно убить всех остальных руководителей ССА, чтобы они не претендовали на контролируемую ими часть страны.


Вопрос № 2: Какого черта в Сирии надо американцам?

Деньги Это мотив лоббистов американского ВПК в связке с генералами Министерства обороны. В 2011 году Пентагон подписал контрактов на 100 млрд долларов только с пятью главными своими подрядчиками: Lockheed Martin, Boeing, General Dynamics, Raytheon и Northrop Grumman.

Бизнес отвечает взаимностью: 76 из 108 трех- и четырехзвездных американских генералов и адмиралов, ушедших в отставку в 2009–2011 годах, устроились на работу в фирмы-подрядчики Пентагона.

Геополитика Главные сторонники свержения режима Асада — суннитские монархии Персидского залива (прежде всего ОАЭ). Они же стратегические союзники США и главные поставщики сырья. Свержение Асада — ключ к ослаблению (а в мечтах и к разгрому) их главного врага — шиитского Ирана. А чего не сделаешь ради ближайшего союзника?

Кроме того, такая сверхдержава, как США, не может (в собственном представлении) уступить кому-либо роль главной силы в регионе.

Внутренняя политика Обаме приятно подложить свинью соперникам-республиканцам. Все последние годы те поносили режимы Асада и Ахмадинежада и зарабатывали себе политические очки, обвиняя Обаму в мягкотелости. И вдруг Обама предлагает им голосовать за войну в Сирии, и оказывается, что большинство республиканцев против — двуличные политиканы.


Вопрос № 3: Почему Россия против вторжения в Сирию? В чем наш интерес?

Экономика Вроде как Сирия — один из главных покупателей нашего оружия. На долю Асада приходится десятая часть текущих заказов «Рособоронэкспорта». Проблема лишь в том, что Сирия за поставляемое оружие почти не платит. Арифметика такая: последний платеж мы получили в 2006 году — миллиард долларов. Но годом ранее Россия списала Асаду долг в 10 млрд долларов под гарантии заключения новых контрактов.

Геополитика Сирия — если не единственный, то точно самый близкий наш союзник на Ближнем Востоке. У нас там даже подобие военной базы в Тартусе — 110-метровый плавучий пирс (чтобы корабль мог причалить, заправиться), склады на берегу и забор из колючей проволоки. Потерять такую «базу» нестрашно. Но про нее в Кремле думают в последнюю очередь. Гораздо важнее, что падение режима Асада подорвет авторитет нашей дипломатии и лишит Россию возможности серьезно влиять на ближневосточную ситуацию.

Внутренняя политика Сразу после президентских выборов в 2012 году Левада-Центр провел опрос, и выяснилось, что от третьего срока Путина 67% россиян ждут укрепления внешнеполитических позиций страны и только 45% надеются на улучшение ситуации в экономике. Владимир Путин наверняка понимает, что позиция по Сирии сможет компенсировать тот негатив, с которым наши сограждане в большинстве своем восприняли «сдачу» Ливии.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.