Здавалка
Главная | Обратная связь

Общий подход к методологии оценивания



 

Предлагаемый подход к методологии оценивания школьников базируется на доступных оцениванию основных компетенциях, ко­торые формируются по мере изучения правовых курсов.

 

Компетен­циибудут рассматриваться ниже как совокупности практически ориентированных способностей учащихся к осуществлению слож­ных, культуросообразных видов деятельности.

В качестве ключевых компетенций, подлежащих оцениванию в рамках школьных право­вых курсов, следует рассматривать практически-познавательную и коммуникативную компетенции.

 

Практически-познавательная компетенция в области права представляет собой совокупность способностей, позволяющую объ­ективно воспринимать, комплексно анализировать и результативно разрешать проблемы правового характера. Будучи непосредственно связанной с познавательным компонентом школьной программы, эта компетенция предполагает не просто способности к поиску, подбору информации, ее анализу, синтезу и т. п., но способности, базирующиеся на основе реальных знаний и опыта работы с пробле­мами правового (нормативного) характера.

Коммуникативная компетенция представляет собой совокупность способностей, которая подразумевает возможность практического разрешения правовых (нормативных) проблем на коммуникативном уровне. Эта компетенция обусловлена навыками аргументации, веде­ния дискуссии, согласованного действия при коллективном решении не только учебных, но и реально возникающих проблем правового характера. В то же время она глубоко взаимосвязана с практически-познавательной компетенцией, без которой немыслима культуросообразная и сколько-нибудь эффективная коммуникативность.

 

Кроме того, существует и ценностно-ориентационная компе­тенция, которая складывается из способностей к восприятию жиз­ненных ситуаций на основе определенной системы ценностей (об­щечеловеческой, нравственной или правовой). Именно в рамках этой компетенции формируются правосознание, законосообразное поведение, способность мыслить этическими категориями.

Ценностно-ориентационная компетенция является одной из важнейших, но в силу невозможности ее объективного оценивания можно лишь наметить отдельные подходы к развитию соответствующих способностей учащихся посредством оценивания.

Кроме того, некоторые составляющие оцениваемых компетенций имеют непосредственную взаимосвязь с ценностными ориентациями, что позволяет учитывать их в процессе формирования оценки. Таков, например, критерий практической справедливости, по которому можно оценивать самих участников процедуры оценивания, т. е. учени­ков, выносящих суждение о работе своих товарищей.

Объективная оценка с точки зрения ключевых компетенций должна исходить из разнообразия объектов оценивания. Оценивает­ся не только устный ответ, но и письменные работы, участие в дис­куссиях, играх, а также участие в формировании демократического правового пространства школы. Наиболее показательными следует признать случаи, когда самостоятельно либо совместно ученики раз­решают различные проблемные ситуации. Именно в этих случаях критерии оценки компетенций будут представлены наиболее полно.

Критерии важно объявить. Необходимо, чтобы ученики знали, в соответствии с какими критериями учитель выносит свое суждение (оценку). Следует учесть, что при наличии объективных критериев оценка будет иметь бесспорный характер, а там, где полная объек­тивность невозможна, «вердикт» вполне может стать предметом об­суждения.

Процесс оценивания должен вписываться в представления о правовом укладе школы. Любую оценку надо тщательно мотивиро­вать. Процедура оценивания должна быть простой и понятной всем. Нормы и критерии, в соответствии с которыми выставляется оценка, важно сделать стабильными, предельно четкими и имеющими «силу закона».

Очень важно как можно чаще привлекать к оцениванию самих учеников. Например, при состязательном решении проблемных ситуаций полезно доверить оценивание наиболее сильным ученикам, которые, непосредственно не участвуя в состязании, будут играть роль независи­мых арбитров. Критерии оценивания известны всем, а «арбитры», объявляя результаты, должны мотивировать их исходя из объявленных критериев. В таких случаях сам «арбитр» оценивается еще и по критерию справедливости принимаемых решений — весьма важному, поскольку этот критерий (практической справедливости) отчасти вскрывает мало­доступную оцениванию ценностно-ориентационную компетентность.

 

Одной из форм работыпо оцениванию учащихся 7—11 классов может являться защита ученических проектов. Авторами проектов и оппонентами являются сами ученики. Мотивированный «вердикт» выносится учеником-арбитром по результатам «прений» и подлежит утверждению учителем.

Этот и сходные подходы к оцениванию позволяют не только на­ладить коллективную работу в классе, но и сделать такую работу инте­рактивной, ориентированной на интенсивное взаимодействие всех участников, включая учителя, которому отведена роль верховного арбитра. В этом случае результаты оценивания будут не только объек­тивны, но и весьма авторитетны, поскольку процесс принятия ре­шений максимально демократичен и обусловлен четко определен­ной процедурой.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.