Общий подход к методологии оценивания
Предлагаемый подход к методологии оценивания школьников базируется на доступных оцениванию основных компетенциях, которые формируются по мере изучения правовых курсов.
Компетенциибудут рассматриваться ниже как совокупности практически ориентированных способностей учащихся к осуществлению сложных, культуросообразных видов деятельности. В качестве ключевых компетенций, подлежащих оцениванию в рамках школьных правовых курсов, следует рассматривать практически-познавательную и коммуникативную компетенции.
Практически-познавательная компетенция в области права представляет собой совокупность способностей, позволяющую объективно воспринимать, комплексно анализировать и результативно разрешать проблемы правового характера. Будучи непосредственно связанной с познавательным компонентом школьной программы, эта компетенция предполагает не просто способности к поиску, подбору информации, ее анализу, синтезу и т. п., но способности, базирующиеся на основе реальных знаний и опыта работы с проблемами правового (нормативного) характера. Коммуникативная компетенция представляет собой совокупность способностей, которая подразумевает возможность практического разрешения правовых (нормативных) проблем на коммуникативном уровне. Эта компетенция обусловлена навыками аргументации, ведения дискуссии, согласованного действия при коллективном решении не только учебных, но и реально возникающих проблем правового характера. В то же время она глубоко взаимосвязана с практически-познавательной компетенцией, без которой немыслима культуросообразная и сколько-нибудь эффективная коммуникативность.
Кроме того, существует и ценностно-ориентационная компетенция, которая складывается из способностей к восприятию жизненных ситуаций на основе определенной системы ценностей (общечеловеческой, нравственной или правовой). Именно в рамках этой компетенции формируются правосознание, законосообразное поведение, способность мыслить этическими категориями. Ценностно-ориентационная компетенция является одной из важнейших, но в силу невозможности ее объективного оценивания можно лишь наметить отдельные подходы к развитию соответствующих способностей учащихся посредством оценивания. Кроме того, некоторые составляющие оцениваемых компетенций имеют непосредственную взаимосвязь с ценностными ориентациями, что позволяет учитывать их в процессе формирования оценки. Таков, например, критерий практической справедливости, по которому можно оценивать самих участников процедуры оценивания, т. е. учеников, выносящих суждение о работе своих товарищей. Объективная оценка с точки зрения ключевых компетенций должна исходить из разнообразия объектов оценивания. Оценивается не только устный ответ, но и письменные работы, участие в дискуссиях, играх, а также участие в формировании демократического правового пространства школы. Наиболее показательными следует признать случаи, когда самостоятельно либо совместно ученики разрешают различные проблемные ситуации. Именно в этих случаях критерии оценки компетенций будут представлены наиболее полно. Критерии важно объявить. Необходимо, чтобы ученики знали, в соответствии с какими критериями учитель выносит свое суждение (оценку). Следует учесть, что при наличии объективных критериев оценка будет иметь бесспорный характер, а там, где полная объективность невозможна, «вердикт» вполне может стать предметом обсуждения. Процесс оценивания должен вписываться в представления о правовом укладе школы. Любую оценку надо тщательно мотивировать. Процедура оценивания должна быть простой и понятной всем. Нормы и критерии, в соответствии с которыми выставляется оценка, важно сделать стабильными, предельно четкими и имеющими «силу закона». Очень важно как можно чаще привлекать к оцениванию самих учеников. Например, при состязательном решении проблемных ситуаций полезно доверить оценивание наиболее сильным ученикам, которые, непосредственно не участвуя в состязании, будут играть роль независимых арбитров. Критерии оценивания известны всем, а «арбитры», объявляя результаты, должны мотивировать их исходя из объявленных критериев. В таких случаях сам «арбитр» оценивается еще и по критерию справедливости принимаемых решений — весьма важному, поскольку этот критерий (практической справедливости) отчасти вскрывает малодоступную оцениванию ценностно-ориентационную компетентность.
Одной из форм работыпо оцениванию учащихся 7—11 классов может являться защита ученических проектов. Авторами проектов и оппонентами являются сами ученики. Мотивированный «вердикт» выносится учеником-арбитром по результатам «прений» и подлежит утверждению учителем. Этот и сходные подходы к оцениванию позволяют не только наладить коллективную работу в классе, но и сделать такую работу интерактивной, ориентированной на интенсивное взаимодействие всех участников, включая учителя, которому отведена роль верховного арбитра. В этом случае результаты оценивания будут не только объективны, но и весьма авторитетны, поскольку процесс принятия решений максимально демократичен и обусловлен четко определенной процедурой.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|