Оценивание практически-познавательной компетенции
С точки зрения практически-познавательной компетенции в первую очередь следует оценивать способности, являющиеся обязательным условием успешного разрешения учащимися (выпускниками) как учебных, так и вполне реальных познавательных проблем в области права. К этим способностям относятся способности: · к восприятию и усвоению информации правового характера, адекватному пониманию не только теоретического содержания учебного курса, но и практически-проблемных ситуаций, · к объективному анализу проблем, · моделированию и синтезу их возможных решений.
Спектр возможных критериев оценивания данной компетентности весьма широк и разнообразен.
При оценивании в 5—6 классах наибольшее внимание следует уделять способности учеников видеть нормативный контекст учебных ситуаций, различать правовые и иные варианты нормативного регулирования, анализировать ситуации исходя из жизненного опыта и имеющейся информации. Немаловажно детально анализировать и оценивать все, что имеет отношение к навыкам работы с информацией. В качестве одной из базовых, системообразующих способностей практически-познавательной компетенции необходимо рассматривать способность выделять главное, видеть взаимосвязь явлений, находить верные подходы к их пониманию и трактовке. Если для решения учебной проблемы ученик целесообразно задействует всю необходимую информацию, значит, относительно предложенного задания этот ученик вполне компетентен. Уровень фактических знаний (не только количественный, но и качественный) также важен для оценивания с точки зрения познавательно-практической компетенции. Он прямо свидетельствует о наличии развитых навыков обработки учебной информации, а значит, всегда должен присутствовать в качестве одного из критериев оценивания. Способность ученика к собственной (логически понятной) интерпретации известных ему фактов можно рассматривать как важный показатель качества знания, опыта работы с правовым материалом. Уровень развития практически-познавательной компетенции важно оценивать в соответствии с возрастными особенностями учеников, что предполагает постепенное, по мере изучения правовых курсов, усложнение и расширение совокупности критериев оценивания, уровня требований к развитию данной компетенции. Если выполняемое учеником задание представляет собой ситуацию, которую возможно разрешить, не пользуясь уже изученными фактами, важно обратить внимание на правильность восприятия предложенной ситуации. В 5-6 классах этот критерий имеет огромную значимость, но и в 7—11 классах процедура оценивания должна начинаться именно с него. От того, насколько правильно ученик понимает формулировку (условия) задания, непосредственно зависит способность к объективному анализу и практическому разрешению предложенной ситуации. В 5-6 классах навыки понимания правовой информации, вычленения нормативного контекста в предлагаемых ситуациях требуют особенного внимания при оценивании. Ситуация, понятая учеником: правильно, является хорошим материалом для дальнейшей работы. Отказавшись от оценивания по факту неудачно выполненного задания, можно впоследствии вернуть ученика к возникшему затруднению и в итоге добиться положительного результата, т. е. самой возможности объективно оценить компетенцию исходя из всей совокупности используемых критериев оценки. Практически-познавательная компетенция предполагает, что само знание будет активным, подкрепленным способностью ученика использовать его в любой подходящей ситуации, осмысленным, являющимся составной частью мировосприятия. Оценивание практически-познавательной компетенции важно сочетать с постоянным мониторингом уровня фактических знаний. Речь идет вовсе не о том, чтобы ученики подробно помнили все, о чем написано в учебнике или говорилось на уроке. Подразумевается, в рамках данной компетенции должна формироваться способность активно использовать известные факты как при освоении нового материала, так и в процессе разрешения проблемных ситуаций. Право — это прежде всего практико-ориентированная область знания, и соответственно нельзя говорить о познавательно-практической компетенции в области права, не оценивая уровень владения правовыми знаниями на практике, при решении конкретных проблем. Если ученик способен использовать полученные знания для дальнейшего развития своих умений и навыков, если на основе своего знания он может разрешать предлагаемые проблемные ситуации, то это и будет важнейшим показателем при формировании итоговой либо «срезовой» оценки. Очень важно, чтобы задания, оценка которыхзначима для общей картины успеваемости, были ориентированы именно на этот показатель, поскольку он важен и для общей картины достижений в развитии практически-познавательной компетенции. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|