Здавалка
Главная | Обратная связь

Оценивание практически-познавательной компетенции



С точки зрения практически-познавательной компетенции в первую очередь следует оценивать способности, являющиеся обяза­тельным условием успешного разрешения учащимися (выпускника­ми) как учебных, так и вполне реальных познавательных проблем в области права. К этим способностям относятся способности:

· к вос­приятию и усвоению информации правового характера, адекватно­му пониманию не только теоретического содержания учебного курса, но и практически-проблемных ситуаций,

· к объективному анализу проблем,

· моделированию и синтезу их возможных решений.

 

Спектр возможных критериев оценивания данной компетентности весьма широк и разнообразен.

 

При оценивании в 5—6 классах наибольшее внимание следует уделять способности учеников видеть нормативный контекст учеб­ных ситуаций, различать правовые и иные варианты нормативного регулирования, анализировать ситуации исходя из жизненного опы­та и имеющейся информации. Немаловажно детально анализиро­вать и оценивать все, что имеет отношение к навыкам работы с ин­формацией.

В качестве одной из базовых, системообразующих спо­собностей практически-познавательной компетенции необходимо рассматривать способность выделять главное, видеть взаимосвязь явлений, находить верные подходы к их пониманию и трактовке.

Если для решения учебной проблемы ученик целесообразно за­действует всю необходимую информацию, значит, относительно предложенного задания этот ученик вполне компетентен.

Уровень фактических знаний (не только количественный, но и качественный) также важен для оценивания с точки зрения познава­тельно-практической компетенции. Он прямо свидетельствует о нали­чии развитых навыков обработки учебной информации, а значит, всегда должен присутствовать в качестве одного из критериев оцени­вания.

Способность ученика к собственной (логически понятной) ин­терпретации известных ему фактов можно рассматривать как важный показатель качества знания, опыта работы с правовым материалом.

Уровень развития практически-познавательной компетенции важно оценивать в соответствии с возрастными особенностями уче­ников, что предполагает постепенное, по мере изучения правовых курсов, усложнение и расширение совокупности критериев оцени­вания, уровня требований к развитию данной компетенции.

Если выполняемое учеником задание представляет собой ситуа­цию, которую возможно разрешить, не пользуясь уже изученными фактами, важно обратить внимание на правильность восприятия предложенной ситуации. В 5-6 классах этот критерий имеет огромную значимость, но и в 7—11 классах процедура оценивания должна начинаться именно с него. От того, насколько правильно ученик понимает формулировку (условия) задания, непосредственно зависит способность к объективному анализу и практическому разрешению предложенной ситуации.

В 5-6 классах навыки понимания правовой информации, вычленения нормативного контекста в предлагаемых ситуациях требуют особенного внимания при оценивании. Ситуация, понятая учеником: правильно, является хорошим материалом для дальнейшей работы. Отказавшись от оценивания по факту неудачно выполненного задания, можно впоследствии вернуть ученика к возникшему затруднению и в итоге добиться положительного результата, т. е. самой возможности объективно оценить компетенцию исходя из всей совокупности используемых критериев оценки. Практически-познавательная компетенция предполагает, что само знание будет активным, подкрепленным способностью ученика использовать его в любой подходящей ситуации, осмысленным, являющимся составной частью мировосприятия.

Оценивание практически-познавательной компетенции важно сочетать с постоянным мониторингом уровня фактических знаний. Речь идет вовсе не о том, чтобы ученики подробно помнили все, о чем написано в учебнике или говорилось на уроке. Подразумевается, в рамках данной компетенции должна формироваться способность активно использовать известные факты как при освоении нового материала, так и в процессе разрешения проблемных ситуаций.

Право — это прежде всего практико-ориентированная область знания, и соответственно нельзя говорить о познавательно-практ­ической компетенции в области права, не оценивая уровень владения правовыми знаниями на практике, при решении конкретных проблем.

Если ученик способен использовать полученные знания для дальнейшего развития своих умений и навыков, если на основе своего знания он может разрешать предлагаемые проблемные ситуации, то это и будет важнейшим показателем при формировании итоговой либо «срезовой» оценки. Очень важно, чтобы задания, оценка которыхзначима для общей картины успеваемости, были ориентированы именно на этот показатель, поскольку он важен и для общей картины достижений в развитии практически-познавательной компетенции.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.