Общий подход к формам оценивания ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Предложенный общий подход к методологии оценивания компетенций учащихся в области права ориентирован на максимально разнообразное использование различных форм оценивания. Существующие формы оценивания можно условно определить как традиционные и нетрадиционные (альтернативные). Критерием такого условного деления является сама форма оценочного суждения.
Традиционная форма оценивания связана с выставлением оценки по общепринятой шкале, которая является универсальным показателем успеваемости школьников, уровня их знаний, умений и навыков. Нетрадиционные формы оценивания могут быть увязаны с этим общепринятым показателем успеваемости либо использоваться независимо от него. Можно фиксировать в качестве отметки «звездочки» или «плюсы», которые потом будут суммироваться и превращаться в обычную отметку, можно отмечать по ходу урока баллы, высчитывая потом рейтинги, также увязанные с показателями успеваемости, можно рисовать грустные либо веселые «рожицы», без увязки с успеваемостью, есть множество других форм оценочного суждения. В любом случае применение этих форм необходимо мотивировать. Если исходить из предлагаемого концептуального подхода к методам оценивания учащихся в области права, то каждой из оцениваемых компетенций должен соответствовать и определенный подход к формам оценивания. Так, в 5—6 классах объективному оцениванию наиболее доступна коммуникативная компетенция, базовая для этого этапа обучения. При оценке этой компетенции вполне возможно использовать традиционную форму, но далеко не всегда она будет самой подходящей. Неизбежно возникает ряд достаточно серьезных проблем, которые детерминируют необходимость широкого и разнообразного сочетания форм оценивания. Во-первых, применение интерактивных методов обучения, в том числе и связанных с правовым укладом организации жизни школы, во многих случаях приводит к ситуации, когда реальные учебные достижения школьников затруднительно оценить, пользуясь обычной шкалой оценивания. Не всегда целесообразно сразу ставить «отлично», например, за удачную реплику или «плохо» за то, что ученик, например, смутился и не смог сразу продемонстрировать свои коммуникативные способности. Во-вторых, далеко не всегда оценки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» являются подходящим стимулом для учеников, первоначально осваивающих новый и достаточно сложный предмет. Наконец, в-третьих, при использовании коллективных форм работы школьникам данного возраста не всегда можно доверить оценивание друг друга по обычной схеме, с выставлением в журнал оценки, имеющей очевидную значимость для итоговых показателей успеваемости. Все эти проблемы можно решить путем широкого применения в классах нетрадиционных форм оценивания. Выбор таких форм обусловлен прежде всего широкой распространенностью игровых методов обучения, психологическими особенностями данного возраста, а также исключительной важностью развития коммуникативной компетенции именно в начале основной школы. В некоторых случаях, например, если существуют проблемы с элементарными учебными навыками (чтением, письменной и устной речью), уместно на время вовсе отказаться от выставления обычных отметок либо традиционным образом оценивать только положительные результаты. Переход к традиционному оцениванию как основной форме должен происходить по мере готовности учеников. В данном случае остро необходим индивидуальный подход к каждому ученику.
Иной раз психологические особенности школьника 5-6 классов могут настолько препятствовать традиционному (или общему для всего класса нетрадиционному) оцениванию его учебных достижений с точки зрения коммуникативности, что целесообразно находить формы оценивания, подходящие именно для этого ученика, чтобы и его достижения могли выглядеть на общем фоне вполне представительно. Таким образом, в начале основной школы (5-6 классы) роль альтернативных форм оценивания должна быть исключительно важной, даже основной. Такой подход продиктован условиями начала формирования ключевых компетенций в области права, возрастными особенностями учеников и исключительно значимой ролью интерактивных методов обучения на данной возрастной ступени. В 7-9 классах основной школы принципиальный подход к формам оценивания должен определяться высокой значимостью практически-познавательной компетенции. Изучение права только начинается, и очень важно сразу показать высокую значимость знаний,самого опыта познания для успешного освоения курса. Если ученики не готовы к такому оцениванию (у них все еще сохраняются проблемы с элементарным освоением учебного материала), то без нетрадиционных форм оценивания не обойтись. В то время роль учащихся 7—9 классов в процессе организации правового демократического уклада школы уже весьма заметна, и сам процесс оценивания выходит за рамки уроков права. Нетрадиционные формы оценивания важны, часто необходимы, но поскольку стимулы к учебе в данном возрасте меняются, а содержание образования связано не только с компетенциями, но и с реально полезным знанием, эти формы уже не могут играть столь значимой роли, как в начале основной школы. Актуальная для 7-9 классов практически-познавательная компетенция требует традиционного оценивания как основного. Однако если эта компетенция проявляется учениками во внеурочной деятельности либо связана с интерактивными видами обучения, то обычная отметка не всегда уместна, а заменить ее могут различного рода «призы», «рейтинги», «звания», «баллы», титулы», «ярлыки» и т. д. Выбор формы оценивания надо ориентировать на то, чтобы в максимальной мере стимулировать не только коммуникативную, но и познавательную активность учащихся в области права. При выставлении оценки в журнал надо учитывать и результаты альтернативного оценивания, т. е. увязывать различные формы оценивания. Наиболее подходящими для такой увязки будут «балльные» разновидности оценивания, при которых определенное количество баллов («звездочек», «плюсов» и т. д.) автоматически приводит к выставлению обычной отметки. Уместны и рейтинговые формы, при которых рейтинги жестко привязаны к критериям оценивания, а сравнительно более высокие рейтинги учитываются при фиксации успеваемости обычным способом. Ученики с очевидными коммуникативными проблемами и в этом возрасте требуют строго индивидуального подхода при оценивании. Важно, чтобы у них всегда была возможность продемонстрировать свои успехи в максимально представительной форме. Оценивание таких учеников следует проводить с учетом их сильных сторон, при этом стимулируя их работу над своей коммуникативностью. В 10—11 классах появляется возможность по-настоящему объективной оценки учебных достижений. Общеправовые знания и навыки у школьников уже есть, ключевые компетенции в основном сформированы, значит, учебные достижения можно оценивать вполне «по-взрослому», без существенных скидок на возраст и персональные психологические особенности. Традиционное оценивание здесь будет не только основным, но и системообразующим. Все альтернативные формы оценивания будут достаточно жестко привязаны к формальной фиксации успеваемости. Их роль заключается в том, чтобы восполнить невозможность непосредственного выставления обычных оценок при использовании интерактивных форм обучения. Работая над проблемной ситуацией, ученик может прекрасно разбираться в том, какие правовые нормы и каким образом к ней применимы, он даже способен принять верное решение, но если ему не удается применить это решение практически, грамотно его оформить, убедить окружающих в своей правоте, то положительная оценка в координатах традиционного оценивания невозможна. Однако негативно оценивать реально проделанную работу, приложенное старание, наконец, достойный уровень знания и умения использовать это знание было бы несправедливо. Работу такого ученика надо оценивать альтернативно, фиксируя его внимание на том, что в данном случае демонстрируемая коммуникативная компетенция не подлежит оцениванию в традиционной форме. Можно использовать различные рейтинговые формы оценки, достаточно жестко привязанные к традиционному оцениванию. Важно, чтобы присутствовала обратная связь между учеником и учителем. Нетрадиционная оценка должна отчетливо указывать на сильные и слабые стороны работы ученика. Например, по рейтингу окажется самым знающим, но не самым справедливым или не самым убедительным, а значит, в момент, когда фиксируется успеваемость, на нее положительным образом повлияют лишь показатели практически-познавательной компетенции. Такого рода оценивание поможет учителю в выборе верного индивидуального подхода к взаимодействию со своим подопечным. В то же время и традиционная оценка не будет обесцениваться неумеренным проставлением за старание, активность и знание материала, но станет оценкой именно компетенций, соответствующих данному возрастному и образовательному уровню.
Таким образом, общий подход к выбору и применению различных оценивания состоит в том, чтобы оценивать не просто знания, и навыки, а компетенции, которые нельзя вполне оценить, руководствуясь обычными показателями успеваемости. Оценка компетенций складывается из множества факторов, далеко не всегда доступных традиционному оцениванию. Все эти факторы можно и желательно оценивать отдельно, в подходящих альтернативных формах, которые должны быть прямо или косвенно увязаны с обычным оцениванием либо (особенно в начале основной школы) доминировать над ним.
Альтернативные формы оценивания всегда следует ориентировать на процесс саморазвития учащихся, чтобы каждый из них, получая оценку, знал свои слабые и сильные стороны. Это особенно важно при использовании рейтинговых форм оценивания в старшей школе, где стремление к саморазвитию, повышению самооценки нередко бывает важным мотивом учебной деятельности. Формы оценивания должны соответствовать возрасту, этапу обучения праву и реальному уровню правовой компетентности учащихся. Наряду с традиционной формой оценивания, в 5~6 классах целесообразно применять в качестве доминирующих альтернативные формы, ориентированные на образность восприятия. В 7—9 классах наиболее подходящими из альтернативных являются различного рода «балльные» системы оценки либо оценивание-суждение, в котором прослеживаться эмоциональное отношение учителя к учебным достижениям. В 10—11 классах предпочтительны рейтинговые формы оценивания, ориентированные на рациональное восприятие учениками своих оценок и непосредственно влияющие на показатели успеваемости. Рейтинговое оценивание уместно на всех этапах обучения праву. Основное значение нетрадиционных форм оценивания заключается в налаживании обратной связи между участниками процесса обучения, восполнении недостатков традиционной системы оценивания, особенно очевидных при использовании интерактивных методов и активном участии школьников в организации демократического правового пространства школы. Кроме того, эти формы оценивания позволяют сделать оценку учебных достижений предельно гибкой, ориентированной на индивидуальный подход к учащимся именно с точки зрения задач формирования ключевых компетенций.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|