Здавалка
Главная | Обратная связь

Общий подход к формам оценивания



 

Предложенный общий подход к методологии оценивания ком­петенций учащихся в области права ориентирован на максимально разнообразное использование различных форм оценивания.

Сущест­вующие формы оценивания можно условно определить как традици­онные и нетрадиционные (альтернативные). Критерием такого ус­ловного деления является сама форма оценочного суждения.

 

Традиционная форма оценивания связана с выставлением оценки по общепринятой шкале, которая является универсальным показате­лем успеваемости школьников, уровня их знаний, умений и навыков.

Нетрадиционные формы оценивания могут быть увязаны с этим обще­принятым показателем успеваемости либо использоваться независимо от него. Можно фиксировать в качестве отметки «звездочки» или «плюсы», которые потом будут суммироваться и превращаться в обыч­ную отметку, можно отмечать по ходу урока баллы, высчитывая потом рейтинги, также увязанные с показателями успеваемости, можно ри­совать грустные либо веселые «рожицы», без увязки с успеваемостью, есть множество других форм оценочного суждения. В любом случае применение этих форм необходимо мотивировать.

Если исходить из предлагаемого концептуального подхода к ме­тодам оценивания учащихся в области права, то каждой из оцени­ваемых компетенций должен соответствовать и определенный под­ход к формам оценивания.

Так, в 5—6 классах объективному оцениванию наиболее доступ­на коммуникативная компетенция, базовая для этого этапа обуче­ния.

При оценке этой компетенции вполне возможно использовать традиционную форму, но далеко не всегда она будет самой подходящей.

Неизбежно возникает ряд достаточно серьезных проблем, которые детерминируют необходимость широкого и разнообразного сочетания форм оценивания.

Во-первых, применение интерактивных методов обучения, в том числе и связанных с правовым укладом организации жизни школы, во многих случаях приводит к ситуации, когда реальные учебные достижения школьников затруднительно оценить, пользуясь обыч­ной шкалой оценивания. Не всегда целесообразно сразу ставить «от­лично», например, за удачную реплику или «плохо» за то, что уче­ник, например, смутился и не смог сразу продемонстрировать свои коммуникативные способности.

Во-вторых, далеко не всегда оценки «удовлетворительно» или «не­удовлетворительно» являются подходящим стимулом для учеников, первоначально осваивающих новый и достаточно сложный предмет.

Наконец, в-третьих, при использовании коллективных форм ра­боты школьникам данного возраста не всегда можно доверить оце­нивание друг друга по обычной схеме, с выставлением в журнал оценки, имеющей очевидную значимость для итоговых показателей успеваемости.

Все эти проблемы можно решить путем широкого применения в классах нетрадиционных форм оценивания. Выбор таких форм обусловлен прежде всего широкой распространенностью игровых методов обучения, психологическими особенностями данного возраста, а также исключительной важностью развития коммуникативной компетенции именно в начале основной школы. В некоторых случаях, например, если существуют проблемы с элементарными учебными навыками (чтением, письменной и устной речью), уместно на время вовсе отказаться от выставления обычных отметок либо традиционным образом оценивать только положительные результаты. Переход к традиционному оцениванию как основной форме должен происходить по мере готовности учеников. В данном случае остро необходим индивидуальный подход к каждому ученику.

 

Иной раз психологические особенности школьника 5-6 классов могут настолько препятствовать традиционному (или общему для всего класса нетрадиционному) оцениванию его учебных достижений с точки зрения коммуникативности, что целесообразно находить формы оценивания, подходящие именно для этого ученика, чтобы и его достижения могли выглядеть на общем фоне вполне представительно.

Таким образом, в начале основной школы (5-6 классы) роль альтернативных форм оценивания должна быть исключительно важной, даже основной. Такой подход продиктован условиями начала формирования ключевых компетенций в области права, возрастными особенностями учеников и исключительно значимой ролью интерактивных методов обучения на данной возрастной ступени.

В 7-9 классах основной школы принципиальный подход к формам оценивания должен определяться высокой значимостью практически-познавательной компетенции. Изучение права только начинается, и очень важно сразу показать высокую значимость знаний,самого опыта познания для успешного освоения курса. Если ученики не готовы к такому оцениванию (у них все еще сохраняются проблемы с элементарным освоением учебного материала), то без нетрадиционных форм оценивания не обойтись. В то время роль учащихся 7—9 классов в процессе организации правового демократического уклада школы уже весьма заметна, и сам процесс оценивания выходит за рамки уроков права. Нетрадиционные формы оценивания важны, часто необходимы, но поскольку стиму­лы к учебе в данном возрасте меняются, а содержание образования связано не только с компетенциями, но и с реально полезным знанием, эти формы уже не могут играть столь значимой роли, как в начале основной школы.

Актуальная для 7-9 классов практически-познавательная ком­петенция требует традиционного оценивания как основного. Однако если эта компетенция проявляется учениками во внеурочной деятельности либо связана с интерактивными видами обучения, то обычная отметка не всегда уместна, а заменить ее могут различного рода «призы», «рейтинги», «звания», «баллы», титулы», «ярлыки» и т. д. Выбор формы оценивания надо ориентировать на то, чтобы в максимальной мере стимулировать не только коммуникативную, но и познавательную активность учащихся в области права.

При выставлении оценки в журнал надо учитывать и результаты альтернативного оценивания, т. е. увязывать различные формы оце­нивания. Наиболее подходящими для такой увязки будут «балльные» разновидности оценивания, при которых определенное количество баллов («звездочек», «плюсов» и т. д.) автоматически приводит к выставлению обычной отметки. Уместны и рейтинговые формы, при которых рейтинги жестко привязаны к критериям оценивания, а сравнительно более высокие рейтинги учитываются при фиксации успеваемости обычным способом.

Ученики с очевидными коммуникативными проблемами и в этом возрасте требуют строго индивидуального подхода при оценивании. Важно, чтобы у них всегда была возможность продемонстрировать свои успехи в максимально представительной форме. Оценивание та­ких учеников следует проводить с учетом их сильных сторон, при этом стимулируя их работу над своей коммуникативностью.

В 10—11 классах появляется возможность по-настоящему объек­тивной оценки учебных достижений. Общеправовые знания и навыки у школьников уже есть, ключевые компетенции в основном сформи­рованы, значит, учебные достижения можно оценивать вполне «по-взрослому», без существенных скидок на возраст и персональные психологические особенности. Традиционное оценивание здесь будет не только основным, но и системообразующим. Все альтернативные формы оценивания будут достаточно жестко привязаны к формаль­ной фиксации успеваемости. Их роль заключается в том, чтобы вос­полнить невозможность непосредственного выставления обычных оценок при использовании интерактивных форм обучения.

Работая над проблемной ситуацией, ученик может прекрасно разбираться в том, какие правовые нормы и каким образом к ней применимы, он даже способен принять верное решение, но если ему не удается применить это решение практически, грамотно его офор­мить, убедить окружающих в своей правоте, то положительная оценка в координатах традиционного оценивания невозможна. Од­нако негативно оценивать реально проделанную работу, приложен­ное старание, наконец, достойный уровень знания и умения ис­пользовать это знание было бы несправедливо. Работу такого учени­ка надо оценивать альтернативно, фиксируя его внимание на том, что в данном случае демонстрируемая коммуникативная компетен­ция не подлежит оцениванию в традиционной форме. Можно ис­пользовать различные рейтинговые формы оценки, достаточно же­стко привязанные к традиционному оцениванию.

Важно, чтобы присутствовала обратная связь между учеником и учителем. Нетрадиционная оценка должна отчетливо указывать на сильные и слабые стороны работы ученика. Например, по рейтингу окажется самым знающим, но не самым справедливым или не самым убедительным, а значит, в момент, когда фиксируется успеваемость, на нее положительным образом повлияют лишь показатели практически-познавательной компетенции. Такого рода оценивание поможет учителю в выборе верного индивидуального подхода к взаимодействию со своим подопечным. В то же время и традиционная оценка не будет обесцениваться неумеренным проставлением за старание, активность и знание материала, но станет оценкой именно компетенций, соответствующих данному возрастному и образовательному уровню.

 

Таким образом, общий подход к выбору и применению различных оценивания состоит в том, чтобы оценивать не просто знания, и навыки, а компетенции, которые нельзя вполне оценить, руководствуясь обычными показателями успеваемости. Оценка компетенций складывается из множества факторов, далеко не всегда доступных традиционному оцениванию. Все эти факторы можно и желательно оценивать отдельно, в подходящих альтернативных формах, которые должны быть прямо или косвенно увязаны с обычным оцениванием либо (особенно в начале основной школы) доминировать над ним.

 

Альтернативные формы оценивания всегда следует ориентировать на процесс саморазвития учащихся, чтобы каждый из них, получая оценку, знал свои слабые и сильные стороны. Это особенно важно при использовании рейтинговых форм оценивания в старшей школе, где стремление к саморазвитию, повышению самооценки нередко бывает важным мотивом учебной деятельности.

Формы оценивания должны соответствовать возрасту, этапу обучения праву и реальному уровню правовой компетентности учащихся. Наряду с традиционной формой оценивания, в 5~6 классах целесообразно применять в качестве доминирующих альтернативные формы, ориентированные на образность восприятия.

В 7—9 классах наиболее подходящими из альтернативных являются различного рода «балльные» системы оценки либо оценивание-суждение, в котором прослеживаться эмоциональное отношение учителя к учебным достижениям. В 10—11 классах предпочтительны рейтинговые формы оценивания, ориентированные на рациональное восприятие учениками своих оценок и непосредственно влияющие на показатели успеваемости.

Рейтинговое оценивание уместно на всех этапах обучения праву. Основное значение нетрадиционных форм оценивания заключается в налаживании обратной связи между участниками процесса обучения, восполнении недостатков традиционной системы оценивания, особенно очевидных при использовании интерактивных методов и активном участии школьников в организации демократического правового пространства школы. Кроме того, эти формы оценивания по­зволяют сделать оценку учебных достижений предельно гибкой, ори­ентированной на индивидуальный подход к учащимся именно с точ­ки зрения задач формирования ключевых компетенций.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.