Здавалка
Главная | Обратная связь

Трудные задания для школьников



 

а) Задания части С: требования к ответу, критерии оценивания, типические ошибки

Более подробно остановимся на анализе заданий части «С» как наиболее трудной для школьников.

С сожалением приходится констатировать, что в экспериментальном формате во всех без исключения работах допущено много орфографических, пунктуационных, речевых ошибок. Данный факт – тревожныйсимптом падения грамотности, с чем необходимо бороться всеми силами.Однако по правилам проверки экзаменационной работы экспертне должен снижать баллы за орфографические или пунктуационные ошибки, зато при оценке выполнения заданий С необходимо учитывать качество соблюдения норм речи: построение синтаксических конструкций, использование разнообразной лексики, соответствующей жанру высказывания. В качестве иллюстрации приведем цитаты из работ выпускников, изобилующих характерными речевыми ошибками:

«Чацкий не воспринимал высшее общество. Когда-то он был простым человеком и добившись всего ему стало все надоедать. В детстве он очень хорошо относился к Софье, но приехав и став взрослым и умным человеком, он не узнает ту Софью, которую он любил. К Молчалину Чацкий относился плохо...»

«А.С. Грибоедов задумав пьесу создает в ней два общества. Одно из них старое, отжившее себя фамусовское общество, к которому принадлеэюат такие яркие, по сравнению с остальными, кроме Софьи и Чацкого, герои, как сам Фамусов и его подчиненный Молчалин. Второе общество – общество Чацких, новое, давно зародившееся, столь яркое за границей».

«...Софья стоит на перепутье, она имеет убеждения Чацких, и повадки Фамусовых.»

«Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» является произведением, которое стало учебником не только для детей, но и для родителей. Сколько фразеологизмов и мудрых советов мы можем извлечь из этой пьесы, и каждый день можно услышать устойчивое словосочетание от наших родителей, учителей и просто сверстников (например, «счастливые часов не наблюдают»)...»

В процитированных отрывках сохранена авторская орфография. Все высказывания свидетельствуют о поверхностном, мягко говоря, знании текста комедии «Горе от ума». Создается впечатление, что ученик что-то когда-то слышал, но помнит туманно и воспроизводит свои куцые знания в соответствующих им выражениях. Речевые ошибки связаны, в первую очередь, сотсутствием четкой мысли и во вторую – с неумением эту мысль грамотно выразить.

Речевая ошибканеверное употребление слова, неверное словосочетание. Помимо речевых ошибок часто можно наблюдать бедность языка, однообразие речевых средств, тавтологические повторы, слишком короткие или слишком громоздкие фразы и т.п.

Особую группу составляют фактические ошибки: учащиеся неверно цитируют стихотворные строчки, путают имена, отчества, иногда фамилии героев произведений, даты, название исторических событий. Следует помнить: именовать героев произведений нужно только так, как это делает автор. Например, в комедии «Горе от ума» встречаются формы «Софья» и «София»; в «Евгении Онегине» героиню Пушкин называет «Таня», «Татьяна», но герои только «Евгений», «Владимир». Уменьшительные варианты имен (а такая ошибка содержится в нескольких работах) недопустимы. В отдельных работах война с Наполеоном была названа «Первой мировой войной». На самом деле, это была война, в которой приняли участие практически все европейские державы, но Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описывает «народную войну» с Наполеоном. Первая мировая война началась в 1914 году. Часто учащиеся вместо хорошо известного определения Ф.М. Достоевского «тварь дрожащая» используют «гад ползучий» и т.п.

Как избежать подобных ошибок?

1. Работать над культурой письменной речи ученики должны уже в начальной школе. Собственно, вся система занятий по русскому языку, особенно письменные работы (диктанты, пересказы и пр.), направлена на развитие навыков самого разного уровня. Введение ЕГЭ не отменяет необходимости работать над сочинением, поскольку это жанр, приучающий грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных письменных высказываний.

2. Не цитировать текст, если нет полной уверенности в том, что память не подведет.

3. Обращать внимание на описанные в произведениях исторические, культурные и бытовые реалии, запоминать их точные названия. Абсолютно точно воспроизводить имена героев, отдельные слова, словосочетания, составляющие понятийный ряд и являющиеся важной чертой «художественного мира» того или иного писателя.).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.