Здавалка
Главная | Обратная связь

Советы по их преодолению



 

Об уровне подготовки можно судить, сопоставив ответы на вопросы тестов. Стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» изучается в 9 классе. А вот анализ учительницы, работающей в среднем звене, т.е. обучающей анализу этого текста школьников (Приводим без изменений в полном объёме ответа).

В начале стихотворения лирический герой показан спокойным, он лишь сетует о том, что прошла юность, а вместе с ней и забавы. Но постепенно чувствуется, как появляется напряжение в стихотворении, душа становится нетерпеливой. В конце стихотворения – надежда автора на лучшее – счастье будет, самовластье рухнет.

А вот другая работа по этой теме.

Главная идея стихотворения – вера в светлое будущее, которое надо приближать, посвятив Родине «души прекрасные порывы». Автор использует «высокую» лексику: «внемлем призыванье», «с томленьем упованья». Слова несут высокий нравственный потенциал: «отчизна», «свобода», «честь», «душа», «друг». Символ «звезда», сравнение «как ждёт любовник молодой», метафора «свободою горим» служат этому же – впереди свет, надежда, свобода.

Как видим, здесь есть содержательный компонент: определена идея, а о путях реализации замысла автора говорится неполно, перечислительно. Здесь выявляется распространённая привычка рассматривать стихотворение без учета его жанровой специфики. Рассматривая его как послание, следовало сказать об адресате, о композиции, о призыве посвятить Отчизне «души прекрасные порывы», обращённом не только к другу- единомышленнику, но и к молодым современникам.

Особенно сложна для школьного анализа его стиховедческая сторона. Учащиеся могут определять размер стиха, охарактеризовать способ рифмовки, рифму, но роль их в текстеобъяснить зачастую не приучены. На занятиях в среднем звене и в старших классах надо уделять этому внимание. Только нельзя забывать, что работа с поэтическим словом требует особой деликатности, здесь нет места однозначности, категоричности суждений. Здесь чаще всего приходится опираться на ассоциативное мышление. Это дало основание К. Паустовскому сравнить истолкование поэтического текста с разгадыванием снов.

Скажем, как дать школьникам возможность почувствовать роль размера, рифмы, способа рифмовки, тропов?

Ямб – размер энергичный.

Ямб рождался из мерного боя лопат

Словно уголь он в шахтах копался...

Точно так же на фронте из шага солдат

Он рождался и в строфы слагался.

А хорей вам за сахар заказывал вор.

Чтобы песня была потягучей.

Чтобы долгой была, как ночной разговор,

Как Печора и Лена – текучей.

Так в стихотворении в стихе Б. Слуцкого разводятся понятия ямбического и хореического ритмов.

Имеет значение и количество стоп в строке. В стихотворении М. Цветаевой «Хочу у зеркала, где муть…» чередование четырёхстопного ямба нечетных строк с трёхстопным в чётных создаёт аритмию, близкую сердечной аритмии в момент душевной тревоги, особого волнения.

В описании природы «Белая берёза» С. Есенин использовал трёхстопный хорей, а Пушкин в стихотворении философского содержания ориентируется на неспешную, соответствующую размышлению – раздумью о жизни и смерти, о естественной смене поколений, 6-7 стопную строку.

Вновь я посетил тот уголок земли родимой,

Где я провел изгнанником два года незаметных..

И рифму в этом стихотворении автор посчитал отвлекающей: музыка стиха не должна отвлекать от смысла строк, от мысли автора. Этим объясняется отсутствие рифмы, белый, нерифмованный стих.

Рифма тоже не нейтральна в стихе. Мужские рифмы придают жестокость звучанию стиха (Лермонтов хотел бросить холодному и враждебному по отношению к нему свету «железный стих, облитый горечью и злостью»).

Женская рифма обеспечивает мягкость звучания, а сочетанием мужской и женской рифм создаётся гармоничность.

Есть рифма дактилическая, в ней, по мнению одного из поэтов, слышится «какое-то рыданьице». Многие стихотворения Некрасова написаны дактилем.

Звукописи следует уделить внимание, чтобы школьники осознали, что звуки неоднозначны.

Открытые гласные а, э, и – вызывают чувства светлые, ощущение гармонии, покоя. Звуки ы, у, о – производят на человека впечатление иное: здесь слышится напряжение, угроза, дисгармония.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

Звукопись дополняется сравнением со зверем, с детским плачем.

Ещё М. Ломоносов, создающий теорию словесности, отмечал, что звук «а» «может способствовать изображению великолепия пространства, глубины и величины, а также страха». Убеждаемся, что неоднозначно назначение звука «а» и не только его одного.

Поэты серебряного века огромное внимание уделяли форме стиха, много экспериментировали со словом, со звуком («Дыр, бул, щир, обещур»), создавая поразительные образцы, совершенные произведения словесного искусства. Особенно преуспел в использовании звукописиБальмонт:

Вечерней порою

В полночной тиши

Чуть слышно, тревожно

Шуршат камыши

Здесь звучание ч, ш, ж (8 звуков в 4 строчках) передают шуршание камыша под дуновением ветерка.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьётся

Чуждый чарам чёрный чёлн.

В этом стихотворении не только слова, но и звуки передают сначала штиль (открытые гласные э, а), потом появляется ветерок («вздохи ветра»), слышится первый всплеск («возглас») появившихся волн. Ветер крепчает. Начинается буря, слышится свист ветра («близко буря»). В звуке «ц» [тс=ц] слышится удар волны о скалу («бьётся»). Отступая, волна уносит камешки, гальку, слышится их шуршание («чуждый чарам чёрный чёлн»).

Способ рифмовки, кажется, не имеет никакого особого назначения. Но вот стихотворение М. Цветаевой, адресованное Б. Пастернаку.

Рас-стояния: вёрсты, мили…

Нас расставили, рассадили

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это сплав.

В нём автор с горечью душевной говорит об участи русских интеллигентов, разорванных на две части обстоятельствами революции и гражданской войны. Разлучены и два конкретных поэта, по-своему связанных творческими узами, сказывающимися на их развитии. Идею разрыва, разлучения злыми обстоятельствами автор подчёркивает 16 глаголами с приставкой раз- (рас-) (развели, распяв, расселили, расслоили...), а вместе с тем стихотворение утверждает мысль о невозможности разорвать внутренние, духовные связи даже «вёрстами», «милями», «далями» расстояний. И эту же мысль несёт в себе сама архитектоника стиха: парная рифмовка позволяет подчеркнуть это единство.

Как неестественно написание слова «рас-стояние» в дефисном варианте, так неестествен разрыв судеб людей, поэтов, интеллигенции.

Важное значение приобретает перенос, разрывающий предложение, не позволяя в одной строчке дать относительно законченную мысль.

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий

 

Расселили, как орлов –

Заговорщиков.

«Сплав», «орлов» – слова, стоящие в сильной позиции в конце стихотворения, произносятся с особой интонацией, а стоящие в начале строки слова «вдохновений и сухожилий», «заговорщиков» – тоже в сильной позиции, тоже интонационно выделены. Вместе с тем, как неестественна пауза (она требуется окончанием строки, рифмой) между словами «орлов – заговорщиков», «сплав вдохновений», так неестественно воспринимается сам разрыв между людьми, поэтами.

Синтаксису поэтического текста следует уделять особое внимание, поскольку это очень уязвимое место в филологической подготовке школьников

Который уж, ну который – март?!

Разбили нас, нас – как колоду карт!

Это завершающая фраза стихотворения о горестной судьбе русской интеллигенции, разъединённой границей, утратившей творческое единение: одни остались в России, другие оказались в эмиграции, разбросанными по «трущобам» чужих широт. Всё стихотворение оформлено в напряжённой интонации сдерживаемого волнения, но в конце у автора вырывается горечь упрёка, гневного протеста против этой ситуации. Отсюда нарушенная литературная норма построения предложения«Который уж, ну который – март?!» И эти повторяющиеся слова «который», и наречие «уж», и тире, как бы обозначающее остановку задохнувшегося от гнева человека, передают эмоциональный взрыв. Сложный знак, сочетающий вопросительный и восклицательный знаки служит выражению не вопроса, а гневного недоумения, содержит в себе ярко выраженный протест против длящейся уже который год изоляции, разрыва русской интеллигенции

Топи да болота.

Синий плат небес.

Назывные предложения очень характерны для раздумчивой манеры С. Есенина, восстанавливающего картины милой ему родины по памяти. Неспешно вглядываемся и мы, читатели, вызывая в своём воображении пейзаж с топями и болотами, синими небесами, представляющимися поэту «платом» над головой родной земли-матушки.

В шестом классе изучаем «Парус» М.Ю. Лермонтова, знакомимся с инверсией, обратным порядком слов.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Предлагаем восстановить прямой порядок слов и стихотворение распадается, исчезает прелесть поэзии.

«Одинокий парус белеет в голубом тумане моря».

Это проза.

Инверсия позволяет поставить в сильную (ударную – под логическое ударение) позицию ключевые слова: «одинокий», «далёкой», «родном», несущие идею одиночества и исканий мятежного «паруса», покидающего «родной» край и рвущегося в страну «далёкую».

Постепенно, привлекая при каждом возможном случае внимание школьников к поэтическому синтаксису, расширяем их представление о функции построения предложений.

Таким образом от анализа к анализу, школьники будут овладевать необходимыми грамотному («вдумчивому») читателю знаниями и умениями. Так постепенно будет формироваться филологическая компетентность, филологическая культура,обогатится содержание работы, сочетающей анализ не только содержания, но и формы произведения, выразительно-изобразительных средств его языка

К сожалению, иногда для анализа предлагаются очень сложные для понимания старшеклассников стихотворения.. Наверное, учителю интересно будет познакомиться с истолкованием стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…» в формате ЕГЭ.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!» относится к ранней лирике Б. Пастернака.

Первое назывное предложение «Февраль» будит в нас ассоциации: холод, ветер, вьюга, позёмка. Но в феврале есть дни, когда пахнет в воздухе весной, когда небо пронзительно-синее. Вспомним картину Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Так что уже первое предложение намечает конфликт ещё зимы с уже почти весной. Во втором и третьем предложениях сразу три глагола-инфинитива, употреблённые в форме повелительного наклонения! Это относится к лирическому герою, подчёркивает ощущение необходимости действия:

Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд...

Второй и третий катрены усиливают эмоциональную напряжённость, движение вперёд:

Достать пролётку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колёс

Перенестись туда, где ливень

Ещё шумней чернил и слёз.

Нарастание чувства усиливает приём разрушения автором фразеологизма «плакать навзрыд», превращённого в словосочетание «писать навзрыд».

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. И только первая строка звучит спокойно. А затем в каждой (!) строчке появляются пиррихии: то они во второй стопе, то в третьей, а затем и в первой – они передают взволнованность поэта.

Казалось бы, в стихотворении много чёрной краски: «весною чёрною горит», «обугленные груши», «проталины чернеют». Но картина природы не выглядит мрачной: чёрные краски передают динамику прихода весны и ассоциируются с цветом показавшейся из-под снега земли, а это цвет обновления жизни.

Подобно Бунину, Пастернак применяет приём синестезии: передаёт звук, цвет, запах, ощущения. Мы слышим благовест, клик колёс, грохочущую слякоть, шум ливня.

Обратим внимание на звукопись:

пролётка – ливень – слёзы – колёса – клик,

благовест – слякоть – слагаются – лужи

А с другой стороны – сорвутся в лужи, сухую грусть на дно очей.

В этом лирическом стихотворении мир представлен звучащим на многие лады: здесь и плавность, и шуршание, и грохот... И всё это музыка приближающейся весны.

Миниатюра Б. Пастернака двупланова: внешний план – это образ приближающейся весны, а внутренний – пробуждение поэзии в лирическом герое.

Конкретные, реальные образы наполняются метафорическим смыслом.

Живая природа даёт лирическому герою возможность почувствовать её, пережить новые ощущения, и он обретает способность «слагать стихи навзрыд».

Высшей мерой проявления жизни, носительницей её смысла является для поэта природа, выступающая в качестве образца.

Стихотворение поражает гармонией человека с природой, утончённостью чувств лирического героя.

Таким образом, первое в подготовке к ЕГЭ – выполнение программы в полном объёме: по авторам, по произведениям, по овладению теоретико-литературными понятиями, литературоведческой терминологией, по формам работы.

Контрольно-измерительные материалы по литературе предполагают проверку речевых умений и навыков, сформированности речевой компетентности. Проще говоря, умения «сметь свои суждения иметь» и выражать их словами в письменной форме. Письменная речь, как и устная, требует соблюдения нормативов грамотного выражения мысли.

Навыки формируются только в процессе письма. Чем больше пишем минисочинения, сочинения в классе (чтоб исключить списывание), тем свободнее ученик будет излагать свои мысли. Положа руку на сердце, следует сказать: мы не выполняем нормативов по написанию сочинений, а теперь и обрадовались: ЕГЭ отменил экзамен в форме сочинения. Напомню: не отменил, поскольку в нём содержится пять вопросов, требующих ответа в форме сочинения: четыре кратких и одно «полномасштабное», развёрнутый ответ на поставленный вопрос.

По результатам этого задания можно получить пятнадцать баллов.

Таким образом, первое в подготовке к ЕГЭ – выполнение программы в полном объёме: по авторам, по произведениям, по овладению теоретико-литературными понятиями, литературоведческой терминологией, по формам работы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.