Здавалка
Главная | Обратная связь

ЧТО ГРОЗИЛО СЫНУ «ПИАНИСТКИ» ШТИРЛИЦА?



Ну, хорошо, скажете вы, малыш не может развиваться без свободы (а кто может? не выжить, не существовать - развиваться - кто?) - дадим ему свободу. Накинем на него легкую распашонку, пусть болтает ручками- ножками, пусть осваивается в этом мире. А как же быть с неразвитой терморегуляцией, о которой упоминалось в начале этой главы?

Мы считаем, что это такой же миф, как и остальные, из которых сколочено прокрустово ложе нашего быта.

(Кстати, «наука», вскормленная этим бытом, строит из таких мифов теории, и что самое удивительное - умудряется «доказывать» их.)

Нелепо думать, что ребенок, едва родившись, как и всякое живое, имеет чувствительность, возбудимость и реактивность (то есть способность к энергообмену), а вот к теплообмену почему-то не приспособлен. Нам его жалко! он нам кажется беспомощным! - и в этом все дело. Его теплообмен с первого же дня тренируем - точно так же, как тренируемы мышечная сила, выносливость, координация.

Двигательная активность - важнейший регулятор теплообмена. Когда мышца работает - температура тела повышается (ведь мышца выделяет тепло). Значит, наш малыш, ориентируясь на свое чувство комфорта, будет двигательно активен настолько, чтобы находиться в равновесии с внешней средой.

Как видите - опять движение. Оно развивает энергопотенциал и координацию, пашет борозды, пробивает тропки в нашем мозгу, оно же помогает поддерживать равновесие между внутренней и внешней средой. Иначе говоря, движение - это золотой ключик в комнату, где живет комфорт.

Вперед к Спинозе!

В давние времена с психомоторикой не было проблем. Человек был целостным; все в нем было мудро увязано; дополняло друг друга и поддерживало; конец одного был началом другого. Но пришла мода копаться в секретах природы. Ньютон рассек мироздание, Гарвей рассек тело мертвого человека, Декарт - живого: отделил душу от плоти. И психомоторики не стало. Что же получилось?

1) бестелесная душа,

2) бездушное тело: что душа прикажет, то тело и делает.

Две самостоятельных субстанции.

Это приняли все - кроме Спинозы. В отличие от Декарта, который был увлечен анализом, Спиноза имел холодную голову и во всем искал знаки целостности. Анализ без синтеза он не принимал. Тело без души - это мертвец.

Живой же человек - не просто одухотворенная плоть; он - вершина природы, ее инструмент, которым она себя осознает и преобразует. Значит, мышление как свойство души и движение как свойство тела - это не две разные субстанции (по Декарту), а два модуса (по Спинозе) мыслящего тела человека. То есть, в любом живом движении мышление и движение слиты воедино.

Потом Сеченов назовет это психомоторикой.

И выскажет гипотезу, что в движениях детей коренятся все элементы мысли; анализ, синтез, обобщение, индукция, суждение и прочее. Для вас это уже знакомая идея, а ведь до Сеченова никому не приходило в голову, что нет бездумных движений, что перемещение в пространстве - это овладение им, что перемещение во времени - это овладение временем, - и все эти физические действия сопровождаются, переплетаются, упреждаются, подтверждаются элементами мысли.

Все, все! - жизнь, здоровье, талант, судьба - все начинается с движения.

Значит, пеленанием мы убиваем себя.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.