Участников образовательного процессаСтр 1 из 17Следующая ⇒
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и дает прогноз на будущее. Специалисты считают, что задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования до 2010 года неразрывно связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья детей. Так как только здоровая личность может: • качественно усвоить знания; • максимально полно реализовать их; • эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе. К сожалению, состояние здоровья детей на современном этапе оценивается как крайне неблагополучное. Данные Всероссийской диспансеризации 2002 года показали, что за последние 10 лет заболеваемость детей выросла по всем возрастным группам и по всем классам болезней. Заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 24%. Научный центр здоровья детей РАМН провел углубленное изучение здоровья. Полученные результаты представлены в таблице 1. Таблица 1 Распределение детей по группам здоровья (1998-2000 гг.)
Приведенные данные, бесспорно, свидетельствуют о том, что показатели здоровья детей, поступающих в школу из дошкольных учреждений, уже являются крайне неблагополучными. Проблема усугубляется еще и тем, что показатели здоровья педагогов так же неблагополучны. При этом структура заболеваемости, как педагогов, так и их воспитанников практически одинакова (таблица 2). Таблица 2 Состояние здоровья педагогов и детей [12]
Закономерно возникают следующие вопросы: - что такое здоровье? - от чего оно зависит? - и что может сделать образовательное учреждение для охраны и укрепления здоровья детей и взрослых? В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано: «Здоровье– это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия». Именно с точки зрения этого триединства и необходимо рассматривать здоровье! От чего же зависит здоровье человека? Эксперты ВОЗ считают, что на формирование здоровья оказывают влияние следующие факторы: Наследственность – 20% Состояние окружающей среды – 20% Факторы здравоохранения – 5-10% Индивидуальный образ жизни – 50-55%, при этом вклад факторов образовательной среды составляет 20%, т.е. в несколько раз больше, чем факторов здравоохранения. Основные факторы, негативно влияющие на здоровье участников образовательного процесса 1. Несоблюдение требований санитарно-противоэпидемических норм и правил, которое приводит к нерациональной организации режима жизнедеятельности образовательного учреждения: 1) нерациональное составление расписания занятий, не учитывающее биоритмы оптимума умственной деятельности (например: наибольший объем нагрузки должен приходиться на вторники и/или среду; изложение нового материала - в первой половине дня в середине недели и т.д.); 2) плохая освещенность групповых комнат, несоблюдение режима проветривания; 3) неадекватный температурный режим; 4) нестандартная мебель; 5) чрезмерное использовании видеоаппаратуры, компьютеров и т.д. Влияние этих факторов на здоровье детей и педагогов составляет до 30% всех воздействий во время пребывания в ДОУ. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|