Здавалка
Главная | Обратная связь

Участников образовательного процесса



СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и дает прогноз на будущее.

Специалисты считают, что задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования до 2010 года неразрывно связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья детей.

Так как только здоровая личность может:

• качественно усвоить знания;

• максимально полно реализовать их;

• эффективно адаптироваться в динамично развивающемся обществе.

К сожалению, состояние здоровья детей на современном этапе оценивается как крайне неблагополучное.

Данные Всероссийской диспансеризации 2002 года показали, что за последние 10 лет заболеваемость детей выросла по всем возрастным группам и по всем классам болезней.

Заболеваемость детей до 14 лет увеличилась на 24%.

Научный центр здоровья детей РАМН провел углубленное изучение здоровья. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение детей по группам здоровья

(1998-2000 гг.)

 

Группы здоровья 7-9 лет (1-3кл.)
I 4,8
II 49,8
III-IV 45,4

 

Приведенные данные, бесспорно, свидетельствуют о том, что показатели здоровья детей, поступающих в школу из дошкольных учреждений, уже являются крайне неблагополучными.

Проблема усугубляется еще и тем, что показатели здоровья педагогов так же неблагополучны. При этом структура заболеваемости, как педагогов, так и их воспитанников практически одинакова (таблица 2).

Таблица 2

Состояние здоровья педагогов и детей [12]

Показатели Заболеваемость педагогов (%) Заболеваемость детей (%)
Нервно-психические расстройства 20-30
Расстройства зрения 40-50
Сердечно-сосудистые заболевания 30-40
Нарушения опорно-двигательного аппарата 70 (остеохондрозы) 50-60 (аномалии осанки, сколиозы)
Здоровы 9,6
Хронические заболевания

Закономерно возникают следующие вопросы:

- что такое здоровье?

- от чего оно зависит?

- и что может сделать образовательное учреждение для охраны и укрепления здоровья детей и взрослых?

В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано:

«Здоровье– это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия». Именно с точки зрения этого триединства и необходимо рассматривать здоровье!

От чего же зависит здоровье человека?

Эксперты ВОЗ считают, что на формирование здоровья оказывают влияние следующие факторы:

Наследственность – 20%

Состояние окружающей среды – 20%

Факторы здравоохранения – 5-10%

Индивидуальный образ жизни – 50-55%, при этом вклад факторов образовательной среды составляет 20%, т.е. в несколько раз больше, чем факторов здравоохранения.

Основные факторы, негативно влияющие на здоровье

участников образовательного процесса

1. Несоблюдение требований санитарно-противоэпидемических норм и правил, которое приводит к нерациональной организации режима жизнедеятельности образовательного учреждения:

1) нерациональное составление расписания занятий, не учитывающее биоритмы оптимума умственной деятельности (например: наибольший объем нагрузки должен приходиться на вторники и/или среду; изложение нового материала - в первой половине дня в середине недели и т.д.);

2) плохая освещенность групповых комнат, несоблюдение режима проветривания;

3) неадекватный температурный режим;

4) нестандартная мебель;

5) чрезмерное использовании видеоаппаратуры, компьютеров и т.д.

Влияние этих факторов на здоровье детей и педагогов составляет до 30% всех воздействий во время пребывания в ДОУ.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.