Направление создания здоровьесберегающей образовательной среды. Обеспечение психологического комфорта всем участникам воспитательного процесса.
Комплексно подходя к определению здоровья, мы рассматриваем факторы, его определяющие – это состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое благополучие создается всеми участниками воспитательного процесса. И конечно, в центре внимания, прежде всего, находится ребенок. Комфортная среда для ребенка – это возможность проявления: - активности в познавательной и игровой деятельности; - высокого уровня мотивации; - комфортных условий, которые создаются в коллективе сверстников; - удовлетворенностью воспитательным процессом; - реализации своих индивидуальных возможностей. Ответственность за психологический климат несут взрослые: педагоги и родители. Педагоги отвечают за организацию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. А роль родителей заключается в создании благоприятной микросоциальной среды в семье. Основной человек, осуществляющий сопровождение ребенка в дошкольном учреждении – воспитатель. Именно он, находясь в тесном постоянном взаимодействии с ребенком, не только передает ему знания и умения, но и в значительной степени влияет на его психоэмоциональное состояние. Следовательно, именно воспитатель, с одной стороны, может усиливать эмоциональное напряжение детей, что приводит к развитию психосоматических заболеваний. С другой – используя здоровьесберегающие технологии с учетом индивидуальных особенностей, он может вносить существенный вклад к укреплению здоровья детей, способствуя максимальной реализации задатков ребенка, умственного и физического развития. Следовательно, воспитатель, осуществляя педагогическое сопровождение, обязательно должен учитывать его психологический и медицинский компоненты. В этой ситуации психолог обеспечивает правильную ориентацию педагога на индивидуальные психологические особенности ребенка, а врач – на профилактику заболеваний. С учетом этого определены и основные приоритеты педагогической деятельности. Это прежде всего: - индивидуальный подход к воспитанникам; - использование развивающих методов обучения; - использование разноуровневых заданий (с учетом зоны ближайшего развития); - использование коллективных (групповые, парные) форм работы; - развитие творческих способностей воспитанников; - соблюдение гигиенических норм при организации учебно-воспитательной деятельности. О наличии психологического комфорта в дошкольном учреждении в целом и в отдельных группах можно судить по критериям, которые позволяют оценить уровень психологического благополучия воспитанников. Это прежде всего: 1. Положительный уровень адаптации к дошкольному учреждению. 2. Высокий уровень мотивации воспитанников. 3. Стойкая стабилизация эмоционально-поведенческих реакций на достаточно высоком позитивном уровне. 4. Индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога. При этом учитываются основные критерии: - Умение сочувствовать, сопереживать ребенку. - Гуманность. - Принятие индивидуальных особенностей воспитанника.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|