Здавалка
Главная | Обратная связь

Направление. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.



- Оздоровление — это восстановление, расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к воздействию многообразных факторов.

 

Перечень основных оздоровительных мероприятий

1. Мероприятия, направленные на расширение адаптационных возможностей организма:

- оптимизация питания учащихся,

- закаливание,

- массаж биологически активных точек (БАТ) и зон у детей,

- дыхательная гимнастика.

2. Мероприятия, направленные на снятие зрительного утомления:

- использование офтальмотренажеров,

- гимнастика для глаз во время занятия,

- обучение грамоте в режиме дальнего зрения.

3. Мероприятия для уменьшения статического напряжения опорно-двигательного аппарата:

- физкультурные минутки с упражнениями, формирующими правильную осанку и укрепляющими мышечный корсет,

- подвижные игры.

4. Мероприятия, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшение деятельности центральной нервной системы (ЦНС):

- мышечная релаксация,

- сюжетные физкультминутки,

- использование функциональной музыки в различных режимных моментах.

Мероприятия, направленные на расширение

адаптационных возможностей организма

Оптимизация питания учащихся

Рациональное полноценное питание – одно из главных условий гармоничного развития ребёнка, обеспечения высоких функциональных ресурсов организма. Особенно актуальным в настоящее время является недостаточность белкового компонента питания. Так называемая "полноценная" белковая пища содержит незаменимые аминокислоты, которые не синтезируются в организме человека. Такая пища обеспечивается за счёт продуктов животного происхождения – мяса, рыбы, молока, молочных продуктов, яиц. Белки, содержащиеся в этих продуктах, должны составлять не менее 50% от общего количества белка в рационе детей школьного возраста, а при повышенной нагрузке не менее 60%. В противном случае у детей легко возникает переутомление, снижается работоспособность.

Очень важно также обогащение пищи витаминами и минеральными веществами. Лучше, чтобы это осуществлялось естественным образом за счёт употребления свежих овощей, салатов, фруктов и соков из них. Они являются хорошим дополнением к завтраку или обеду. Хотя считается, что пить соки лучше в качестве отдельного приёма пищи или за 20-30 минут до приема еды.

В периоды повышенной заболеваемости особенно полезны фрукты, содержащие дубильные вещества, обладающие дезинфицирующим и противовоспалительным действием (груша, гранат, черника, рябина, айва).

Оздоровительный эффект дают овощные и фруктовые соки.

Морковный сок содержит витамины РР, В2, В6, С, а также железо, кобальт, медь. Поэтому он способствует нормализации обмена веществ, улучшает процессы кроветворения и транспорта кислорода, стимулирует физическое и умственное развитие.

Свекольный сок богат витаминами С, Р, В1, В2, фолиевой кислотой, железом, магнием, йодом. Он не только улучшает кроветворение, транспорт кислорода, но и нормализует нервно-мышечное возбуждение при стрессах, расширяет кровеносные сосуды. Можно употреблять вместе с морковным соком в соотношении 1:4.

Сок петрушки оптимизирует деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Его принимают не более 1 столовой ложки. В сочетании с морковным соком (1:3), рекомендуется при зрительных перегрузках.

Сок сельдерея способствует улучшению аппетита, дает тонизирующий, мочегонный и слабительный эффект. Он богат витаминами С, В1, В2, РР, в нем много натрия, калия, кальция, фосфора, с связи с чем он может нормализовать минеральный гомеостаз. Употребляют этот сок по 1-2 чайной ложке 3 раза в день за 30 минут до еды.

Томатный сок богат витаминами А и С, калием, содержит молочную, яблочную кислоты. Он обладает фитонцидным эффектом, нормализует работу желудка и кишечника, улучшает деятельность сердца.

Огуречный сок укрепляет сердце и сосуды, имеет мочегонное и послабляющее действие, повышает аппетит, укрепляет нервную систему. Его можно применять до 100 мл в сутки.

Яблочный сок богат железом, марганцем, калием, натрием, кальцием. Он укрепляет сердечно-сосудистую систему, нормализует обмен веществ, улучшает кроветворение.

Виноградный сок обладает тонизирующим, бактерицидным, мочегонным, слабительным действием, он способствует снижению артериального давления. Пить его можно до 2 стаканов за час до еды.

 


Закаливание

Закаливание – это система мероприятий, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов в терморегуляции организма. Основные его задачи – развитие выносливости организма при изменяющихся факторах окружающей среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

Первый принцип — постепенность увеличения закаливающих воздействий. При закаливании детей недопустимо быстрое, форсированное снижение температуры или увеличение продолжительности процедуры.

Второй принцип — систематичность — это регулярное повторение закаливающих воздействий на протяжении всей жизни (например, умывание и т.д.).

Третий принцип — учет индивидуальных особенностей ребенка: состояния его здоровья, физического и психического развития, типологических особенностей нервной системы, чувствительности к действию закаливающих агентов. В соответствии с этими особенностями назначается закаливающая нагрузка.

Четвертый принцип — проведение закаливания при положительном эмоциональном настрое ребенка. Важно, чтобы процедуры носили игровой характер, а холодовые или тепловые воздействия не сопровождались негативными реакциями и воспринимались в виде приятно-прохладных, приятно-теплых ощущений.

Пятый принцип — многофакторность — обязывает использовать при закаливании несколько физических факторов: холод, тепло, облучение видимыми, ультрафиолетовыми, инфракрасными лучами, механическое воздействие движения воздуха, воды и другие факторы. Например, сочетание в системе закаливания водных процедур с применением обливаний, а охлаждения воздушным потоком с солнечными ваннами.

Шестой принцип — полиградационность — основан на необходимости тренировок ребенка к слабым и сильным, быстрым и замедленным, средним по силе и времени действия охлаждениям. Это необходимо для того, чтобы искусственно не закреплялись узкие стереотипы закаленности только к одному диапазону перепадов температур, а вырабатывалась готовность организма без повреждений воспринимать различные естественные температурные воздействия, встречающиеся в его повседневной жизни. Например, применение контрастных ножных ванн с кратковременным воздействием холодной и теплой воды в сочетании с хождением босиком, когда происходит более длительное и постепенное охлаждение.

Седьмой принцип — сочетание общих и местных охлаждений. Оптимальная устойчивость организма ребенка достигается при чередовании общих закаливающих охлаждений с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница). Например, полоскание горла водой, обливания стоп, общие обливания.

Восьмой принцип — обязывает выполнять закаливающие процедуры на разном уровне теплопродукции организма для повышения его устойчивости к температурным воздействиям, как в покое, так и в движении. Например, сочетание закаливания детей после дневного сна (обливание ног), когда они находятся в покое, с закаливанием их во время движения в облегченной одежде на физкультурных занятиях на открытом воздухе.

Девятый принцип — учет предшествующей деятельности, состояния организма — предусматривает уменьшение дозы охлаждения после воздействия выраженных физических, эмоциональных нагрузок и необычных раздражений, которые негативно влияют на процесс термовосстановления. Например, приход ребенка после перенесенной ОРВИ в детское учреждение требует уменьшения дозы охлаждающих факторов.

Конечно, реализовать все эти принципы в условиях образовательного учреждения сложно. Их выполнение возможно при обучении детей и родителей проведению закаливания в домашних условиях.

Начинать закаливание в условиях ДОУ возможно с использования неспециальных методов закаливания. Прежде всего, необходимо соответствие одежды ребенка температуре окружающей среды.

Таблица №7







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.