Направление. УЛУЧШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, встречей с новыми детьми и взрослыми. При этом меняется режим дня, характер питания, система поведенческих реакций (динамический стереотип) ребенка, возникает необходимость устанавливать новые социальные связи. Эти факторы обуславливают необходимость адаптации к новым условиям жизни с мобилизацией психических и физиологических механизмов, обеспечивающих данный процесс. Новые условия определяются, прежде всего, тем, что детский сад с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, несвязанных непосредственно с предшествующим опытом и требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических сил. В общебиологическом понимании адаптация - приспособление живого организма к постоянно меняющимся условиям существования во внешней среде. Социальная адаптация - это приспособление организма к новым условиям социального существования - поступление в ясли, детский сад, школу, начало профессиональной деятельности и т. д. Изменение привычных условий жизни сопровождается состоянием фрустрации, которое в свою очередь выражается негативными эмоциями. Учитывая, что ребенок не может полностью управлять своими эмоциями, меняется и поведение ребенка. То есть возникают отрицательные эмоционально - поведенческие реакции. Это является пусковым механизмом адаптационного синдрома, при котором отмечается напряжение функции вегетативной нервной системы, меняется интенсивность обмена веществ, центрального и периферического кровообращения, может снижаться активность иммунитета. Наиболее типичными проявлениями дезадаптированности являются: - затруднения в познавательной деятельности (отказ от выполнения заданий); - нарушения дисциплины; - расстройство здоровья. В период адаптации у детей могут наблюдаться следующие проявления. 1) Появление негативных эмоционально-поведенческих реакций: страха, агрессии, гнева, депрессии, чрезмерной двигательной активности или общей заторможенности, негативизма, ограничение социальных контактов и познавательной деятельности. 2) Появление пограничных нервно-психических расстройств. Начальными их проявлениями могут быть невротические реакции. Это поведенческие реакции, неадекватные внешнему стимулу, т.е. начальные формы психической дезадаптации. Особенностью невротических реакций, отличающих их от неврозов является полиморфизм и динамичность жалоб. Невротические реакции могут проявляться в виде различных синдромов, которые нередко сочетаются у одного ребенка: - гипердинамический синдром, проявляющийся двигательной расторможенностью, агрессивностью, взрываемостью; - синдром навязчивых движение, выражающийся сосанием пальцев, обкусыванием ногтей, навязчивым покашливанием, закручиванием волос, выщипыванием ресниц и бровей, различными тиками и т. д.); - фобический синдром, проявляющийся пугливостью, различными страхами (ночные страхи, страх плохой отметки, учителя, наказания и т. д.); - астенический синдром, характеризующийся повышенной утомляемостью, общей слабостью, снижением умственной и физической работоспособности; - соматовегетативный синдром в виде нарушения сна, головных болей, кардиалгий (сердечных болей), респираторно-аффективных приступов, энуреза (недержания мочи), снижения аппетита, болей в животе, рвоты, расстройства стула, энкопреза (недержание кала), беспричинного повышения температуры тела, аллергических сыпей; - синдром патохарактерологических реакций - отказ от выполнения заданий, нежелание выполнять требования старших, и др. 3) Недостаточная прибавка или потеря массы тела. 4) Снижение уровня гемоглобина. 5) Снижение остроты зрения. 6) Нарушение осанки. 7) Учащение острой респираторной заболеваемости, формирование хронической патологии. 8) Артериальные гипер - или гипотензивные реакции. Проявления адаптационного синдрома зависят от возраста ребенка, уровня его физического и интеллектуального развития, состояния здоровья, т. е. от степени соответствия его психофункциональных возможностей требованиям и условиям дошкольного учреждения, а также от целого ряда так называемых факторов риска: неблагоприятного течения беременности, родов и социального окружения ребенка в семье. Дети, имеющие низкие психофункциональные возможности, труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них развивается выраженная и длительная эмоционально-стрессовая реакция, которая приводит к неблагоприятному течению адаптации и формированию нарушений здоровья дезадаптационного генеза. Для их профилактики разработана система медико-психолого-педагогического сопровождения детей в периоде их адаптации к дошкольному учреждению.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|