Индивидуальная коррекция нарушений здоровья, возникающих в период адаптации (коррекционный этап)
Этап медико-психолого-педагогической коррекции всегда индивидуален и проводится по результатам диагностического этапа и по мере выявления дезадаптационных расстройств. При выявлении признаков нарушения адаптации (симптомов пограничных нервно-психических расстройств, снижении массы тела, учащении ОРЗ и т.д.) педиатром назначаются корригирующие мероприятия. Он же решает вопрос о консультациях врачами-специалистами. Все корригирующие мероприятия можно отнести к 3 основным группам: 1) повышение неспецифической резистентности ребенка; 2) воздействие на метаболические звенья эмоционального стресса; 3) уменьшение силы эмоционального стресса и предупреждение невротических расстройств. 1. Для повышения неспецифической резистентности ребенка используют универсальные адаптогены. Так детям с явлениями астении, эмоциональными нарушениями пассивного характера (депрессией, страхами) рекомендуют адаптоген растительного происхождения - элеутерококк. Для повышения резистентности организма можно рекомендовать сбор, включающий корень аира (5 г), плоды шиповника и рябины по (300 г), лист шалфея (50 г), семя льна (30 г), чабрец (100 г). С целью повышения сопротивляемости к острым респираторным заболеваниям назначается аскорбиновая кислота и витамин А на 10-15 дней. С целью улучшения фагоцитоза и белкового метаболизма целесообразно применение (10-15 дней) оротата калия в возрастной дозе. 2. Для нормализации метаболических процессов и функционального со- стояния ЦНС применяется метаболический комплекс - тиамин (вит. В1) рибофлавин (вит.В2), липоевая и пантотеновая кислоты курсом 10 дней в профилактической дозе каждого из компонентов. При наличии соответствующих условий в семье лекарственные формы заменяют пищевыми продуктами (печень, почки, желток, греча, овес и др.), богатыми этими витаминами и аминокислотами. 3. С целью уменьшения психоэмоционального напряжения используются седативные средства растительного происхождения (экстракт валерианы, настойка пустырника, настой мяты и др.). Отдельным детям после консультации невролога назначаются малые транквилизаторы (элениум, седуксен), препараты ноотропного действия (пирацетам, ноотропил, глютаминовая кислота, глицин и др.). Следует подчеркнуть, что медикаментозная коррекция адаптации носит индивидуальный характер и проводится только детям с неблагоприятным течением, когда организационных и педагогических мероприятий оказывается недостаточно для предупреждения срыва адаптации. Коррекции невротических расстройств способствуют занятия, проводимые в комнатах психологической разгрузки. Комната психологической разгрузки должна иметь 6-10 мягких кресел, зеленую окраску стен и штор, магнитофон с записью медленной, спокойной мелодии, шума моря или леса. На этом фоне можно рекомендовать врачу проводить с детьми, имеющими невротические реакции, неврозы, патохарактерологичиское развитие, сеансы аутогенной тренировки. Отбор детей в группы должен проводить врач. Существенную помощь в этом оказывают анкеты для выявления невротических симптомов.
Анализ эффективности всей системы профилактических мероприятий по предупреждению срыва адаптации рекомендуется осуществлять по следующим показателям: - число детей с благоприятной, условно благоприятной и неблагоприятной адаптацией; - сравнение данных прогноза и реального течения адаптации.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|