Здавалка
Главная | Обратная связь

Средства обучения: сущность, функции, классификация.



План

2. Виды средств обучения и их характеристика.

1. Средства обучения и их классификация.Средства обучения, или дидактические средства, - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. К материальным объектам относят материальные предметы, не­посредственно воздействующие на органы чувств учеников и облег­чающие процесс прямого и косвенного познания: учебники; пособия; модели; таблицы;средства наглядности; учебное оборудование; мебель;помещения и т.п. К идеальным объектам относят символьные, словесные, модель­ные заменители материальных объектов, а также усвоенные знания, умения, социальный опыт, т.е. средства духовной культуры, кото­рые используются в учебном процессе. Например, к идеальным объектам Л.С. Выготский относил такие средства обучения, как речь, письмо, условные обозначения, произведения искусства и т.п. К ним также относятся и известные всем опорные сигналы и опор­ные конспекты В.Ф. Шаталова.

Предметы духовной культуры как идеальные объекты очень важны для обучения. В процессе учебного познания они позволяют учащимся оттолкнуться от материальных предметов и через внеш­нюю речь переходить во внутреннюю речь, а от нее — к мышле­нию. Использование таких идеальных объектов, как символов и знаков, есть показатель развития мышления учащихся. С помощью знаков и символов учащийся мысленно преобразует объект изуче­ния, переводит его в мыслительную сферу, осуществляя тем самым процесс познания. С другой стороны, через знаки происходит мате­риализация мыслительных образов и операций, поэтому использо­вание знаково-символических средств обеспечивает важное для процесса учебного познания и умственного развития ребенка соот­ношение между предметом изучения, его знаком (символом) и мышлением.

Средства обучения выполняют следующие функции:

1) познавательная (средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте или явлении; позволяют наблюдать объекты и явле­ния, не доступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств. Например, школьный микроскоп и телескоп позволяют увидеть объекты, не доступ­ные невооруженному глазу);

2) формирующая (средства обучения формируют или развивают познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу);

3) дидактическая (средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познаватель­ную активность, интенсифицируют учебную деятельность).

Все эти функции взаимно переплетены и выступают в учебном процессе в органическом единстве, дополняя друг друга.

Выбор средств обучения определяется целью и задачами урока, содержа­нием учебного материала (его характером, степенью трудности, объемом и др.), применяемыми методами обучения, дидактико-методической компетентности учителя, материальным обеспечением обучения. В то же время начинающему учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока наглядностью, разнообразными средствами обучения, осо­бенно техническими, приводит к снижению эффективности процесса обучения за счет рассеивания внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные и сопутствующие детали.
Средства обучения условно разделяют на сред­ства преподавания и средства учения. К средствам учения относятся и средства самообучения, например различные самоучители, научно-популярная литература, литература для внеклассного чтения, кон­структоры типа «Сделай сам» и т.п. Однако это деление условное, так как многие из них используются и в учении и в преподавании. В современной дидактике средствам учения уделяется все большее внимание, так как они в значительной мере определяют эффек­тивность обучения. Большой эффект дает таким образом органи­зованная учебная деятельность, в ходе которой учитель совместно с учениками конструируют необходимые средства обучения. На­пример, в ходе урока при решении задачи разрабатывается общий алгоритм действий, фиксируемый затем в виде записей на плака­те, в тетради и используемый при решении задач этого типа. Та­кой подход способствует повышению качества знаний, эффектив­ному умственному развитию учащихся.

Существует несколько классификаций средств обучения.

По характеру воздействия на обучаемых средства обучения сис­тематизируются как:

• визуальные — предметы, макеты, карты, диафильмы, слай­ды и т.п.;

• аудиальные (звуковые) — магнитофон, проигрыватель, ра­дио и т.п.;

• аудиовизуальные — телевидение, кинофильмы.
По степени сложности средства обучения делятся на простые и

сложные. К простым средствам обучения относят: учебники, печат­ные пособия, карты, картины, диаграммы, модели, оригинальные предметы и т.п. К сложным — технические средства обучения: ме-ханические визуальные средства, аудиальные, аудиовизуальные, лингафонные кабинеты, дидактические машины, компьютеры и т.п.

 

По происхождению средства обучения группируют следующим образом:

• натуральные, природные средства — предметы, непосредст­венно взятые из самой действительности ( коллек­ции камней, растений и т.п.);

• символические средства — они представляют действитель­ность с помощью символов, знаков ( рисунки, схемы, карты, графы, живое и печатное слово и т.п.);

• технические средства — визуальные, аудиальные и аудиови­зуальные средства (модели, лингафонные кабинеты, дидак­тические машины, компьютеры и т.п.).

Приведенные классификации являются достаточно условными. Применение той или иной классификации необходимо с точки зрения дидактического описания процесса обучения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.