Средства обучения: сущность, функции, классификация.Стр 1 из 2Следующая ⇒
План 2. Виды средств обучения и их характеристика. 1. Средства обучения и их классификация.Средства обучения, или дидактические средства, - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. К материальным объектам относят материальные предметы, непосредственно воздействующие на органы чувств учеников и облегчающие процесс прямого и косвенного познания: учебники; пособия; модели; таблицы;средства наглядности; учебное оборудование; мебель;помещения и т.п. К идеальным объектам относят символьные, словесные, модельные заменители материальных объектов, а также усвоенные знания, умения, социальный опыт, т.е. средства духовной культуры, которые используются в учебном процессе. Например, к идеальным объектам Л.С. Выготский относил такие средства обучения, как речь, письмо, условные обозначения, произведения искусства и т.п. К ним также относятся и известные всем опорные сигналы и опорные конспекты В.Ф. Шаталова. Предметы духовной культуры как идеальные объекты очень важны для обучения. В процессе учебного познания они позволяют учащимся оттолкнуться от материальных предметов и через внешнюю речь переходить во внутреннюю речь, а от нее — к мышлению. Использование таких идеальных объектов, как символов и знаков, есть показатель развития мышления учащихся. С помощью знаков и символов учащийся мысленно преобразует объект изучения, переводит его в мыслительную сферу, осуществляя тем самым процесс познания. С другой стороны, через знаки происходит материализация мыслительных образов и операций, поэтому использование знаково-символических средств обеспечивает важное для процесса учебного познания и умственного развития ребенка соотношение между предметом изучения, его знаком (символом) и мышлением. Средства обучения выполняют следующие функции: 1) познавательная (средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте или явлении; позволяют наблюдать объекты и явления, не доступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств. Например, школьный микроскоп и телескоп позволяют увидеть объекты, не доступные невооруженному глазу); 2) формирующая (средства обучения формируют или развивают познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу); 3) дидактическая (средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность, интенсифицируют учебную деятельность). Все эти функции взаимно переплетены и выступают в учебном процессе в органическом единстве, дополняя друг друга. Выбор средств обучения определяется целью и задачами урока, содержанием учебного материала (его характером, степенью трудности, объемом и др.), применяемыми методами обучения, дидактико-методической компетентности учителя, материальным обеспечением обучения. В то же время начинающему учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока наглядностью, разнообразными средствами обучения, особенно техническими, приводит к снижению эффективности процесса обучения за счет рассеивания внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные и сопутствующие детали. Существует несколько классификаций средств обучения. По характеру воздействия на обучаемых средства обучения систематизируются как: • визуальные — предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды и т.п.; • аудиальные (звуковые) — магнитофон, проигрыватель, радио и т.п.; • аудиовизуальные — телевидение, кинофильмы. сложные. К простым средствам обучения относят: учебники, печатные пособия, карты, картины, диаграммы, модели, оригинальные предметы и т.п. К сложным — технические средства обучения: ме-ханические визуальные средства, аудиальные, аудиовизуальные, лингафонные кабинеты, дидактические машины, компьютеры и т.п.
По происхождению средства обучения группируют следующим образом: • натуральные, природные средства — предметы, непосредственно взятые из самой действительности ( коллекции камней, растений и т.п.); • символические средства — они представляют действительность с помощью символов, знаков ( рисунки, схемы, карты, графы, живое и печатное слово и т.п.); • технические средства — визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства (модели, лингафонные кабинеты, дидактические машины, компьютеры и т.п.). Приведенные классификации являются достаточно условными. Применение той или иной классификации необходимо с точки зрения дидактического описания процесса обучения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|