Способ комбинированной подачи кислорода в системе РДА
Комбинированная подача кислорода появилась после использования в конструкции РДА в 1924 году лёгочного автомата. На сегодня она используется в большинстве аппаратов со сжатым кислородом. Этот способ подачи кислорода характеризуется: - простотой и надёжностью кислородоподающих и продувочных устройств; - стойким количеством кислорода в воздухе, которым дышит газодымозащитник; - довольно экономичным расходом запаса кислорода. Подача кислорода при комбинированном способе описывается уравнением в виде: Ф- 4.49 Где q- постоянная подача кислорода, л/мин.; qл/а – лёгочно - автоматическая подача кислорода (средняя за последний отрезок времени), которая дополняет основную подачу q=тогда, когда последняя не обеспечивает нужду газодымозащитника в кислороде, л/мин. Дыхательный мешок такого РДА, в зависимости от потребления газодымозащитником кислорода, может работать в двух режимах (рис. 4.6). Если потребление кислорода меньше его постоянной подачи q=, то кривая пульсации мешка располагается ближе к уровню работы избыточного клапана, который открывается в конце выдохов и выпускает избыточную газовую смесь в окружающую среду, осуществляя тем самым продувку системы. Такой режим называется избыточным. Он является безопасным по отношению к заазочиванию дыхательной системы РДА-ОД. Когда газодымозащитник потребляет кислорода больше, чем обеспечивает постоянная подача, кривая пульсации смещается в сторону уменьшения объёма мешка и прижимается к уровню работы лёгочного автомата. В этом случае лёгочный автомат в конце вдохов подает в систему порцию кислорода, которая компенсирует недостаток постоянной подачи. При таком режиме, который называется лёгочно-автоматическим, продувка дыхательной системы отсутствует. В следствии этого, появляется опасность её заазотирования. Ещё существует промежуточный (переходный) режим, во время которого не работают ни избыточный клапан, ни лёгочный автомат, то есть подача кислорода в систему в этом случае соответствует его потреблению. В таком режиме аппарат работает кратковременно, при переходе от избыточного до лёгочно – автоматического режима и наоборот. Рассмотрим особенности изменения количества кислорода в системе РДА-ОД при комбинированной его подаче. По условию сохранения объёма дыхательной системы обозначим продувку для избыточного режима: Ф-4.50 Поскольку (как это рассматривалось в третьем разделе) подсос окружающего воздуха: Ф-4.51 где Кп – коэффициент подсоса; а лёгочную вентиляцию можно выразить через потребление кислорода газодымозащитником и коэффициент S0 его отбора из дыхательной смеси: Ф-4.52 то (4.50) можно представить в виде: Ф-4.53 После подстановки (4.53) в (4.46) получим следующее выражение для обозначения объёмной доли кислорода в системе при избыточном режиме работы: Ф-4.54 Ф-4.55 Работа в избыточном режиме происходит до такого уровня потребления кислорода , при котором продувка будет равна нулю. Указанный уровень находят из уравнения (4.53), приняв =0: Ф-4.56 Ф-4.57 При избыточном режиме увеличивается объёмная доля кислорода. Если отсутствуют подсосы воздуха (К=0), то предельная доля кислорода: Ф-4.58 Которая при уменьшении стремится к объёмной доле кислорода в баллоне a при этом необходимо отметить, что при реальных значениях объёмной доли кислорода a,коэффициента подсоса Кп, коэффициента отбора S0 кислорода из дыхательной смеси, объёма баллона Vс и постоянной подачи q=значение Спред находится на уровне 85-98%, что подтверждает опасное влияние работы в РДА на здоровье газодымозащитников. Изменение объёмной доли кислорода в лёгочно- автоматическом режиме, когда отсутствует продувка, находится путём подстановки в (4.53) =0. После этого выражение (4.46) принимает неопределённый вид, поскольку Ф-4.59 и, соответственно Ф-4.59
Раскроем неопределённость. В соответствии с правилом Лопиталя: Ф-4.60 Поскольку Ф-4.61
То Ф-4.62 Тогда Ф-4.63 Учитывая, что Ф-4.64 Можно записать Ф-4.65 Из уравнений (4.64) и (4.65) видно, что при приведённом режиме работы объёмная доля кислорода не стремится к какому-то определённому пределу, а беспрерывно уменьшается по линейному закону и может быть равна нулю. Максимальная скорость уменьшения объёмной доли кислорода будет при существовании подсосов воздуха, особенно в бескислородной среде (при b=0), а при их отсутствии: Ф-4.66 То есть возможность заазотирования дыхательной системы при лёгочно-автоматическом режиме работы достаточно реальна. В связи с этим, в РДА с комбинированным способом подачи кислорода постоянная подача кислорода устанавливается в приделах от 1,2-1,7 л/мин (нормальные условия). Большинство работ, которые выполняются в РДА связано с меньшим средним потреблением кислорода, в результате чего РДА работает в избыточном режиме довольно долго. Время выполнение тяжелых работ в РДА без продувки в легочно-автоматическом режиме ограничивается физиологическими возможностями газодымозащитника. Чем больше физическая нагрузка, тем быстрее он понижает темп работы и переходит в безопасный избыточный режим. В следствии этого, во время работы в легочно-автоматическом режиме объёмная доля кислорода в воздухопроводной системе РДА не успевает снизить до безопасной границы. Таким образом, безопасность труда по отношению к заазочиванию обеспечивается за счет природного чередования периодов в тяжелой и легкой работы. Степень безопасности дыхания при комбинированным способе кислородоподачи зависит от верного выбора постоянной подачи кислорода. В своё время в респираторе РКК2 она составляла 1,2 л/мин (нормальные условие). Исследование показали, что такой уровень является не достаточным для обеспечения безопасного уровня содержания кислорода. В РДА фирмы «Дрегерверк» уже больше 50 лет принята постоянная подача кислорода 1,5 л/мин.. В отечественных РДА с 1963 года регламентирована постоянная не менее 1,3 л/мин (нормальные условия). При такой постоянной подачей кислорода продувка обеспечивает также удаление из дыхательной системы азота, выделяющегося из организма. Важным требованием безопасности в РДА с комбинированным (а также экономным) способом подачей кислорода является высокая объёмная доля кислорода дыхательной системе на начале аппарато-замены. Это достигается во время выполнения боевой проверки РДА трех кратной продувки системы через легочный автомат (вдохи из аппарата, выдохи в атмосферу) или путем заполнение дыхательного мешка с помощью байпаса.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|