Здавалка
Главная | Обратная связь

Воспоминания стоят дороже меча.



Юрий “Strike” Клавдиев

“Маги света”

Пьеса

персонажи:

Василий Саныч(в тексте – Старик_01)

Андрей Ильич (в тексте – Старик_02)

Елизавета Константиновна (в тексте – Старая_Женщина)

Лев Михайлович (в тексте – Старик_03)

Молодой_человек

Посторонний

Голос 1-го Служителя очистки

Голос 2-го Служителя очистки

Всем, кто дал мне интервью в доме Савиной.

Друзьям.

Родителям.

Чаку.

Славе Д.

Насте – потому что без неё пьеса вообще не была бы написана.

И себе, потому что это такая последняя.

Будьте счастливы.

Шахматисты.

 

Комната. Окно в стене. Обои. За обоями – простая стена, за оконным стеклом – просто ещё один город, но за стеной и в городе – весна, и это чувствуется. На скатерти – блик. Бутылка кефира на столе и лекарства плохо сочетаются друг с другом. На кровати сидит Старик_1 и комментирует вслух новости, которые идут по телевизору с выключенным звуком. В комнате звучит только его голос.

 

- Вчера на городской площади видели нескольких преступников – они присматривали себе место для совершения очередного преступления! После формальной проверки документов преступники были отпущены! Очередное неожиданное весеннее половодье лишило крова несколько десятков россиян, их нехитрый скарб разметало разбушевавшейся стихией на восемь километров по трём рекам!

 

В открытую форточку слышно птиц.

 

- Несколько человек решили сделать что-то полезное, но им опять не хватило денег, поэтому всё осталось, как есть! Президент выразил надежду, что всё наладится и остался за закрытыми дверями – разговаривать с другим президентом!

 

В комнату стучат. Входит Старик_2 с вязанкой дров.

 

СТАРИК_1. Утепляетесь, Андрей Ильич?

СТАРИК_2. Да как сказать… помните, давеча этот капиталист приходил?

СТАРИК_1. Это который насчёт ремонта?

СТАРИК_2. Он… я тут вот что подумал… мне в прошлой жизни часто приходилось бывать в колхозах… как там было хорошо! Спектакли играли прямо под открытым небом…

СТАРИК_1. А при чём здесь дрова? Вы извините, что я вот так, в лоб, но просто ваша манера вести разговор мне, Андрей Ильич, достаточно известна, и я…

СТАРИК_2. Точно, да, под открытым небом… и вот дождёмся доярок…

СТАРИК_1. Доярок?

СТАРИК_2. Доярок, да… они позже всех заканчивали… а над полем плывёт, такой, знаете, дым… костры, мясо жарится… или нет?

СТАРИК_1. Да может и мясо… хотя, знаете…

СТАРИК_2. Ну да… а мы им, значит – Тараса, к примеру, Бульбу… или Островского. Представляете? Удивительно душевные люди. По четыре колхоза съезжались. Я всё-таки думаю, что костры играли тут не последнюю роль. Я имею в виду, что это какое-то доброе язычество. Костры объединяли людей. А дым располагал к мелодраматическому общению.

СТАРИК_1. Это с чего вдруг?

СТАРИК_2. Дым глаза ест. Глаза слезятся. Это не даёт внутренней агрессии испортить разговор. К тому же, пока трёшь глаза, есть время подумать над тем, что хочешь сказать.

 

Пауза, похожая на потрескивание костра.

 

СТАРИК_1. (тихо). Вы ведь, Андрей Ильич, войну помните?

СТАРИК_2. А то как же…

СТАРИК_1. Тогда… тоже был дым.

СТАРИК_2. Да не в дыме дело. Хотя дым пожарищ, или от сгоревших танков – дело другое… Не война нам нужна. Нам нужно вместе собраться и подумать. Я вот, пока шёл, розыгрыш придумал, для вас специально. Теперь вот – раздумал. Хотите – подарю розыгрыш?

СТАРИК_1. Давайте…

СТАРИК_2. Думаю – вы вот почти никуда не выходите, телевизор смотрите – и то звук выключаете…

СТАРИК_1. А что там его включать (кивает на телевизор, включает – там Пельш и «Угадай мелодию»)? Вон, пожалуйста… (начинает говорить, удивительно точно попадая в движения Валдиса)

 

- Думаю, вам ничего не стоит поверить в себя! Думаю, вам ничего не стоит уехать из потрясающе прекрасной страны в ещё более потрясающе прекрасную страну? Как? Вы до сих пор никого не ограбили, никого не убили, не основали ни одной финансовой пирамиды, не продали ни одной пяди родной земли, и не обменяли ни одной национальной святыни на литр бензина для своего «Мерседеса»? Ну, тогда вам точно нечего здесь делать…

 

СТАРИК_2. Лихо. Главное – от души. Только он немного не об этом…

СТАРИК_1. Да знаю я, что не об этом. А лучше бы об этом! Так хоть честно.

СТАРИК_2. Давайте я лучше дальше расскажу. Про розыгрыш.

СТАРИК_1. Валяйте. Вы хотели, чтобы я подумал, что нас собираются от отопления отключать?

СТАРИК_2. Как догадались?

СТАРИК_1. Труба за дверью лежит? В случае, если я не поверю, вы, уходя, как бы невзначай возьмёте её и понесёте – вроде как трубу для «буржуйки» прилаживать?

СТАРИК_2. Вы же не видели?!

СТАРИК_1. (Пожимает плечами) Слышал зато. Я, Андрей Ильич, тоже актёр. С 62 по 68 играл сотрудника военной разведки. Это, знаете, не то чтобы обязывает, но кое-что даёт…

СТАРИК_2. Ну, Василий Саныч, я уж и не знаю…

СТАРИК_1. Всё вы знаете. Давайте уже смеяться, что ли…

 

Птицы поют. Занавеска немного шевелится на окне. Старики, посмотрев друг на друга, смеются – сначала неуверенно, потом лучше и лучше!

 

И – стук в дверь, которая приоткрывается от стука.

 

СТАРИК_2. (шёпотом) Кто бы сюда, ни вошёл, он плохо слышит… предлагаю совместный шахер-махер с целью…

СТАРИК_1. Шшшшш!.. много слов! Согласен.

 

Входит Старая_Женщина с шахматной доской.

 

СТАРАЯ _ЖЕНЩИНА. Думаю, я не нуждаюсь в представлении… сегодня праздник, так что я дарю вам три первых хода! Кстати, может просветите меня, что делает ржавая железка у входа в человеческое жильё?

СТАРИК_2. А есть предположения?

СТАРАЯ ЖЕНЩИНА. Ну, у некоторых из нас, конечно, есть проблемы со слухом… однако вряд ли такие серьёзные, чтобы потребовался слуховой аппарат таких размеров…

СТАРИК_1. Это точно. В любом случае, таскать такое – хребет не выдержит. Далее – смех в зале…

СТАРИК_2. Ещё варианты?

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Вы меня заинтриговали. Колеблюсь между гиперболоидом и телескопом. Ещё возможен батискаф, но погружаться здесь можно только в ванну, а тамошний подводный мир изучен ещё в 19 веке от пробки до поверхности…

СТАРИК_2. (Старику_1) Наш момент! (Громко) Елизавета Константиновна! А ведь нас от отопления отключают! Уж и объявление внизу повесили…

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. С ума сойти! И при чём здесь тру… (замечает у двери вязанку хвороста). Так… понятно. Переходим на осадное положение и мастырим буржуйки, как в пятом году… великолепно.

СТАРИК_1. (Виновато разводя руками) Вот так… неприятно, но факт!

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. А что начальство говорит?

СТАРИК_2. Я хотел спросить, но телефон занят… я тогда пошёл и проявил инициативу. Результат вы видите. Кстати, на заднем дворе нашего прибежища – великолепная свалка! Вчера видел целых две стиральных машины. Если до сих пор не востребованы, можно, я думаю, забрать. Прорезаем окошко, запаиваем верх, вставляем трубу и дымим в форточку… здорово! Даже чайник кипятить можно.

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Чайник – можно. (Подходит к столу, кладёт доску, расставляет фигуры. Поднимает глаза на обоих стариков). Что? Уже идти собирать дрова? Или сначала щель прорезать в стиральной машине? Чья идея поиздеваться над Королевой шахмат?

 

Все смеются.

 

СТАРИК_1. Мы, Елизавета Константиновна, развлекаемся… а вы фигурки-то зря расставляете. Шахматисты из нас никудышные.

СТАРИК_2. Мы больше, как говорит тепершняя молодёжь, «по синей дыне»…

СТАРИК_1. Ну, Андрей Ильич… что за словечки?

СТАРИК_2. Да какие словечки! (Вынимает откуда-то из-за пиджака небольшую бутылочку коньяка). Я просто пытаюсь навязать свои условия. От шахмат нам, Василий Саныч, всё равно не отвертеться – я знаю эту львицу лучше вашего. Она пленных не берёт, и в переговоры с предполагаемым противником вступать не склонна… так что нам с вами остаётся только уповать, что она не заметит допинга…

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Допинг вам, милые мои, не поможет! (Целует Чёрного короля, перед тем, как поставить на доску). (Чёрному Королю) Стой насмерть, Отелло! (Улыбается старикам) Ну, поехали? Покажите престарелой актрисе торжество мужской силы!

СТАРИК_2. Есть предложение! Давайте на природе? У нас есть всё, чтобы красиво обставить э-э-э…

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Разгром.

СТАРИК_1. Боюсь, что так.

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Разгром, милые, разгром… и неважно, шумят ли при этом деревья. Или вокруг милая обстановка отключенного от отопления последнего прибежища… (Грустно смотрит на доску). (Весело встряхивается, отворачивается от доски, закрывает глаза). Ходите, трусы! Хватит оттягивать конец!

СТАРИК_2. (Ходит пешкой) Елизавета Константиновна! И не стыдно вам! В нашем случае, именно в оттягивании конца и заключается 90% прелести жизни!

СТАРИК_1. Ладно. (Ходит конём через пешку). Вот так! Эффект неожиданности! А кстати, что вы делали в войну, Елизавета Константиновна?

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. (Всё ещё сидя к доске спиной и не открывая глаз). Ничего примечательного, Василий Саныч. Первые два года просто просидела в Москве. Наша квартира была рядом с квартирой Лемешева… как сейчас помню, там никогда не снимали светомаскировку. Из соображения нормальной жизни.

 

Старик_2 со стуком ходит второй пешкой.

 

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. (Открывает глаза, поворачивается к доске). Ну, нашкодили, золотая рота? Так вот, о чём я… квартира Лемешева была так расположена… там окна прямо рядом с пожарной лестницей… так вы не поверите – 60-летние, простите за выражение, старухи, лазали по ней смотреть на товарища тенора, как девочки. А между прочим, высокий этаж! Так… ну, начнём, пожалуй… (двигает пешку)

СТАРИК_2. А то, может, всё-таки на природе? Хоть небушко посмотреть напоследок… зная противника, могу сказать, что времени до поражения у нас немного… (Ходит ферзёвой пешкой).

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Минуты четыре. Можете пока открыть. За пару минут до конца партии я разрешу вам выйти на балкон – подышать.

 

- Лучше не надо. Скоро дождь.

 

В дверях стоит

все трое поднимают головы, поворачиваются на голос

в дверях стоит Молодой_человек. Он улыбается. У его ноги трётся кот.

 

СТАРИК_1. Здравствуйте, молодой человек. Вы к кому?

 

Птицы замолкают, и начинается дождь. Тёплый – и как будто последний. Так часто бывает весной. Старики смотрят в окно, потом поворачиваются снова и смотрят на Молодого_человека. Тот делает шаг в комнату.

Молодой_человек.Разрешите войти? Просто очень хочется посмотреть. Шахматы – это как тлеющий огонь – понемногу он всё равно берёт своё. Можно вечно наблюдать за таким. (Смотрит на Старую_женщину). Правда?

СТАРИК_2. А вы к кому?

СТАРИК_1. Да?

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Да, молодой человек. Вы правы. В данный момент, правда, всё не совсем так… но в целом вы правы. Между прочим, мне тоже интересно – вы к кому?

Молодой_человек. Вы тут обыграли на днях моего знакомого… он рассказал о вас, и я захотел посмотреть. Всё просто. (Хочет присесть на диван, просительно смотрит на Старика_1) Вы позволите?

СТАРИК_1. Ещё вчера не позволил бы. А сейчас – садитесь, пожалуйста! (Старику_2, вполголоса) Интересный день сегодня. Несомненно интересный.

СТАРИК_2. (Тоже вполголоса). Абсолютно согласен. Кстати, попробуйте тихо свистнуть её ладью. Мы с вами проморгали возможность рокировки, и если не вмешаться, следующим ходом будет шах.

Молодой_человек. Не надо жульничать. К тому же ладья не спасёт гигантов мысли. Белые, вероятнее всего, предпочтут шах слоном. Ладья стоит под ударом конницы.

СТАРИК_1. Обалдеть…

СТАРИК_2. Это просто «овип локос» какой-то…

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. А вы, молодой человек, чей будете родственник? Не Сашин?

Молодой_человек. Сашин. Но я хочу сюда на постоянное место жительства. Это возможно?

СТАРИК_1. Боюсь, вряд ли.

СТАРИК_2. Нет, конечно, если вам 100 с лишним лет и вы большую часть из них отдали, в той или иной мере, театру…

Молодой_человек. (Улыбается). Как раз что-то вроде того. (Старой_женщине). Вы не возражаете, если я несколько расстрою ваши планы? Дело в том, что два этих почтенных джентльмена забыли про другого коня. И про правофланговую пешку.

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Буду только рада. Надоело выигрывать на третьей минуте.

 

Молодой_человек что-то шепчет коту, тот идёт по комнате, прыгает на подоконник и, встав на задние лапы, закрывает окно. Потом садится напротив и смотрит на дождь покровительственно и серьёзно.

 

СТАРИК_1. (Внимательно смотрит на доску). Погодите, я, кажется вспомнил! Вот примерно так стояли фигуры в 42-м… мы с Максимкой из окружения выбирались. Из болота вылезли, а там – берёзовая роща сразу. Листочки такие, деревья белые, тоненькие… как вот из проволоки скрученные. А болото – почти за нашими спинами, но – никакого запаха…

 

Молодой_человек внимательно смотрит на него. Кот нюхает цветок на окне. Цветок роняет листок. Кот рассматривает листок, потом садится и вытягивает заднюю лапу. Потом другую. Показывает птице за окном язык.

 

СТАРИК_1. Я тогда ещё старался считать немцев. На этом как раз сбился сбился со счёта. У него в ранце мы взяли тушёнку, ложку, медаль и картонную коробочку с шахматами. Как раз была такая такая вот комбинация. И упала земля. Ничего не было слышно. И над нами было только небо листья берёзовые даже кажется какие-то серёжки сухие да, поздно было… уже их почти не осталось. Знаете, почему немцам счёт потерял? Играли-то – белые против чёрных. Наши были белые. А я специально играл за чёрных. Хотелось как-то… немцев к к поражению привести самолично. Но честно. Поэтому тоже без поддавков играли. Не ахти как, конечно…

 

Старая_женщина делает ход. Старик_1 смотрит на неё, улыбается и берёт в руки Белую Королеву.

 

СТАРИК_2. Кажется, ситуация на поле изменилась в нашу пользу…

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Смелый ход. Чертовски, я бы сказала, смелый. Василий Саныч. Здесь есть только одно место, куда можно поставить Королеву.

СТАРИК_1. (Смотрит в пространство). Это не Королева. Это – Жена Сталина. Знаете, как мы её любили? Я никогда её до того не видел. Только как-то раз приснилась, но я никому не рассказал. Белая лестница, кажется, вазоны, лилии какие-то… за такие сны можно было схлопотать по полной, точно – это уж будьте уверены. Мы же были как айвенги, как рыцари. А рыцарю даже во сне нельзя видеть жену Короля. Несмотря на то, что он – хороший рыцарь.

 

Ставит Белую Королеву на доску.

 

СТАРИК_2. Я, к сожалению, в толк не возьму с ходу… что-то изменилось?

 

Старая_Женщина качает головой.

 

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. К моему огромному сожалению… (поднимает глаза и видит, что Молодой_человек и кот помирают от беззвучного смеха). Что? (Снова смотрит на доску). А… вот так, да? (Старику_1). Это немыслимо, Василий Саныч. И неслыханно. Я бы даже сказала – возмутительно. Не ожидала. (С азартом). Реванш?

 

СТАРИК_1. В любое время! (Треплет кота по загривку).

 

Старик_1 треплет кота по загривку. Кот чихает. Дождь перестаёт. Солнце заглядывает в комнату, освещает очки с диоптриями, лежащие на столе. Молодой_человек берёт из в руки, подаёт Старику_2.

 

Молодой_человек. Это ваши. Точно.

 

Старик_2 надевает очки – оказывается, что это очки wraparaund[1].

 

СТАРИК_2. Мои. Точно. (поворачивается к присутствующим). На природу?

СТАРИК_1. Почему нет?

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Самое время! Берём коньяк, ваши пиломатериалы… и если я не проиграю вам ещё партию, зовите меня старой грымзой каждые три часа по утрам! Разрешаю… (подумав) всё равно я отвратительно себя чувствую по утрам.

 

Все уходят. Включается телевизор, щёлкают каналы, но такие новости никому не нужны. Кот чихает и прыгает в окно, увлекая за собой опавший цветочный лист.

 

К о н е ц п е р в о й к а р т и н ы.

 

 

Воспоминания стоят дороже меча.

 

В разных углах сцены сидят Старик_1 и Старик_2. Между ними – дерево, на котором развешаны бумажные фигурки голубей. Солнце зависло в режиме ожидания вечера. По разные стороны дерева стоят Старая_Женщина и Посторонний.

СТАРИК_1. Старики редко хорошо уживаются с молодыми.

СТАРИК_2. Мы привыкли подолгу занимать ванные комнаты, смотреть малоинтересные программы и разговаривать так, как будто наш автобус только что ушёл.

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Многие из нас думали, что он за кем-то ухаживает.

СТАРИК_1. Сначала даже думали, что с какой-то целью.

СТАРИК_2. Кому мы нужны?

СТАРИК_1. Мы много кому нужны.

 

ПОСТОРОННИЙ. Поймите меня правильно. Я уже говорил с вашим начальством. Мне сказали, что без Вашего согласия я ничего не смогу сделать. Ну зачем Вам столько земли? Зачем? Что Вы с ней делаете? Она просто зарастает, она приходит в запустение… Хотя бы сад там, огород… ну, что она Вам? Что Вам в ней?

 

Старая_Женщина кормит бумажных голубей. Из правой кулисы выходит кот. Прислушивается к чьему-то кашлю, который раздаётся из левой кулисы. Проводит петлеобразным хвостом по ноге Старика_1 – успокаивает. Тот треплет его по загривку. Кот с достоинством терпит. Эй, неужели котам так мало надо, чтобы доказать свою нужность. Посторонний говорит что-то в сотовый телефон.

Смотрит на часы.

Теряет время.

Теряет – хочется верить – деньги, которые всё равно потратил бы на то, что интересует только его.

 

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Как вас зовут?

ПОСТОРОННИЙ. Дмитрий Сергеевич. Вы поймите. Я ведь не бандит. Я не хочу ничего менять. Я уважаю старость. Уважаю театр. Уважаю лично Вас, я знаю Вашу историю, знаю, как Вы оказались здесь. Я ведь даже лучше, чем государство, я хочу исправить его ошибки. Городу и государству всё равно, что с Вами случится – они просто ждут, как нашкодившие дети – пока ситуация разрешится как-нибудь сама.

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. (Словно очнувшись). Как вас зовут?

 

Посторонний вздыхает.

 

ПОСТОРОННИЙ. Дмитрий Сергеевич. Послушайте – просто подпишите вот тут. Я клянусь, что никогда Вас не обижу. Никого из Вас. Как жили, так и будете жить. Просто рядом будет небольшое казино. Ну, может, стоянка ещё… авто… Но зато у Вас будут деньги. Ваше начальство не может их получить ни от кого. Ни от кого, понимаете? Ни от города, в котором многие из Вас прожили всю жизнь. Ни от государства, которому Вы всю жизнь служили… А я дам Вам деньги. Это здание надо ремонтировать. Проведём нормальное отопление, наладим свет, перестанут искрить розетки. Купим Вам в вестибюль нормальный телевизор… и потом будем помогать. Понемногу, конечно, но это всё равно лучше, чем ничего…

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Простите… как ваше имя?

ПОСТОРОННИЙ. Меня зовут Дмитрий Сергеевич. Но какая разница, как меня зовут? Весь вопрос в том, что вот – есть земля, которая вам совсем не нужна. Которая не используется. А я…

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Как вас зовут? Как вас по-настоящему зовут?

ПОСТОРОННИЙ. Что…

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Дмитрий Сергеевич… почти по-человечески. Я ведь не зря спросила вас несколько раз. У вас есть имя. Вы назвали его. Я слышала и запомнила. Я не идиотка.

ПОСТОРОННИЙ. Я вовсе и не думал…

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Я думала, что вы вспомните, что вы – Человек. Что у вас есть имя. Вас это не интересует? Вам нужна моя подпись? Я вряд ли смогу вам помочь. Хотите знать, почему?

ПОСТОРОННИЙ. (Снова вздыхает). Почему?

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Потому что мне абсолютно всё равно, что у вас за планы на нашу землю. Она наша. Вам же тоже всё равно, что с нами будет после того, как мы подпишем ваш документ.

ПОСТОРОННИЙ. Послушайте, не надо передёргивать. Мне не всё равно. Я вообще занялся этим делом исключительно из желания помочь…

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Исключительно из желания помочь вы могли бы просто перечислить деньги на счёт Дома. Или подсунуть под дверь, позвонить и убежать. Как сделал бы Тимур и те, кто тусовался с ним в то лето 1938 года под Москвой.

ПОСТОРОННИЙ. Так не делается… я должен…

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Да ничего вы не должны! А мы-то уж точно не должны. С чего вы взяли, что если у нас нет ни сада, ни огорода, значит, мы не пользуемся землёй? Мы по ней ходим. Мы заслужили это право. И я сильно сомневаюсь, что сторожа вашей автостоянки и охранники вашего казино позволят нам это делать после передачи вам права собственности.

ПОСТОРОННИЙ. Давайте не драматизировать…

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. (Спокойно, продолжая играть с голубями). А я не драматизирую. Посмотрите наверх. Посмотрите. Там – небо, очень хорошее солнце, восемь облаков, и, кажется, две бабочки. Меньше всего хочется что-то драматизировать в такие моменты. Успокойтесь. Самое страшное в моей жизни уже случилось. Давно. Хотите, расскажу?

ПОСТОРОННИЙ. А можно в другой раз? У меня мало времени.

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Вот вы и попались. Если у вас мало времени, как вы можете нас понять? Мы – Старики, у нас другое понятие о времени, наше время длиннее и прерывистей вашего.

ПОСТОРОННИЙ. Я говорил «в общем»…

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. А не надо в общем. Надо по отдельности. Общими понятиями оперирует государство. Поэтому ничего никогда у него не выйдет. И у вас не выйдет. Возвращайтесь домой. Идите смотреть телевизор.

ПОСТОРОННИЙ. Это всё?

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Это всё. Так вам скажет каждый из вас. Мы воевали за эту землю. В ней застряли снаряды. Которые многие из нас научились вытачивать раньше, чем писать как следует. Она знает наши имена. Мы ложимся в неё умирать. И телевизор в вестибюль нам не нужен – его всё равно не будет слышно по вечерам, потому что на автостоянке будут стоять машины с орущим радио. Я жила рядом с автостоянкой. И мы как-нибудь разберёмся с аварийным состоянием нашего дома. Сами. Мы выросли и стали счастливыми в таких трущобах, что вам и не снилось – что нам ваши искрящие розетки?!

ПОСТОРОННИЙ. Понятно… я зря теряю время?

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. А вот это верно. За это время вы могли бы подумать и измениться. У вас есть мама, Дмитрий Сергеевич?

ПОСТОРОННИЙ. Есть. Я знаю, что вы хотите сказать…

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Нет, не знаете. Ваша мама, наверное, гордится вами. Дима добился многого. Его нынешнее положение позволяет заключать сделки со стариками и строить казино на земле, в которой больше смысла, чем в сотне тысяч таких, как он. Я держу голубей, Дима. Мне нравится говорить «держу», хотя, на самом деле, это просто они сами прилетают сюда и клюют крошки. Иногда их больше двадцати. Иногда с трудом наберётся пять. Ваша мама наверняка придумывает себе похожее занятие…

ПОСТОРОННИЙ. И что?

 

Старая_Женжина отрывает голову бумажному голубю и всовывает его в руки Постороннего. Тот с удивлением смотрит на свои окровавленные руки.

 

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Передайте это ей. А когда она спросит, что это – скажите, что это вы. Думаю, она должна понять и вылечит вас. О ж и в и т ь. Жаль, что я не могу сделать этого с Городом и с Государством – его представители редко сюда заходят. А когда заходят – голубей, как правило не бывает. (Замечает неуверенность Постороннего) Берите, берите – у меня их много. Они всё равно все улетят, когда вы построите здесь своё казино.

ПОСТОРОННИЙ. Вы сумасшедшая…

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Нет. Я – жестокая. Сумасшедший – вы, если решили, что мы будем терпеть под окнами пьяных буржуев.

СТАРИК_1. И их солярку!

 

Посторонний уходит.

 

СТАРИК_2. (Вслед). Похороните голубя, если вашей маме не удастся его оживить! (К зрителям). Кому ещё подарить птичку? Все в себе уверены? Что? Жестокие старики? Вы не представляете… Мы можем всё, что угодно – потому что мы состарились, придумывая всё, что есть в мире. Молодые – согласитесь – мало что могут предложить миру, кроме ярости и новых дорог. Мы аккуратно идём по самому краю шоссе, сразу за нами идёт смерть, а по другой стороне дороги, куда бы мы не пошли – идёт время. Мы заплетаем косы нашей смерти каждый день, каждый вечер. Мы поглядываем в сторону времени. Мы понимаем его с полуслова. Пора на горшок. Пора спать. Пора назвать то, что с нами происходит, своим именем. Старше…

СТАРИК_2. Старше человек становится, когда вместо новых вещей в комнате появляются те вещи, которые давным-давно потерялись…

 

Молодой_человек выходит на сцену.

 

Молодой_человек. Я слышал самый конец разговора. Вы хотели ему что-то рассказать… Помните? Про что-то страшное.

СТАРАЯ_ЖЕНЩИНА. Как-то раз я увидела дно телефонной трубки. Я тогда работала в театре. Мне надо было выходить на сцену. Моя сестра позвонила мне, и сказала, что умирает мама. Знаете, такие ситуации особенно ярко показывают, насколько мы не готовы воспринимать жизнь, находясь даже в достаточно зрелом возрасте. Моя мама умирала в другом городе, ей нельзя было даже позвонить, а я стояла с телефонной трубкой в руке, мне что-то говорила сестра, а я не узнавала голоса. Свет как-то выключился, вокруг была полная темнота – точно, я открывала глаза, зажмуривала их, а потом до боли широко распахивала. Никого. Ничего. Помехи только, в телефонной трубке.

Я пошла, вокруг были какие-то ядовито-медные барханы, над головой было небо зелёного цвета, на нём лежали провода, медные трубки, скрученные в бухты. Дули обжигающие ветра из звуков – сухих, шуршащих. Я чувствовала мёртвый песок, сплавленный в корку. Он пах кислотой. Мама умирала всё время, пока я играла спектакль.

Молодой_человек. Знаете, почему он не захотел слушать об этом? Он боится. Ваши воспоминания – это меч. Любой невооружённый человек боится меча. Любой вооружённый человек боится меча. Ваши воспоминания – это даже больше, потому что впитывают, как закалку – время и небеса, людей, голоса, мёртвых и живых. Попутчиков. Этот Посторонний – что он может выставить перед собой в защиту. Меч разрубит любой бумажник. После воспоминаний никто не остаётся не изменившимся. Вы постоянно что-то вспоминаете, поэтому мы изменчивы и непобедимы. Вашим воспоминания – дороже любого меча.

СТАРИК_1. А вам, молодой человек, я посмотрю, есть что сказать.

Молодой_человек. Мне – не совсем. Но я знаю, что вы придумываете необычные предназначения для обычных предметов. И знаю, зачем. Вы обезоруживаете обидевшие вас вещи. Я знаю, как это бывает. Отец наказывал ремнём – вы используете этот ремень, пока он не истлеет, а потом подвязываете им ножку стола. Из старых гильз вы делаете вставочки для карандашей. Телефонная трубка становится самой прекрасной вещью на свете, если ей занимаются старики. Её можно обтесать мечом воспоминаний. Смотрите, что получится!

 

На сцене появляется Старик_3. Он держит в руках шланг, на конце которого – разбрызгиватель из телефонной трубки. Молодой_человек задёргивает полупрозрачную занавеску и Старик_3 поливает из шланга остальных. Старики стоят неподвижно. За их спинами к самому небу растут дети.

 

К о н е ц в т о р о й к а р т и н ы.

 

О любви

СТАРИК_1. У нас принято заботится друг о друге. К тому же нас не так уж и много. Это ошибка думать, что стариков – много. Это ошибка… стариков постоянно меньше и меньше. Молодые имеют свойство самовоспроизводиться и оттягивать старость, а нам нечего оттягивать. Поэтому мы внимательно следим друг за другом. Особенно за такими вещами, как наградное оружие в сейфе. У меня был сейф. Он есть и сейчас. А в нём – наградной пистолет, которого там сейчас нет. В таком месте, как наше, пропажа оружия может означать только одно. То есть мы привыкли думать только в этом направлении. Пистолеты вообще-то придумали именно для этого. А оказалось – совсем не для этого. Пистолеты, как и атомные бомбы, гораздо эффективнее, когда поставлены на службу любви.

Комната. Мало что изменилось – только добавилось африканское копьё на стене и китайский фонарь. Молодой_человек и Старик_3 пьют чай из крошечных чашек (в идеале из зала должно казаться, что они подносят ко рту пустые ладони. Маленький магнитофон играет рэггей. В продолжение всего разговора Молодой_человек, не отрывая взгляда от собеседника, отправляет SMS.

СТАРИК_3. А вам не кажется, молодой человек, что это немного противоестественно?

Молодой_человек. С чего вдруг?

СТАРИК_3. Ну… как вам сказать… с возрастом привыкаешь к тому, что некоторые вещи характерны исключительно для определённого… хм… ну, для молодых. Боюсь, я недостаточно понятно выразился.

Молодой_человек. Выразились вы понятно. Мне только интересно – почему именно так. Иногда вы стремитесь быть солиднее, чем вы есть на самом деле. Вроде как возраст обязывает. А между тем вы точно так же смотрите в окно, как и я, вы видите те же деревья, что и я. Так?

СТАРИК_3. Вы правы, молодой_человек…

Молодой_человек. У нас с вами один мир. Он нисколько не изменится и после нас. Ну, может, в нём станет на одного человека меньше. На два. На несколько тысяч. Но вода будет течь с неба и трава будет спускаться к рекам вдоль обрывов точно так же, как когда вы в первый раз увидели траву.

СТАРИК_3. Один мир.

Молодой_человек. Точно. Один. И вот здесь начинается самое интересное. Когда у нас полно времени, когда нам там, скажем. Лет по 18, или меньше, или около того – мы торопимся. Мы спешим и хотим, чтобы мир запомнил нас как следует, чтобы мы оставили в нём как можно больше следов. Хотя всё, что мы можем в этом возрасте – это, гуляя в лесу, наломать веток, чтобы запомнить дорогу и отметить дорогие нам места, чтобы потом найти их в старости.

СТАРИК_3. В общем так. Мы ушли от темы, но, по-моему, вы к чему-то ведёте.

Молодой_человек. Я к тому, что спешить надо как раз в старости. Самое благодарное время для того, чтобы спешить. Везде пропускают без очереди. Уступают место в автобусе. Подвозят бесплатно. Сохранились некоторые льготы.

СТАРИК_3. Какой-то странный наоборот у вас получается…

Молодой_человек. Вспомните, что вы говорили в 18 лет? Как вам хотелось вырасти… Нет, я убеждён – и вы вряд ли разубедите меня – что именно после 50-60 лет человек становится хозяином планеты.

СТАРИК_3. А сердце?

Молодой_человек. А лекарства?

СТАРИК_3. А болезни?

Молодой_человек. А кто не болеет?

СТАРИК_3. А дом?

Молодой_человек. Дом везде.

СТАРИК_3. А несчастья?

Молодой_человек. Счастья – больше.

СТАРИК_3. А усталость?

Молодой_человек. (Улыбается). Расскажите мне ещё про общую изношенность организма. Конечно, автостопом путешествовать трудно... и ноги ходят не так быстро… но, даже когда вы просто сидите дома, вы думаете быстрее, чем все панки[2] мира, вместе взятые.

СТАРИК_3. А морщины?

Молодой_человек. Вы имеете в виду – красота куда-то делась? Бросьте! В мальчиков влюбляются глупые девочки. Девушки, у которых в голове удерживается больше, чем одна мысль, любят Клинта Иствуда.

СТАРИК_3. Ну вот мы и подошли к самому главному. Это и было началом нашего разговора.

Молодой_человек. Я помню. Вы говорили, что любите нашу Королеву Шахмат.

СТАРИК_3. В этом-то всё и дело… в моём возрасте любовь способна принести только дополнительные расходы на валерьянку…

Молодой_человек. Если вы так говорите, значит, всё серьёзно. Вряд ли бы вам понадобились медикаменты, если бы вы не любили по-настоящему.

СТАРИК_3. И что же делать?

Молодой_человек. Позвонить ей, сидя на крыше здания. Пусть рядом с вами лежит, с одной стороны, букет цветов, а с другой – заряженный пистолет. И пусть она услышит, как звёзды над вашей головой, позвякивая, сбиваются в шаровые скопления, испугавшись того, что может произойти на их глазах.

СТАРИК_3. Вы – романтик, чёрт побери! Что, вот так всё просто?

Молодой_человек. Не знаю. Вы прожили на свете больше меня. Скажите – вот так всё просто, или нет?

СТАРИК_3. Вы напомнили мне одну историю…

Молодой_человек. Расскажите её ей. Вот телефон.

СТАРИК_3. Это дорого, наверное…

Молодой_человек. Спросите у себя самого – когда звонишь Королеве, денег всегда столько, сколько надо.

 

Старик_3 берёт телефонную трубку. Пока он разговаривает, Молодой_человек расстёгивает на нём рубашку. Снимает её. Наклеивает на плечо Старика_3 переводную татуировку. Футболка без рукавов. Шейный платок. Раскладывает перед Стариком_3 несколько широких стальных колец.

 

- я собирался к своей девушке вот так, как сейчас… уже и не припомню, когда… но я сейчас не собираюсь вспоминать. Это же бесполезно. Каждый раз всё равно первый. Единственный. Каждый раз – единственный. Милая, я просто не могу без тебя. Я не знаю, что говорить, всегда так трудно с тобой разговаривать, потому что хочется сказать что-то такое, что будешь потом помнить вечно, а нельзя всё время говорить вечностями, потому что самое вечное на самом деле происходит внутри. Самое вечное на самом деле происходит, когда ты просто есть. Ты есть. Это так здорово. Как хорошо, что мне сейчас не 16, 18, даже не тридцать – потому что иначе я бы никогда не сделал того, чем я сейчас собираюсь тебе угрожать.

 

Старик_2 спускает сверху, со второго этажа букет цветов на спиннинге – Молодой_человек берёт его из окна.

 

- если ты не придёшь ко мне, не ответишь на любовь и не останешься со мной, может, ничего и не будет. Будет то, что должно быть. Нет. Будет то, чего НЕ должно быть. Но если да… если да – то у нас есть шанс дожить до 60-х. Есть шанс дожить до чего угодно. Мы же с тобой не понаслышке знаем, что такое значит – «дожить». Мы сравниваем времена, но после того, как мы возьмём друг друга за руки, никакого времени больше не будет. Потому что его и так никогда не было.

 

Поверх джинсов Молодой_человек кладёт на кровать пистолет и букет цветов.

 

- я собирался рассказать вам вот что. Как-то раз я уже был близок к смерти. Даже не один раз. Теперь мы не любим вспоминать об этом, в старости вообще не любишь вспоминать о таких вещах… стараешься успокаиваться тем. Как гуляли в парке. Как дрались на дискотеках. Как взрывали краденые у немцев патроны в кострах. Но я помню многое из того, что и не хочется вспоминать. Я помню, как плакал. Как сжимал кулаки, как ногти впивались в ладони, как бросал букеты об стены. Как пил и просыпался в отделении милиции, как старался убить в себе самое дорогое. Самое лучшее – чтобы стать абсолютно мёртвым. Чтобы больше не было ни плохо, ни больно. Как всё на свете причиняло боль и страдания. И где-то в глубине души я знаю, что таким и остался. И это хорошо, потому что живые люди – именно такие.

 

С другой стороны двери всё это слушает Королева Шахмат. На словах «и я даже не знаю, что потом произойдёт» у неё из подрагивающей в руках коробки шахмат выпадает чёрная ладья.


- время имеет значение только для тех, у кого его мало. У нас с вами есть всё время в мире. Абсолютно точно, оно у нас есть. Я предлагаю вам всё своё – у меня его полно, я всю жизнь тратил его, но по-прежнему его столько, что можно сто раз умереть, прожив сколь угодно длинную жизнь, а его будет столько, сколько было до твоего рождения. Давайте присоединим своё время ко времени друг друга. И тогда – и тогда я даже не знаю, что потом произойдёт.

 

Из дрогнувшей в руке Королевы шахматной коробки выпадает на пол чёрная ладья. Она вкатывается в комнату через щель под дверью. Молодой_человек дует в китайский фонарик и спрыгивает в окно.

 

К о н е ц т р е т ь е й к а р т и н ы.

 

PS

- вот так я тебя и представляла. ты похож на пирата с пистолетом за поясом.

- вот так я и выгляжу.

- времени нет?

- времени никогда нет.

 

Облака уходят дальше и дальше. Обрывая провода и увлекая за собой вывески, дома и дороги широкими взмахами крыльев стирает с вечера старое небо огромная Любовь – птица-растрёпа. Двое стариков, вооружённых только цветами и временем, стоят у окна. Стоят у окна. Стоят, стоят у окна.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.