Здавалка
Главная | Обратная связь

Разделки, наносимые механическим способом.



Сущность нанесения рисунка механическим способом заключается в раз­рушении зеркально-гладкой поверхности изделия с помощью специальных аб­разивных материалов. Под действием этих материалов поверхность изделия по­крывается мелкими сколами, царапинами, приобретает рельефность и мато­вость. Матовость обусловлена неровностью поверхности и характером отраже­ния от нее падающего света. После обработки смесью плавиковой и серной ки­слот рисунок становится прозрачным, а смесью плавиковой, серной и соляной кислот – остается матовым. Блестящий рисунок может быть получен и поли­ровкой – обработкой поверхности мягкими материалами и тонкодисперсным порошком, в результате которой сглаживаются неровности на поверхности изделия.

· матовая лента – полоса шириной до 2 мм по верхнему краю изделия; этим способом чаще всего украшают гладкие чайные стаканы;

· номерная шлифовка – более глубокий рисунок со сложной композицией;

· алмазная грань является наиболее сложным рисунком, состоит из более глубоких и сложных бороздок и линий, образующих геометрические фигуры; кусты и звезды. Алмазную грань наносят, как правило, с помощью абразивных кругов различного диаметра и толщины. По сложности рисунка алмазную грань делят на номера и группы. Наи­более сложные рисунки наносят на хрустальные изделия;

· литерная (широкая) грань наносится на толстостенные изделия. После на­несения ее поверхность полируют до зеркального блеска;

· гравировка наносится на готовые изделия с помощью медных дисков диа­метром от 10 до 100 мм. Этот рисунок поверхностный и всегда матовый, в виде цветов, веток и т.д.;

Разделки, наносимые на готовые изделия механическим способом, отри­цательно влияют на прочность и термическую стойкость, но повышают их эсте­тические достоинства. Благодаря наличию на поверхности изделия граней па­дающий свет преломляется и отражается, что вызывает своеобразную игру света.

 

Разделки, наносимые химическим способом, или травлением, могут быть прозрачными или матовыми. Сущность этого метода украшения стеклянных изделий заключается в разрушении поверхности стекла плавиковой кислотой или солями фтора. Изделие предварительно покрывают защитным слоем из черного воска и парафина. Затем на этот слой на специальных машинах с по­мощью тонких игл наносят рисунок. После чего изделие помещают на 15…30 мин в травильную ванну при температуре 40 – 60°С, состоящую из смеси пла­виковой, соляной и серной кислот. Кислота разрушает поверхность стекла в тех местах, где снят защитный слой, при этом образуется матовый рисунок. Если ванна состоит из смеси плавиковой и серной кислот, то рисунок получается прозрачным. По сложности и глубине рисунка различают травление простое, сложное и глубокое художественное:

· простое травление представляет собой несложный повторяющийся рису­нок в виде ломаных, спирале- и зигзагообразных линий Рисунок наносят на гильоширных машинах. Этим способом часто украшают край выдувных чайных стаканов;

· сложное травление наносят на пантографических машинах. Для него ха­рактерна более сложная композиция;

· глубоким художественным травлением украшают двух- и многослойные изделия. Наружный слой должен быть цветным, а внутренний – бесцветным. На те участки изделия, где цветной слой не должен быть разрушен, наносят за­щитный слой кисточкой от руки или переводным способом. Остальную по­верхность постепенно обрабатывают плавиковой кислотой при помощи кисточ­ки. При глубоком травлении изделия, как правило, обрабатывают только плави­ковой кислотой или в смеси с серной до полного растворения всех веществ, об­разующихся при этом на поверхности стеклоизделия. Наибольший эффект дос­тигается при разной глубине травления, при этом получаются различные цвета и оттенки. Рисунок имеет сложную композицию, наносят его чаще всего на ва­зы для цветов и другие крупные изделия.

 

Для украшения стеклоизделий живописными рисунками используют тер­мопластические краски, которые после нанесения на изделие закрепляют обжи­гом при температуре 550…580°С. Живописные рисунки наносят кистью от ру­ки, трафаретной печатью, пульверизатором или с помощью переводных карти­нок – декалькомании. Они могут быть в виде лент, отводок, цветов и других сложных композиций. Помимо обычных муфельных красок, применяют 12%-ный раствор золота.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.