Разделки, наносимые механическим способом.
Сущность нанесения рисунка механическим способом заключается в разрушении зеркально-гладкой поверхности изделия с помощью специальных абразивных материалов. Под действием этих материалов поверхность изделия покрывается мелкими сколами, царапинами, приобретает рельефность и матовость. Матовость обусловлена неровностью поверхности и характером отражения от нее падающего света. После обработки смесью плавиковой и серной кислот рисунок становится прозрачным, а смесью плавиковой, серной и соляной кислот – остается матовым. Блестящий рисунок может быть получен и полировкой – обработкой поверхности мягкими материалами и тонкодисперсным порошком, в результате которой сглаживаются неровности на поверхности изделия. · матовая лента – полоса шириной до 2 мм по верхнему краю изделия; этим способом чаще всего украшают гладкие чайные стаканы; · номерная шлифовка – более глубокий рисунок со сложной композицией; · алмазная грань является наиболее сложным рисунком, состоит из более глубоких и сложных бороздок и линий, образующих геометрические фигуры; кусты и звезды. Алмазную грань наносят, как правило, с помощью абразивных кругов различного диаметра и толщины. По сложности рисунка алмазную грань делят на номера и группы. Наиболее сложные рисунки наносят на хрустальные изделия; · литерная (широкая) грань наносится на толстостенные изделия. После нанесения ее поверхность полируют до зеркального блеска; · гравировка наносится на готовые изделия с помощью медных дисков диаметром от 10 до 100 мм. Этот рисунок поверхностный и всегда матовый, в виде цветов, веток и т.д.; Разделки, наносимые на готовые изделия механическим способом, отрицательно влияют на прочность и термическую стойкость, но повышают их эстетические достоинства. Благодаря наличию на поверхности изделия граней падающий свет преломляется и отражается, что вызывает своеобразную игру света.
Разделки, наносимые химическим способом, или травлением, могут быть прозрачными или матовыми. Сущность этого метода украшения стеклянных изделий заключается в разрушении поверхности стекла плавиковой кислотой или солями фтора. Изделие предварительно покрывают защитным слоем из черного воска и парафина. Затем на этот слой на специальных машинах с помощью тонких игл наносят рисунок. После чего изделие помещают на 15…30 мин в травильную ванну при температуре 40 – 60°С, состоящую из смеси плавиковой, соляной и серной кислот. Кислота разрушает поверхность стекла в тех местах, где снят защитный слой, при этом образуется матовый рисунок. Если ванна состоит из смеси плавиковой и серной кислот, то рисунок получается прозрачным. По сложности и глубине рисунка различают травление простое, сложное и глубокое художественное: · простое травление представляет собой несложный повторяющийся рисунок в виде ломаных, спирале- и зигзагообразных линий Рисунок наносят на гильоширных машинах. Этим способом часто украшают край выдувных чайных стаканов; · сложное травление наносят на пантографических машинах. Для него характерна более сложная композиция; · глубоким художественным травлением украшают двух- и многослойные изделия. Наружный слой должен быть цветным, а внутренний – бесцветным. На те участки изделия, где цветной слой не должен быть разрушен, наносят защитный слой кисточкой от руки или переводным способом. Остальную поверхность постепенно обрабатывают плавиковой кислотой при помощи кисточки. При глубоком травлении изделия, как правило, обрабатывают только плавиковой кислотой или в смеси с серной до полного растворения всех веществ, образующихся при этом на поверхности стеклоизделия. Наибольший эффект достигается при разной глубине травления, при этом получаются различные цвета и оттенки. Рисунок имеет сложную композицию, наносят его чаще всего на вазы для цветов и другие крупные изделия.
Для украшения стеклоизделий живописными рисунками используют термопластические краски, которые после нанесения на изделие закрепляют обжигом при температуре 550…580°С. Живописные рисунки наносят кистью от руки, трафаретной печатью, пульверизатором или с помощью переводных картинок – декалькомании. Они могут быть в виде лент, отводок, цветов и других сложных композиций. Помимо обычных муфельных красок, применяют 12%-ный раствор золота.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|