Здавалка
Главная | Обратная связь

Термины и определения



В настоящем стандарте используются термины и определения данные в ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 9001, а также:

· Аудитор (эксперт) -лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита.

· Аудиторская группа -один или несколько аудиторов, проводящих аудит.

П р и м е ч а н и е -одного из аудиторов в аудиторской группе, как правило, назначают руководителем группы.

· База данных – совокупность хранимых на любом носителе информации данных относящихся к качеству продукции, процессов и функционирования системы менеджмента качества, специально организованных (структурированных), обновляемых и логически связанных между собой.

· Базовый (основной) процесс – процесс, непосредственным результатом которого является выпуск продукции;

· Бенчмаркинг (сравнение с конкурентами) – непрерывный процесс сравнения продукции, услуг и практического опыта с достижениями наиболее сильных конкурентов или фирмами, признанными в качестве промышленных лидеров.

· Ведение базы данных - деятельность по обновлению, восстановлению и перес­тройке структуры базы данных с целью обеспечения ее целостности, сохран­ности и эффективности использования (ГОСТ 20886).

· Верификация – подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены.

· Владелец процесса – должностное лицо предприятия, несущее ответственность за результативность процесса, а также выделение ресурсов, необходимых для планирования и ведения процесса;

· Внутренний аудит (проверка) -систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

П р и м е ч а н и е - внутренние аудиты, называемые «аудитами первой стороны», проводит для внутренних целей сама организация или от ее имени. Результаты внутреннего аудита могут служить основанием для декларации о соответствии. Во многих случаях, особенно на малых предприятиях, независимость при аудите демонстрируют отсутствием ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту.

· Дефект - невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием (ГОСТ Р ИСО 9000).

· Документированная процедура - собственная или внешняя процедура, оформленная в виде документа (СТО, карта технологического процесса, инструкция, положение и т.п.).

· Жизненный цикл продукции – совокупность взаимоувязанных процессов последовательного изменения состояния продукции от начала производства до поставки.

· Заказчик – заказчик продукции.

· Замечания (уведомление) – свидетельство аудита, не носящее характер несоответствия и фиксируемое с целью предотвращения возможного несоответствия.

· Значительное несоответствие -несоответствие системы менеджмента качества, которое с большой вероятностью может повлечь не­выполнение требований потребителей и/или обязательных требований к продукции. К значительным несоответствиям может быть отнесено отсутствие элемента или совокупности элементов и/или отсутствие их результативного функ­ционирования.

· Идентификация несоответствующей продукции – дополнительное обозначение (маркирование, этикетирование и т.п.), местоположение (помещение в специально идентифицированную тару, на специальное выделенное и обозначенное место и т.п.), физическое разрушение, отделение.

· Калибровка – совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средств измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору.

· Капитальный ремонт – ремонт, выполняемый с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурсу оборудования путем замены или восстановления любых его частей, включая базовые, с последующим проведением испытаний оборудования на работоспособность.

· Корректирующее действие - действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации (ГОСТ Р ИСО 9000).

· Критерий аудита –совокупность политики, процедур или требований.

П р и м е ч а н и е – критерии аудита используют для сопоставлении с ними свидетельств.

· Критический процесс - процесс, ненадлежащая организация которого или несоблюдение требований к его выполнению, представляет фактическую или потенциальную опасность для обеспечения качества продукции ( услуги).

· Малозначительное несоответствие - отдельное несис­тематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании системы менеджмента качества или в документации, которые могут привести к не­выполнению требований потребителя и/или обязательных требований к продукции, или к снижению результативности функционирования элемента (совокупности элементов) системы менеджмента качества.

П р и м е ч а н и е- к малозначительным несоответствиям системы менеджмента качества может быть отнесено несоблюдение единичного требования к системе.

· Несоответствие -невыполнение требования.

П р и м е ч а н и е - невыполнением установленного требования является отсутствие этого требования в документах системы менеджмента качества и/или отсутствие его реализа­ции при функционировании системы.

· Несоответствующая продукция – продукция, имеющая отклонения от установленных значений параметров качества, несоответствие которой установленным нормам выявлено в процессе контроля качества закупленной продукции и продукции, произведенной в процессе производства.

· Обеспечивающий процесс – процесс, результатом которого является создание необходимых условий для осуществления основных процессов;

· Область аудита-содержание и границы аудита.

П р и м е ч а н и е – область аудита обычно включает местонахождение, организационную структуру, виды деятельности и процессов, а также охватываемый период времени.

· Периодические испытания – контрольные испытания выпускаемой продукции, проводимые в объемах и сроки, установленные нормативной и технической документацией, с целью контроля стабильности качества продукции и возможности продолжения ее выпуска (ГОСТ 16504).

· План аудита– описание деятельности и мероприятий по проведению аудита.

· Плановый ремонт – ремонт, предусмотренный в нормативной документации и осуществляемый в плановом порядке.

· Поверка – совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.

· Поставщик - организация или лицо, предоставляющее продукцию.

Примеры: производитель, оптовик, предприятие розничной торговли или продавец продукции, исполнитель услуги, поставщик информации.

· Предупреждающее действие - действие, предпринятое для устранения причин потенциального несоответствия или другой потенциальной нежелательной ситуации.

· Приемочный контроль –контроль продукции, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к поставкам и (или) использованию (ГОСТ 16504).

· Программа аудита –совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

П р и м е ч а н и е - программа аудита включает всю деятельность, необходимую для планирования, организации и проведения аудитов.

· Продукция – результат процесса.

· Процесс менеджмента – процесс, результатом которого является повышение результативности и эффективности основных и обеспечивающих процессов;

· Реинжениринг – это разработка нового процесса или инновация процесса

· Рециклинг – установка по переработке остатков бетонной или растворной смеси;

· Руководитель процесса – должностное лицо, несущее ответственность за текущий менеджмент процесса с целью достижения запланированных результатов.

· Самооценка– это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества. Самооценку обычно проводит руководство организации. Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности (ГОСТ Р ИСО 9004).

· Свидетельства аудита– записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проведены.

П р и м е ч а н и е – свидетельства аудита могут быть качественными или количественными.

· Система планово-предупредительного ремонта – комплекс организационных и технических мероприятий по техническому обслуживанию, ремонту и контролю, проводимых с целью профилактики через установленное количество часов работы оборудования в определенной последовательности по заранее составленному плану-графику и направленных на предупреждение.

· Соответствие -выполнение требования.

П р и м е ч а н и е- установленным требованием в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001 является любая норма, введенная модальным глаголом «должен».

· Сохранение продукции организации – сохранение соответствия продукции, выпускаемой организацией, установленным требованиям в ходе внутренней обработки (идентификации, погрузочно-разгрузочных работах, хранении, защите и т.п.) и поставке к месту назначения.

· Структурные единицы организации - структурные подразделения и службы организации.

· Текущий ремонт– ремонт, производящийся в процессе эксплуатации оборудования для обеспечения его работоспособности и состоящий в замене или восстановлении его отдельных частей и их регулировке.

· Техническое обслуживание – комплекс работ, направленных на поддержание исправности или только работоспособности оборудования при подготовке к применению или в процессе использования по назначению, при хранении и транспортировке.

· FAST -«прорывный» подход, который концентрирует внимание группы сотрудников организации (далее группы) на определенном процессе в ходе одно-двухдневного совещания для определения способов, которыми группа может улучшить процесс в течение следующих 90 дней. Перед окончанием совещания руководство одобряет или отвергает предложенные улучшения

 

Сокращения

АГ – аудиторская группа;

БД – база данных;

ВА –внутренний аудит;

ГОСТ - государственный стандарт;

ГСИ - Государственная система обеспечения единства измерений;

ГСС – государственная система стандартизации;

ЕСКД – единая система конструкторской документации;

ЖЦП – жизненный цикл продукции;

КТП - карта технологического процесса;

МИ - методологическая инструкция;

МУ – методические указания;

НД - нормативная документация;

НЦСМ – Нижегородский центр стандартизации, метрологии и сертификации;

ОГЭ - отдел главного энергетика;

ООО – общество с ограниченной ответственностью;

ОПГС – обогащенная песчано-гравийная смесь;

ОТ и ТБ – охрана труда и техники безопасности;

ОТТ – общие технические требования;

ПБ – пожарная безопасность;

ППР - планово-предупредительный ремонт;

ПР – правила;

ПСЦ - паросиловой цех;

ПТО – производственно – технический отдел;

РД - руководящий документ;

РК – руководство по качеству;

РСК - Российская система калибровки;

РФ – Российская Федерация;

СИ – средства измерений;

СМК – система менеджмента качества;

СОТ и КО – служба организации труда и кадрового обеспечения;

СТО – стандарт организации;

ТБ – техника безопасности;

ТО – техническое обслуживание;

ТС – технический совет;

ТТН - товарно-транспортная накладная;

ТУ – технические условия.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.