Термины и определения
В настоящем стандарте используются термины и определения данные в ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 9001, а также: · Аудитор (эксперт) -лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита. · Аудиторская группа -один или несколько аудиторов, проводящих аудит. П р и м е ч а н и е -одного из аудиторов в аудиторской группе, как правило, назначают руководителем группы. · База данных – совокупность хранимых на любом носителе информации данных относящихся к качеству продукции, процессов и функционирования системы менеджмента качества, специально организованных (структурированных), обновляемых и логически связанных между собой. · Базовый (основной) процесс – процесс, непосредственным результатом которого является выпуск продукции; · Бенчмаркинг (сравнение с конкурентами) – непрерывный процесс сравнения продукции, услуг и практического опыта с достижениями наиболее сильных конкурентов или фирмами, признанными в качестве промышленных лидеров. · Ведение базы данных - деятельность по обновлению, восстановлению и перестройке структуры базы данных с целью обеспечения ее целостности, сохранности и эффективности использования (ГОСТ 20886). · Верификация – подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены. · Владелец процесса – должностное лицо предприятия, несущее ответственность за результативность процесса, а также выделение ресурсов, необходимых для планирования и ведения процесса; · Внутренний аудит (проверка) -систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. П р и м е ч а н и е - внутренние аудиты, называемые «аудитами первой стороны», проводит для внутренних целей сама организация или от ее имени. Результаты внутреннего аудита могут служить основанием для декларации о соответствии. Во многих случаях, особенно на малых предприятиях, независимость при аудите демонстрируют отсутствием ответственности за деятельность, которая подвергается аудиту. · Дефект - невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием (ГОСТ Р ИСО 9000). · Документированная процедура - собственная или внешняя процедура, оформленная в виде документа (СТО, карта технологического процесса, инструкция, положение и т.п.). · Жизненный цикл продукции – совокупность взаимоувязанных процессов последовательного изменения состояния продукции от начала производства до поставки. · Заказчик – заказчик продукции. · Замечания (уведомление) – свидетельство аудита, не носящее характер несоответствия и фиксируемое с целью предотвращения возможного несоответствия. · Значительное несоответствие -несоответствие системы менеджмента качества, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований потребителей и/или обязательных требований к продукции. К значительным несоответствиям может быть отнесено отсутствие элемента или совокупности элементов и/или отсутствие их результативного функционирования. · Идентификация несоответствующей продукции – дополнительное обозначение (маркирование, этикетирование и т.п.), местоположение (помещение в специально идентифицированную тару, на специальное выделенное и обозначенное место и т.п.), физическое разрушение, отделение. · Калибровка – совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средств измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору. · Капитальный ремонт – ремонт, выполняемый с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурсу оборудования путем замены или восстановления любых его частей, включая базовые, с последующим проведением испытаний оборудования на работоспособность. · Корректирующее действие - действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации (ГОСТ Р ИСО 9000). · Критерий аудита –совокупность политики, процедур или требований. П р и м е ч а н и е – критерии аудита используют для сопоставлении с ними свидетельств. · Критический процесс - процесс, ненадлежащая организация которого или несоблюдение требований к его выполнению, представляет фактическую или потенциальную опасность для обеспечения качества продукции ( услуги). · Малозначительное несоответствие - отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании системы менеджмента качества или в документации, которые могут привести к невыполнению требований потребителя и/или обязательных требований к продукции, или к снижению результативности функционирования элемента (совокупности элементов) системы менеджмента качества. П р и м е ч а н и е- к малозначительным несоответствиям системы менеджмента качества может быть отнесено несоблюдение единичного требования к системе. · Несоответствие -невыполнение требования. П р и м е ч а н и е - невыполнением установленного требования является отсутствие этого требования в документах системы менеджмента качества и/или отсутствие его реализации при функционировании системы. · Несоответствующая продукция – продукция, имеющая отклонения от установленных значений параметров качества, несоответствие которой установленным нормам выявлено в процессе контроля качества закупленной продукции и продукции, произведенной в процессе производства. · Обеспечивающий процесс – процесс, результатом которого является создание необходимых условий для осуществления основных процессов; · Область аудита-содержание и границы аудита. П р и м е ч а н и е – область аудита обычно включает местонахождение, организационную структуру, виды деятельности и процессов, а также охватываемый период времени. · Периодические испытания – контрольные испытания выпускаемой продукции, проводимые в объемах и сроки, установленные нормативной и технической документацией, с целью контроля стабильности качества продукции и возможности продолжения ее выпуска (ГОСТ 16504). · План аудита– описание деятельности и мероприятий по проведению аудита. · Плановый ремонт – ремонт, предусмотренный в нормативной документации и осуществляемый в плановом порядке. · Поверка – совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям. · Поставщик - организация или лицо, предоставляющее продукцию. Примеры: производитель, оптовик, предприятие розничной торговли или продавец продукции, исполнитель услуги, поставщик информации. · Предупреждающее действие - действие, предпринятое для устранения причин потенциального несоответствия или другой потенциальной нежелательной ситуации. · Приемочный контроль –контроль продукции, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к поставкам и (или) использованию (ГОСТ 16504). · Программа аудита –совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. П р и м е ч а н и е - программа аудита включает всю деятельность, необходимую для планирования, организации и проведения аудитов. · Продукция – результат процесса. · Процесс менеджмента – процесс, результатом которого является повышение результативности и эффективности основных и обеспечивающих процессов; · Реинжениринг – это разработка нового процесса или инновация процесса · Рециклинг – установка по переработке остатков бетонной или растворной смеси; · Руководитель процесса – должностное лицо, несущее ответственность за текущий менеджмент процесса с целью достижения запланированных результатов. · Самооценка– это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества. Самооценку обычно проводит руководство организации. Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности (ГОСТ Р ИСО 9004). · Свидетельства аудита– записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проведены. П р и м е ч а н и е – свидетельства аудита могут быть качественными или количественными. · Система планово-предупредительного ремонта – комплекс организационных и технических мероприятий по техническому обслуживанию, ремонту и контролю, проводимых с целью профилактики через установленное количество часов работы оборудования в определенной последовательности по заранее составленному плану-графику и направленных на предупреждение. · Соответствие -выполнение требования. П р и м е ч а н и е- установленным требованием в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001 является любая норма, введенная модальным глаголом «должен». · Сохранение продукции организации – сохранение соответствия продукции, выпускаемой организацией, установленным требованиям в ходе внутренней обработки (идентификации, погрузочно-разгрузочных работах, хранении, защите и т.п.) и поставке к месту назначения. · Структурные единицы организации - структурные подразделения и службы организации. · Текущий ремонт– ремонт, производящийся в процессе эксплуатации оборудования для обеспечения его работоспособности и состоящий в замене или восстановлении его отдельных частей и их регулировке. · Техническое обслуживание – комплекс работ, направленных на поддержание исправности или только работоспособности оборудования при подготовке к применению или в процессе использования по назначению, при хранении и транспортировке. · FAST -«прорывный» подход, который концентрирует внимание группы сотрудников организации (далее группы) на определенном процессе в ходе одно-двухдневного совещания для определения способов, которыми группа может улучшить процесс в течение следующих 90 дней. Перед окончанием совещания руководство одобряет или отвергает предложенные улучшения
Сокращения АГ – аудиторская группа; БД – база данных; ВА –внутренний аудит; ГОСТ - государственный стандарт; ГСИ - Государственная система обеспечения единства измерений; ГСС – государственная система стандартизации; ЕСКД – единая система конструкторской документации; ЖЦП – жизненный цикл продукции; КТП - карта технологического процесса; МИ - методологическая инструкция; МУ – методические указания; НД - нормативная документация; НЦСМ – Нижегородский центр стандартизации, метрологии и сертификации; ОГЭ - отдел главного энергетика; ООО – общество с ограниченной ответственностью; ОПГС – обогащенная песчано-гравийная смесь; ОТ и ТБ – охрана труда и техники безопасности; ОТТ – общие технические требования; ПБ – пожарная безопасность; ППР - планово-предупредительный ремонт; ПР – правила; ПСЦ - паросиловой цех; ПТО – производственно – технический отдел; РД - руководящий документ; РК – руководство по качеству; РСК - Российская система калибровки; РФ – Российская Федерация; СИ – средства измерений; СМК – система менеджмента качества; СОТ и КО – служба организации труда и кадрового обеспечения; СТО – стандарт организации; ТБ – техника безопасности; ТО – техническое обслуживание; ТС – технический совет; ТТН - товарно-транспортная накладная; ТУ – технические условия.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|