Процессы, связанные с потребителем
7.2.1 Определение требований к продукции Исходными данными для заключения контракта (договора) является предложение заказчика на поставку продукции поступившее в устной или письменной форме. Проводится определение и анализ требований заказчика. Процессу определения требований заказчика подлежат: - требования по поставке (условия, сроки поставки, состав продукции, способ доставки, форма оплаты); - требования, не определенные потребителем, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования продукции (наличие специальных требований); - законодательные и другие обязательные требования, относящиеся к продукции (лицензирование, сертификация и т.д.); - дополнительные требования, определенные организацией. 7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции Анализ требований, предъявляемых к продукции проводится после их определения и согласования с потребителем. По результатам анализа принимается решение о заключении договора на изготовление и поставку продукции. Анализ проводится службой во главе с коммерческим директором. Анализ требований должен обеспечивать: - определение технических требований к поставляемой продукции; - согласование требований договора или заказа, отличающихся от ранее сформулированных; - способность организации выполнить определенные требования. По результатам проведенного анализа коммерческий директор готовит проект договора на поставку продукции, который рассматривает и утверждает Генеральный директор ООО «Порт Ревяк» 7.2.3 Связь с потребителем Во время всего процесса прохождения заказа, начиная с поступления заявки и до полного выполнения всех обязательств организации по поставке, служба коммерческого директора постоянно поддерживает связь с потребителями посредством устных и письменных переговоров. Обратная связь с потребителями поддерживается путем опроса потребителей о качестве поставляемой организацией продукции. Коммерческий директор в конце года рассылает запросы основным потребителям продукции, с которыми заключены контракты на поставку продукции. При получении жалоб (рекламаций) потребителей на качество поставляемой продукции директор по качеству – представитель руководства по СМК проводит работу по своевременному их рассмотрению. Проектирование и разработка Процесс проектирования и разработки продукции не осуществляется на предприятии, так как изготовление продукции осуществляется по ГОСТам . Закупки 7.4.1 Процесс закупок ООО «Порт Ревяк» контролирует закупочные процессы для того, чтобы приобретённая продукция и услуги соответствовали установленным требованиям. Тип и объем методов и контроля зависит от того, какое влияние оказывает закупленная продукция на последующие стадии жизненного цикла выпускаемой продукции. Результатом процесса закупок является приобретение организацией основных материалов и другой продукции и услуг, соответствующих установленным требованиям. Процесс закупок включает: - анализ заявок от подразделений на закупку материалов, услуг, - оценку и выбор поставщика, - заключение договоров на поставку закупаемой продукции и услуг, - доставку и внешнюю приемку закупленной продукции, - входной контроль основных материалов (верификация), - идентификацию статуса продукции, - хранение и выдачу основных материалов в производство. ООО «Порт Ревяк» оценивает и отбирает поставщиков, основываясь на их способности поставлять продукцию (предоставлять услуги), которые соответствуют требованиям организации. Установлены критерии оценки и выбора поставщиков. Результаты оценки и выбора поставщиков документируются. 7.4.2 Информация по закупкам Закупочная документация содержит описательную информацию о заказанной продукции и услугах (когда это необходимо и возможно), включая следующее: а) требования к утверждению продукции, процессов и оборудованию поставщика; б) требования к квалификации персонала поставщика; в) требования к системе менеджмента качества; г) наличие сертификата соответствия на продукцию (лицензии на услуги).
7.4.3 Оценка и выбор поставщика Оценка и выбор поставщика основных материалов осуществляется начальником отдела снабжения на основе «Реестра поставщиков». Форма реестра приведена в Приложении У. «Реестр поставщиков» формируется в электронном виде в программе «1С». Поставщики одноименной продукции оцениваются по критериям, указанным в таблице 1:
Таблица 1
Оценка поставщиков осуществляется перед заключением договора на поставку методом расчета по формуле:
гдеОП –оценка поставщика. Результаты оценивания и действия, вытекающие из оценки, регистрируются в «Реестре поставщиков». Договор заключается с тем поставщиком, который имеет максимальное число баллов. По результатам оценки могут быть предприняты следующие действия: - заключен договор, - не заключен договор, - проведен аудит поставщика на соответствие требованиям с ГОСТ Р ИСО 9001-2008 с целью оценки его способности поставлять продукцию соответствующего качества - дальнейший поиск новых потенциальных поставщиков.
7.4.4 Заключение договоров Начальник отдела снабжения организует заключение договоров на поставку: - основных материалов для производства - на основании годового плана выпуска продукции, согласованного с главным инженером, с резолюцией генерального директора; - вспомогательных материалов и изделий - на основании заявок от всех подразделений организации, согласованных с главным инженером, с резолюцией генерального директора; - услуг - по заявкам подразделений, с резолюцией генерального директора. В заявках должна быть указана полная информация о заказанной продукции (услуге): - наименование, обозначение закупаемой продукции, - нормативные требования к продукции (ГОСТ, ТУ, т.п.), - количество, единицы измерения, - дата подачи заявки, - срок исполнения заявки (при необходимости), - требования к официальному одобрению продукции, процедур, процессов, оборудования (сертификаты, паспорта, лицензии, т.д.), (при необходимости), - требования к квалификации персонала, (при необходимости), - требования к системе менеджмента качества (при необходимости). При наличии у поставщика проекта договора на поставку продукции начальник отдела снабжения проводит анализ проекта договора на соответствие требованиям, указанным в заявках от подразделений организации, и направляет его в юридическую службу ООО УК «Алгоритм». Юридическая служба проверяет соответствие проекта договора обязательным и законодательным требованиям. На одном экземпляре договора ставится штамп, где расписывается инициатор заключения договора При отсутствии у поставщика проекта договора начальник отдела снабжения на основе типового договора составляет совместно с юридической службой договор на поставку конкретной продукции (услуги), согласует его с заявителем. При закупках вспомогательных материалов без договора отдел снабжения руководствуется требованиями к продукции согласно нормативным документам на эту продукцию (ГОСТ, ТУ) и заявкам от подразделений. При поставке инертных материалов для основного производства оговаривается требование о предварительном отборе проб. Договор заключается при получении удовлетворительных результатов испытаний.
7.4.5 Доставка и внешняя приемка вспомогательных материалов Доставка материалов и изделий (далее - продукции) осуществляется поставщиком материалов, организацией-перевозчиком или транспортом организации. При поступлении продукции в организацию, она принимается кладовщиком, который, передает документы в бухгалтерию для регистрации поступающей продукции в системе «1С» и осуществляет приемку продукции в соответствии с Инструкциями П-6, П-7. При внешней приемке кладовщик проверяет: - наличие сопроводительных документов - товарно-транспортной накладной (ТТН) на продукцию и документа о качестве (сертификата), - соответствие указанного в документах наименования, количества материала фактическому, - состояние тары: отсутствие повреждений, - наличие идентификационных бирок. - при необходимости для приемки продукции, приглашается заявитель (начальник подразделения, подавшего заявку) При отсутствии документов или наличии какого-либо несоответствия в документах или продукции кладовщик или заявитель сообщает о них начальнику отдела снабжения, который принимает решение о возврате продукции, замене ее на качественную или получении документов от поставщика.
7.4.6 Проверка закупленной продукции и услуг ООО «Порт Ревяк» определяет и осуществляет меры, необходимые для проверки закупленной продукции и услуг, в том числе автотранспортных перевозок. Верификация – подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены. Верификация закупленной продукции производится в процессе входного контроля основных видов сырья и материалов (цемент, песок, щебень, ОПГС, хим.добавки). Входному контролю подлежат материалы, указанные в «Перечне основных материалов, подлежащих входному контролю» (далее - перечень) по форме Приложения Ф. Перечень разрабатывается и утверждается в начале каждого года, контрольный экземпляр хранится у директора по качеству, копии направляются в лабораторию и отдел снабжения. Изменения в перечень вносятся заменой перечня. В соответствии с нормативными документами лаборатории (инструкциями) лаборант проводит отбор проб инертных материалов, поступивших в течении рабочего дня, и проводит соответствующие испытания. Результаты испытаний сверяются с данными документа о качестве (сертификата), хранящегося в лаборатории, и оформляются в виде карточек испытаний инертных материалов. Начальник лаборатории ежедневно контролирует результаты испытаний инертных материалов на соответствие ГОСТам по карточкам и делает запись в журнале входного контроля материалов. Удовлетворительные результаты свидетельствуют о годности поступивших материалов и являются разрешением для начальника производства (зам. начальника производства) для подачи материалов в производство. При неудовлетворительных результатах испытаний: - Начальник лаборатории делает запись в журнале входного контроля материалов о запрете подачи материала в производство, - начальник лаборатории составляет служебную записку произвольной формы, в которой указывает: наименование и обозначение материала, номер карточки испытания материала, дату и результаты проведенных испытаний. Записку направляет начальнику отдела снабжения, копию – начальнику производства (зам.начальнику производства) для приостановки подачи материала, не выдержавшего испытания, в производство. Начальник отдела снабжения на основании служебной записки в течение рабочего дня вызывает представителя поставщика (порта хранения) для решения вопроса о качестве поставленной продукции. Информация о претензии к качеству закупленной продукции регистрируется в «Реестре поставщиков» отделом снабжения в электронном виде в программе «1С». Владельцем процесса закупок является генеральный директор; руководителем процесса – начальник отдела снабжения (в соответствии с матрицей ответственности, которая представлена в приложении В настоящего РК).
Производство Процесс производства определен и документирован в руководстве по эксплуатации автоматизированной бетоносмесительной установки фирмы «Liebherr» Betomix 2,25 A-R/DW № GA 929099. Система управления дозировочным процессом, может использоваться при производстве различных материалов на основе цемента. Система управления включает в себя следующие основные компоненты: - управляющий компьютер с клавиатурой, «мышью», монитором; - интегрированные гибко программируемые контроллеры (ПЛК); - устройство бесперебойного электропитания; - принтер; - измерительный усилитель; - модули ввода – вывода. Управление всей смесительной установкой осуществляется с помощью клавиатуры и «мыши». Все введенные данные сохраняются на жестком диске, кроме этого, данные сохраняются на втором (дублирующем) жестком диске. Панель управления установкой выведена на монитор в виде визуализации компонентов оборудования для контроля за технологическим процессом производства, что позволяет следить за процессом в режиме реального времени. 7.5.1 Управление производством. ООО «Порт Ревяк» планирует и контролирует производство, в том числе: а) наличие и своевременную актуализацию процесса планирования производства; б) наличие технических требований на выпускаемую продукцию в соответствии с номенклатурным перечнем, предъявляемым в целях сертификации продукции и системы менеджмента качества, точно описывающих технические параметры и характеристики продукции (Приложение А); в) наличие технологических инструкций производства, точно описывающих процесс производства, ясных и понятных производственному персоналу соответствующей квалификации; г) применение и использование производственного оборудования, необходимого для обеспечения соответствия выпускаемой продукции; техобслуживание соответствующего производственного оборудования; д) обеспечение необходимой производственной среды; е) наличие и использование контрольно-измерительной аппаратуры, определённой в технологической документации; ж) осуществление соответствующих действий по мониторингу и измерениям; з) осуществление выпуска и поставки продукции. 7.5.2 Валидация процесса производства. Валидации процесса производства ООО «Порт Ревяк» не требуется т.к. конечные данные по процессу производства проверяются последующим контролем и измерениями. 7.5.3 Идентификация и прослеживаемость ООО «Порт Ревяк» обеспечивает идентификацию продукции в соответствии с установленными требованиями потребителей и нормативной документации (ГОСТ). 7.5.4 Собственность потребителя. В некоторых случаях, оговоренных в договорах на поставку продукции ООО «Порт Ревяк» может использовать материалы, поставляемые потребителем, которые являются собственностью потребителя и предоставляются поставщику для использования с целью удовлетворения требований договора. ООО «Порт Ревяк», в процессе выпуска продукции, берет на себя ответственность за недопущение нанесения ущерба, идентификацию, хранение, погрузочно-разгрузочные работы и использование материалов потребителя пока они находятся в его распоряжении.
7.5.5 Сохранение соответствия продукции. ООО «Порт Ревяк» принимает меры, чтобы в течение всего процесса производства и доставки продукции потребителю идентификация, упаковка, хранение и транспортировка не повлияли на соответствие продукции установленным требованиям. Выпуск продукции не осуществляется до завершения всех необходимых действий по сохранению соответствия продукции. Транспортирование продукции. Готовые бетонные и растворные смеси доставляются потребителю транспортом специализированных видов, предназначенным для доставки смесей (автобетоносмесителями). По согласованию с потребителем допускается доставлять бетонные и растворные смеси автосамосвалами. Транспортирование бетонных и растворных смесей автобетоносмесителями исключает возможность попадания в них атмосферных осадков, нарушения однородности, потери цементного раствора, попадания посторонних предметов, а также обеспечивает предохранение смесей в пути от воздействия ветра и солнечных лучей. Максимально допустимая продолжительность транспортирования бетонных смесей, готовых к употреблению, при температуре воздуха от 20 до 30оС (при температуре смеси 18-20о С) приведена в таблице 2 (ГОСТ 7473 приложение Е)
Таблица 2.
Строительные растворы, содержащие цемент, при отсутствии добавок, изменяющих их свойства, должны быть израсходованы не позднее чем через 2 часа после приготовления (СП 82-101-98)
7.6 Управление контрольными и измерительными приборами
Управление метрологическим обеспечением производства в организации организовано в соответствии с требованиями Статьи 1 Закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и осуществляется ответственным за метрологическое обеспечениеорганизации. Все средства измерений, применяемые в организации, проходят установленную поверку (калибровку); осуществляется метрологический надзор за соблюдением метрологических правил и норм при эксплуатации и хранении средств измерений; технологическая документация проходит обязательную метрологическую экспертизу. Идентификация статуса поверки и управление межповерочными интервалами соответствуют требованиям ПР 50.2.006-94 и ИСО 10012:2003. Процедуры управления включают: - определение точности измерения и выбор соответствующих средств измерений; - идентификацию всех средств измерений, применяемых для контроля и испытаний продукции на всех этапах жизненного цикла, и включение их в графики поверки (калибровки); - поверку (калибровку) средств измерений и управление статусом поверки; - контроль соблюдения метрологических правил и норм при эксплуатации и хранении средств измерений; - метрологическую экспертизу технической документации; - оценивание предыдущих результатов контроля и испытаний продукции и процессов и документирование их действенности, если будет обнаружено, что поверка контрольного, измерительного и испытательного оборудования утратила силу. Управление процессом метрологического обеспечения регламентирует применение при производстве, контроле, испытаниях продукции только поверенных средств измерений и аттестованных методик выполнения измерений, обеспечивает исключение несанкционированных регулировок контрольных и измерительных средств. Приобретение СИ для обеспечения производственных потребностей организации осуществляется по заявкам руководителей подразделений. Заявка составляется с указанием: · обоснования необходимости приобретения; · наименования СИ; · типа СИ; · предела измерений; · класса точности; · количества. Заявка согласовывается с ответственным за метрологическое обеспечение,подписывается генеральным директором организации и передаётся в отдел снабжения для приобретения указанных СИ. Приобретённые СИ проверяются заказчиком СИ с привлечением ответственного за метрологическое обеспечение. Проверка заключается во внешнем осмотре, проверке комплектности и наличия клейма первичной поверки. Полученные СИ ставятся на учёт ответственным за метрологическое обеспечение, путем занесения сведений о СИ в реестр СИ по форме Приложения Х. На основании реестра СИ ответственный за метрологическое обеспечениеежегодно в ноябре месяце составляет (актуализирует) перечень СИ, подлежащих поверке (калибровке) в следующем году по форме Приложения Ц и графики поверки СИ по видам измерений по форме Приложения Ш, подписывает их директором по качеству и согласовывает в НЦСМ. При покупке нового СИ перечень СИ, подлежащих поверке (калибровке), актуализируется и снова согласовывается в НЦСМ. Условия хранения СИ, а также их эксплуатация должны соответствовать требованиям, установленным в технической документации на СИ. Ответственность за хранение и правильную эксплуатацию несут руководители подразделений. Не допускается совместное хранение исправных и неисправных СИ. Оперативное техническое обслуживание СИ, не связанное с вскрытием, ремонтом, регулировкой СИ, осуществляет рабочий персонал организации. Персонал несёт ответственность за чистоту СИ и своевременное информирование руководителя подразделения о наличии повреждений, неисправностей или сомнений в правильности показаний приборов. Неисправное СИ изымается и направляется в ремонт, а затем на внеочередную поверку. Если СИ по результатам поверки признано непригодным к применению, то оно бракуется и изымается из эксплуатации. Измерения, осуществляемые в процессе производства, должны производиться исправными и поверенными СИ. Средства измерений, не прошедшие поверку (калибровку), к эксплуатации не допускаются. Поверка и калибровка СИ производится в соответствии с графиками поверки (калибровки) специалистами НЦСМ по договору. СИ представляются на поверку в указанные в графике сроки очищенными от пыли и грязи, укомплектованными всеми необходимыми приспособлениями и документацией. Доставка СИ на поверку (или в ремонт) осуществляется ответственным за метрологическое обеспечение с привлечением руководителей подразделений. Ответственный за метрологическое обеспечениеотвечает за контроль соблюдения графика поверки СИ. Поверенные (калиброванные) СИ должны иметь поверительное клеймо и (или) свидетельство о поверке (сертификат о калибровке). Документы, подтверждающие проведение поверки (калибровки) хранятся у ответственного за метрологическое обеспечение. Ответственность за реализацию требований Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» и требований СМК (РК, настоящий раздел) несет ответственный за метрологическое обеспечение – руководитель процесса. Соответствие деятельности по управлению метрологическим обеспечением производства основным критериям оценки, изложенным в настоящем разделе, постоянно оценивается представителем руководства по СМК (оперативно) и при внутренних аудитах (по плану внутренних аудитов). Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, методиками выполнения измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений проводится во время внутренних аудитов (проверок) по п.8.2.2 настоящего РК. Владелец процесса – директор по качеству – представитель руководства по СМК. Руководитель процесса – начальник лаборатории - ответственный за метрологическое обеспечение.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|