Здавалка
Главная | Обратная связь

Когнитивные организации.



Каков онтологический статус знания в разных социально-исторических условиях (чудо/откровение, ресурс, всеобщее условие существования)? В каких метафорах выражаются эти различия (достоинство, сила, материя)? Какие социумы образуются на основе разных типов знания (локальные коллективы, тайные общества, профессиональные корпорации, индустриальные предприятия, сетевые сообщества)? Как проявляется социально-значимое качество знания (в личностной, объективированной, интерактивной формах)? Как различаются традиционные (естественные) и искусственные организации с точки зрения социально-творческой роли когнитивных факторов институционализации? В чем особенности ресурсно-ориентированных теорий фирмы (resourсe-oriented approach), теорий фирмы, основанных на знаниях ( knowledge-based view), концепции динамических способностей? В чем заключается специфика (VR)IN-ресурсов? Почему модели инновационных организаций такие, как модель научающейся организации, модель компании-создателя знания сохраняют принадлежность к ресурсному подходу? В чем особенность информации как ресурса? Какова роль знания в информационно-технологической парадигме (по М. Кастельсу)? В чем отличие когнитивных носителей и когнитивных источников (факторов) институционализации? Какие формы когнитивных организаций складываются в информационно-сетевой сфере?

 

Карточка учебного задания N 6. На основании приведенных фрагментов работ ответить на следующие вопросы: 1. Идентифицируйте принадлежность источника к концепции научающейся организации, организационного обучения, организационного создания знания 2. С какими носителями института организации (По Р. Скотту) и какими социальными группами (По Г. Минцбергу) связана специфика данных моделей. 3. Какие источники формируют институциональные особенности данных организаций? 4. В чем отличие когнитивных источников и когнитивных носителей организации?

 

Карточка учебного задания N 7.На основании Презентации доклада «Компания-создатель знания» обсудить вопросы: 1. В чем отличие концепции управления знаниями в организации от модели создания знания? Какова структура организационного знания? Каковы организационные условия создания нового знания? Применительно к теме своего диссертационного исследования охарактеризуйте в соответствии с SECI- трансформации знания. Как организованы отношения участников процесса создания знания? Дайте характеристику носителей и источников организации-создателя знания.

 

Карточка учебного задания N 8.На основании Презентации доклада «Организации, создающие ценность совместно с потребителем» обсудить вопросы: 1. Дайте характеристику институциональных носителей и источников организаций сетевой экономики – ко-криэйторов ценности. 2. Какие когнитивные источники задействованы в создании таких организаций. 3. В чем их сходство и различие с ресурсными моделями инновационных организаций. 4. В чем специфика когнитивных процессов в данных организациях? 5. Как преобразуется образовательный процесс, если организовать его по модели создания совместной ценности DART (dialogue, access, assessment, transparency)?

 

 

акторов) институционализации? Формы когнитивных организаций в информационно-сетевой сфере?

 

Литература:

 

1. Дракер П.Ф. Новое общество знаний.// Теория организации: Хрестоматия. Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. – С. 2-18.

2. Грант Р.М. К знаниевой теории фирмы. // Теория организации: Хрестоматия. Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. – С.37-64.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура — М.: ГУ ВШЭ, 2000. – Ведение, гл 1.

4. Коулопоулос Т.М., К. Фраппаоло К. Управление знаниями М. : Эксмо, 2008. – гл. 2, 5.

5. Нонака И. Компания – создатель знания. // Теория организации: Хрестоматия. Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. – С. 66-82.

6. Нонака и., Конно Н. Концепция ба: организационный механизм создания новых знаний. // Теория организации: Хрестоматия. Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. – С. 275-292.

7. Нонака И., Такеучи Х. Компания— создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах.– М.: Олимп-Бизнес2003.– гл.2, 3 .

8. Прахалад К.К., Рамасвами В.Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями.–. М.: ЗАО « Олимп-Бизнес», 2006.–гл. 1, 2, 7.

9. Тамбовцев В.Л. Стратегическая теория фирмы: состояние и возможное развитие. Российский журнал менеджмента. Том 8, № 1, 2010. − С. 71-85.

10. Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке. – М.: Добрая книга, 2005.–гл.2,4.

 

Популярная литература:

1. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации.СПб.: Питер, 2004. – гл. 1.

2. Матурана У., Варелла Ф. Древо познания.– М.: Прогресс-Традиция, 2001.–224 с.

3. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации.–. М.: ЗАО « Олимп-Бизнес», 2009.–448 с.

Интернет – источники:

 

1. Вы будете жить внутри компьютера и все вокруг будет его интерфейсом. http://vozduh.afisha.ru/technology/vy-budete-zhit-vnutri-kompyutera-i-vse-vokrug-budet-ego-interfeysom/

2. Кордонский C. Социальные функции образования. http://www.strana-oz.ru/2012/4/socialnye-funkcii-obrazovaniya

3.Ресурсная теория фирмы. http://hr-portal.ru/varticle/resource-based-view-resursnaya-teoriya-firmy

4. Славнин Б. Умирающая профессия, или Почему вузовское образование бесперспективно в XXI веке. http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1810848/

 

7. Альтернативная организационная реальность в свете интерпретативной парадигмы.

Каковы основные черты теории фреймов И. Гофмана? Как соотносятся рефрейминг и реинжиниринг? Каким испытаниям подвергается организационнаяй структура по мере нарастания постиндустриальных тенденций? Каковы векторы движения различные агентов организации («балканизация», «стандартизация», «профессонализация», «коллаборация, «централизация»)? Как действие этих сил порождает мультипроектный образ организации? Насколько применима к организации метафора мультиверса? Какие агенты вносят наибольший вклад во внутреннюю сетизацию организации? Как изменяется позиция центрального агента? Почему деятельность по реализации своего универса является одновременно интерпретативной практикой и невозможна без фреймирования мультиверса? Каков смысл таких метафор в рамках интерпретативной парадигмы, как яыковая игра,текст, исполнение, поиск воплощаемого смысла? Как они отражаются в практике рефрейминга организаций? Как можно представить конструирование организации по принципу гипертекста? Как интерпретативный характер деятельности агентов соотносится организационным порядком и стабильностью? Насколько соответствует современным реалиям представление об организации как деревне? Какие стороны организационной жизни представляют интерес для этнометодологии? Почему этнографические методы приобрели популярность в маркетинге?

 

Задание: На основании презентации доклада «Множественная организационная и реальность и акторизация агента организации» обсудить вопросы:

1. В каких условиях интерпретативная парадигма переходит в практики организационного проектирования? 2. Как изменяет организационную проблематику массовое появление свободных агентов в общественной жизни? Что у них общего и что их отличает от профессионалов? 3. Какими изменениями социально-значимых качеств агентов сопровождается внутренняя сетизация организаций. 4. Какие новые компетенции возникают у акторов сетевых организаций? 5. Какие изменения в образовательном процессе вызываются в связи с ролевой альтернативностью этих акторов?

Задание: На основании презентации доклада «Организация как гипертекст» обсудить вопросы:

1. Какова уровневая структура гипертекстовой организации? 2. Чем организация как гипертекст отличается от матричной организации? 3. Каков статус членов гипертекстовой организации? 4. Как функционирует знание в такой организации?

Задание: На основе материалов из Интернета определите причины распространения и сферы применения этнографического метода в бизнесе.

 

Литература:

Артюшина А.В.Социология науки и техники (STS): сетевой узел и трансформация лабораторной жизни // Социс . - 2012. - №11 .– С.35-52.

Болмэн Л., Дил Т. Рефрейминг организаций: Артистизм, выбор и лидерство. – М.: Альпина Паблишер, 2011.– С. 29 – 53; 423-457.

 

Богатырь Н.В. Антропология организаций и сетевых сообществ: история и современность.

// Этнографическое обозрение. 2012. № 3. С. 3-12.

Вахштайн В.С. Социология повседневности и теория фреймов. – СПб.: Издательство Увропейского университета в Санкт-Петербурге,2011. – 64-101.

 

Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб.: Питер, 2004. – гл. 1.

 

Морган Г. Парадигмы, метафоры и решение задач в теории организации. // Теория организации:Хрестоматия. Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010 .– С. 2- 26.

 

Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах.– М.: Олимп-Бизнес2003.– С.218-251; 303-305.

 

Москаленко Е. Офис как профессиональный дисплей: этнографическое описание студии графического дизайна. // Антропология профессий / Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. – М.: Научная книга, Центр гендерных исследований, 2005. – С. 368-384.

Чарнявска Б. Процесс организации: как его изучатьи как писать о нем //. Этнографическое обозрение.2010. № 1. С. 19- 28.

Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии): Учебное пособие. / Под ред. Т.П.Фокиной, Ю.А.Корсакова, Н.Н. Слонова.
– Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997.– Гл. 1, 2.

Щепанская Т.Б. Сравнительная этнография профессий: повседневные

практики и культурные коды (Россия, конец XX — начало XXI в.). СПб.: «Наука», 2010. 338 с.

 

Популярная литература:

1. Вайсбергер Л. У каждого своя цена. Пер. с англ. — Москва: АСТ, 2006.

2. Пинк Д. Нация свободных агентов. Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Секрет фирмы»,2005.

3. Харвард Т. Экономист под прикрытием. — М.: BestBusinessBooks, 2009.

4. Хэнди Ч. Слон и блоха. /Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

5. Эллсберг М. Миллионер без диплома. Как добиться успеха без традиционного образования. / Пер. с англ. В. Шульпина. – М.: Манн, Иванов, Фарбер, Эксмо,2013.

 

Интернет – источники:

 

1. Классики менеджмента: Карл Вейк. http://hrm.ru/klassiki-menedzhmenta-vejjk-karl

 

2. Этнографические исследования. http://design-management.ru/articles/articles/?id=108

 

3. Этнография на службе Intel. http://compress.ru/article.aspx?id=18084

 

4. Большой Intel следит за тобой. http://technofresh.ru/techno-business/business-method/intel-ethnography.html

 

8. Радикальные парадигмы в организационной теории.

 

Каковы гносеологические координаты радикальных организационных теорий? Каковы ( по Г. Моргану) разновидности радикальных организационных теорий и их метафорика? Каковы основные версии отчуждения в новых организационных условиях? В чем состоит механизм формирования порабощающего образа мыслей? Как влияет на процессы отчуждения существование придуманных (виртуальных) потребностей? Как развивается отношение эксплуатации в информационном обществе? Как действует новая система контроля и доминирования? Какие формы приобретает фетифизация социальных отношений в постиндустриальных условиях? Каковы особенности овеществления лиц и персонификации вещей в эпоху позднего капитализма? В чем антигуманизм био (политического) производства?

 

Задание 1:презентация и обсуждение докладов «Система социального доминирования в цифровом мире», «Аутопойетическая и информационно-сетевая эксплуатация ( По Л. Болтански и А. Горцу)», «Новый этап отчуждения человека в системе производства смыслов ».

 

Задание 2: На основании предложенных материалов из Интернет-источников в соответствии с логикой радикально-гуманистической парадигмы подтвердите или опровергните фетишистскую природу таких конструктов, как индекс Хирша, импакт-фактор журнала, интернет-валюта bitcoin, сертификат ISO 9001, индекс NASDAQ, рейтинг QS Top 100 и др. Какие из них можно назвать кибер-фетишами?

 

Литература:

 

Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма. – М.: Новое литературное обозрение 2011. –979 с.

Виноградова Е. В. Отношения сотрудничества и конфликта в представлениях работников промышленных предприятий. http://www.civisbook.ru/files/File/Vinogradova_otn.pdf

Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость, капитал.– М.:Изд. Дом Гос. Ун-та–Высшей школы экономики, 2010.

Жижек С. Чума фантазий.- Изд-во Гуманитарный Центр, 2014.- 388с.

Кагарлицкий Б. Майкл Хардт, Антонио Негри. Империя. http://scepsis.net/library/id_189.html

Маркузе Г. Одномерный человек. М.: «Refl-book», 1994. — 368 с

Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма. — М.: Праксис, 2010. — 272 с.

Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи. — М.: Культурная революция, 2006. — 559 с.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.