ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИСтр 1 из 10Следующая ⇒
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В стандарте используются следующие сокращения: ВПО – высшее (профессиональное) образование; ООП – основная образовательная программа; ГОС – 2 - государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования; ЗЕТ – зачетная единица трудоемкости.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1 Практика является частью ООП подготовки бакалавров, специалистов и магистров, видом учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций студентов в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и ориентированной на их профессионально-практическую подготовку. 2.2 Практика проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее – базы практики), а также на кафедрах и в лабораториях СПбГТИ(ТУ) и других вузов, оснащенных современным оборудованием и обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, в случаях, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. 2.3 Организация и проведение практик студентов, разработка и ежегодное обновление рабочих программ практик и индивидуальных заданий по практике с учетом развития науки, техники, технологий, экономики, культуры и социальной сферы осуществляется преподавателями выпускающих кафедр и согласовывается с представителями работодателей. Программы практик обсуждаются на заседаниях кафедр и учебно–методических комиссий факультетов и утверждаются руководством института. 2.4 Для студентов, обучающихся по ГОС-2, количество практик, их продолжительность и содержание должны соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов соответствующего направления подготовки бакалавров и дипломированных специалистов, рабочему учебному плану, графику учебного процесса и рабочим программам практик. 2.5 Для студентов, обучающихся по уровням профессионального образования, утвержденным ФГОС, количество практик, их продолжительность (трудоемкость) и содержание должны соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего направления подготовки бакалавров, магистров и специалистов, рабочему учебному плану, графику учебного процесса и программам практик. 2.6 Финансирование практик осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, баз практики или иных средств (спонсоров) в соответствии с действующими нормативными финансовыми документами, с соблюдением прав студента. 2.7 Общую координацию организации и проведения практик студентов по направлениям подготовки осуществляет отдел практики учебно–методического управления. Основные функции отдела практики учебно–методического управления (далее – отдел практики): разработка учебно–методических документов по вопросам проведения практик; контроль соответствия подготовки и проведения практик студентов действующим нормативным документам; решение административных, учебно–методических, финансовых, хозяйственных и других вопросов по практикам студентов совместно с руководителями соответствующих структурных подразделений института; инструктаж и консультации преподавателей – руководителей практики по организационным вопросам проведения практик; обеспечение кафедр необходимой документацией для направления студентов на практику; контроль за своевременным пересмотром и утверждением рабочих программ практик; контроль использования денежного фонда, выделяемого на организацию практик, порядка оформления студентами авансовых и отчетных финансовых документов; подготовка отчетов по итогам практик студентов для соответствующих структурных подразделений института. 2.8 Деканы факультетов должны контролировать: своевременность подготовки кафедрами всей необходимой документации для проведения практик студентов; своевременность подготовки и организацию, совместно с руководителями соответствующих структурных подразделений института, необходимого профилактического медицинского осмотра студентов факультета; проведение практик в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса; своевременность аттестации студентов по итогам практик; учет результатов практик при назначении на стипендию по итогам сессии и при итоговой аттестации студентов. 2.9 Заведующие кафедрами должны обеспечивать: своевременность заключения долгосрочных договоров о сотрудничестве (на подготовку специалистов) и на проведение практики с базами практик; своевременность оформления документов, необходимых для прохождения практики; наличие на кафедре рабочих программ практик и их своевременный пересмотр. Предоставление рабочих программ практик студентам кафедры и руководителям практики от предприятий (баз практик); проведение всех организационных мероприятий перед началом практики; своевременность оформления студентами авансовых и отчетных финансовых документов; своевременность прохождения необходимого (по требованию работодателя) профилактического медицинского осмотра студентами кафедры; утверждение на заседаниях кафедры заданий студентов по практике, отличающихся от приведенных в программах практик; проведение аттестации студентов по итогам практик в установленные сроки; обсуждение на заседании кафедры итогов практик, мер по совершенствованию их организации и проведения. 2.10 Студенты должны: изучить теоретические положения учебных дисциплин в соответствии с учебным планом, сдать необходимые экзамены и зачеты; своевременно подготовить необходимые для прохождения практики документы; пройти необходимый (по требованию работодателя) профилактический медицинский осмотр; выполнить задание по практике, соблюдая нормы и требования безопасного труда; оценить возможность трудоустройства на предприятии (базе практики) после окончания вуза и формирования необходимых деловых и профессиональных компетенций для последующего успешного карьерного роста; оформить отчет по практике; пройти аттестацию по итогам практики в установленные сроки; предоставить в отдел практики заполненное направление на практику, отчетные финансовые документы в установленные сроки. 2.11 Цели и задачи различных видов практик студентов определяются ООП и должны усложняться с учетом увеличения объема получаемых в институте теоретических знаний: от общих представлений о предприятиях отрасли до систематизированных представлений о технологии конкретного производства и последующего поиска решений технологических задач, поставленных в выполняемой выпускной квалификационной работе.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
3.1 После утверждения ректором рабочего учебного плана и графика учебного процесса на следующий учебный год определяются сроки проведения практик по различным ООП. 3.2 На заседаниях выпускающих кафедр до начала учебного года утверждаются ответственные за организацию и проведение практик студентов (далее – ответственные за практику) из числа профессоров, доцентов и опытных преподавателей кафедры. Сведения об ответственных за практику предоставляются в отдел практики и в деканат факультета. 3.3 Отделом практики проводится инструктаж ответственных за практику по особенностям организации практик в предстоящем учебном году, об изменениях в порядке оформления и согласования документов по практике, действующих договорах на проведение практик с предприятиями и утвержденных вузом формах документов. 3.4 На заседаниях кафедр рабочие программы практик (программы практик) пересматриваются ежегодно с учетом развития производства, действующих нормативных документов, требований ООП. 3.5 Для выполнения программ практик кафедры должны подготовить их методическое и информационное обеспечение (в том числе - на электронных носителях). 3.6 Ответственными за практику проводится анализ действующих договоров на практику. При необходимости, ответственный за практику принимает участие в их переоформлении и в заключении договоров с новыми базами практик. 3.7 В заключении договоров на практику имеют право принимать участие студенты (по согласованию с ответственным за практику). 3.8 Организация и проведение практик студентов других учебных заведений России в СПбГТИ(ТУ) осуществляется на основании заключенных договоров о сотрудничестве (на подготовку специалистов, на практику). 3.9 В целях создания благоприятных условий для интеграции института с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе может быть организовано проведение международной производственной практики. Проведение практики студентов СПбГТИ(ТУ) в других государствах и студентов – граждан других государств в СПбГТИ(ТУ) осуществляется совместно с отделом по международным связям и другими подразделениями института. 3.10 За два месяца до начала практики в отдел практики и деканат факультета ответственный за практику сообщает организационные сведения о распределении студентов кафедры по базам практики (форма приведена в приложении А). 3.11 По представлению декана факультета ректор издает приказ о проведении практики. Форма приказа о проведении практики приведена в приложении Б. В отделе практики, на основании приказа о проведении практики, оформляются командировочные удостоверения (направления на практику) студентов факультета, производится выплата аванса расходов на проезд к месту практики (при наличии финансирования). Форма направления на практику приведена в приложении В. 3.12 Для выполнения программы практики руководителем практики студенту выдаются: программа практики; задание на практику и график его выполнения, согласованные (по возможности) с предприятием – базой практики; формы (образцы) необходимых документов. Форма задания на практику приведена в приложении Г. Формулировки задания должны быть четкими и конкретными. Индивидуальное (групповое) задание на практику может включать сбор материалов к курсовому проекту (работе) или к выпускной квалификационной работе. Форма титульного листа отчета по практике приведена в приложении Д. Рекомендуемая форма отзыва руководителя практики от предприятия приведена в приложении Е. 3.13 Перед началом практики руководитель практики проводит вводный инструктаж, на котором: сообщает студентам сроки практики; сообщает фамилии и телефоны должностных лиц, занимающихся практикой на кафедре и в СПбГТИ(ТУ); знакомит студентов с программой практики, выделяя главные вопросы и разъясняя индивидуальные задания; сообщает об учебных пособиях, необходимых для выполнения программы практики, порядке ее получения; перечисляет документы, необходимые студенту в период практики (паспорт, направление на практику, студенческий билет, полис медицинского страхования, фотографии, трудовая книжка (при наличии) и другие документы, предусмотренные требованиями базы практики); знакомит студентов с режимом работы предприятий – баз практик (распорядок дня, особенности рабочего места и др.); разъясняет требования к порядку оформления необходимых финансовых документов; определяет порядок выезда на базу практики; разъясняет требования к отчету по практике (по составу, содержанию, оформлению и срокам защиты); информирует студентов о дате подведения итогов практики на кафедре. 3.14 В период пребывания на базе практики руководитель практики: согласовывает календарный план - график прохождения практики в данной организации с руководителем практики от предприятия; знакомит студентов с порядком проведения инструктажа по технике безопасности на каждом рабочем месте; систематически контролирует выполнение студентами программы практики, графика ее проведения и выполнения индивидуальных заданий; консультирует студентов по вопросам выполнения программы практики; сообщает заведующему кафедрой и в деканат о случаях травматизма и грубого нарушения дисциплины студентами. 3.15 На заключительном этапе проведения практики руководителю практики необходимо проверить и подписать отчеты студентов, оказать помощь руководителям практики от организации в составлении отзыва по практике студента, организовать отъезд студентов с баз практик в установленные учебным планом сроки. 3.16 В период пребывания на базе практики руководство практикой осуществляет руководитель практики от предприятия, который: совместно с руководителем практики от кафедры составляет и обеспечивает соблюдение графика прохождения практики в организации; оказывает помощь в подборе материала для индивидуального задания; знакомит студента с правилами охраны труда, техники безопасности, эксплуатации технических средств, с другими инструкциями, действующими на предприятии; проводит практику в соответствии с программой практики и графиком работ, консультирует по производственным вопросам; предоставляет возможность студенту пользоваться имеющейся технической, нормативной и другой документацией на предприятии; контролирует трудовую дисциплину студента, соблюдение им правил внутреннего трудового распорядка; сообщает руководителю практики от кафедры о случаях серьезного нарушения студентом правил внутреннего распорядка предприятия; к моменту окончания практики составляет отзыв о прохождении практики студентом; принимает, по возможности, участие в работе аттестационной комиссии кафедры по публичной защите студентами отчетов по практике. 3.17 После завершения практики и проведения аттестации студентов по итогам практики, обсуждение итогов практики проводится на очередных заседаниях ученых советов факультетов. Соответствующие решения, содержащие замечания и предложения по организации практики, предоставляются в отдел практики, обобщаются и выносятся на обсуждение Методического совета института. 3.18 Отчеты по практике и отзывы руководителей практики от предприятия сдаются ответственному лицу, назначенному заведующим кафедрой, и хранятся на кафедре в течение двух лет. По истечении указанного срока они списываются в установленном порядке.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|