Здавалка
Главная | Обратная связь

Производственная практика



а) Целью производственной практики является получение систематизированных представлений о технологии конкретного производства.

б) В результате прохождения производственной практики у студентов должны сформироваться, в зависимости от направления подготовки

практические навыки и умения:

использования рациональных приемов поиска и работы с научной, нормативной и патентной литературой по специальности, с рекомендуемыми прикладными программами для ПЭВМ;

применения различных методов и средств теоретического и экспериментального исследования и управления действующими технологическими процессами;

разработки отдельных разделов технической документации;

выполнения одной или нескольких основных технологических операций.

знания:

перспектив развития производства;

основных законодательных и регламентирующих документов конкретного предприятия в области производства, охраны труда, экологии, основ технологической безопасности;

способов осуществления технологических процессов конкретного предприятия, специфики и тематики научно-исследовательских работ, выполняемых в НИИ;

современных методов проектирования, теоретического и экспериментального исследования, планирования и организации исследований и разработок;

методов моделирования и оптимизации технологических процессов;

обработки информации с применением вычислительной техники;

основных направлений производственной деятельности персонала предприятия.

в) Формы проведения производственной практики приведены в таблице 4.

Таблица 4– Рекомендуемые формы производственной практики

 

Формы производственной практики Место проведения
Производственно – технологическая Предприятие – база практики
Проектно – конструкторская Проектная организация, конструкторское бюро - база практики
Научно – исследовательская НИИ - база практики

 

г) Этапы проведения производственной практики приведены в таблице 5.


Таблица 5 – Этапы проведения производственной практики

 

Этапы проведения Виды работы Формы текущего контроля
Организационный или ознакомительный Экскурсии, семинары, выставки. Знакомство со структурой организации, с правилами внутреннего распорядка, с техническими средствами рабочего места. Подготовка к зачету по технике безопасности Зачет по технике безопасности
Технологический, проектно – конструкторский или научно – исследовательский Изучение методов, используемых в технологии предприятия, способов осуществления технологических процессов Раздел в отчете
Освоение в практических условиях принципов организации научно – исследовательской работы отдельных подразделений и служб учреждений и НИИ
Изучение вопросов проектно-конструкторской деятельности, автоматизации технологического процесса, основ проектирования нового оборудования, зданий и сооружений предприятия
Экологический Изучение принципов технологической безопасности, охраны труда и экологии Раздел в отчете
Информационно –аналитический Изучение и анализ используемого системного и прикладного программного обеспечения Раздел в отчете

Продолжение таблицы 5

 

Этапы проведения Виды работы Формы текущего контроля
Технико - экономический Изучение принципов организации, планирования и управления производством, анализа экономических показателей производства, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции Раздел в отчете
Индивидуальная работа студента по темам, предложенным кафедрой или предприятием Освоение одной или нескольких технологических операций Раздел в отчете
Анализ полученной информации Составление отчета по практике Зачет по практике

 

5.5.1.5 Преддипломная практика

а) Преддипломная практика может являться частью производственной практики. Она направлена на использование теоретических знаний для решения технологических проблем (инженерных задач) в области разработки современных технологических процессов (проектирования нового оборудования, зданий и сооружений предприятия, проведения самостоятельных научно – исследовательских работ), а также поиска решения конкретных технологических и исследовательских задач, поставленных в выполняемой бакалаврской работе, дипломном проекте (работе) специалиста.

б)Преддипломная практика обеспечивает выполнение квалификационных требований государственных образовательных стандартов для решения профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, к которым готовится студент:

участие во всех этапах проектирования, разработки, изготовления и использования объектов профессиональной деятельности;

участие в разработке различных видов документации;

использование современных методов, средств и технологии разработки объектов профессиональной деятельности;

участие в проведении научных исследований и выполнении технических разработок в своей профессиональной области;

осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по заданной теме в своей профессиональной области с применением современных информационных технологий;

взаимодействие со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, а также в управлении технологическими, экономическими и социальными системами;

умение работать в коллективе, участвовать в управлении и организации работы исполнителей технологических процессов, в производстве программных продуктов, вычислительных средств и автоматизированных систем;

организация на научной основе своего труда, владение современными информационными технологиями, применяемыми в сфере профессиональной деятельности;

анализ своих возможностей, способность к переоценке накопленного опыта и приобретению новых знаний с использованием современных информационных и образовательных технологий;

готовность к работе над междисциплинарными проектами.

в) В результате прохождения преддипломной практики у студентов должны сформироваться:

практические навыки и умения:

сравнительного анализа возможных вариантов реализации научно-технической информации по теме исследования;

технико-экономического обоснования выполняемой разработки;

реализации некоторых из возможных путей решения поставленной в техническом задании задачи;

анализа мероприятий по безопасности жизнедеятельности, обеспечению экологической чистоты, защите интеллектуальной собственности;

знания:

технологической, нормативной и патентной документации; других информационных источников по теме выпускной квалификационной работы;

назначения, состава, принципов функционирования или организации проектируемого объекта (технологического процесса, аппаратуры или программы);

отечественных и зарубежных аналогов проектируемого объекта.

г) Преддипломная практика может проводиться в различной форме. Формы проведения преддипломной практики приведены в таблице 6.

Таблица 6 – Рекомендуемые формы преддипломной практики

Формы преддипломной практики Место проведения
Производственно – технологическая Предприятие - база практики
Научно – исследовательская Вуз, НИИ - база практики
Организационно - управленческая База практики

д) Квалификационные умения выпускника института для решения профессиональных задач, в зависимости от уровня образования и направления подготовки, должны сформироваться у студентов в результате прохождения рекомендуемых этапов преддипломной практики (таблица 7).

Таблица 7– Этапы проведения и виды работ преддипломной практики

Этапы проведения Виды работ
Организационный Подготовка к зачету по технике безопасности, составление календарного плана - графика прохождения практики, ознакомление с техническими средствами рабочего места
Технологический, проектный или научно – исследовательский Изучение методов, используемых в технологии предприятия, способов осуществления технологических процессов
Изучение в практических условиях планирования и организации научно – исследовательской деятельности отдельных подразделений и служб учреждений и НИИ
Участие в проектно-конструкторской деятельности, автоматизации технологического процесса, основ проектирования нового оборудования, зданий и сооружений предприятия
Организационно - управленческий Изучение структуры управления предприятия, взаимодействия подразделений, должностных обязанностей персонала, участие в разработке организационно-управленческой документации
Информационно –аналитический Изучение и анализ используемого системного и прикладного программного обеспечения
Экологический Изучение принципов технологической безопасности, охраны труда и экологии

Продолжение таблицы 7

 

Этапы проведения Виды работ
Технико - экономический Изучение принципов организации, планирования и управления производством, анализа экономических показателей производства, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции
Индивидуальная работа и анализ полученной информации Индивидуальная работа студента по предлагаемой теме выпускной квалификационной работы. Составление отчета по практике

 

5.5.2 Практики студентов, обучающихся по направлениям подготовки магистров

5.5.2.1 Производственная, педагогическая (учебная), научно-производственная и научно-исследовательская практики студентов, обучающихся по направлениям подготовки магистров, направлены на практическую подготовку к решению профессиональных задач в соответствии с направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности, определяемыми соответствующими ФГОС, в том числе:

производственно-технологической;

научно-исследовательской;

проектно-конструкторской;

проектной;

организационно-управленческой;

научно-педагогической.

5.5.2.2 Конкретные формы, цели и задачи различных видов практик студентов, обучающихся по направлениям подготовки магистров, определяются в индивидуальном порядке научным руководителем магистранта (руководителем практики) совместно с обучающимся и представителями объединений работодателей. Для каждого вида практики составляется индивидуальное задание на практику.

Задание на практику может включать:

ознакомление с общей организацией технологического процесса под руководством специалистов базы практики;

отработку навыков по эксплуатации сложных экспериментальных и промышленных установок;

работу с научной, технической, нормативной и патентной документацией;

поиск дополнительной информации в глобальной сети Интернет.

5.5.2.3 В результате прохождения практик студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, профессиональные и универсальные компетенции, соответствующие ФГОС по направлению подготовки:

развитие способности обучающихся к творческой деятельности, связанной с организацией, планированием и управлением действующими технологическими процессами и производством, а также с проведением самостоятельных научно-исследовательских работ;

ознакомление с основными технологическими и научно-техническими процессами производства, обеспечение стабильности показателей производства и качества выпускаемой продукции в соответствии с документами предприятия: технологическими регламентами, технологическими инструкциями и другими документами;

изучение в практических условиях принципов организации и управления производством, анализа экономических показателей производства, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции;

изучение нормативной и технической документации, системы сертификации на предприятии, отчетной документации, протоколов хода и результатов экспериментов, документации по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности на предприятии;

приобретение навыков по координации работ по внедрению результатов научных исследований в производство, по эксплуатации сложных экспериментальных и промышленных установок, по обеспечению эксплуатации приборов и оборудования средств аналитического контроля и контроля производства в соответствии с их техническими паспортами и инструкциями.

освоение различных видов исследовательского, контрольного и испытательного оборудования, аналитической аппаратуры, компьютерного программного обеспечения для обработки результатов и анализа полученных данных;

приобретение навыков работы в производственном трудовом коллективе;

сбор и анализ материалов для выполнения магистерской диссертации.

5.5.2.4 Производственная практика направлена на подготовку к производственно-технологической, проектной и проектно-конструкторской деятельности и предполагает заводскую форму проведения практики (на российских и зарубежных предприятиях и в организациях) и лабораторную форму (в учебно-научных лабораториях СПбГТИ(ТУ) и других российских и зарубежных вузов).

5.5.2.5 Педагогическая (учебная) практика проводится, как правило, на базе кафедр и подразделений СПбГТИ(ТУ) и направлена на подготовку к научно-педагогической деятельности.

Целью педагогической практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки студентов, приобретение ими практических навыков и опыта самостоятельной работы в качестве преподавателя вуза. В процессе практики магистрант участвует во всех видах научно-педагогической и организационной работы кафедры и (или) подразделений вуза.

Задания на практику должны отражать специфику подготовки магистранта на кафедре и могут предусматривать:

участие в разработке программы учебной дисциплины в соответствии с направленностью учебной работы кафедры (на основе изучения научной, технической и научно – методической литературы, собственных результатов исследований);

постановку (модернизацию) лабораторной работы по учебным дисциплинам кафедры;

участие в постановке (модернизации) лабораторного практикума по дисциплинам направления учебной работы кафедры;

разработку научно-методических материалов: научно-методических разработок по тематике научных направлений кафедры, научно-методической литературы;

посещение лекционных занятий преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам (три – пять посещений);

проведение и анализ практических и лабораторных занятий по согласованию с преподавателем учебной дисциплины (не менее двух наблюдений);

участие в разработке и модернизации системы компьютерного (дистанционного) обучения;

разработку новых методов контроля знаний студентов (компьютерных и других видов тестов, контрольных и самостоятельных работ);

подготовку мультимедийных материалов для учебного процесса;

изучение педагогического опыта кураторской работы в студенческой группе;

участие в организации научно – исследовательской работы студентов кафедры;

участие в научно-практических конференциях, семинарах и заседаниях методических комиссий;

участие в подготовке научно – технических отчетов, обзоров, публикаций по теме магистерской диссертации на основе анализа и систематизации научно – технической и патентной информации по теме исследования.

5.5.2.6 Задания на научно-производственную и научно-исследовательскую практику, направленные на подготовку к научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности, должны учитывать основные научные направления, развиваемые структурным подразделением предприятия. Характер и содержание заданий могут предусматривать не только индивидуальную, но и коллективную работу студентов в составе научно-исследовательского коллектива. В частности, возможно создание студенческого научно-исследовательского коллектива для решения общей проблемы по тематике исследований заводской или научной лаборатории (подразделения, отдела).

5.6 В разделе «Условия реализации программы практики» указываются базы проведения; образовательные, научно - исследовательские и научно - производственные технологии; приводятся требования к учебно – методическому, информационному, кадровому и материально-техническому обеспечению практики.

5.7 В разделе «Контроль и оценка результатов практики» формулируются критерии оценки результатов практики, обеспечивающие определение соответствия (или несоответствия) индивидуальных результатов практики студента поставленным целям и задачам практики (основным показателям оценки результатов практики). Рекомендуемые критерии оценки результатов практики приведены в приложении Л.

5.8 В «Приложениях» должны быть приведены: учебно-методические материалы для студентов; методические материалы для руководителя практики от предприятия; требования к организации и руководству практикой студентов, обучающихся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения (при наличии), а также формы документов на практику и образцы их заполнения.

5.9 ФГОС устанавливает трудоемкость различных видов практик студентов (включая научно-исследовательскую работу студента):

для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров и специалистов (специальностям) предусмотрены учебная и производственная (включая преддипломную) практики (Трудоемкости практик студентов приведены в таблицах 8, 9);

для студентов, обучающихся по направлениям подготовки магистров, предусмотрены педагогическая (учебная) и производственная (включая научно-производственную и научно-исследовательскую) практики (таблица 10).

 

Таблица 8 – Трудоемкость практики студентов института, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров по ФГОС

 

Код Наименование направления подготовки бакалавров Общая трудоемкость практики и НИР, ЗЕТ
Химия
Реклама и связь общественностью 20-30
Экономика 8-12
Менеджмент 6-9
Управление персоналом 6-10
Бизнес-информатика
Материаловедение и технологии материалов 15-20
Технологические машины и оборудование 12-15
Системный анализ и управление 12-15
Управление в технических системах 12-15
Автоматизация технологических процессов и производств 12-15
Информатика и вычислительная техника
Прикладная информатика 12-15
Химическая технология
Биотехнология 9-12
Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
Строительство 16-18
Техносферная безопасность 12-15

 


Таблица 9 – Трудоемкость практики студентов института, обучающихся по направлениям подготовки специалистов (специальностям) ФГОС

 

Код Наименование специальности Общая трудоемкость практики и НИР, ЗЕТ
Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий 15-20
Химическая технология материалов современной энергетики

 

 

Таблица 10 –Трудоемкость практики студентов института, обучающихся по направлениям подготовки магистров по ФГОС

 

Код Наименование направления подготовки магистров Общая трудоемкость практики и НИР, ЗЕТ
Материаловедение и технологии материалов 35 - 40
Системный анализ и управление 25-35
Управление в технических системах
Автоматизация технологических процессов и производств
Информатика и вычислительная техника 46-50
Химическая технология
Биотехнология

 

5.10 Конкретные формы, их распределение по семестрам и сроки проведения практик определяются рабочими учебными планами.

5.11 Для каждого вида практики, предусмотренного ФГОС и рабочим учебным планом, утверждается программа практики, отражающая специфику ООП.


6 ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ

 

 

6.1 Студент обязан до начала практики:

подробно выяснить характер и сроки практики; адрес базы практики, список необходимых документов, пройти необходимый (по требованию работодателя) профилактический медицинский осмотр;

получить программу практики и задания, которые необходимо выполнить на предприятии - базе практики;

получить на кафедре информационные материалы о кафедре, СПбГТИ(ТУ) для ознакомления, при необходимости, сотрудников базы практики с историей и перспективами развития института;

получить направление на практику, уточнить порядок получения аванса и финансового отчета.

6.2 Прибыв на место практики, студент обязан:

получить документ – пропуск (удостоверение) и уточнить порядок оформления направления на практику (при необходимости);

отметить в направлении на практику дату прибытия;

уточнить с руководителем практики от предприятия календарный план-график прохождения практики, порядок и место проведения работ, порядок пользования производственно-техническими материалами, литературой, инструментами и приборами;

ознакомиться и выполнять правила внутреннего распорядка и техники безопасности на базе практики;

уточнить с руководителем практики от предприятия, кто будет его непосредственным руководителем на рабочем месте,

уточнить порядок и место получения консультаций;

поддерживать своим отношением к работе и коллективу имидж вуза; используя рекламные информационные материалы, разъяснять, при необходимости, требования к поступлению в СПбГТИ(ТУ);

оформить отчет до завершения практики и представить его для оценки и отзыва руководителю практики от предприятия;

получить отзыв руководителя практики;

отметить в направлении на практику дату отъезда и заверить ее печатью.

6.3 Возвратившись с практики, студент обязан представить руководителю практики от кафедры отзыв руководителя практики от предприятия и отчет по практике.

6.4 После аттестации по итогам практики, пройденной вне Санкт-Петербурга, студент обязан предоставить в отдел практики заполненное направление на практику и финансовый отчет.

6.5 При наличии уважительных причин (болезни, семейных обстоятельств), препятствующих прохождению практики, студент обязан своевременно предоставить соответствующие документы в деканат факультета и выполнить программу практики в согласованные сроки.

 

 

7 СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

 

 

7.1 Отчет по практике составляет каждый студент независимо от вида задания на практику.

7.2 Отчет по практике должен содержать:

Титульный лист (приложение Д)

Задание на практику, подписанное ее руководителем

Содержание

Введение

1 Характеристика выполненных работ

2 Обеспечение техники безопасности, охраны труда и окружающей среды

3 Выводы и итоги практики

Список использованных источников

Приложения

7.3 Во «Введении» должны быть приведены сведения о конкретных задачах практики, общая характеристика базы практики.

7.4 Раздел «Характеристика выполненных работ» является основной частью отчета. В разделе необходимо привести описание рассмотренных технологических процессов, оборудования, средств автоматизации и программного обеспечения, вопросов экономики и организации производства, а также выполнения индивидуального задания и анализ выполненной работы с количественными и качественными характеристиками ее элементов, соответствующий поставленному заданию. Название и содержание данного раздела определяются спецификой ООП, реализуемой кафедрой.

7.5 Раздел «Обеспечение техники безопасности, охраны труда и окружающей среды» может содержать сведения из соответствующих инструкций, действующих в организации, оценку воздействия предприятия или его подразделения на окружающую среду, информацию о мероприятиях по обеспечению экологической безопасности производства.

7.6 В разделе «Выводы и итоги практики» студент должен:

отметить особенности действующего на предприятии технологического процесса и возможные пути его улучшения или замены;

кратко изложить перспективы развития изученных на практике процессов (объектов, систем);

проявить способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности дополнительные знания и умения (в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности) и другие компетенции соответствующего ФГОС.

7.7 В «Приложениях» могут быть размещены необходимые рисунки (схемы, чертежи, диаграммы, графики, другие иллюстрации), таблицы и протоколы испытаний, образцы документации, разработанной студентом.

7.8 Отчет, содержащий только описание производственных процессов и их организации без элементов самостоятельной оценки и выводов, считается неудовлетворительным.

7.9 Требования к оформлению отчета по практике

Оформление отчета по практике должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.32–2001, СТП СПбГТИ(ТУ) 006-2009.

Первой страницей отчета по практике является титульный лист, второй – задание на практику. Номера страниц на титульном листе и на задании не проставляются.

Специальные термины и обозначения, используемые в тексте, должны соответствовать действующим стандартам, а при их отсутствии – принятым в научной, нормативной и технической литературе.

Все данные, поясняющие текст или расчет (цифровой материал, уравнения и др.), заимствованные из различных источников (в том числе, из сети Интернет), должны иметь соответствующие ссылки.

Список использованных источников должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 (Р 01-2007).

Наименования и обозначения единиц должны соответствовать ГОСТ 8.417-2003 (СТП 2.055.005 – 79 «КС УКДВ. Единицы физических величин»).

Оформление чертежей (масштаб, линии, шрифты) в отчете по практике должно соответствовать требованиям стандартов ЕСКД и Системы проектной документации для строительства (СПДС). Чертежи должны быть подписаны студентом и руководителем практики.

7.10 Иллюстративный материал к защите отчета по практике может быть представлен в виде презентации на электронном носителе либо на листах стандартного формата.

7.11 Задание на практику и отзыв руководителя практики от предприятия должен храниться вместе с отчетом по практике.

Образцы задания на практику по некоторым укрупненным группам специальностей (направлений) подготовки представлены в приложении Н.

Образцы отзыва руководителя практики от предприятия по некоторым укрупненным группам специальностей (направлений) подготовки представлены в приложении П.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.