Здавалка
Главная | Обратная связь

Лингвистические источники структурализма



Структурализм

Структурализм – направление в гуманитарном знании, избравшее предметом своего исследования текст и стремящееся к созданию строго выверенного и формализованного понятийного аппарата, основанного на использовании лингвистической терминологии, математических формул, объяснительных схем и таблиц, призванных придать гуманитарным наукам статус наук точных.

Лингвистические источники структурализма

Структурализм – направление, проявившее себя в разных областях гуманитарного знания. Термин «структурализм» был пущен в обращение в 1939 г. голландским лингвистом Посом. Философско-методологические основы структурализма:

1. Язык – знаковая система, обладающая кодовыми свойства. Коллективных характер языка. Коммуникативная природа языка.

Знак- нечто целое, результат ассоциации означающего (акустического образа слова) и означаемого (понятия). Означающее и означаемое неразрывны, неотделимы друг от друга как две стороны бумажного листа («Язык можно также сравнить с листом бумаги. Мысль - его лицевая сторона, а звук - оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную»// Соссюр. Труды по языкознанию. М., 1977. С. 101).

Знак произволен, т.е. означающее немотивированно означаемым.

Природа языкового знака, как и языка, коллективна: человек не может внести изменения в знак, уже принятый языковым коллективом («Язык существует только в силу своего рода договора, заключенного членами коллектива») Если языковой код будет разным, то коммуникация, в т.ч. литературная, станет невозможной.

2. Разграничение синхронии и диахронии.

Диахронический анализ касается эволюции, имеет два направления -перспективный и ретроспективный. Синхронический анализ предполагает комплексный взгляд на события или явления, одновременно происходящие в рамках определенного пространства. Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр говорил о существовании двух видов лингвистики - синхронической и диахронической. Причем первый аспект превалирует, т.к. для говорящих только он - подлинная и единственная реальность. Отказ от примата диахронии в пользу «синхронического сечения литературной продукции в конкретный исторический момент». Но это скорее теория, чем практика литературоведческого анализа. Периоды, жанры, темы, мотивы по сути диахронические системы, наблюдаемые в соотнесении с общим литературным процессом. Компромиссные предложения: многообразие может быть очевидным образом упорядочено, если все диахроническое нанести на карту поверх синхронической решетки.

3. Поиск формальных методов изучения и описания языка.

В формировании структурализма участвовали Женевская школа лингвистики (Ф. Де Соссюр и его ученики), русский формализм, пражский структурализм, американская школа семиотики Ч. Пирса и Я. Морриса, Копенгагенский и Нью-Йоркский лингвистические кружки, структурная антропология К. Леви-Стросса, структурный психоанализ Ж. Лакана, структура познания М. Фуко, структурная лингвопоэтика Р. Якобсона с его теорией поэтического языка.

Литературоведческий структурализм сложился в результате деятельности условно называемой «Парижской семиологической школы» (ранний Ролан Барт, Альгирдас-Жюльен Греймас, Клод Бремон, Жерар Женнет, Цветан Тодоров) и «Бельгийской школы социологии литературы» (Л. Гольдман). Время наибольшей популярности французского структурализма - с. 1950-х-н. 1970-х гг. В США структурализм сохранял свой авторитет до конца 1970-х.

Структурализм проникнут пафосом придать гуманитарным наукам статус наук точных, отсюда его тенденция к отказу от эссеизма, стремление к созданию строго выверенного и формализованного аппарата, основанного на лингвистической терминологии, пристрастие к логике и математическим формулам, объяснительным схемам и таблицам - «начертательное литературоведение»: схемы и таблицы смысл опорождения любого повествования А.-Ж. Греймаса, модели сюжетосложения, предлагаемы Ж. Женеттом, К. Бремоном, ранним Р. Бартом, Ц. Тодоровым, попытка Ж. Коке дать алгебраическую формулу «Постороннего» Камю, 12 страниц алгебраических формул, с помощью которых Дж. Принс описал структуру «Красной шапочки» в своей книге «Грамматика историй».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.