Здавалка
Главная | Обратная связь

Как видятся сейчас основные этапы качественного технологического развития российской атомной энергетики и ЯТЦ?



плутония. Он станет основой для промышлен­ной отработки бридерного ЯТЦ с замыканием по плутонию, позволяющего в сотни раз рас­ширить топливную базу атомной энергетики.


Это потребует существенной модернизации мощностей радиохимической переработки ОЯТ и технологии производства топлива.

Далее, в 2012 г. планируется ввод в опытную эксплуатацию референтного блока плавучей атомной теплоэлектростации (ПА-ТЭС) с серийным двухконтурным водо-во-дяным реактором КЛТ-40 с установленной электрической мощностью 70 МВт, успешно используемым на отечественных атомных ле­доколах. ПАТЭС остро востребованы для про­мышленного освоения севера нашей страны (особенно с учетом предстоящей острой борь-


бы за арктический шельф) и, кроме того, име­ют значительный экспортный потенциал.

Наконец, с середины 20-х годов ожида­ется интенсивное развитие еще одной реак­торной технологии - ЯТЦ на основе высоко­температурных газоохлаждаемых реакторов (ВТГР). Такие реакторы, со специальными ша­ровыми топливными композициями на осно­ве графита, позволяют достичь очень высокой температуры гелиевого теплоносителя - около 1000°С. Для сравнения: штатная температура водяного теплоносителя на выходе первого контура реактора ВВЭР-1000 составляет 324°С. Поэтому технология ВТГР по­зволит добиться прорыва в практической реализации важнейшего направления энергетики будущего - атом-но-водородной энергетики.

Проект плавучей АЭС


 


110 Сто вопросов и ответов об атомной энергетике


Сто вопросов и ответов об атомной энергетике



Ч..



 


 


 
 

Что такое «тяжелая вода», какова ее роль в атомной энергетике?
Что такое «атомно-водородная энергетика» и как в ее развитии могут помочь ВТГР?

 

Вопрос

Тяжелая вода (D20, окись дейтерия) - вода, в молекуле которой два атома обыкновен­ного водорода замещены атомами дейтерия. Ввиду значительной разницы молекулярных весов обычной (Н20) и тяжелой воды (18,02 и 20,03, соответственно) их физические, химические и биохимические свойства за­метно различаются. Так, их плотности со­ставляют (при 25°С) 0,997 и 1,104 г/смЗ, тем­пература плавления - 0 и 3,8°С, кипения -100 и 101,43°С, соответственно.

Исключительная роль тяжелой воды в ядерных технологиях обусловлена тем, что она является наилучшим из всех известных замедли­телей. Ее коэффициент замедления (некоторый обобщенный показатель, учитывающий как ха­рактерные размеры замедляющего объема, так и потерю нейтронов в замедлителе; чем он больше, тем выше качество замедлителя) равен 5700, в то время как для легкой воды - 61, графита - 205.

Уникальные замедляющие свойства тя­желой воды открывают возможность создания


\

ядерных реакторов с топливом на основе при­родного урана (без обогащения по урану-235, как у легководных реакторов). Такие реакто­ры используются в атомной энергетике ряда стран (Канада, Индия, Аргентина, Республика Корея и др.). Вклад реакторов на тяжелой воде в мировую ядерную генерацию составляет (по мощности) около 5%.

Наиболее распространенными типом энергетического тяжеловодного реактора яв­ляется канадский CANDU - двухконтурный канальный реактор с горизонтальным распо­ложением ТВС в баке с тяжелой водой (калан­дре). Она в CANDU - и замедлитель, и тепло­носитель первого контура, поэтому ее общее количество в таком реакторе весьма значи­тельно (сотни тонн).

Важным экономическим преимуществом ЯТЦ, основанного на таких реакторах, является отсутствие необходимости изотопного обога­щения топлива по урану-235, что необходимо для ядерной энергетики с легководными реак-


торами. Следует также учитывать возможность работы CANDU в режиме перегрузки топлива «на ходу», чем достигается весьма высокий ко­эффициент установленной мощности. Однако экономические показатели такого ЯТЦ серьез­но ухудшает высокая энергоемкость произ-

Основным принципом развития мировой энергетики, несомненно, является постепенное замещение угля, газа и нефти ядерной энерге­тикой и т. наз. возобновляемыми источниками (доля которых в мировом топливно-энергети­ческом балансе, впрочем, в самых оптимисти­ческих прогнозах не превысит 10%). Однако, если замещение угля и газа в их «энергети­ческих нишах» (производство электричества и бытового тепла) ядерной энергией техниче­ски вполне реализуемо уже в настоящее вре­мя, то вопрос с нефтью (а ее доля в мировом


водства тяжелой воды и ее значительная стои­мость (600-700 долл. США/литр) Кроме того, недостатками CANDU являются более низкий,' в сравнении с легководными реакторами, КПД (не выше 30%) и необходимость частой перегрузки топлива.

%р^

вопр*

топливно-энергетическом балансе составляет около 40%) обстоит существенно сложнее.

Дело в том, что на современных ТЭС и ТЭЦ нефть почти не используется (за исключе­нием тяжелой фракции ее перегонки - мазута). Ее «энергетическая ниша» - топливо для транс­порта (бензин, керосин, солярка). И вот здесь «ядерное замещение» напрямую практически невозможно - кроме, в заведомо незначитель­ных объемах, морского транспорта и перевода на электротягу железных дорог. Огромные по­требности авто- и авиатранспорта «зависают».


 


Сто вопросов и ответов об атомной энергетике


'y&/S


Сто вопросов и ответов об атомной энергетике




у*** ^


Что такое термоядерный синте и какова его возможная роль в энергетике будущего?

В то же время именно в этой «энергетиче­ской нише» существует прекрасное топливо -молекулярный водород. Его удельная (на еди­ницу массы) теплотворная способность почти втрое больше, чем у бензина, практическая возможность использования в двигателях вну­треннего сгорания подтверждена уже сейчас, а «экологическая чистота» почти абсолютна -продуктом сгорания является обыкновенная вода. Трудность только одна, но очень суще­ственная - его нет в природе в свободной (хи­мически несвязанной) форме, хотя в виде со­единений с кислородом (вода) и с углеродом (метан, основа природного газа) очень много. Поэтому главная задача водородной энергетики - получение промышленных ко­личеств водорода в свободной форме. Такая технология хорошо известна - по совокупно­сти технологических и экономических обсто­ятельств это т. наз. паровая конверсия метана. Однако ее реализация требует значительного количества высокотемпературного (1000°С) тепла. Вот здесь и сказываются эксплуатаци-


онные возможности ВТГР, способные это обе­спечить.

Становится понятной примерная структура топливно-энергетического комплекса обозри­мого будущего. Угольная компонента, вероятно, будет сохранена, но в формах, резко уменьша­ющих ее промышленные и экологические риски (например, подземная газификация). Исполь­зование газа как топлива для производства электричества и бытового тепла будет сокра­щаться, постепенно замещаясь ядерной гене­рацией и теплоснабжением, а некоторое коли­чество ВТГР будут использованы для наработки водорода из замещаемого газа. При этом ВТГР, благодаря своей многофункциональности, мо­гут избежать неблагоприятного «маневренного режима» - ночью, когда суточный график на­грузок близок к базовой части, они полностью работают на производство водорода (базовую часть суточного графика обеспечивают «тради­ционные» реакторы). Днем же они, не изменяя мощности, принимают участие в покрытии пи­ков суточного графика электрических нагрузок.


Термоядерный синтез - ядерная реакция, про­цесс взаимодействия (слияния) легких ядер с образованием более тяжелого ядра и выде­лением огромного количества энергии. Именно термоядерный синтез лежит в основе энергети­ки звезд, в том числе и нашего Солнца. Поэтому ему в этом смысле мы обязаны жинью.

После «успешной реализации» неуправля­емого термоядерного синтеза при испытаниях термоядерных бомб встал вопрос о его управ­ляемом режиме. Понятно, почему: термоядер­ная энергетика, хотя бы в рассматриваемых к настоящему времени технических подходах, вполне способна обеспечить всему человече­ству энергетическое изобилие. Это обусловле­но крайне высокой энергоемкостью синтезно-го топлива при практически неограниченном (в случае реализации DD-цикла) ресурсном обеспечении. Ведь дейтерий есть в обычной воде, пусть и в малом количестве (0,015%


по числу ядер от всего водорода). А потенциал его громаден - расчетное количество энергии, запасенное лишь в 1 л воды, эквивалентно, при полном протекании термоядерных реакций DD-цикла, сжиганию примерно 400 л нефти или около 600 кг высококачественного угля.

Годы исследований, предпринятых во всем мире, позволили выйти на наиболее, ве­роятно, перспективную концепцию термоядер­ного реактора - токамак. Этот термин был вве­ден советскими физиками И.Е. Таммом и А.Д. Сахаровым в 50-е годы XX века как сокращение названия «тороидальная камера с магнитными катушками». Первый токамак был разработан под руководством академика Л. А. Арцимови-ча в Институте атомной энергии им. И.В. Кур­чатова в Москве и продемонстрирован в 1968 г. В настоящее время в мире действует несколько подобных установок на принципе токамака, не­сравненно более мощных.


Сто вопросов и ответов об атомной энергетике



Сто вопросов и ответов об атомной энергетике



Со временем, однако, стало понятно, что физические, технические и инженерные трудности, возникающие при создании тер­моядерного реактора, существенно превы­шают индивидуальные возможности любой из стран мира. Это обусловило объединение в 1985 г. ряда стран, в том числе и России, своих усилия в рамках международного про­екта ИТЭР - создания опытного термоядерно­го реактора. Проект предусматривает соору­жение такого реактора на принципе токамака в исследовательском центре Кадараш (Фран­ция). Предполагается, что этот реактор будет запущен к 2015 г. Результаты, полученные на этой установке, будут использованы для обо­снования и проектирования прототипа ком­мерческого термоядерного реактора ДЕМО. Предполагается, что эта работа будет закон­чена к 2040 - 2050 г.

Сто вопросов и ответов об атомной энергетике'

•5- -


Из этого однозначно следует: сейчас тер­моядерная энергетика, к сожалению, практиче­ской реальностью пока не является, и главный вопрос заключается в том, когда это все же про­изойдет. А главной проблемой - что требуемое для этого время, по всей видимости, сравнимо со сроком исчерпания ресурсных запасов «тра­диционной» огневой энергетики.

Поэтому наиболее разумной стратегией в отношении термоядерной энергетики представ­ляется подход «надеясь на лучшее, готовиться к худшему». Иными словами, ни в коем случае не прекращая термоядерных исследований (напротив, всемерно развивая их), иметь нагото­ве энергетический сценарий и на какой-то иной физико-технической основе, позволяющей по­степенно заместить нефть, газ и уголь. Мы уже знаем, что атомная энергетика на основе ядерных реакторов деления вполне на это способна.

■^4&

. ^








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.