Здавалка
Главная | Обратная связь

Отрасли сферы обращения (торговля, общественное питание, транспорт, связь)



В отраслях сферы обращения не создается новый продукт (кроме общественного питания), а увеличивается стоимость продукта, созданного другими отраслями.

Важнейшей отраслью сферы обращения является торговля(общественное питание – подотрасль торговли). К торговле относятся следующие виды деятельности: внутренняя оптовая и розничная торговля; внешняя торговля; прокат предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения; прокат кинофильмов и видеофильмов; посреднические услуги бирж, таможни, брокерских, маклерских, дилерских контор, агентств, торговых домов, коммерческих центров по купле-продаже и прокату потребительских товаров и услуг.

Основным показателем торговой деятельности является товарооборот. Он отражает одновременно: 1) стоимость реализованной товарной массы; 2) денежную выручку продавцов; 3) расходы покупателей. Товарооборот исчисляется отдельно для оптовой и розничной торговли и складывается из объемов товарооборота по различным каналам реализации. Валовой объем товарооборота равен сумме всех продаж (с учетом перепродаж). Чистый товарооборот равен сумме конечных продаж и тем самым представляет собой розничный товарооборот в целом по экономике.

В стоимость товаров включается торговая наценка (ТН) – разница между стоимостью реализованных товаров в ценах продажи и в ценах покупки. Сумма торговых наценок по всем проданным товарам есть реализованное наложение (РН), которое представляет собой оборот ОО ( или валовой доход – ВД) предприятия торговли (за вычетом дополнительных услуг: ВД = РН – услуги транспорта, связи). Валовой доход используется на покрытие издержек обращения и образование прибыли.

Источниками статистической информации являются отчеты торговых и других организаций о результатах их деятельности, а также выборочные наблюдения по малым торговым предприятиям и рынкам, обследования бюджетов домашних хозяйств (для оценки товарооборота неорганизованной торговли).

 

Такая отрасль сферы обращения как транспорт включает в себя: железнодорожный, автомобильный, городской электрический, морской, внутренний водный, воздушный, трубопроводный и прочий транспорт, дорожное хозяйство. Продукция отрасли охватывает все виды деятельности, связанные с перевозкой грузов и пассажиров, и деятельность организаций дорожного хозяйства.

Продукция отрасли измеряется с помощью натуральных и стоимостных показателей. Натуральными показателями являются: 1) перевезено грузов (т); 2) грузооборот (т-км); 3) пассажирооборот (пасс-км). Стоимостной показатель ОО (или ВД) представляет всю продукцию транспорта (кроме дорожного хозяйства) и определяется суммой фактически полученных доходов от грузовых и пассажирских перевозок и других работ и услуг. Стоимость продукции дорожного хозяйства определяется стоимостью выполненных работ. Источниками статистической информации являются отчеты предприятий, данные о расходовании бюджетных средств (по транспортному налогу).

Связь как отрасль сферы обращения своей продукцией имеет пересылку и передачу сообщений, а также предоставление в аренду устройств связи (УС). В натуральном выражении продукция отрасли измеряется объемом обмена, который определяется общим числом отправлений и количеством единиц УС, сданных в аренду. Стоимостные показатели услуг связи определяются умножением натуральных показателей продукции на тарифные ставки. Таким образом, валовой доход отрасли равняется сумме выручки, которая складывается из доходов от пересылки корреспонденций и сообщений, от аренды УС и от дополнительных услуг.

 

7. Статистика цен

 

Цена, как денежное выражение товара или услуги, – это важная экономическая и социальная категория. Она оказывает влияние на важнейшие стоимостные экономические показатели: ВВП, конечное потребление и накопление, прибыль, рентабельность, эффективность производства. Цены влияют на скорость обращения товаров, денежную эмиссию, соотношение спроса и предложения, структуру размещения производительных сил, уровень и структуру потребления – т.е. на качество жизни в целом. Кроме того, цены определяют покупательную способность денежных доходов населения, величину прожиточного минимума и т.д. Таким образом, в цене фокусируются экономические и социальные проблемы общества.

Система показателей статистики цен включает показатели уровня, структуры и динамики цен. Статистика изучает розничные цены, тарифы на услуги, оптовые (отпускные) цены, закупочные цены, сметные цены (на строительные объекты), цены внешней торговли, а также в число наблюдаемых статистикой цен вошли цены на рынке жилья, тарифы на услуги платного образования и др.

В задачи статистики цен входит:

1) характеристика состояния рынка (изучение поведения цен как ответной

реакции на изменение экономической ситуации);

2) изучение цен и их динамики как фактора уровня жизни;

1) изучение цен с точки зрения рентабельности производства, определения структуры цены и доли в ней налогов;

2) изучение цен с целью проведения международных и межрегиональных сопоставлений.

Основной задачей статистики цен является их наблюдение и регистрация, изучение их динамики (с помощью индексов). В настоящее время система статистического наблюдения за ценами организована с учетом опыта стран с развитой экономикой и международных стандартов. Получение информации о ценах осуществляется как с помощью статистической отчетности, так и специально организованного оперативного сбора данных на основе выборочного метода.

На основании полученной информации исчисляются и публикуются: сводный индекс потребительских цен (ИПЦ), стоимость различных наборов продуктов питания, стоимость потребительской корзины. Кроме изучения потребительских цен, статистика изучает: цены производителей, цены приобретения продукции производственно-технического назначения, цены в капитальном строительстве, цены на с/х продукцию, цены внешней торговли (экспорта и импорта), тарифы на грузовые и пассажирские перевозки, услуги связи, коммунальные услуги и т.д.

Рассмотрим индексы цен, применяемые в статистике. В статистике цен определяются индексы потребительских цен, индексы цен производителей, индексы цен внешней торговли и др. Индексы цен рассчитываются по следующим формулам.

1. Сводный индекс цен с весами отчетного периода (формула Пааше):

 

.

 

2. Сводный индекс цен с весами базисного периода (формула Ласпейреса):

 

.

 

3. Индекс И. Фишера:

 

.

 

4. Индекс переменного состава (индекс средних цен):

 

.

 

5. Индекс цен для пространственно-территориальных сопоставлений Эджворта-Маршалла (и его модификации):

 

.

 

Индексы цен, рассчитанные по формуле Ласпейреса, применяются при расчете ИПЦ, индексов цен производителей, цен на импортную продукцию (т.к. в этих случаях цена является количественной характеристикой).

Индексы цен, рассчитанные по формуле Пааше, используются при измерении динамики цен компонентов ВВП (индекс-дефлятор), закупочных цен в сельском хозяйстве, сметных цен в строительстве, экспортных цен (т.к. в этих случаях цена является качественной характеристикой).

Известно, что индексы Ласпейреса, как правило, больше индексов Пааше. Такая систематическая зависимость привела к выводу о том, что истинное значение индекса лежит где-то посередине между индексами Ласпейреса и Пааше. Для его определения используется индекс Фишера, равный средней геометрической из индексов Ласпейреса и Пааше. Индекс Фишера обладает важным свойством независимости от базы сравнения.

Индексы цен играют важную роль в рыночной экономике: с их помощью изучается динамика цен, измеряется инфляция, осуществляется пересчет важнейших стоимостных показателей СНС из фактических (текущих рыночных) цен в сопоставимые (дефлятирование), корректировка минимального размера оплаты труда и т.д.

 

7.1. Индекс потребительских цен (ИПЦ)

Одним из важнейших в системе индексов цен является ИПЦ, характеризующий динамику цен конечного потребления. Он измеряет общее изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, называемого «потребительской корзиной». Этот набор представляет собой единую для РФ репрезентативную выборку товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением, и состоит из продовольственных и непродовольственных товаров и платных услуг.

Целью расчетов ИПЦ является оценка изменения во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые для непроизводственного потребления. Таким образом, ИПЦ можно назвать индексом стоимости жизни, так как он отражает изменение уровня жизни «среднего потребителя».

ИПЦ представляет собой систему индексов, рассчитываемых по различным наборам потребительских товаров и различным категориям населения. Система ИПЦ, рассчитываемых в России, включает:

- сводный ИПЦ фиксированного полного набора товаров и услуг (на одну семью);

- сводный ИПЦ фиксированного набора без товаров необязательного пользования (применяется для индексации заработной платы);

- ИПЦ для отдельных социально-экономических групп населения с различным уровнем доходов;

- индекс стоимости прожиточного минимума (25 продуктов питания);

- ИПЦ, рассчитанный по набору из 19 продуктов (включая табачные изделия);

- ИПЦ по регионам, экономическим районам (по 49 товарам-представителям).

Расчет ИПЦ осуществляется: к предыдущему месяцу (периоду); к декабрю предыдущего года (или кварталу); к соответствующему месяцу (периоду) предыдущего года. Для сбора данных проводятся наблюдения на территории субъектов РФ: крупных городов республик, краев, областей, автономных округов и выборочно (репрезентативно) в районных центрах.

Полный набор товаров и услуг, по которому информация о ценах собирается ежемесячно (с 23 по 25 число), включает 444 наименования товаров (103 продовольственных, 249 непродовольственных и 92 платные услуги). Еженедельно регистрируются цены по социальному набору товаров и услуг (37 наименований) и основным продуктам питания (25 позиций).

ИПЦ рассчитывается в несколько этапов. Сначала определяются индивидуальные индексы цен (в среднем по городу): . Затем определяют агрегатные индексы цен отдельных товаров в целом по региону, по стране (как средние взвешенные). На последнем этапе рассчитывается сводный индекс с весами, представляющими собой доли расходов на приобретение групп товаров и услуг.

Этот индекс показывает, как изменились бы цены на потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с ценами в базисном периоде, если бы уровень и структура потребления остались без изменения. Однако структура потребительских расходов изменяется, поэтому считается, что индекс Ласпейреса завышает инфляцию (а индекс Пааше ее занижает).

ИПЦ используется в качестве индекса-дефлятора при оценивании реальных денежных доходов населения (Iр.д.д.) и при определении изменения покупательной способности денег (рубля – Iп.с.р.):

 

Iр.д.д. = Iноминальн.денеж.доход. / ИПЦ;

Iп.с.р. = 1 / ИПЦ.

 

Покупательная способность денег – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за одну денежную единицу (1 руб.) при данном уровне цен и тарифов. Индекс покупательной способностихарактеризует изменение объема товаров и услуг из фиксированного набора, которое можно приобрести на одинаковую сумму денег в отчетном и базисном периодах.

 

7.2. Измерение инфляции

 

Сводный индекс потребительских цен измеряет уровень инфляции на потребительском рынке. Ввиду своей высокой социальной значимости он является одним из самых важных статистических показателей, систематически публикуется в печати, является как бы экономическим барометром., за показаниями которого все внимательно следят. Однако при всей важности потребительского рынка это еще не вся экономика. В других отраслях и секторах экономики функционируют иные цены и исчисляются их индексы.

В частности, для расчета индексов цен производителей продукции по отраслям используется метод товаров-представителей на основе их систематического наблюдения по опорной сети выборочного обследования. Определяются средние цены на однородную продукцию, их динамика изучается с помощью индексов переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов.

Индексы цен внешней торговли определяют динамику цен экспорта. Определяются сводные индексы по сопоставимым странам, полученные результаты распространяются на объем экспорта по всем странам. Расчет основывается на данных таможенной статистики, содержащихся в грузовых таможенных декларациях. Стоимостные оценки определяются в $USA, так что в динамике отражается не только изменение цен, но и изменение соотношения между валютами. Кроме того, по экспорту и импорту в целом рассчитывается также индекс условий торговли – как соотношение между индексами цен экспорта и импорта. Его можно рассматривать как индекс покупательной способности экспорта (в единицах импорта). При изучении динамики цен внешней торговли также используются индексы переменного и постоянного состава и структурных сдвигов.

Каждый из исчисленных индексов выполняет роль частного показателя инфляции (для своей отрасли и сектора экономики). Учитывая внедренную в статистическую практику единую методику наблюдения за отраслевыми и секторальными ценами и методику расчетов индексов этих цен, становится возможным исчисление интегрального показателя инфляции в стране. По версии Росстата он имеет название: «индекс цен окончательных расходов». Пока же его функции выполняет индекс-дефлятор ВВП (ДВВП), отражающий общую динамику цен.

Для исчисления ДВВП каждый компонент конечного использования ВВП (конечное потребление, валовое накопление, чистый экспорт) текущего периода пересчитывается в сопоставимые цены (цены предыдущего периода), и полученные итоги суммируются (см. п. 6.1.). ДВВП определяется как отношение ВВП отчетного периода в текущих ценах к этому же ВВП в сопоставимых ценах предыдущего периода. ДВВП является важнейшим и наиболее достоверным показателем инфляции в стране. Уровень инфляции определяется темпом прироста общего уровня цен (в %): (ДВВП – 1)*100%. В текущем порядке, однако, об инфляции судят по ИПЦ, так как ДВВП в полном объеме пока исчисляется только за год. При этом необходимо учитывать, что ИПЦ существенно завышает инфляцию (так как определяется по формуле Ласпейреса).

 

8. Расчет ВВП и других макроэкономических показателей

 

ВВП – один из важнейших показателей СНС, который характеризует произведенный продукт, представляющий собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг (т.е. стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства, не входит в ВВП). С другой стороны, ВВП – это внутренний продукт (т.е. произведенный резидентами страны). ВВП – это валовой продукт (т.к. исчисляется до вычета потребления основного капитала).

Потребление основного капитала (ПОК) представляет собой уменьшение его стоимости в течение отчетного периода в результате физического и морального износа, а также случайных (или стихийных) повреждений. После вычета ПОК получаем «чистый внутренний продукт» (ЧВП):

ЧВП = ВВП – ПОК.

 

Теоретически желательно определять не ВВП, а ЧВП, но не все страны производят соответствующие расчеты. ВВП получил более широкое распространение, т.к. данные о нем более доступны и сравнимы между странами.

В статистике рассматриваются следующие методы расчета ВВП :

1) производственный метод;

2) метод конечного использования;

3) распределительный метод.

 

8.1. Методы расчета ВВП







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.