Здавалка
Главная | Обратная связь

Москва: Дом книги «Арбат», торговые дома «Библио-Глобус» и «Молодая гвардия», магазин «Медицинская книга». Санкт-Петербург: Дом книги. 8 страница



О Часто родители соперничают друг с другом за любовь ребенка, что может вызвать трения между ними и спровоцировать ситуацию, когда ребенок может «использовать» одного родителя против другого.

О Ребенок может оказаться вовлеченным в эмоциональный процесс между родителями и может посчитать себя ответственным за это.

О Ребенок может жить в страхе, что если что-то случится с родителями, он останется один во всем мире.

О У ребенка могут появиться трудности в принятии решений, потому что все решения принимаются за него.

О У ребенка могут возникнуть трудности с установлением взаимоотношений в школе из-за того, что у него невелик опыт общения с другими детьми.

О Ребенок может испытывать общую депривацию из-за того, что у него нет ни брата, ни сестры.

Единственный ребенок может проявить и консерватизм, и строптивость. Он либо полностью принимает все ценности родителей, либо восстает против них. Он редко придерживается середины.

2. Самый старший ребенок. Самый старший ребенок может проявлять ряд черт, характерных для единственного ребенка (поскольку в течение некоторого времени он был единственным), но все же набор характеристик заметно отлича-

Классика системной семейной терапии

ется. Старшие и единственные дети похожи в том, что они более традиционны и честолюбивы, чем родившиеся вторыми или третьими. Когда мы говорим «самый старший ребенок», то подразумеваем, что в семье есть еще и другие дети. Появление другого ребенка в семье почти всегда представляет угрозу для самого старшего. До появления второго ребенка старшему не было необходимости делиться родительским вниманием и заботой. Появление второго ребенка низвергает с трона самого старшего. Ни один из последующих детей не подвергается такому низвержению с трона, как самый старший, потому что они никогда не были единственными детьми; они всегда были вынуждены делить своих родителей с другими детьми. Одной из самых характерных черт старшего ребенка является его потребность оставаться «первым» и быть первым во всем. Если ребенку не удается стать «первым» с помощью позитивного поведения, то он ищет возможности остаться «первым» с помощью негативного поведения и таким образом пытается привлекать внимание родителей. Многие старшие дети считают, что обладают правом получать особое внимание и занимать особое положение в семье. Часто самые старшие дети бывают робкими и сверхчувствительнми. Именно они порой особенно близки с родителями. Еще одна черта старших детей — серьезность и ответственность. Часто они служат образцом для других братьев и сестер, становясь очень директивными. Некоторые старшие дети могут обижаться из-за возлагаемых на них обязанностей, таких как забота о младших братьях и сестрах, необходимость больше выполнять домашние обязанности, лишение материальных преимуществ, потому что они должны делиться с младшими братьями и сестрами. Но в целом самые старшие дети — «хорошие» дети, развивающие у себя навыки, которые вызывают одобрение взрослых: ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Такой ребенок может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, часто становится лидером. 3. Второй ребенок. У второго ребенка весьма неудобное положение в жизни. По сравнению с ним все кажутся большими и совершенными. Обычно второй ребенок сравнивает себя со старшим сиблингом, чувствуя себя ниже. Второй ребенок, как

Часть 2

правило, очень склонен к конкуренции, настроен на то, чтобы догнать, если не перегнать старшего брата или сестру. Второй ребенок никогда не испытывает всецелое внимание родителей, как это доводилось в течение некоторого времени первенцу. Он может восставать против превосходства самого старшего ребенка. В большинстве случаев второй ребенок — полная противоположность первому. Если первенец пассивен, то второй ребенок обычно активен. Некоторых считают даже гиперактивными. Если первый ребенок славный и готовый к сотрудничеству, то второй может иметь проблемы с поведением. Многие родители считают, что эти дети всего лишь родились с разными личностными особенностями и темпераментами. Однако эти различия обусловлены соревновательностью. В любом случае родителям следует удерживаться от сравнения детей и от использования одного как образца для другого. 4. Средний ребенок. Когда в семье появляется третий ребенок, положение второго ребенка меняется и он становится средним. В этой ситуации он чувствует себя зажатым с двух сторон, подобно начинке сэндвича. Теперь у него не только нет власти и привилегий самого старшего ребенка, но его не балуют и не любят, как нового малыша. Зачастую это полностью меняет отношение ребенка к жизни и семье. Многие становятся настолько обидчивыми, что отбиваются от рук и превращаются в проблему для семьи. Они считают, что им нет места. Они сравнивают себя со старшим ребенком. Сравнение оказывается не в их пользу — у старшего вся власть. Они сравнивают себя с младшим, свободным от всякого давления, которого защищают родители. Тот же эффект. На практике мы наблюдаем, что средний ребенок часто вырастает самым независимым от семьи. Скорее, он связан с людьми вне семьи, особенно с группой такого же уровня. Такая группа легко оказывает на него влияние, и он с легкостью принимает ее ценности. Интересно, что очень многие хиппи были из средних детей. Такие дети особенно чувствительны к критике. Они воспринимают ее как стремление руководить ими. К сожалению, общество с готовностью принимает на веру, что средний ребенок по природе является проблемным. Когда у среднего ребенка появляются проблемы, то люди зачастую реагируют на это так, будто этого следовало ожидать.

Классика системной семейной терапии

5. Самый младший ребенок. Самый младший ребенок всегда занимает особое место в семье. Насколько особое, зависит от того, будут ли родители стремиться не выпускать из рук «последнего ребенка» и делать его зависимым от них больше, чем необходимо, или же появление нового ребенка не планировалось и, по сути, не было желательным. В последнем случае самый младший ребенок может почувствовать, что он нежеланен, и не ощущать себя частью семьи. Такие дети могут пытаться интегрироваться в семью с помощью обаяния, покорности и старания быть приятным для всех. Или ребенок может отдалиться, чувствовать одиночество и оставаться аутсайдером. Но подобные случаи редки. В основном младших детей балуют и защищают все члены семьи. В некотором смысле у них больше чем одна пара родителей. Часто старшие дети являются функциональными родителями младшим. В зависимости от того, как семья реагирует на ребенка, самый младший может прийти к заключению, что положение, при котором он остается слабым и зависимым, — удобная позиция, потому что он может использовать в своих целях каждого. Или же ребенок может захотеть сравняться со всеми семейными «гигантами» и стать серьезным учеником, быстро схватывающим все. Тогда он станет самым успешным из всех братьев и сестер. Часто самые младшие дети верховодят в семье. Они устанавливают требования и диктуют их другим. Если их требования не удовлетворяются, то они устраивают скандал. Очень часто младшие дети в конце концов получают то, что хотели, потому что родители требуют, чтобы старшие дети уступили младшему, поскольку он все еще мал и «ничего не понимает». Таким образом, самый младший ребенок может стать тираном. С другой стороны, самые младшие дети не обязательно зависят от своих родителей в том, чтобы они их развлекали или составляли им компанию. Часто младшие формируют сильные связи со всей семьей и особенно — с одним из своих братьев или сестер. Они также создают связи с другими детьми в школе или по соседству. В целом, младшему ребенку больше свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство.

6. Другие факторы. Следует рассмотреть ряд других факторов, которые могут оказать влияние на развитие личности ребенка. При отсутствии других детей с мальчиком и девочкой мо-

Часть 2

гут обращаться как с двумя единственными детьми, и у них можно будет найти множество характеристик, присущих единственному ребенку. Аналогичным образом, когда дети рождаются с интервалом, превышающим шесть лет, то с ними могут обращаться как с единственными детьми. Следует рассмотреть и другие важные факторы:

О больной ребенок, с которым, возможно, обращаются как с «особенным»;

О очень красивый или очень талантливый ребенок, которым гордятся родители и который занимает совершенно особое место в семейной структуре;

О ребенок, рожденный после смерти предшествующего ребенка;

О единственная девочка среди нескольких мальчиков или единственный мальчик среди многих девочек;

О особый ребенок — любимчик родителей;

О ребенок, подающий надежды, или медленно развивающийся ребенок, или с задержкой развития;

О самый старший мальчик, следом за которым сразу идет успешная сестра.

Боуэн считал, что идеи Тоумена замечательно согласуются с его собственными наблюдениями и открывают новое измерение в понимании того, как происходит выбор ребенка для его включения в процесс разрядки напряженности между родителями. Хотя чем интенсивней напряженность, тем с большей вероятностью реципиентом становится самый младший на тот момент ребенок, ибо в силу возраста он самый недифференцированный. По мнению Боуэна, зная то, насколько люди соответствуют личностным профилям, мы можем предсказать, какая степень слияния будет у супругов в браке и какие эмоциональные процессы в семье будут преобладать. Например, если старший ребенок — ответственный, с низким уровнем тревожности, это в высокой степени свидетельствует о хорошем уровне дифференциации в семье.

Кроме того, по мнению Боуэна, способы взаимодействия между партнерами могут быть связаны с порядком их рождения в семье. Если учитывать личностные особенности, диктуемые порядком рождения, то часто проблемы супругов могут быть обусловлены проблемой функционирования в разных позициях.

Классика системной семейной терапии

Рис. 8: А — пример комплементарного брака, В — пример симметричного брака.

Приведем примеры.

Старшая дочь, имеющая младшего брата, и младший брат, имеющий старшую сестру, создав семью, могут чувствовать себя вполне комфортно, ибо будут взаимно дополнять друг друга (рис. 8А). Старшая дочь знает о том, как заботиться о младшем брате, младший брат вполне готов принять заботу старшей сестры. Такой брак называется комплементарным. Скорее всего, эта семья будет устроена по типу: жена — гиперфункционал, муж — гипофункционал. Брак между двумя младшими детьми (рис. 8В), имеющими старших брата и сестру противоположного пола, скорее всего, будет выглядеть как союз двух гипофункционалов. В периоды, когда тревога будет низка, этот брак может выглядеть как вполне устойчивый. Но в стрессовой ситуации супругов ожидает паралич в принятии решений. Младший брат привык, что о нем заботится старшая сестра и, следовательно, ожидает инициативы от своей супруги. Она же, являясь младшей дочерью, в свою очередь, привыкла, что о ней заботится старший брат и, следовательно, ожидает от мужа, что тот решит все проблемы. В результате оба взирают друг на друга с надеждой, ожидая инициативы от своего партнера. Подобный брак называется симметричным.

Брак между двумя старшими детьми (рис. 9), имеющими младших противоположного пола, ожидают трудности иного рода. Это два гиперфункционала, привыкших заботиться о младших, нести ответственность за другого. В результате у каждого из них может быть свое видение того, как найти выход из создавшейся ситуации. Стремление «сделать для семьи как можно лучше», но своим способом, может выглядеть как борьба за власть. Аналогичная ситуация можен быть и с единственными детьми.

по

Часть 2

Все подобные браки, в которых супруги находятся в сходных позициях, называются симметричными.

Пример симметричного брака

Рис. 9.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ

Паттерн эмоционального разрыва определятся тем, как люди обращаются со своими неразрешенными эмоциональными привязанностями к родителям. Он касается того, как люди отделяют себя от прошлого, чтобы начать жизнь в настоящем. Здесь могут быть разные варианты: изоляция, уход в себя, бегство или отрицание важности родительской семьи, комбинации эмоциональной изоляции и дистанции.

Итак, вернемся к вопросу о том, какова же дальнейшая судьба ребенка, выросшего в слабодифференцированной семье. Кроме прочих задач, семья должна подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Если же он вырос чувствительным к родительскому беспокойству, то его способность функционировать автономно сильно страдает. На уровне ощущений это может выражаться

<> в чрезмерной привязанности к родительской семье;

О в ощущении, что никто так, как родители, тебя не поймет и не оценит;

О в слишком большой поглощенности процессом «отвоевывания» своих прав у родителей и т.д.

Суть одна — в этом случае очень трудно позволить себе сепарацию от родительской семьи. С одной стороны, такие дети имеют достаточно высокий статус в семье и обладают особой значимостью. С другой стороны, их психологическое развитие заторможено, и они могут не чувствовать собственных ресурсов, для того чтобы жить са-

Классика системной семейной терапии

мостоятельной жизнью. Перспектива решать свои проблемы, нести за что-то ответственность может даже пугать их. Чувство ответственности, как и любой навык, не появляется в одночасье. Его нужно выращивать и воспитывать постепенно, все «увеличивая дозу», в зависимости от возраста. Таким образом, получается, что ребенок в пубертате сталкивается с задачей, заведомо превышающей его возможности. Что, в свою очередь, не добавляет ему уверенности.

Поведение подростка во время пубертатного периода — типичное проявление незавершенной эмоциональной привязанности к родителям. Большинству людей в той или иной степени присущи такие незавершенные эмоциональные связи. Это подтверждается многими психологическими теориями, считающими эмоциональные кризисы нормой для подросткового периода. Теория же семейных систем не поддерживает подобную точку зрения. Хорошо дифференцированный молодой человек, с раннего детства правильно и систематически переживающий процесс взросления и отделения от своих родителей, гладко продолжит процесс взросления и на протяжении подросткового периода. Пубертатный период становится благоприятной возможностью для начала принятия ответственности за себя, а не для борьбы с незавершенной эмоциональной привязанностью к родителям. Интенсивность отрицания и претензий в подростковом периоде — достаточно точный индикатор степени незавершенных эмоциональных связей с родителями.

Естественно, что в этот период подросток отрицает интенсивную эмоциональную связь с родителями. Более того, его действия и претензии направлены на то, чтобы казаться более независимым, чем на самом деле. Чтобы достичь этого эффекта, подросток может прибегать к эмоциональному разрыву, то есть созданию эмоциональной дистанции с помощью внутренних механизмов или физического отдаления. Но это иллюзия свободы от семейных уз.

Все сказанное выше справедливо не только для подростков. В какой-то степени незавершенную эмоциональную привязанность имеют все люди. Чем ниже уровень дифференциации «Я», тем интенсивней эмоциональная привязанность. Паттерн эмоционального разрыва касается того, как люди отделяют себя от прошлого, чтобы начать жизнь в настоящем. Человек, который убежал из родительской семьи, и человек, который никогда не покидал ее, могут быть в равной степени эмоционально зависимы от семьи. Человек может прибегать к изоляции, уходу в себя, бегству или отрицанию важности родительской семьи, может сочетать эмоциональ-

Часть 2

ную изоляцию и дистанцию — все это лишь подтверждает, что существует невидимая «эмоциональная пуповина», связывающая его с родительской семьей.

Тип механизма, используемый для достижения эмоциональной дистанции, не является индикатором интенсивности или степени незавершенности эмоциональной привязанности. У того, кто убежал из дома, существует огромная неутоленная потребность в эмоциональной близости, но одновременно он испытывает к ней неприязнь. Он убегает, обманывая себя, что таким образом достигает «независимости». Человек может похоронить родителей, сменить страну проживания, состариться, но его внутренние диалоги с уже умершими родителями не прекращаются. Да и сама жизнь, все его поступки как будто направлены на то, чтобы кому-то что-то доказать.

Но чем сильнее эмоциональный разрыв с родителями, тем чаще повторяется тот же самый паттерн в его будущих взаимоотношениях. У него могут быть интенсивные взаимоотношения в браке, которые он временами будет считать идеальными и незыблемыми, но паттерн физической дистанции остается его частью. Когда в браке нарастает напряжение, такой человек будет использовать тот же самый паттерн бегства. Он может «сбегать» от одного брака к другому. И тогда очень интенсивные эмоциональные отношения (неважно, позитивные или негативные) будут сменяться периодами охлаждения или «внезапными» влюбленностями.

Или человек может устроить свою жизнь, окружив себя многочисленными партнерами, или его взаимоотношения могут становиться все более кратковременными. Яркий пример этого — взаимоотношения Дон Жуана или бродяги, переходящих от одних взаимоотношений к другим, каждый раз обрывая эмоциональные связи с прошлым и отдаваясь нынешним взаимоотношениям. Тот же самый паттерн может проявляться и во взаимоотношениях на службе, и в других областях жизни, где существует эмоциональная зависимость в отношениях.

Человек, добивающийся эмоциональной дистанции с помощью внутренних механизмов, испытывает трудности другого порядка. Он в состоянии оставаться на месте события в периоды эмоционального напряжения, но более подвержен внутренним дисфункциям (таким, как психическая болезнь), эмоциональным дисфункциям, подобным депрессии, социальным дисфункциям, подобным алкоголизму, и состояниям эпизодической безответственности по отношению к другим. Лучшим примером является депрессия. Чем

Классика системной семейной терапии

выше тревога в окружении, тем больше такой человек эмоционально изолирует себя от других. При этом создается впечатление, что он поддерживает нормальные отношения в группе. Значительная часть людей использует разнообразные сочетания внутренних механизмов и физической дистанции, обращаясь со своими незавершенными эмоциональными связями с родителями.

Чем более интенсивен эмоциональный разрыв с прошлым, тем больше вероятность того, что у человека возникнут те же проблемы в браке, что и у его родителей, но, возможно, в более ярко выраженном виде. В следующем поколении его дети тоже прибегнут к эмоциональному разрыву, но, возможно, еще большей силы.

Иногда эмоциональный разрыв с прошлым связан с процессами, происходящими в обществе. Семьдесят лет истории нашей страны содержат много трагических страниц. Это годы революции и террора, войны и репрессий. Редкая семья, живущая в СССР, не испытала на себе этих влияний. Кроме того, советская политическая и социальная системы создавали режим, который способствовал отрыву членов семьи друг от друга. Существуют исследования, доказывающие, что в семьях, подвергшихся репрессиям, где поддерживалась память о бабушках и дедушках, где нет «белых пятен» в семейной истории, в целом функционирование было намного выше, нежели в семьях, сделавших из этого тайну. Если же члены семьи охраняли эту тайну (что, по сути, принимало форму эмоционального разрыва с прошлым), то в семье возникало большое количество различных дисфункций. Кроме того, сами не сознавая этого, члены семьи в эмоционально трудных для них ситуациях прибегали к эмоциональному разрыву как способу решения возникшей проблемы. В таких семьях наблюдалось больше разводов, депрессий и прочих дисфункций.

Чем лучше семья поддерживает контакт с родительскими семьями, тем меньше проблем и симптомов в обоих поколениях. Существуют специальные техники для восстановления эмоционального контакта с родителями.

КОНЦЕПЦИЯ О СОЦИАЛЬНОЙ РЕГРЕССИИ

Эта концепция расширяет теоретическую систему Боуэна, объясняя влияние семейных процессов на более широкое сообщество.

Эмоциональный процесс в обществе (наряду с эмоциональным разрывом) — понятие, разработанное Боуэном совсем недав-

Часть 2

но. По сравнению с другими концепциями семейной теории Боуэ-на оно наименее разработано. Эмоциональный процесс в обществе представляет самое крупное из всех возможных противоречий между индивидуацией и совместностью.

Боуэн утверждал: эмоциональные проблемы в обществе подобны эмоциональным проблемам в семье. Исходя из этой гипотезы, в любом обществе будет действовать следующая закономерность: чем сильнее напряжение в обществе (что характерно для войн и кризисов), тем больше отдельные его члены стремятся к совместности и слиянию. Если вспомнить рассказы людей, переживших войну, то можно отметить нечто общее: «Было трудно, но мы все жили как одна семья».

Однако мы помним, что когда преобладают силы слияния, вырастает менее дифференцированное потомство, которому трудно сепарироваться, следовательно, оно вынуждено прибегнуть к эмоциональному разрыву, чтобы построить свою идентичность. В результате мы имеем поколение шестидесятников — детей, родившихся во время войны (когда в обществе преобладали силы слияния) и прибегнувших к эмоциональному разрыву со своим прошлым. Мы уже писали о последствиях эмоционального разрыва для жизни следующих поколений. Чем более интенсивен эмоциональный разрыв с прошлым, чем меньше учитывается опыт предыдущих поколений, тем больше вероятность того, что у следующего поколения возникнут те же проблемы, что и у предыдущего, но, возможно, в более ярко выраженном виде. В следующем поколении дети тоже прибегнут к эмоциональному разрыву, но, возможно, еще большей силы. История нашей страны — наглядное тому доказательство.

Когда напряженность в том или ином социуме начинает превосходить некий порог, определяемый его уровнем дифференцированное™, этот социум стремится привлечь третью сторону — например, развязать конфликт или, наоборот, вступить в альянс. Недифференцированному обществу, подобно недифференцированной семье, трудно разрешить свои проблемы без поляризации по любому вопросу, без разрывов, взаимного сверх- и недостаточного функционирования и т.п. Результатом является серия кризисов, разрешающаяся в основном через восстановления комфорта, а не тщательно продуманного подхода, основанного на принципах уважения к различным точкам зрения.

Боуэн предполагает, что в определенные исторические периоды существовали общественные тенденции либо к диффе-

Классика системной семейной терапии

ренциации, либо к слиянию, и, по всей вероятности, они сохраняются.

Чем ниже уровень социальной тревоги, тем больше будет конструктивных способов поведения и больше прогрессивных направлений социального изменения. Взаимоотношения при этом более свободны, реактивность между отдельными личностями и группами присутствует реже.

Боуэн (1978) постулирует, что возрастающая тревога человека является следствием бума роста народонаселения, исчезновения возможности колонизировать новые земли, пригодные для жизни, истощения природных источников сырья, необходимого для поддержания жизни, и растущего осознания того, что «земной корабль» не может бесконечно поддерживать человеческую жизнь в том стиле, к которому человек привык. Возросшая тревога в обществе вызывает волну совместности, что в свою очередь создает еще больший дискомфорт и порождает еще большую тревогу.

Таким образом, эмоциональный процесс в обществе — больше, чем просто «фон» для наблюдения конкретных способов семейного взаимодействия.

^> Оценка семейной системы на основе теории Боуэна

Процесс оценки семейной системы — важный этап семейной терапии, основанной на теории Боуэна. Его непосредственная цель — получение фактов и выявление паттернов, характерных для данной семейной системы. Это могут быть, например, паттерны взаимодействия, или передачи каких-то особенностей от одного поколения другому, или социального функционирования. В результате должно быть построено некое семейное «поле», в котором каждый индивид играет определенную роль, выполняет функцию и исходя из которого, возможно разработать интервенцию, направленную на помощь одному или нескольким индивидам в изменении их позиции в семье. Иначе говоря, оценка семейной системы — способ организации клинических данных в связную картину эмоционального функционирования семьи.

Часть 2

Объект оценки — не просто ядерная семья, а многопоколенная семейная эмоциональная система, составленная из перекрывающихся эмоциональных полей ядерных семей и расширенной семьи. Таким образом, должно быть исследовано не менее трех поколений. Под эмоциональными полями подразумеваются автоматические реакции членов семьи на изменения дистанции между ними — иначе говоря, некие психологические силы притяжения и отталкивания. Поле влияет на эмоциональное функционирование каждого члена семьи. Согласно Боуэну, поле первично, индивидуальные реакции вторичны. Поле выражается, в частности, в предсказуемости реакций членов семьи.

Для того чтобы оценить семейную систему, необходимо собрать информацию об истории семьи. Для получения базовых фактов обычно достаточно одной-двух сессий, но весь процесс исторического исследования может потребовать и больше времени. Беседы ведутся, как правило, с одним из супругов или с супружеской парой. Информация структурируется, а в результате беседы должна быть получена генограмма семьи.

Терапевт не должен забывать, что он имеет дело с живыми людьми, к тому же находящимися в данный период в состоянии стресса. Необходимо, чтобы он объяснил семье важность сбора информации о семейной истории и построения генограммы. Кроме того, важно, чтобы во время своих изысканий терапевт был внимателен к актуальному состоянию членов семьи и их потребности обсуждать проблему, которая привела их в терапию именно сейчас.

Основные символы, используемые при построении генограммы:

Мужчины располагаются слева и обозначаются квадратиками, вот так:

Женщины располагаются справа и обозначаются кружочками:

Брак между мужчиной и женщиной обозначается одной простой линией между ними:

Официально не зарегистрированные союзы обозначаются пунктирной линией:

Классика системной семейной терапии 117

Развод обозначается перечеркиванием соединительной линии между супругами двумя короткими линиями:

Прекращение совместной жизни без развода обозначается:

Дети обозначаются вне зависимости от пола по старшинству слева направо. При этом родной (генетически) ребенок связывается на рисунке с родителями сплошной линией, приемный — пунктирной:

Близнецы обозначаются следующим образом:

Существующая беременность:

Смерть обозначается перечеркиванием квадратика или кружочка, обозначающего члена семьи: Выкидыш:

Аборт:

Отмечаются также дети, погибшие в раннем возрасте:

На генограмме может быть отображена информация об эмоциональных отношениях между членами семьи:

Интенсивные сверхблизкие (симбиотические) отношения между любыми членами семьи отображаются:

Часть 2

ПЛАН СБОРА ДАННЫХ ПО СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ

1. Состав ядерной семьи. Здесь указываются пол, возраст, имена, профессии, места учебы членов семьи.

2. Взгляд членов семьи на предъявляемую проблему, в частности, их представление о времени начала текущих симптомов, а также об истории проблемы.

3. Сбор информации о ядерной эмоциональной системе:

О Когда, где и как состоялась встреча будущих супругов. Как они ухаживали друг за другом. Какие значимые события происходили в тот период.

О Кто был инициатором заключения брака. Когда, где и как состоялось заключение брака. Кто на нем присутствовал. Каковы были отношения членов родительских семей.

О Значимые события в ядерной семье со времени заключения брака: переезды, болезни, рождение детей, смерти, разводы, смены работы.

4. Затем переходим к выяснению состава расширенной семьи. Здесь отмечаются пол, возраст, имена, профессии, места учебы членов расширенной семьи.

5. Сбор информации о расширенной семье:

О У каждого из супругов выясняется, какие существенные события произошли в период после оставления им родительского дома и до вступления в брак.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.