Здавалка
Главная | Обратная связь

Москва: Дом книги «Арбат», торговые дома «Библио-Глобус» и «Молодая гвардия», магазин «Медицинская книга». Санкт-Петербург: Дом книги. 17 страница



Полезность проблемного опыта — подход к проблемам, существовавшим в прошлом, или к другим проблемам, существующим в настоящем, как к источнику нового опыта и умений, полезных для преодоления актуальных трудностей.

КООПЕРАЦИЯ, УСТАНОВЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С КЛИЕНТОМ

Выявление особенностей клиента, его образа жизни — необходимый этап установления контакта, позволяющий составить более широкое представление о жизненной ситуации и потенциале клиента, чем беседа, ориентированная на исследование проблемы. Это предполагает настроенность и готовность терапевта выразить интерес ко всем «сильным», непроблемным сторонам жизни клиента.

Лингвистическое соответствие клиенту — это не только определенный строй речи, использование речевых оборотов и выражений, близких клиентам, но и построение решения на языке и в контексте жизни клиентов («чудесный вопрос»).

Выражение уважения, комплименты — выявление и акцентирование достижений, положительных качеств, умений клиента и

Современные подходы в системной семейной терапии

т.п. Стратегическая цель комплимента на этапе установления сотрудничества — не только высказывание уважения и поддержки, но и неявное указание на сильные стороны как потенциал для изменения в широком смысле (пока не конкретизированный).

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ВОПРОСОВ В BSFT

Вопросы об исключениях из «проблемного»' хода жизни (прошлого, настоящего). Цель таких вопросов — выявить тот пласт фактов из жизни клиентов, которые они сами могут воспринимать как исключение из проблемы и которые терапевт может переопределить в качестве таковых (что, однако, требует проверки у клиентов). Например: когда началась проблема, сколько времени удавалось справляться без нее (с воспитанием ребенка, работой), строить семейную жизнь без глубоких конфликтов и т.п.? В какие периоды жизни дела обстоят чуть лучше? В какое время суток боль и напряжение ощущается все же чуть меньше? Это позволяет, во-первых, изменить самовосприятие клиентов как «проблемных» и, во-вторых, создать задел для осознания и использования клиентом уже существующих в его арсенале и работающих стратегий поведения.

Вопросы о способах преодоления и достижения в прошлом или в настоящем. Цель таких вопросов — актуализация опыта преодоления, совладания, который наверняка есть в жизни каждого человека, и «подключение» этого опыта к решению актуальной жизненной проблемы. Например: как удалось справиться с тем периодом депрессии, который был у вас после окончания университета? Как вам удается так долго существовать с этой болью и все же продолжать жить и работать? Чему научил вас тот жизненный кризис, о котором вы упоминали? Вы находитесь в этом конфликте уже месяц. Благодаря чему вам все же удается удерживаться на работе?

«Чудесный» вопрос — наиболее известная техника BSFT.<JHa нацелена на построение клиентами ясной, насыщенной конкретными деталями картинки той жизненной ситуации, которую они хотели бы получить, когда проблема будет решена.

Содержание вопроса следующее. Клиентов просят представить, что после того, как они побывали на терапевтическом приеме, провели вечер и т.д. (обычно детально воссоздается реальная жизненная ситуация клиентов, подводящая их к главному последующему вопросу, снимающая напряжение и пр.), они пошли спать. Далее их просят представить, что во время сна произошло чудо — проблема, кото-

Часть 3

рая их беспокоит, волшебным образом исчезла. (Обычно терапевт вербально и невербально комментирует необычность, «забавность» этого предположения.) Однако, поскольку клиенты спали, они не знают об этом. Далее следует главный вопрос: как, по каким признакам они поймут, проснувшись утром, что чудо произошло и проблемы больше нет? Такой способ задавания вопроса ориентирован на максимальное выявление поведенческих паттернов клиентов при построении картинки желаемой для них жизненной ситуации.

1) При работе с двумя и более клиентами это взаимодействие строится по принципам, близким к циркулярному интервью:

Мужу: Когда Ваша жена утром улыбнется Вам, что Вы сделаете в ответ? Поцелуете ее?

Жене: Когда Ваш муж поцелует Вас, что сделаете Вы?

(Пойду скорее готовить ему что-нибудь вкусное на завтрак.)

Мужу: Если жена пойдет и приготовит Вам что-то вкусное, что сделаете Вы?..

2) Несмотря на кажущуюся простоту, техника вопроса (и задавания его, и получения ответа) детально разработана, что позволяет решать целый ряд принципиальных для этого подхода терапевтических задач. Эффективное использование этой техники предполагает наличие мастерства и опыта терапевта.

3) Она позволяет внести в рассмотрение проблемы ту необходимую перспективу, которая является решающей интервенцией, направленной на проблемное видение ситуации клиентами. Иногда в связи с этим говорят даже о ее суггестивном характере, поскольку при удачной работе «чудесный» вопрос как бы погружает клиента в состояние, подобное трансовому, вызывая позитивное, радостное настроение.

4) Эта техника дает возможность формулировать представление о желаемом на языке жизненной ситуации самих клиентов и на уровне конкретных поведенческих составляющих того, что им необходимо. Иными словами, она позволяет выполнять требование изоморфности, то есть адекватности терапевтических целей жизненной реальности клиентов.

5) «Чудесный» вопрос задает четкие, универсальные (и для клиентов, и для терапевта) рамки терапевтической работы — того, от чего и к чему движется клиент в терапевтической работе.

Современные подходы в системной семейной терапии

Иными словами, он придает процессу терапии необходимую центростремительную силу — выполнение требования вносить «различие, которое порождает различие», поскольку благодаря ему в процесс взаимодействия вносится второе (относительного проблемного) видение жизненной ситуации. И движение понимается как направленное от одного жизненного состояния к другому, достаточно четко и детально определенному.

ТЕХНИКИ BSFT

Шкалирование — еще одно ноу-хау подхода. Эта техника используется как совместно с вопросом о чудесном изменении, так и самостоятельно. Диапазон ее использования очень широк. Но главная ее цель — перебросить мостик от проблемного к непроблемному существованию, продолжить конкретизацию задач клиента, наполнить реальным содержанием наиболее актуальный первый шаг к изменению ими своей жизненной ситуации, то есть обеспечить уже реальное пошаговое движение клиентов от проблемного состояния к желаемой ситуации. Именно посредством этой техники осуществляется перевод общих целей (построенная ситуация чуда) в конкретные задачи, сформулированные на языке конкретных поведенческих действий (необходимые для изменения конкретные шаги). Техника состоит в том, что клиентам предлагают представить шкалу, на верхних делениях которых (например, на 10) располагается «чудесная ситуация», а на нижних (на 0) — ситуация прямо противоположная, самая неблагоприятная. На этой шкале клиентов просят «разместить» свою жизненную ситуацию. (Шкалы, их шаг, количество делений и пр. легко модифицируются и могут быть очень разнообразными в зависимости от конкретного контекста терапевтической ситуации. Детям вместо делений с цифрами можно рисовать картинки, отражающие градацию состояний, достижений и пр.)

Такое размещение позволяет:

1) получить универсальное, конвертируемое (цифровое, а не аналоговое, см. «Теорию коммуникации») выражение актуального состояния клиентов — вместо заведомо отличающегося у терапевта и клиентов, строящегося на аналоговой информации и теряющегося при считывании представлений и догадок об этих представлениях;

Часть 3

2) самому клиенту выразить и осознать степень приближенности к желаемой ситуации;

3) психологически встроить актуальную жизненную ситуацию в единый с «чудесной» ситуацией континуум, переопределив тем самым первую как некоторое, пусть пока небольшое, но приближение ко второй;

4) задать минимально необходимый шаг для продвижения изменений в жизни, которое приблизило бы к желаемой ситуации.

Созданная шкала используется далее как необходимый инструмент на протяжении всего процесса терапии. Именно на ее основании строится представление о минимальном изменении (одном шаге по шкале), которое необходимо совершить для приближения к цели.

Техника одного шага: в соответствии с принципом решающего значения минимального конкретного поведенческого изменения (и, соответственно, изменения в восприятии себя и ситуации), для запуска всего процесса терапевтического изменения строится картинка той жизненной ситуации, которая на один (на половину, на два) балла «выше» по шкале, чем сегодняшняя. В процессе ее построения происходит дальнейшая конкретизация необходимых для изменения шагов — от общей картинки улучшения до конкретного действия, которое должно быть произведено к следующему приему у терапевта.

Техника изменения ключа разработана на ранних этапах краткосрочной терапии. В более позднем варианте ключом можно считать переопределение ситуации, обратную связь, которую терапевт всегда дает в конце приема вместе с заданием. Основная задача «ключа» — создать паттерн различия, порождающего различие — в восприятии ситуации посредством ее переопределения и совершения поведенческого шага, обеспечивающего опыт различающейся ситуации.

Техника комплимента — обратная связь обычно в конце приема (хотя комплименты используются и на более ранних этапах работы), позволяющая обобщить сильные стороны и потенциал клиента. Подчеркиваются именно те качества, возможности, достижения, которые, с точки зрения терапевта, могут быть основанием для необходимых усилий по изменению. В этом смысле говорят о передаче клиентам стратегического комплимента.

Современные подходы в системной семейной терапии

Терапевтическая метафора. Юмор, анекдоты, истории из практики, использование личного опыта, техника переименования и называния проблемы — во всех этих элементах работы используется возможность емкого и образного переопределения ситуации, предоставления примера или способа разрешения ситуации, дающаяся (не явно, не дидактически или консультационно, а именно терапевтически) некий возможный алгоритм поведения в той или иной проблемной ситуации, что обычно воспринимается клиентами более адекватно и продуктивно. Рассказывание историй сближает краткосрочную терапию с нарративной.

Техника неявного внушения. Различные техники суггестивного характера, позволяющие осуществить неявную настройку клиента или передачи информации, — это техники особого построения предложения (фразы) — часто грамматически неверного, но работающего на уровне смысла. Самым простым примером является использование глаголов будущего времени и совершенного вида при описании действий в ситуации чуда (переход от «вы бы сделали то-то и то-то» к «вы сделаете то-то»), а также различные приемы разбивания фразы на разные смысловые куски, реагирование на часть фразы клиента, техника пауз и т.п.

Направление к изменениям с помощью одобрения, принципы E.A.R.S. — способы выявления и поддержания изменений (выявление самых маленьких изменений, привлечение мнения других к выявлению успеха и т.п.). Буквально они расшифровываются как «выяви — усиль — подкрепи — начни сначала». Таким образом описывается логика поведения терапевта со второго приема — того, на котором удается отследить то или иное изменение к лучшему. Все эти изменения должны быть

О выявлены — то есть информация должна быть извлечена;

О усилены — должна быть получена детальная информация о том, когда, кто и что делал для появления «сработавших», а значит, полезных для клиента паттернов поведения;

О подкреплены — техника подкрепления успехов путем их акцентирования и «отыгрывания» терапевтом;

О найдены снова и снова — терапевт всегда пытается найти еще признаки успеха или новый успех.

Техники вызывания способности клиентов решать проблему и стимуляция активности:

Часть 3

О техника пари; О техника предсказания;

О техника отслеживания клиентом улучшений, способов преодоления проблемных побуждений.

Использование возможностей команды:

О открытое обсуждение ситуации и потенциала клиентов командой терапевтов;

О групповые решения проблемы, решения «на выбор».

Домашние задания. В данном подходе ими становятся либо определенные шаги, выработанные в результате продвижения по шкале (см. выше), либо специально сформулированное задание терапевта. Основная задача — дать возможность пережить опыт изменения, иного состояния дел.

Пример из практики

Клиенты — семья К., состоящая из матери Ирины 42 лет, отца Константина 50 лет, старшей дочери Веры 15 лет и младшей Саши 11 лет (все имена клиентов, а также некоторые социальные сведения изменены).

Отец — крупный чиновник, сухощавый, подтянутый человек, с манерой поведения и речью, характерной для человека, занимающегося административной работой. Мать — миловидная женщина плотного телосложения, выглядящая на свои годы. Она получила высшее техническое образование и до рождения старшей дочери несколько лет работала. Сейчас занимается домашним хозяйством и поглощена домашними делами и интересами семьи.

Девочки ходят в одну среднюю школу. Старшая, высокая, спокойная и уверенная в себе девушка, — в девятый, а младшая — хрупкая, с довольно сильно выраженным косоглазием и несколько нарушенной координацией, перешла в пятый класс.

Первоначально семья обратилась к детскому психиатру по поводу застенчивости младшей дочери. Врач предписал девочке медикаментозную терапию и направил семью к семейному тера-

>

Современные подходы в системной семейной терапии

певту. Опыт сотрудничества этого специалиста с психологами позволил сделать вывод о слишком тесной связи матери с детьми.

ПЕРВИЧНЫЙ ПРИЕМ

Знакомство, установление контакта с семьей

На первом этапе первичного приема терапевт стремится получить сведения о возрасте, занятиях, пристрастиях каждого из членов семьи. Это соответствует обычной социальной стадии в системной семейной терапии, однако в данном случае обязательно делается акцент на уже достигнутых успехах, приятных для членов семьи сведениях, выясняются «беспроблемные», устраивающие их стороны жизни. Терапевт старается получить представление обо всем строе жизни семьи, который он изначально считает более многообразным, чем только проблемные его стороны.

Контакт с семьей К. был установлен достаточно легко. Отец производил впечатление человека, довольного своим карьерным ростом. И хотя он давал понять, что некоторые подробности его работы здесь раскрывать невозможно, с удовольствием принимал знаки уважения к его статусу, проявляемые терапевтом.

Его жена охотно откликалась на расспросы о семейной жизни, сетовала на различные трудности, с которыми ей приходится сталкиваться, однако казалось, что она даже отдаленно не допускает мысли, что можно интересоваться чем-то помимо семейных дел.

Супруги производили впечатление гармоничной пары. О своей семье они говорили как о дружной.

Старшая девочка вела себя несколько отстраненно и явно давала понять, что с ней все в порядке и она здесь по просьбе родителей. Училась старшая дочь хорошо. Младшая девочка преимущественно молчала, на вопросы отвечала кивками или качанием головы, иногда застенчиво улыбалась. На всем протяжении сессии она держала мать за руку. С оценками в школе у нее было неплохо, хотя могло быть лучше.

Семья жила преимущественно за городом, им всем явно нравилась эта возможность, хотя у них был довольно трудоемкий недельный график перемещения из городской квартиры на дачу и обратно.

Таким образом, в потенциале этой семьи были устойчивое социальное положение, гармоничные и на первый взгляд теплые от-

Часть 3

ношения друг с другом, успешная учеба старшей дочери, хорошая успеваемость в школе младшей.

Информация о проблеме

Родители в качестве проблемы определили застенчивость младшей дочери. Они утверждали, что особенно острой проблема стала в сентябре (семья пришла к терапевту в декабре), при переходе из младших классов в средние, когда девочка стала бояться ходить в школу (директор школы при этом был знакомым семьи).

По их словам, девочка переживала любое резкое замечание учителей, боялась проходить мимо завуча, встречавшего детей утром при входе в школу, стеснялась отвечать у доски. Мама заговорила о «закомплексованности» Саши и о том, что девочка всегда была «трудным ребенком» и требовала очень много внимания. Вера, в общем, согласилась с этими утверждениями, добавив, что ей приходится опекать сестру в школе, однако считала, что особой проблемы нет, все нормально.

Сама Саша кивнула в ответ на вопрос, считает ли она, что у нее есть трудности, о которых говорили родители. При этом девочка дала понять, что ей не очень нравится ездить к врачам, где ей часто приходится бывать вместе с мамой.

Это дало терапевту повод обсудить, по каким признакам направивший их врач сможет понять, что помощь психолога — еще одного специалиста, к которому Саше придется ездить, — ей больше не нужна. Такой шаг позволял сформулировать цели, важные для самой Саши (это было особенно необходимо, поскольку сама Саша не являлась инициатором прихода). Кроме того, это позволило подключиться к ее собственной мотивации и подвинуть ее от роли «визитера», приведенного родителями, к роли «клиента» со своими собственными запросами. Эти признаки были включены потом в общее представление о целях терапии (см. ниже).

Выявление исключений из проблемы

1) Первым шагом в выявлении исключений явилось определение того, что проблема началась с сентября. Во-первых, речь может идти об особой ситуации, связанной с переходом в средние классы школы (нормализация проблемы), во-вторых, для перспективы решения проблемы важно, что при несколько меньшей нагрузке девоч-

Современные подходы в системной семейной терапии

ка была способна общаться со сверстниками и учителем в младшей школе (несмотря на то, что она не ходила в детский сад и ее детские игры в основном сводились к общению со старшей сестрой и мамой).

2) Следующим шагом стал вопрос о том, как Саша общается дома с членами семьи, где все старше ее. Вера сказала, что при обычном общении с домашними и с ней самой Саша уверена в себе, отстаивает свое мнение и свои права, когда считает необходимым, может сказать «нет», разговаривает громко и вообще открыто выражает свои эмоции. К этому немедленно присоединились мама с папой, поделившись эпизодами «строптивости и упрямства» Саши. Все эти факты сопровождались соответствующим отреагированием и переопределениями терапевта. На вопрос о том, как Саше удается справляться с общением со взрослыми — знакомыми папы и мамы, все рассказали, что Саша ведет себя спокойно, и хотя ее поведение нельзя назвать бойким, но страха она не высказывает, участвует в общем разговоре и смеется вместе во всеми. Папа подытожил, что, в общем, Саша ведет себя компетентно и деликатно. Выяснилось также, что хотя в семье слово отца имеет большое значение и все побаиваются его строгости, особой робости в общении с ним Саша не выражает и иногда отстаивает свои интересы вполне бойко.

3) Дальнейший поиск исключений привел к разговору о школе, общении с ровесниками и каждым из учителей Саши. Выяснилось, что отношения с учителями, в общем, неплохие, но Саша опасается сердитых и раздраженных педагогов, особенно если это мужчина, который «сердится и разговаривает громко». По-настоящему она боится только преподавателя физики — завуча школы.

Все эти вопросы дали возможность локализовать проблему, сузив широкое определение «застенчивость» путем исключения тех сфер и жизненных ситуаций, в которых она не проявляется или проявляется в меньшей степени. Во-первых, они позволили уже на этом этапе обсуждать сами ситуации «исключений», чтобы Саша могла обнаружить некоторые полезные элементы стратегии «менее застенчивого» поведения. (Например, был задан вопрос о возможности использовать «перенос навыков» из одной сферы в другую — как, благодаря чему, удается общаться с взрослыми, приходящими домой, как это может помочь в общении с учителями.)

Еще одна интервенция состояла в обсуждении «исключений наоборот» кажущейся непроблемности других людей (в частности, взрослых), которые на самом деле в определенных ситуациях

Часть 3

тоже испытывают трудности в общении. Такая интервенция приводит клиента, страдающего от проблемы, к более реалистичному восприятию себя. Так, был задан вопрос о том, как ведут себя родители при общении, например, с рассерженным начальником или любым другим человеком, с которым им непросто взаимодействовать. Что они делают из того, что помогает им справляться?

Но даже если на первом этапе такое обсуждение не всегда позволяет сразу сформировать определенные стратегии, очевидно, что сам факт существования подобных исключений становится интервенцией, направленной на сформировавшееся в семье представление о Саше как о проблемной.

Наконец, разговор об исключениях — это всегда скрытые комплименты. (Например, таким скрытым комплиментом был вопрос о том, как Саше удается продолжать неплохо учиться, несмотря на трудности. Он рассчитан не на подробный анализ стратегии поведения, а скорее на переопределение ситуации как управляемой, и подчеркивает способность справляться и выживать в трудной ситуации).

Локализация проблемы

Из сказанного был сделан вывод о том, что застенчивость «нападает на Сашу» (прием объективации симптома) в школе при общении со взрослыми, которые сердятся в момент общения или кричат.

Цели (признаки успеха)

Основная цель терапии в результате локализации проблемы конкретизировалась следующим образом. Она будет достигнута тогда, когда Саша сможет спокойно выдерживать разговор с рассерженным взрослым учителем (например, физиком), не убегая, сможет отвечать на его вопросы достаточно громким голосом, глядя ему в глаза.

Эти признаки успеха, а также способность спокойно и полно отвечать на вопросы врача, необходимы для того, чтобы врач решил, что терапия и помощь психолога больше не нужна.

Кроме того, в ответ на вопрос терапевта о том, как члены семьи поймут, что проблема, приведшая их сюда, решена, были названы следующие признаки:

Современные подходы в системной семейной терапии

О Саша в рабочие дни легко встает и собирается в школу;

О Саша сама собирает с вечера портфель;

<С> Саша легко рассказывает о событиях в школе, о смешных или

важных случаях; О Саша не боится выходить к доске; О Саша самостоятельно садится делать уроки.

Прежде чем принять эти признаки успеха в качестве целей, было проведено их обсуждение, для того чтобы провести реалистичные границы между отсутствием этих действий как проявлением застенчивости и их отсутствием как проявленем чего-то другого. (Скажем, очевидно, что нежелание садиться за уроки не всегда обусловлено нежеланием думать о школе и связанными с ней неприятностями эмоционального плана. Оно может возникнуть и время от времени возникает не только у Саши, но и у большинства вполне бойких ребят просто в силу лени, желания заняться чем-то другим и т.д.).

Основная цель выявления и формулирования признаков успеха — создание четкой поведенческой картинки того, о чем клиент имеет обычно очень общее представление, а иногда оно и вовсе отсутствует. Иными словами, это формирование линии поведения в той ситуации, когда проблема решена. Формулирование настраивает клиента на конкретный способ мышления о желаемом и позволяет осознавать его в представлениях, которые легко переформулировать в конкретные поведенческие задачи. Причем формулирование признаков третьей стороной (в данном случае родителями) способствует выявлению именно поведенческих паттернов, поскольку они описывают наблюдаемые признаки улучшения.

Кроме того, это позволяет четко очерчивать терапевтический договор.

Те же задачи решались и путем формулирования изменений, которые произойдут во внутрисемейных отношениях.

Когда на целевой стадии используется техника «чудесного» вопроса, то картинка чудесного состояния выступает как общий «жизненный» ориентир для клиентов, а цели или критерии успешности терапии формулируют собственно терапевтический контракт. В данном случае техника «чудесного» вопроса не использовалась, поскольку клиент не являлся заказником, а также в силу особенностей взаимодействия с ним.

Часть 3

Были выявлены также изменения в семье, которые произойдут, когда Саша достигнет своих целей. Наиболее важными оказались следующие изменения:

О в отношениях между отцом и Сашей: они больше будут общаться, ходить гулять пешком и на лыжах, Саша будет больше читать и разговаривать об этом с папой;

О в отношениях между мамой и папой: они чаще будут ходить в гости вдвоем и оставаться там подольше, не опасаясь оставлять девочек дома; может быть, они смогут съездить отдохнуть вдвоем;

О в отношениях между мамой и дочерью: Саша самостоятельно сможет завтракать, сама помнить про свои лекарства и про уроки;

О в устройстве маминой жизни: мама будет посвящать больше времени себе, ходить в кружок вокалистов, который посещала раньше, выбираться раз в неделю в тренажерный зал и обязательно встречаться с подругой раз в неделю, кроме того, она давно подумывает о поиске работы.

Следует еще раз обратить внимание, что данный подход строго придерживается требования не расширять заявленную проблему аналитическим исследованием. Границы проблемы заданы самими клиентами и их реальным жизненным материалом. В этом смысле застенчивость для терапевта не является поводом для поиска «настоящей» внутрисемейной или внутрилично-стной патологии или дисфункции, выражением которой она является.

Вместе с тем, семья была сориентирована на семейную работу, и это дало терапевту дополнительные преимущества при получении информации об исключениях и выявлении непроблемных стратегий поведения на разных внутрисемейных уровнях, связанных с непроблемной стратегией поведения самой Саши.

Учитывая присутствие на сессии всех членов семьи и их заинтересованность, продуктивен вопрос о том, что изменится в их отношениях между собой и Сашей. Родители были инициаторами обращения к терапевту, а инициатива, связанная с желанием изменить поведение другого, предполагает осознание связи собственного поведения с поведением этого другого. Заметим, что тема взаимного подкрепления поведенческих паттернов зву-

Современные подходы в системной семейной терапии

чит в конструктивной формулировке, и расширения проблемно-сти не происходит, поскольку разговор идет о конструктивных паттернах, а не о патологических зависимостях.

Комплимент

В конце этой сессии семья К. получила следующую обратную связь.

Терапевт поблагодарил Сашу за то, что она вела себя естественно, и даже когда она молчала или только кивала, а не говорила, было понятно, «как иногда у нее бывает в общении с другим незнакомым взрослым». Вместе с тем терапевт отметил моменты, когда Саша отвечала на вопросы и участвовала в обсуждении того, что необходимо их семье. Тем самым Саша во всех своих проявлениях была переопределена как сотрудничавшая и готовая работать, для того чтобы выстроить необходимые ей стратегии поведения.

Ко всей семье было еще раз обращено переопределение ситуации с Сашей: ее проблема имеет локальные проявления. Терапевт выразил восхищение их ясным пониманием того, как будут выглядеть школьные дела Саши, их детско-родительские и семейные отношения, когда проблема будет решена. Он оценил готовность всех членов семьи вносить личный вклад в решение беспокоящей их проблемы с Сашей, меняя собственные привычки, как и должно быть в дружной семье.

На этом первая встреча закончилась.

Необходимо отметить, что в рамках одночасовых сессий не всегда удается реализовать все содержание первичного приема, который предполагает не только построение жизненной картинки решенной проблемы, но и перебрасывание «мостика» между этой картинкой и реальной жизненной ситуацией (шкалирование, лока лизация нынешней ситуации на шкале), а затем формулирование конкретной ближайшей задачи изменения. Только когда произведено такое переструктурирование клиентской ситуации, первичный прием считается состоявшимся.

Вынужденная остановка приема на указанном этапе таит некоторую опасность: клиенты могут отступить от новой, зарождающейся в терапии логики восприятия себя и обстоятельств, отойти от освоения конструктивной установки, поскольку разрыв

Часть 3

между желаемым и действительным еще остается большим. (Несмотря на то, что процесс получил центростремительную силу в результате формулирования необходимого результата в конкретных поведенческих паттернах.)

Тем не менее по окончании первого приема (первой части первичного) терапевт полагал, что семья придет на следующую встречу.

Второй прием (вторая часть первичного приема), на который пришли Константин, Ирина и Саша, начался с короткого описания сделанного в прошлый раз и с вопроса о том, что было нового и что удавалось. Было выявлено, что на прошедшей неделе никаких специальных проблем в общении в школе или ситуаций, пугающих Сашу, не было. Кроме того, Саша получила две хорошие оценки по литературе и истории. Терапевт же отметил, что Саша больше не держит маму за руку.

Для того чтобы продолжить решение задач первичного приема, было проведено шкалирование.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.