Здавалка
Главная | Обратная связь

Программный материал по легкой атлетике для 5—9 классов



На уровне основного общего образования предметные результаты освоения с учетом общих требований ФГОС и специфики предмета «Физическая культура» направлены на обеспечение успешного обучения на следующей ступени общего образования и должны обеспечивать:

- формирование и развитие установок активного, здорового и безопасного образа жизни;

- развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателей физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;

- установление связей между жизненным опытом и знаниями по физической культуре;

- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб. Определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Рекомендуемое содержание занятий на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования предлагается на основе «Комплексной программы физического воспитания. Программы для учащихся 1 — 11 классов» (Лях В. И., Зданевич А. А., 2011 г.).

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.

Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разгона с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.

Овладение техникой спринтерского бега:

Средства: выбегания из положения высокого старта от 10 до 30 м. Бег с ускорением от 30 до 80 м. Скоростной бег до 70 м. Бег на результат 60 м.

Овладение техникой длительного бега:

Средства: бег в равномерном темпе от 10 до 20 мин. Бег на 1000—2 000 м.

Овладение техникой прыжка в длину:

Средства: прыжки в длину с 7—12 шагов разбега.

Овладение техникой прыжка в высоту:

Средства: прыжки в высоту с 3 — 9 шагов разбега.

Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность: Средства:

- метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние;

- на дальность, в коридор 5 — 6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1 х 1 м) с расстояния 6 — 8 м;

- с 4 — 5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2 — 3 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу.

Развитие выносливости:

Средства: кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка, кросс до 3 км.

Развитие скоростно-силовых способностей:

Средства: всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей.

Развитие скоростных способностей:

Средства: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью.

Развитие координационных способностей:

Средства: варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и. п. в цель и на дальность (обеими руками).

Знания о физической культуре:

Темы: влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представление о темпе, скорости и объёме л/упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях л/атлетикой.

Овладение организаторскими умениями

Средства: измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведение соревнований, в подготовке места проведения занятий.

Самостоятельные занятия

Благоприятные условия для обучения школьников самостоятельному контролю и оценке своих физических возможностей.

В развитии двигательных качеств предпочтение должно отдаваться быстроте и скоростно-силовым способностям. Эффективным является использование метода сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговой тренировки.

Необходимо учитывать стремление подростков к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим психическим и физическим возможностям. Усилению мотивации на уроках способствует привлечение учащихся к судейству, руководству командой, демонстрации упражнений.

При оценке успеваемости следует аргументировать выставление той или иней оценки, привлекать занимающихся к оценке. С целью стимулирования интереса к занятиям, самосовершенствования необходимо в большей мере ориентироваться на темпы развития двигательных способностей учеников.

Последовательность размещения учебных заданий на уроке в средних и старших классах может быть следующей.

Подготовительная часть урока: строевые упражнения, упражнения на осанку, бег с преодолением препятствий, с изменением темпа, направления. Общеподготовительные и специальные упражнения, направленные на подготовку к основной части урока, командные эстафеты, бег с форой, с переноской набивного мяча. Возможна и кроссовая подготовка, но она должна быть четко спланирована.

Основная часть урока: в начале выполняется комплекс подводящих упражнений, а затем облегченный вариант целостного упражнения или его основных фаз. В заключение обязательно планируются игры, эстафеты с набивными мячами скоростно-силовой направленности.

Заключительная часть урока: снижение интенсивности физических нагрузок с выполнением упражнений на гибкость, ловкость, координацию, внимание.

.Программный материал по легкой атлетике для 10—11 классов

В 10—11 классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний. Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных (ориентирование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования основных параметров движений) способностей. Увеличивается процент упражнений, сопряженно воздействующих на совершенствование техники и развитие кондиционных и координационных способностей. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают черты тренировки.

По сравнению со средней школой увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега и количество способов в прыжках и метаниях. С юношами и девушками продолжается углубленное изучение освоенных в 8 — 9 классах различных спортивных способов прыжков. При наличии условий и обеспечении техники безопасности возможно ознакомление старшеклассников с техникой прыжка с шестом, тройного прыжка, метания копья, диска, молота, толкания ядра.

Для усиления прикладной роли занятий и разностороннего воздействия на кондиционные и координационные способности рекомендуется чаще проводить занятия на местности в условиях преодоления естественных и искусственных препятствий. К тому же занятия на открытом воздухе обеспечивают выраженный оздоровительный эффект, способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья.

На уроках по легкой атлетике следует создавать условия для воспитания у учащихся стремления к объективной оценке своих возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Выполнение трудных, но посильных заданий по развитию физических способностей, особенно выносливости, создает благоприятные условия для воспитания нравственных и волевых качеств.

Совершенствование техники спринтерского бега. Средства: высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м. Эстафетный бег.

Совершенствование техники длительного бега. Средства: бег в равномерном и переменном темпе 15 — 25 мин. Бег на 2 000 — 3 000 м.

Совершенствование техники прыжка в длину с разбега. Средства: прыжки в длину с 13—15 шагов разбега.

Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега. Средства: прыжки в высоту с 9— 11 шагов разбега.

Совершенствование техники метания в цель и на дальность. Средства {юноши): метание мяча 150 г с 4 —5 бросковых шагов с полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1x1 м) с расстояния до 20 м. Метание гранаты 500 — 700 г с места на дальность, с колена, лежа; с 4 — 5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель (2x2 м) с расстояния 12 —15 м, по движущейся цели (2 х2 м) с расстояния 10— 12 м. Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного — четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние. Средства (девушки): метание теннисного мяча и мяча 150 г с места на дальность, с 4 —5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность и заданное расстояние в коридор 10 м; в горизонтальную и вертикальную цель (1 х 1 м) с расстояния 12 —14 м. Метание гранаты 300 — 500 г с места на дальность, с 4 — 5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного — четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние.

Развитие выносливости. Средства: длительный бег до 25 мин, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка.

Развитие скоростно-силовых способностей. Средства: прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толкание ядра, набивных мячей, круговая тренировка.

Развитие скоростных способностей. Средства: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов.

Развитие координационных способностей. Средства: варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и. п. в цель и на дальность обеими руками.

Знания о физической культуре. Темы: биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Виды соревнований но легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований.

Совершенствование организаторских умений. Средства: выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками.

Самостоятельные занятия. Средства: тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.

Таблица 9.4. Развитие физических способностей у школьников старших классов

 

Физические способности Физические упражнения Мальчики Девочки
Скоростные Бег 30 м с низкого старта, с Бег 100 м с низкого старта, с 5,0 14,3 5,4 17,5
Силовые Прыжок в длину с места, см
Выносливость Бег 2000 м Бег 3000 м 13 мин 50 с 10 мин 00 с

На уроках физической культуры следует давать знания и вырабатывать умения творчески применять освоенные легкоатлетические упражнения в беге, прыжках и метаниях с тем расчетом, чтобы учащиеся могли использовать их во время самостоятельных тренировок, внеклассных занятий в школе и дома. В занятиях с юношами следует предусмотреть необходимость использования материала по легкой атлетике для подготовки их к службе в армии.

В 10—11 классах учащиеся должны овладеть следующими двигательными умениями, навыками и способностями: метать различные по массе и форме снаряды с места и с разбега 12—15 м с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов, метать различные по форме и массе снаряды в горизонтальную цель 2,5x2,5 м с 10— 12 м (девушки) и 15 —25 м (юноши), метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м с 10 м (девушки) и 15 —20 м (юноши); участвовать в соревнованиях по легкоатлетическому четырехборью (бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость) (табл. 9.4).

Важнейшей потребностью старших школьников является потребность в самоопределении, определении своего места в жизни. На уроках следует создавать условия для решения воспитательных задач: стремление к объективной оценке своих возможностей, самоопределение и самосовершенствование. Акцент делается на воспитание таких нравственных и волевых качеств личности, как самосознание, мировоззрение, коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание. Благоприятные предпосылки для воспитания волевых и нравственных качеств создаются при выполнении трудных (но посильных) заданий, например, в беге на выносливость.

В этом возрасте значительно совершенствуется абстрактно-логическое мышление. В 16 лет точность различения мышечных напряжений практически не отличается от самооценки взрослого человека. Создается основа формирования наиболее сложных форм движений с четкой ориентацией во времени и пространстве. Внимание старшеклассников удерживается как при показе, так и при объяснении, а также при изложении теоретических вопросов. Важным фактором подачи учебного материала становится его содержательная сторона. Усвоению теоретического материала способствует овладение школьниками этого возраста приемов запоминания с помощью ассоциаций и выделения опорной информации. На занятиях рекомендуется значительно шире применять наглядные пособия, схемы, модели, видеозапись, элементы идеомоторной тренировки, направленное «прочувствование» движений, методы срочной информации. На уроках необходимо устанавливать и углублять межпредметные связи с анатомией, физикой и другими предметами.

Старшеклассники должны уметь выполнять обязанности судей по видам легкой атлетики и инструкторов на занятиях с младшими школьниками.

В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном в ФГОС, предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих элементов научного знания и, во-вторых, систему формируемых действий с учебным материалом, которые направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

В системе предметных знаний по физической культуре можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.

К опорным знаниям относятся прежде всего основополагающие элементы научного знания: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. Эти знания должны быть, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей.

К опорной системе знаний по физической культуре относится понятийный аппарат, знания механизмов влияния физической нагрузки на организм человека во взаимосвязи с современными теориями по естественно-научным дисциплинам, обусловливающие роль физической культуры как одного из ведущих факторов здорового образа жизни, обеспечения работоспособности и активного долголетия.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием. Например, по физкультурно-спортивной деятельности — составление комплексов легкоатлетических упражнений определенной направленности.

В основе предметных действий лежат универсальные учебные действия. К предметным действиям относятся способы двигательной деятельности, осваиваемые в курсе физической культуры.

Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

Качественные критерии характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-спортивной деятельности.

Количественный критерий успеваемости определяет уровень физической подготовленности, развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости (табл. 1).

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы, тестирование.

В рамках физкультурно-спортивной деятельности, в зависимости от ступени образования, обучающиеся демонстрируют способность составлять и выполнять комплексы упражнений, в том числе легкоатлетических, для зарядки, физкультминутки (1 — 4 классы), занятия тренировочной (развитие физических качеств) или оздоровительной направленности (5 — 9 классы), недельного цикла занятий для физического совершенствования (10—11 классы), программы самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью (табл. 2).

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются индивидуальное выполнение упражнений и соревновательный метод (табл. 3).

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре. Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребенка.

Таблица 1. Рекомендуемые критерии оценивания знаний по разделу «Легкая атлетика»


Оценка 5 Оценка 4 Оценка 3
Аргументированно использует термины и понятия по легкой атлетике для доказательства своего мнения в условиях дискуссии. Обосновывает влияние занятий легкоатлетическими упражнениями для формирования личностных качеств и здорового образа жизни с точки зрения анатомо-физиологических особенностей людей разного возраста и профессиональной деятельности Дает характеристику основным терминам и понятиям. Правильно использует термины и понятия при построении монолога по вопросам истории и теории легкой атлетики. Описывает влияние занятий легкоатлетическими упражнениями на организм человека и их роль для формирования личностных качеств и здорового образа жизни Перечисляет основные термины и понятия (виды легкой атлетики, упражнения, инвентарь и оборудование, физические качества, показатели нагрузки, методы и др.). Правильно по смыслу использует термины и понятия в бытовой устной и письменной речи. Перечисляет основные факторы, на которые оказывают влияние занятия легкой атлетикой для формирования личностных качеств и здорового образа жизни

 

Таблица 2. Рекомендуемые критерии оценивания физкультурно-спортивной деятельности (на примере составления комплексов для развития физических качеств)

 

Оценка 5 Оценка 4 Оценка 3
Подбирает упражнения для 2 и более комплексов (по 6 — 8 упражнений каждый) в соответствии с поставленной задачей, обосновывает последовательность и дозировку упражнений, использование инвентаря, уровень нагрузки по показателям ЧСС, может организовать место занятий и провести комплекс со сверстником, показывая и объясняя технику упражнений Подбирает 8—10 упражнений в соответствии с поставленной задачей, определяет последовательность и дозировку, подбирает инвентарь, называет уровень нагрузки по максимальной величине ЧСС, может организовать место занятий и самостоятельно выполнить весь комплекс и объяснить технику упражнений Подбирает 5 — 7 упражнений в соответствии с поставленной задачей и количество повторений, может самостоятельно выполнить весь комплекс

Таблица 3. Критерии оценивания техники владения двигательными умениями и навыками

 

Оценка 5 Оценка 4 Оценка 3
Упражнение выполнено без грубых ошибок с установкой на максимальный результат в вариативных условиях соревнований Без грубых ошибок выполнено упражнение в целом, с правильным ритмом, на уровне близком к максимальным индивидуальным физическим возможностям в стандартных условиях Выполнено упражнение в целом, без грубых ошибок выполнена главная часть упражнения (отталкивание в прыжках, финальное усилие в метаниях)

 

При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны иметь определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика. Как показывает опыт его использования, портфель достижений может быть отнесен к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте. По физической культуре портфель достижений может включать в себя видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.