Здавалка
Главная | Обратная связь

Другие формы середины игры



 

В предыдущих главах рассматривал формы без учета позиций на всей доске. В этой

главе автор попытается на формы наложить внешние условия.

Автор рассмотрит вопросы выбора и атаки форм в зоне своего влияния, в зоне

влияния противника, в зоне в которой силы примерно равны и в зоне, в которой у

черных и белых групп нет двух глаз.

Отдельно рассматривать вопросы выбора и атаки форм в зоне, в которой силы

черных и белых примерно равны, автор не будет. Здесь достаточно заметить, что

поскольку силы равны, например при разыгрывании нейтральной зоны или при

борьбе двух бегущих групп, то выбор той или иной формы обусловлен в основном

двумя факторами; сента или готэ и размером территорий или крепостью влияния.

Если читатель получает сентэ, то он имеет меньше территории или менее крепкое

влияния. Если читатель получает готэ, то он должен больше иметь территории или

более крепкое влияние.

Д.1. Ход черных. Белые только что

сыграли в нейтральной зоне ходом 1. У черных имеется сильная группа в правом верхнем углу, у белых - плотность в центре. Поэтому силы равны и борьба должна дать равный результат. Далее, черные продолжили ходом 2, белые

ответили 3, черные - 4, белые - 5. Как черным получить хорошую форму в сентэ?

 

«Кисэй-94»

Като Масао (черные) - Кобаяси Сатору

 

Д.2. Продолжение в партии показано на этой диаграмме. Черные играют 1 для увеличения дамэ пожертвованных камней,

белые отвечают 2. Теперь у черных

имеется выбор; построить влияние ходом 3 или забрать территорию в готэ ходом в 4.

Черные выбирают ход 3 и после 5 они выстраивают плотность на центр с помощью формы хороший треугольник и используют сентэ для вторжения на верхнюю сторону ходом 7.

 

 

Д.З. Если черные выбирают

территориально-ориентированный ход 1, вместо хода 3 на Д.2, то белые играют 2 и после ходов 3-7 белые отдают небольшую территорию,

но развивают свое влияние на центр и

имеют сентэ, которое они используют,

например для ходов 8 и 10 с целью атаки черной группы в центре.

 

 

#1. Ацуми-формы

 

Известно, что если один игрок получает территорию, то другой игрок создает при

этом плотность или, по-японски, ацуми. Это - аксиома и другого здесь не дано.

Говорят, что группа камней обладает плотностью, если у нее нет слабых пунктов. А

это определение плотности как нельзя лучше подходит под определение

фундаментальной формы. Поэтому нужно сделать вывод, что при построении

плотности нужно стараться пользоваться фундаментальными формами, такими, как

"стена", "скобка", "треугольник", "поннуки", "панцирь черепахи", "медуза", "цапля",

"тигр", "меч". Кроме этих форм при построении плотности часто пользуются формой

"слон". Однако, эта форма имеет слабость и поэтому, возникающая при этом зона

влияния не такая уж крепкая. Рассмотрим несколько примеров.

Д.1. Черные ходами 1-13 выстраивают плотность, направленную на центр с

помощью формы "стена". Это наиболее часто употребляемая форма для получения влияния. Она, практически не имеет дефектов,

поэтому ее атаковать бессмысленно. Для нейтрализации черной плотности белые обязаны сыграть 14. Автор еще вернется к ‘той позиции, когда будем говорить о стратегии игры вблизи плотности.

 

Д.2. Черные ходами 1-9 выстраивают плотность с помощью формы "скобка". Упустить ч.9 никак нельзя. Благодаря "скобки" черные получают влияние на центр и на ерхнюю сторону.

 

Д.З. Черные ходами 1-15 выстраивают плотность на нижней стороне, состоящую из двух "треугольников". Затем ходами 15-19 черные строят плотность на левой

стороне, также, с помощью "хорошего треугольника". Ход 21 черные упустить не

Д.2. Д.3. могут, так как он в сентэ завершает строительство плотности на нижней

стороне с помощью формы "скобка". И, наконец, ч.23 развивает влияние черных по

всей доске.

Д.4. Д.5. Д.4. Черными ходами 1-13 построили плотность в правом нижнем углу с помощью поннуки. Заметим что ч.13, завершающий строительство плотности является рочным ходом. Его нужно делать как можно раньше в партии, даже, если бы сите было в пользу черных. Ну, а в данной позиции оно просто необходимо.

.5. Черные ходами 1-11 построили плотность в левом нижнем углу с помощью

формы "панцирь черепахи". Эта плотность направлена в центр и особенно на нижнюю

сторону, где она в сочетании с черным камнем в правом нижнем углу, образует

большую зону влияния.

 

Д.6. Белые только что вторглись в сан-

сан. Ходами 1-11 черные выстраивают

могучую плотность, содержащую формы

"стена" из трех камней и "цаплю".

Заметим, что ч.11, завершающий

построение формы "цапля", является

ключевым ходом в данной позиции. Без

него у черных была бы плохая форма и как следствие этого, они остались бы без территории на правой стороне.

Д.7. Белые ходами 1-9 выстраивают

плотность с помощью формы "тигр".

Потратив темп на создание этой формы

белые, практически, до конца партии

могут не беспокоиться за судьбу этой

плотности.

 

Д.8. Черные ходами 1-7 выстраивают плотность с помощью формы "слон". "Слон" не является фундаментальной формой, поэтому эта плотность менее сильная и у белых есть сентэ ход против этой формы в окрестности точки "А".

 

Из вышеприведенных примеров можно легко увидеть, что

плотность состоит либо из фундаментальной формы, либо из сочетания фундаментальных форм. Из главы 2 читатель

наверное помнит, что основным свойством фундаментальных форм является тот факт,

что их нельзя атаковать, то есть против них нет сентэ ходов. Это в равной мере

относится и к плотности. В окрестности плотности можно пропустить один или

несколько ходов без ущерба для самой плотности.

Это обстоятельство определяет стратегию игры при наличии плотности:

- используй плотность для атаки, а не для формирования территории.

- при атаке гони группу противника на свою плотность, получая при этом

территорию в другом месте.

- не играй вблизи своей плотности или плотности противника.

- иногда используй плотность для построения моё с целью заманить туда

противника и атаковать его.

- приближайся к плотности противника осторожно. Сначала получи базу,

а затем от базы приближайся к плотности.

Д.9. Рассмотрим продолжение Д.1. Ход черных.

Как черным атаковать белый камень на правой стороне?

Правильным ходом является ч.1, который гонит белых на черную плотность. Если б.2, то примерный вариант показан на этой диаграмме. Черные атакуют белых ходами

3-21. В результате они получают территорию в правом верхнем углу и образовали большую зону влияния в центре доски.

Д. 10. Если черные попытаются использовать плотность для формирования

территории, играя ч.1 в этом направлении, то после б.8 можно видеть, что ч.1 очень

Д.9. Д.10. близко расположен к плотности, а значит он работает неэффективно, то есть не

принесет должного количества территории. Белая группа на правой стороне - сильная.

Значит существует вторжение в сан-сан в правом верхнем углу. Кроме того, в правом

нижнем углу черным нужно добавить еще ход в "А" для того, чтобы забрать

территорию в углу. Если сравнить эти две диаграммы, то можно сделать вывод, что

ч.1 на Д.10 сыгран с неверного направления. Это закономерно, потому что он

противоречит принципам Го.

Д. 11. Рассмотрим партию на трех форы.

Белыми играл автор против своего ученика. В результате дзесэки 1-10 в правом нижнем углу белые захватили угол, а черные получили плотность. Затем белые сыграли какари 11 в левом верхнем углу. После обмена ходами 12-16, куда белым сыграть ход 17?

Д. 12. Учитывая

плотность черных в

правом нижнем углу, белые сыграли 1. Получив надежную базу, белые в последствии приблизились к черной плотности ходом в "А". Если белые по неосторожности подойдут слишком близко к черной плотности, то диаграммы 13 и 14 покажут читателю, что произойдет.

 

 

Д. 13. Если белые играют по дзесэки ходом 1, то черные используя плотность снизу, будут в состоянии вторгнуться на 2. Белые отвечают 3, черные 4. Если б.5, то после ходов 6-10 белый 1 будет отрезан.

 

 

Д. 14. Если вместо б.5 на Д.13. сыграть 1, то после ч.8 три белых камня будут захвачены в плен.

Отсюда можно сделать вывод, что б.1 на Д.13. нарушает принципы Го.

 

 

Д.13. Д.14.

# 2. Сабаки-формы

 

В этом параграфе автор рассмотрит формы, которыми рекомендуется пользоваться

при игре в зоне влияния противника, то есть там, где противник сильнее. В

предыдущем параграфе уже упоминалось, что если один из партнеров получает

территории, то другой партнер получает плотность, а вместе с ней и зону влияния.

Значит читатель получил территорию, а ваш партнер - зону влияния, которую

читатель пытается уменьшить до требуемых размеров. В этом случае существует

четыре основных способа уменьшения зоны влияния противника:

- Уменьшение сверху

- Убегание из зоны влияния противника

- Стандартное вторжение.

- Утикоми или нестандартное вторжение

В основном, нас будет интересовать первый и второй способы, так как они наиболее

часто используются на практике. При правильном и своевременном применении,

уменьшение сверху является наиболее безопасной техникой. Убегание из зоны

влияния противника - более опасно. Оно применяется тогда, когда нужно поглубже

залезть в зону влияния противника.

Стандартное вторжение, например в сан-сан или в дан-дангейму, используется почти

в каждой партии и автор надеется, что читатель их знает и умеет применять.

Утикоми - это трудный и опасный способ уменьшения зоны влияния противника. Он

применяется редко, только тогда, когда нет других способов уменьшения и тогда

нужно пускаться во все тяжкие, или когда читатель сосчитал вариант до конца и

уверен, что сможет выжить.

Вернемся к уменьшению зоны влияния противника с помощью сабаки-форм. Метод сабаки относится к развитию камней в опасной ситуации легким и эластичным способом. Сабаки скорее всего относятся к способу игры, а не к форме. Однако формы, с помощью которых можно осуществить сабаки, автор называет

"сабаки-формами". Основными из них являются: иккен-тоби, кэйма, реже огэйма,

"кошка", "сабака", "лошадь", "лебедь", "фламинго", "слон", "жираф", "змея",

"палатка", "меч".

Следует отметить, что при убегании не следует вступать в борьбу с противником в

его эоне. Нужно просто убегать, доводя зону противника до требуемых размеров.

При этом нужно как можно больше использовать сэнтэ, чтобы получить

дополнительные камни.

В общем, метод сабаки заключается в том, чтобы при помощи сентэ ходов получить камни в зоне влияния противника, а затем при помощи готэ хода сделать ключевой ход на форму. Если противник будет съедать камни, выставленные как сэнтэ, то читатель будет все уплотняться и уплотняться, пока не получит идеальную форму.

Рассмотрим несколько примеров.

Д.1. У белых имеется огромная зона

влияния на верхней стороне и в центре. За это черные получили территорию в левом и правом верхних углах. Черные играют 1, угрожая использовать слабость белых в "А". После б.2 черные легко убегают из зоны противника ходами 3, 5 и 11 при помощи иккен-тоби.

 

Д.2. Белые только что вторглись в

санрэнсэй черных ходом 1, Черные

ответили 2. белые ходами 3, 5 и 7

получают сабаки-форму с помощью

"фламинго".

 

 

Д.З, Черные построили высокий "китай" на правой стороне.

Ходами 1, 3 и 5 белые получают сабаки-форму в правом

нижнем углу с помощью формы "большой жираф".

 

 

Д. 4. Два белых камня на левой стороне

находятся в зоне влияния противника. Ходом 1белые получают сабаки-форму с помощью "палатки". Черные отвечают 2, угрожая развалить форму ходом в "А", Белые защищаются от этой угрозы, играя в 3.

 

Д.5. Если черные вместо хода 2 на Д.4

сыграют 2 сюда, то белые могут в сентэ

получить глазную форму, играя

последовательность ходов 3-14.

 

Д.7. Черные только что вторглись в зону

влияния белых на нижней стороне ходом 1,

белые атакуют 2. Ходами 3-9 черные

получают сабаки форму с помощью

"слона". Позднее пункт "А" будет

ключевой точкой в центре, если одна из

сторон захочет продолжить борьбу бегущих

групп.

Д. 8. Здесь одиночный белый камень гордо стоит в зоне влияния черных. Один ход в "А" и вся верхняя сторона станет черной территорией. Поэтому черные убегают ходами 1-5. После ч.б наступил кульминационный момент в партии. Если белые сыграют правильно, то они могут вырваться из-под атаки черных. Белые убегают 7, строя фундаментальную форму "меч". Этот ход образует точки "миаи"; "В" и "С", Если черные - 'С", то белые играют "В", залезая в самую большую территорию черных так, что черные рискуют остаться без очков. Если черные - "В", то белые убегают в центр ходом в "С" (также с помощью формы "меч") и тем самым выходят из-под атаки.

Д.9. Черные построили огромное мойо в правой нижней

половине доски. Белые вторгаются в зону влияния черных

ходом 1. Если черные отвечают 2, то ходами 3-7 белые

образуют сабаки форму с помощью "кошки" и найма.

Заметим, что ходы белых 1, 3 и 5 были поставлены в сэнтэ.

 

Д. 10. Если черные захотят атаковать эту форму, например

играя 1, то белые ходами 2-10 без сожаления отдают три

камня, выставленные как кикаси, но зато получают более

плотную форму, ослабляя при этом правую сторону черных,

 

Д.11. Если черные не играют 9 на Д.10, то белые в сэнтэ

займут этот пункт, угрожая захватить четыре черных камня.

Пусть на 6.1 черные играют тэнуки. Последуют ходы 3-15 и

четыре черных камня будут захвачены.

 

 

Д. 12. В заключении рассмотрим пример уменьшения большой зоны черных с использованием сабаки-форм. Белые начинают уменьшать зону черных на правой стороне с помощью ката-цуки. Это совершенно безопасная для белых

техника. Если ч.2, то белые ходами 3-7 получают сабаки-форму с помощью-

"кошки".

Д. 13. Если на черный 2 на Д. 12 белые

сыграют 3 сюда, то последует вариант

до б.7, в результате которого белые

получают прекрасную форму "скобка".

Посмотрите, как эта форма нейтрализует влияние черных в правом верхнем углу.

Д.14, Если ч.2, как на этой диаграмме,

то белые ходами 3-5 получают сабаки,

уменьшая зону влияния черных до

требуемых размеров.

Д. 15. Если на ч.2 белые играют 3, то

вариант продолжается до б.7 и вновь

белые получают сабаки форму. Отметим, что на всех четырех диаграммах белые получали камни в сентэ и только последним ходом они получали форму в готэ. При этом выставленные в сэнтэ камни можно отдать без сожаления,

если при этом получаешь более плотную форму, как на Д.10. Именно в этом заключается смысл метода сабаки и сабаки- форм.

 

#5 Сэмиай формы

 

Наиболее полно сэмэай рассматривается в книге автора "Теория и практика сэмэай".

Однако автор ввел этот параграф, чтобы рассмотреть хорошие формы и некоторые

правила по использованию их при разыгрывании сэмэай. Известно, что при сэмэай

побеждает та группа, у которой больше внешних дама, или у которой имеется глаз

или большой глаз. В соответствии с этими требованиями при сэмэай нужно выбирать

формы, которые за выставленные камни дают максимальное количество дамэ.

Такими формами являются "стена" и "скобка". У них нет слабостей, а значит при

этих формах невозможно в сентэ сократить дамэ. При сэмэай нужно крайне

осторожно пользоваться такими формами, как бамба и "прыжок от стенки" из двух

камней. При определенных условиях они позволяют в сэнтэ сократить себе дамэ

уларом н слабые пункты на разрезание бамбы и иккен-тоби,-

В сэмвай нужно использовать поштучные формы: поннуки, "панцирь черепахи" и

даже "медузу". Особо следует выделить форму "панцирь черепахи", так как она не

допускает сокращение дамэ в сэнтэ, В общем случае, при сэмэай нужно следить,

чтобы у вам было больше внешних степеней и не пользоваться теми формами,

которые допускают уменьшение дамэ в сзнтэ. Рассмотрим примеры.

Д.1. Ход черных. В центре доски возник сэмэай. Черные

играют 1, образуя хорошую форму с помощью формы "стена", Белые вынуждены отвечать 2 и сейчас обе группы живут в сэки.

Д.2. Если черные играют бамбу 1, то б.2 в сентэ уменьшает дамэ черных, пытаясь разрезать бамбу. Черные отвечают 3 и после б.4 черная группа - пленная.

 

 

Д.З. Если белые в свое время вместо

камня в пункт "А" сыграли бы в 1,

(несмотря на то, что этот ход - сэнтэ), а затем попытались бы сократить дамэ 3, то черные могут создать хорошую форму ходом 4 и после обмена б.5 - ч.б легко захватить белую группу.

 

Д.4. Ход черных. Черные играют 1, создавая хорошую

сэмэай форму и получая перевес в дамэ на одну степень

(6х5). Если белые сопротивляются ходом 2, то после

форсированных ходов 3-19 белые захвачены.

 

Д.5. Если черные играют 1, пытаясь нарастить степени таким способом, то б.2 бьет в слабый пункт черной формы. После сэнтэ ходов 2-7 белые играют 8, ч.9 и б.10 выигрывают сэмвай. Сейчас у белых - пять дамэ, а у черных только четыре. Если вместо 9 черным играть в 10, то белые играют 9, ч,"А" и б."В" выигрывают сэмэай.

 

Д.б. Нельзя строить бамбу, играя ч.1. Белые играют

сэнтэ-обмен 2-3 и после 4 белые выигрывают сэмэай,

имея пять дам» против четырех.

 

Д.7, Ход белых. У черных имеется сэнтэ-ход на уменьшение дамэ в

пункт 1. Поэтому белые сами занимают его и получают идеальную

сэмэай форму. После вынужденных ходов 2-7 белые выигрывают

свмэай.

Д.8. Если белые не играют 1 на Д.7, а сокращают

внешние степени, то черные сами играют сентэ 2 на уменьшение дамэ белых. Если б.3, то черные

играют 4, и после ч.7 возникает большое ко,

причем первыми бьют черные.

Д.9. Если ч.2 белые играют 3, то после 8 черные

без ко выигрывают сэмэай.

При сэмэай нужно не давать противнику сэнтэ-ходы на уменьшение своих дамэ и наоборот, нужно делать сэнтэ-ходы на уменьшение дамэ пртивнику.

#4 Задачи

Задача 1. Ход черных.

Черные сыграли 1 в надежде получить

плотность в центре. Белые ответили 2, а

затем перерезали 4. Последовали ходы

5-8. Как черным получить идеальную

плотность в центре?

 

Задача 2. Ход черных. Задача 3. Ход белых.

 

Как черным в сэнтэ получить Как белым получить сабаки форму для

идеальную плотность в левом верхнем одиночного камня на правой стороне?

углу? Детков И.(белые),6д – Гатауллин Р.,5д

Коити Екояма, 5р – любитель 5 дан

Задача 4. Ход белых. Задача 5. Ход черных.

 

-

Черные имеют огромную зону влияния в Белые только что сыграли 1, выкалывая

правой верхней части доски. Как белым глаза черной группе. Как следует

получить сабаки форму в этой области? сыграть черным, чтобы выиграть

Автор (белые) - Тепляев 1к сэмэай?

Детков И. (белые) - автор

 

 

Задача 6. Ход белых.

Черные сыграли 1, угрожая забрать всю

левую сторону. Как белым осуществить

вторжение в эту область доски?

Детков И.(белые) - Гоменюк А.,5д

 

 

Ответ на задачу 1.

Д.1. Продолжение в партии показано на этой диаграмме.

Черные играют сентэ-обмен: 1-2, а затем проталкиваются на

3. На б.4 черные режут 5. После вынужденных ходов 6-13

черные получают идеальную плотность, направленную на

центр и правую сторону. Белые выживают группой и имеют

сентэ, которое они потратили на защиту своей группы на

правой стороне.

 

 

Д.2. Если белые вместо 4 на Д.1 играют 1сюда, то последуют

вынужденные ходы 2-8, в результате которых черные снова

получают идеальную плотность, состоящую из поннуки.

Далее, если белые спасают три свои камня на правой стороне,

играя вынужденный вариант 9-15, то черные атакуют белых

на верхней стороне ходами 16-20, используя свою плотность

в центре. Если белые ходом 9 будут усиливать свою группу

на верхней стороне, то у черных будет возможность забрать

три белых камня на правой стороне ходом в 9.

Ответ на задачу 2

Д.З. В партии любитель сыграл 1. естественно профи отыграл

сентэ 2 и 4, а затем защитился 6, далее, последовали ходы

7-16. В результате профессионал защищал угол в сента, а

затем усилился в центре доски. А как надо было получить

идеальную плотность?

 

 

Д.4. Профессионал рекомендовал вместо ч.1 на Д.З сыграть 1 здесь. Последуют вынужденные ходы 2-10, а затем черные

используют свою идеальную плотность для атаки белых

камней на левой стороне ходом 11.

Автор хочет отметить, что обоюдосентэвые ходы, например

б.2 на Д.З и ч.1 на Д.4, нужно стараться сыграть раньше

партнера. Такие ходы нужно играть не только в середине игры. Их можно играть уже на стадии фусэки.

Ответ на задачу 3

Д.5. Еестественно, что без сентэ-ходов невозможно получить

сабаки форму. Ранее уже говорилось, что существует четыре

типа сентэ-хода: атари, нодзоки, угроза захвата (сите, гэта) и

прилипание. Белые прилипают ходами 1 и 3. Черные дают атари 4, а затем защищаются 6. Заметим, что ч,4 не очень хороший ход. Во-первых, он помогает создать форму белым, а во-вторых, у белых появляется возможность атаковать его, учитывая точку разрезания на 13. Далее, б.7 строит сабаки форму с помощью формы "лебедь". Черные наращивают плотность ходом 8 и после ходов 9-15 белые в партии получили живую группу с выходом в центр.

 

Д.6. Вместо б.4 на Д.5 черным лучше защититься 1, как на

этой диаграмме. Сейчас у белых, практически нет хорошего

ответа. Если белые 2, то ч.З запечатывают белых в углу и

они вынуждены будут строиться. Например, если б.4, то

черные играют 5 и после ходов 6-11 белые заперты на

стороне.

 

Д. 7. Если на черный 1 белые играют

2, то черные могут сыграть сентэ 3, угрожая соединить две группы, а затем сыграют 5. Если б.6, то после варианта 7-17 белые изолированы и вынуждены строиться. Заметим, что на ч.3 нельзя играть в "А" из-за пробития черными в сенте белого камня @.

 

Д.8. Если на ч.1 белые играют 2, то черные играют сентэ 3, а затем атакуют белых ходом 5. Белые выбегают в центр ходом 6. Черные отыгрывают сентэ 7-9, а затем уменьшают влияние белых на левой стороне ходом 11. Заметим, что белая группа на правой стороне до сих пор еще без глаз, в то время как обе черные группы имеют прекрасные формы.

 

Ответ на задачу 4

Д.9. Б.1, сыгранный в точку 5-5, является стандартным сабаки против кэйма симари. У черных имеется три ответа на этот ход. В партии черные применили один из наиболее часто встречающихся ответов. Правда, обычно играют в 39, а не в 2. Белые отыгрывают сэнтэ 3-9, которые составляют суть сабаки, а затем намеривались построить форму "тигр" с помощью б.11, ч.18 и б.45. Однако, одной из характерных черт игрока среднего уровня является позволение более сильному игроку играть очень много сентэ-ходов. Вообще, сентэ-ход дает маленькое преимущество, обычно 1-2 очка тому игроку, кто его сделал. Теперь представим, что сильный игрок сыграл сентэ-ходов в десять раз больше, чем слабый, например двадцать раз за партию. Значит он получит приблизительно на сорок очков больше, чем слабый игрок.

Поэтому, нужно стараться не позволять противнику играть сэнтэ-ходы, а самому,

наоборот, находить их и играть как можно больше. Кто больше сыграет сэнтэ-ходов,

тот и выиграет. В этом заключается упрощенный смысл Го. Вернемся к нашей

диаграмме. Белые отыграли подряд пятнадцать сэнтэ-ходов 11-39, а затем выжили в

углу ходом 41, Затем черные атаковали белых в центре ходом 42 и белые

защитились с помощью кадо твсудзи 43. Черные обменивают 44 на 45, а затем

защищают группу в центре 46. После б.47 белые получили прекрасную сабаки

форму в бывшем мое черных. Благодаря девятнадцати сентэ-ходам белые не только

получили прекрасную форму в центре, но и выжили в углу. На примере этой партии

читатель должен оценить эффективность сентэ-ходов.

Д.10. Другим общепринятым ответом на б.1 является ход черных 2 в этот пункт. Белые отыгрывают сентэ 3 и 5, а затем строят сабаки форму ходом 7, либо в "А".

Д.11. Редким используемым вариантом

является ход черных 2 в этот пункт. Основная цель ч.2 заключена в том, что чтобы не дать белым построить сабаки

форму. Белые отыгрывают сэнтэ 3 и 5, а затем защищаются 7.

Черные утяжеляют форму белых 8, а затем атакуют 10. Однако,

основная задача белых выполнена. Они размочили мойо черных и получили более-

менее сносную сабаки-форму.

 

 

Ответ на задачу 5.

Д. 12. Самое главное при сэмэай не

допускать сэнтв-ходов на уменьшение

дамэ, поэтому черные играют 1. Затем на б.2 черные отыгрывают сэнтэ 3. У белых имеется бамба. Это слабая сэмэай форма. Используя эту слабость, черные легко выигрывают сэмэай к ходу 13.

 

Д.13. Если черные вместо ч.1 на Д.12

сразу начинают сокращать дамэ у белых, то белые отыгрывают сэнтэ-ходы 2 и 4 на уменьшение дамэ черных и к ходу 10 легко выигрывают сэмэай.

 

 

Ответ на задачу 6

Д.14. Если черные заберут всю левую сторону, то они легко выиграют партию. Поэтому у белых нет выбора, кроме выживания в этой области. Но у них на левой стороне только два камня.Как же выжить этими камнями? Очевидно, что без сентэ-ходов, позволяющих поставить дополнительные камни выжить невозможно.

Для выживания в зоне противника нужно знать три основных правила:

- Нужно стараться вторгнуться в середину зоны влияния противника,

чтобы иметь как можно больше глазного пространства.

- Нужно бить по слабостям с помощью сентэ-ходов для того, чтобы

получить дополнительные камни.

- При выживании нужно использовать формы "кошка" и иккен-тоби, реже

"цапля" и "тигр".

 

Рассмотрим продолжение в партии. Белые играют сентэ 2, угрожая убить черную

группу. После 5 у черных миаи: "А" и "В". Б.2 позволил ослабить три черных камня

на левой стороне. Далее, белые играют подряд четыре сентэ-хода, получая при этом

дополнительно четыре камня 6,8, 10 и 12. Б. 14 - маленькая неточность. Нужно

выжить с помощью формы "кошка", играя в 16 и подготавливая сентэ 14. Если ч. 14, то

белые выживают в сэнтэ-ходом в 15, угрожая черной группе а левом нижнем углу,

В партии белые ходом 14 не создали формы, что позволило черные в сентэ

получить форму для своей группы в углу ходами 15-26. Выживание в зоне

противника позволило белым не только уменьшить очки, но и ослабить черную

группу в центре, окончательно, черные сдались из-за потери черной центральной

группы.

Резюме:

При игре в зоне, в которой силы примерно равны, можно использовать любые

хорошие формы в зависимости от сентэ ходов или готэ.

Здесь следует руководствоваться правилом:

Если получаете сентэ, то проигрываете в территории или во влиянии.

Если получаете готэ, то должны иметь больше территории или крепче

влияние.

При создании плотности следует использовать формы "стена", "скобка",

"треугольник". Поннуки, "медуза", "панцирь черепахи", "Цапля", "тигр", "меч",

"слон".

Основной стратегией игры при наличии плотности являются следующие

правила:

- Нельзя использовать плотность для построения территории.

- При атаке нужно гнать противника на свою плотность.

- Не играть вблизи плотности.

- Приближаться к плотности следует осторожно, предварительно получив

базу.

- В отсутствии слабых групп противника можно использовать плотность

для построения мойо.

При игре в зоне влияния противника следует строить сабаки формы с помощью

иккен-тоби, кейма, "сабака", "лошадь", "лебедь", "Фламинго", "слон", "жираф",

"змея", "палатка", "меч".

В эоне влияния противника не следует вступать в борьбу.

Нужно просто убегать, доводя зону противника до требуемых размеров,

При сэмэай следует пользоваться формами "стена", "скобка", "панцирь черепахи".

Нужно не давать противнику сэнтэ ходов на уменьшение дамэ и наоборот, следует в

сэнтэ уменьшать внешние дамэ противника.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.