Программа, задачи и цели фирмы
Стратегическое планирование начинается с выработки миссии, и конкретная цель или программа фирмы обычно ясна с самого начала. Однако с течением времени программа под воздействием внутренних и внешних факторов может потерять свою чёткость.
Почувствовав, что фирма начинает плыть по воле волн, руководство должно вновь заняться разработкой программы.
При разработке программы рыночной ориентации руководство должно стремиться к тому, чтобы программа не получилась слишком узкой или слишком широкой.
Программу фирмы необходимо развернуть в подробный перечень вспомогательных целей и задач для каждого направления деятельности: задачи фирмы, задачи маркетинга, стратегия маркетинга и т. п.
Целесообразно разработать сначала экономическую целевую концепцию, представленную в табл. 3.2.
Цели должны быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, долгосрочными или краткосрочными, достижимыми и перекрёстно поддерживающимися (см. табл. 3.3).
Таблица 3.2
Экономическая целевая концепция
Цели
производительности
| Цели успеха
| Финансовые цели
|
Объём и структура программы производства и сбыта
Доля рынка
Производственные и складские мощности
Местоположение
Пути сбыта и т. п.
| Объём и структура оборота (реализации)
Структура издержек производства
Прибыль
Рентабельность
Дивиденды и т. п.
| Платёжеспособность
Объём и структура заёмных средств, обеспечивающих ликвидность
Резервирование прибыли
Финансовая структура и объём инвестиций и т. д.
|
Таблица 3.3
Цели фирмы
Стратегические высшие цели
| Конкретизированные
низшие цели
| Цели области
деятельности
|
10 %-е возвращение инвестиций (из прибыли после уплаты налогов)
| Рост объёма продаж на 900 млн. рублей за 5 лет
| Расширение доли рынка
Усиление рекламы
Освоение новых рынков
Выпуск новой продукции
|
Рост валовой прибыли на 50 млн рублей за 5 лет
| Снижение издержек производства
Уменьшение складских запасов
Уменьшение отходов производства
Продажа нерентабельного имущества
Снижение маркетинговых затрат
|
Рост производственной мощности
| Создание новых производств с полной загрузкой
| Строительство новых, расширение и реконструкция действующих производств
Внедрение новой техники
Рационализация
|
Максимальное использование людских ресурсов
| Улучшение и рационализация труда и производства
|
Улучшение позиций на рынке
| Повышение имиджа продукции и фирмы
|
|
Лучшее участие на рынке
|
|
План развития хозяйственного портфеля
Основным орудием сферы стратегического планирования является анализ хозяйственного портфеля фирмы, иными словами, оценка положения всех входящих в состав фирмы производств. Это необходимо для выявления более или менее рентабельных производств и принятия решения о том, что делать с каждым из них в отдельности. В качестве критерия оптимальности принимаемых решений могут быть использованы:
- тип процесса производства (сборочный конвейер, специализация и концентрация производства);
- производственные мощности (какой размер предприятия);
- вертикальная интеграция (покупать или выпускать самим исходные материалы);
- технология;
- организация труда;
- материально-технические запасы (производство на склад или по конкретным заказам);
- местоположение (рядом с рынком или источниками сырья).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.