СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
Политическая система имеет собственную структуру, которую можно представить в виде следующих подсистем (элементов): · институциональная подсистема, состоящая из различных государственных и общественно-политических институтов и неполитических организаций, СМИ (применительно к этой подсистеме ряд исследователей использует понятие "политическая организация общества"); · коммуникативная подсистема, представляющая собой совокупность отношений и принципы взаимодействия, складывающиеся как внутри политической системы, так и между ее подсистемами. Отношения по форме могут выступать как принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция или сотрудничество; · нормативная подсистема, выступающая как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, нормативные акты, исторические и национальные традиции и обычаи, мораль); · культурно-идеологическая подсистема, включающая в себя совокупность политических взглядов, теорий и концепций, политическую и правовую культуру. Политическая культура оказывает огромное влияние на функционирование политической системы. На ее основе формируются политические взгляды и убеждения личности, от которых зависит участие человека в политической жизни. Политическая культура, с одной стороны, определяет устойчивость и жизнеспособность любой политической системы, с другой - придает своеобразие политическим системам, делая нормативно одинаковые формы политического устройства многовариантными; · функциональная подсистема объединяет способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности. Ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и другие средства воздействия на общество. Если политические системы прошлого были представлены минимальным количеством институтов (большая часть функций была сосредоточена в руках монарха), то современная политическая система отличается более сложной структурной дифференциацией, т.е. выделением разных структур (институтов) по функциональному признаку. · 1. Собственно политические: · государство - фундаментальный элемент политической системы; · политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер, причем сюда включаются и оппозиционные партии и организации. Государство и партии имеют непосредственную связь с политикой, а политические цели и осуществление власти являются непосредственной причиной их появления и функционирования. С партиями также связаны функции выявления интересов различных групп общества и преобразование их в конкретные программы действий. Любая политическая система многофункциональна. К ее основным функциям, относятся следующие: · политическое руководство обществом, в том числе определение стратегических целей и перспектив общественного развития; · консолидация общественно-политического строя на базе ценностей, идеалов, символов; · регулятивная функция - выработка определенных правил поведения, придерживаться которых обязаны субъекты политики; · (рис.) мобилизация ресурсов. Эта функция призвана обеспечить максимальное использование ресурсов общества для осуществления поставленных целей; · функция распределения материальных и духовных ценностей и др. · Есть и другие подходы. Г. Алмонд разделил функции политической системы на два вида: · "Входящие" функции: · (рис.) политическая социализация, направленная на формирование определенного типа как участника политической жизни, и рекрутирование - подбор людей для заполнения статусов в политических институтах; · (рис.) артикуляция интересов; · агрегирование интересов; · политическая коммуникация - деятельность по согласованию, достижению компромиссов. · "Исходящие" функции: · нормотворчество; · использование правил и норм; · контроль со стороны государства за соблюдением правил и норм. В осуществлении этих функций, по мнению ученого, проявляется механизм саморегуляции системы, позволяющий ей сохранить устойчивость и единство ). · Выделяют следующие функции политической системы: · авторитарное распределение ценностей (предполагает контроль над процессом распределения общественных ценностей между различными общественными группами); · упорядочение политических процессов (эта функция определена самой природой политики); · обновление (развитие) - приспособление к изменениям в общественной жизни; · стабилизация, сохранение социальной целостности. 4.3 ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию. 1. В зависимости от политического режима различают следующие политические системы: · тоталитарные; · авторитарные; · демократические. 2. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют: · открытые системы; · закрытые системы. Примером закрытой системы является политическая система советского типа, сложившаяся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании "железного занавеса" в отношениях между СССР и странами Запада. К. Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовавший понятия "открытое" и "закрытое" общество, под первым понимал демократические системы, которые легко приспосабливаются к изменениям внешней среды, пронизаны духом критики и рациональным постижением мира, под вторым - тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление. · Соответственно выделяются системы: · рабовладельческие; · феодальные; · капиталистические; · социалистические. 4. Весьма распространено выделение традиционных (доиндустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно неразвитое гражданское общество, подданническая или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей. · Это позволило Д. Алмонду и С. Вербе выделить следующие типы политических систем: · англо-американскую с секулярной, плюралистической и гомогенной культурой, что означает: большинство граждан разделяют общие базовые ценности и нормы; · континентально-европейскую, которая характеризуется фрагментарной политической культурой; · доиндустриальные или частично индустриальные с дифференцированной политической культурой; · тоталитарную с гомогенной политической культурой, причем сама гомогенность определяется отсутствием плюрализма и возможности реализации частного интереса. 5 ГОСУДАРСТВО ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|