Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
Примечание: *Студенты выполняют по восемь лабораторных работ, чтобы по объему времени у каждого было по 36 ч.
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Курс “Химическая термодинамика” состоит из трех модулей, 10 разделов и включает 18 тем лекционного курса. Звездочкой отмечены темы, которые выносятся на самостоятельное изучение. Модуль 1. Законы термодинамики и их применение к химическим процессам(12 ч, 0,33 з.е. лекционного курса) Раздел 1. Введение. 0,03 з.е. (1 ч ауд) Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Химическая термодинамика как раздел физической химии. Термодинамические системы и процессы. Раздел 2. Уравнения состояния идеальных и реальных газов (0,06 з.е., 2 ауд. часа). Тема 2. Уравнения состояния идеальных и реальных газов. Равновесная термодинамика. Уравнения состояния. Идеальный газ. Отклонения от идеальности. Изотермы Амага. Уравнение Ван дер Ваальса. Соответственные состояния. Уравнения Бертло, Дитеричи, каммерлинг-Оннеса. Раздел 3. Законы термодинамики (0,08 з.е., 3 ауд. ч) Тема 3. Первый закон термодинамики. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к химическим процессам. Закон Гесса. Теплоемкость. Закон Кирхгоффа. Тема 4. Второй и третий законы термодинамики. Второй закон термодинамики. Третий закон термодинамики. Изменение энтропии в некоторых процессах. Раздел 4. Энергия Гиббса. Энергия Гельмгольца Характеристические функции (0,08 з.е., 3 ауд. ч) Тема 5. Энергии Гиббса и Гельмгольца. Характеристические функции. Соотношения Максвелла. Зависимость энергии Гиббса от температуры и давления. Тема 6. Парциально-молярные величины. Парциально-молярные величины. Уравнение Гиббса-Дюгема. Химический потенциал. Методы определения парциально-молярных величин. Раздел 5. Химическое равновесие (0,08 з.е., 3 ауд. ч) Тема 7. Химическое равновесие. Условие равновесия реакции. Константа равновесия. Способы выражения констант равновесия. Летучесть и коэффициент летучести. Методы определения летучести и коэффициентов летучести. Тема 8. Влияние различных факторов на положение равновесия реакции. Уравнение изотермы реакции. Уравнение изобары реакции. Расчет константы равновесия по второму закону термодинамики. Расчет константы равновесия по третьему закону термодинамики*. Особенности расчета константы равновесия жидкофазных реакций*. Расчет равновесного состава реакционной смеси в идеальных растворах*. Равновесие в гетерогенных системах. Модуль 2. Фазовое равновесие и теория растворов(12 ч, 0,33 з.е. лекционного курса) Раздел 6. Термодинамика фазовых превращений (0,17 з.е., 6 ауд. ч). Тема 9. Термодинамика фазовых превращений. Основные определения. Уравнение Клапейрона-Клаузиуса. Правило фаз Гиббса. Тема 10. Диаграммы состояния. Фазовые диаграммы. Диаграммы состояния однокомпонентных систем. Диаграммы состояния двухкомпонентных систем. Определение составов и массы фаз равновесной гетерогенной системы. Диаграммы состояния трехкомпонентных систем. Правила Гиббса и Розебома. Анализ диаграммы состояния с простой эвтектикой. Диаграмма состояния трехкомпонентной системы с ограниченной взаимной растворимостью компонентов. Определение состава и количества сопряженных фаз трехкомпонентной системы. Раздел 7. Растворы(0,17 з.е., 6 ауд. ч) . Тема 11. Введение в теорию растворов. Основные определения. Взаимодействия между частицами в растворе. Термодинамическое условие образования растворов. Термодинамика многокомпонентных систем. Тема 12. Термодинамические свойства идеальных и неидеальных растворов. Закон Рауля. Свойства идеальных растворов. Неидеальные растворы. Термодинамические свойства регулярных и атермальных растворов*. Активность. Методы определения активности и коэффициентов активности. Коллигативные свойства растворов. Расчет равновесного состава реакционной смеси в неидеальных растворах*. Тема 13. Равновесия в системах с растворами. Равновесия газ-жидкий раствор в бинарных системах. Равновесие пар-жидкий раствор в системах с неограниченной взаимной растворимостью. Закон распределения вещества между двумя несмешивающимися фазами. Модуль 3. Элементы статистической и неравновесной термодинамики(12 ч, 0,33 з.е. лекционного курса). Раздел 8. Статистическая термодинамика (0,17 з.е., 6 ауд. ч). Тема 14. Статистический расчет термодинамических функций. Термодинамическая вероятность системы. Энтропия. Фазовое пространство. Распределение молекул идеального газа по энергетическим уровням. Каноническое и микроканоническое распределение Гиббса. Сумма по состояниям системы. Закон распределения Больцмана. Тема 15. Расчет термодинамических свойств идеальных систем. Связь суммы по состояниям с термодинамическими функциями. Молекулярная сумма по состояниям идеального газа. Расчет константы равновесия. Флуктуации термодинамических величин*. Раздел 9. Элементы неравновесной термодинамики (0,14 з.е., 5 ауд. ч). Тема 16. Линейная неравновесная термодинамика. Основные определения. Динамические понятия и динамические уравнения механики сплошной среды. Уравнения неразрывности. Необратимые процессы. Процессы в гомогенных системах. Соотношения взаимности Онзагера. Процессы переноса. Тема 17. Нелинейная термодинамика. Системы, далекие от равновесия. Устойчивость неравновесных стационарных состояний. Линейный анализ устойчивости. Диссипативные структуры. Раздел 10. Общее заключение. 0,03 з.е. (1 ч) ауд. Тема 18. Роль химической термодинамики в различных областях науки и техники. 3.3 Практические занятия
3.4 Лабораторные занятия
*Студенты выполняют по восемь лабораторных работ, чтобы по объему времени у каждого было по 34 ч: по три работы из первого и третьего модулей и две работы из четвертого. Выбор тем осуществляет преподаватель. Описание всех работ с краткими теоретическими введениями, с указанием последовательности выполнения и расчетов и требованиями, предъявляемыми к выполнению и защите работ, изложено в лабораторном практикуме.
3.5 Самостоятельная работа
Условно самостоятельную работу студентов можно разбить на обязательную и специальную. Обязательные формы обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и других форм текущего контроля. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине. Специальные формы самостоятельной работы направлены на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, формируют оценку по самостоятельной работе студента и также учитываются при итоговой аттестации по курсу. Самостоятельная работа студентов предусматривает: 1) Проработку лекционного материала – 0,56 з.е. (20 ч); 2) Самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины – 0,22 з.е. (8 ч); 3) Оформление и подготовку к защите лабораторных работ – 0,5 з.е. (18 ч); 4) Работу по подготовке к практическим занятиям – 0,97 з.е. (35 ч); - изучение теоретического материала, который будет рассматриваться на очередном практическом занятии – 0,22 з.е. (8 ч); - решение задач (по задаче из каждого раздела дисциплины (кроме введения и заключения) – общей для всей группы; и по 2 индивидуальных задачи из всего курса) – 0,5 з.е. (18 ч); 5) Работу по написанию реферата (объем 1,0-1,5 п.л.) – 0,25 з.е. (9 ч); 6) Прохождение промежуточного контроля – самотестирование и текущее тестирование с помощью банка заданий по дисциплине – 0,25 з.е. (9 ч). Задания на самостоятельную работу выдаются преподавателями, ведущими практические и лабораторные занятия. Организация самостоятельной работы производится в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (Приложение А). 3.5.1. Изучение теоретического курса На самостоятельное изучение дополнительного теоретического материала по курсу химической термодинамики выносятся следующие темы: Модуль 1. 1. Расчет константы равновесия по третьему закону термодинамики [4, с. 108-113]. 2. Особенности расчета константы равновесия жидкофазных реакций [4, с. 113-115]. 3. Расчет равновесного состава реакционной смеси в идеальных растворах [4, с. 115-127]. Модуль 2. 4. Термодинамические свойства регулярных и атермальных растворов [5, с. 125-130]. 5. Расчет равновесного состава реакционной смеси в неидеальных растворах [4, с. 148-157]. Модуль 3. 6. Флуктуации термодинамических величин [5, c. 144-193; 9, с. 293-319].
3.5.2. Реферат При написании реферата студенты проводят литературный поиск, используя библиотеки и Интернет-ресурсы. Примерные темы рефератов: 1. Современное состояние теории растворов. 2. Полуэмпирические методы оценки термодинамических параметров процессов. 3. Расчетные методы химической термодинамики. 4. История химической термодинамики. 5. Термодинамический анализ химических реакций в технологии неорганических веществ. 6. Систематизация и стандартизация термодинамических данных. 7. Экспериментальное определение стандартных термодинамических характеристик индивидуальных химических соединений. 8. Развитие химической термодинамики в России. 9. Термодинамика живых систем. 10. Современные проблемы физической химии. 11. Объекты современной химической термодинамики. 12. Экспериментальные методы химической термодинамики. 13. Межнаучные связи химической термодинамики. 14. Термодинамика поверхностных явлений. 15. Термодинамика твердофазных реакций. 16. Термодинамические свойства твердых тел. Обязательным условием при написании реферата является использование современной научной литературы, а именно статей и монографий, изданных не ранее, чем за последние пять лет, которые студенты ищут самостоятельно в библиотеке, используя для этого реферативный журнал “Химия”.
3.5.3. Решение задач Помимо общих задач, за семестр необходимо решить по две индивидуальные задачи по всему курсу “Химической термодинамики”. При решении задач рекомендуется пользоваться примерами, разобранными на занятии, а также дополнительной литературой: [например, 6]. Решенные индивидуальные задачи сдаются на проверку преподавателю не позже, чем за 7 дней до зачетной недели. Они должны быть оформлены в печатном виде, с использованием графических редакторов (в случае графического решения задачи). На листах с решенными задачами указывается ф.и.о. студента, шифр группы, условия задачи. Общие задачи, предлагаемые студентам всей группы после ознакомления с очередным разделом дисциплины, должны быть подготовлены к следующему занятию и оформлены в тетрадях. Проверку задач и оценку рефератов осуществляет преподаватель, ведущий практические занятия.
3.5.4. Лабораторные работы Для защиты лабораторной работы студент должен предоставить преподавателю отчет, оформленный в соответствии с требованиями, перечисленными в лабораторном практикуме и быть готовым ответить на вопросы, касающиеся темы работы, ее выполнения, расчетов и выводов. Основные требования следующие: 1. Лабораторная работа должна быть оформлена на отдельных листах с указанием ф.и.о. студента и номера группы. 2. Отчет должен содержать цель работы, краткое теоретическое введение с формулами, на которые далее будут ссылки при расчетах; результаты опытов и их обработку (все предусмотренные в работе графики, таблицы и расчеты); выводы. 3. Графики должны быть выполнены карандашом на миллиметровке с соблюдением всех правил их построения. Каждый рисунок должен иметь подпись, содержащую всю информацию, необходимую для его восприятия и анализа полученных данных. 4. Отчет, по возможности, должен содержать расчет ошибок определения величин и указания на причины их появления. Защита лабораторных работ проводится во время аудиторного занятия.
Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (Приложении А).
3.6 Содержание модулей дисциплины Структура и содержание модулей дисциплины отражены в Приложении В.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|