Здавалка
Главная | Обратная связь

Восточные и западные стили боевого искусства.



Сравнивая боксерский кулак и восточную ладонь, мы ставим ладонь в заведомо неравные условия. То, что я сейчас скажу, очень не понравится адептам восточных стилей, но их способ вложения в удар, система защиты и динамика передвижений в наше время устарели. Как такое может быть? А как может быть по-другому? Восточные стили сформировались 200-300 лет назад (впрочем, если судить по высказываниям самих восточников, то там и пара тысяч лет не срок). Человечество развивается, все сферы жизни совершенствуются. Техника, наука, знания идут вперед. Никто не удивляется, что мы строим выше, копаем глубже, ездим быстрее, чем 100, а тем более 200 лет назад. Можно возразить, что весь упомянутый прогресс касается только техники, а человек за последние несколько тысяч лет не изменился. Хорошо, возьмем для примера спорт. Тяжело судить, как бегали и прыгали люди 300 лет назад. А вот современные олимпийские результаты значительно превосходят результаты, которые показывали на соревнованиях спортсмены 100 лет назад. Не прыгали 100 лет назад так высоко, как прыгают сегодня, и не бегали так быстро. При этом, естественно, сам человек физически не меняется, но вот использовать данные ему природой ресурсы он учится все более и более эффективно. Что, мысль о возможности прогресса в боевом искусстве плохо укладывается в голове? Давайте конкретнее разберемся с техникой.

Вложение в удар в восточных стилях в основном делается за счет бьющей руки (как в вин-чуне), иногда в дело включается движение бедер, шага или подшага (каратэ). Согласованной работы толчковой ноги от стопы до бедра, таза, плечей и бьющей руки в восточных стилях практически не встречается. Неудивительно, что боксерские удары обычным кулаком по разрушительной силе далеко обгоняют аналогичные в ушу или каратэ. Удар наповал (иккен хиссацу) выглядит страшно, а вот нокдауны от ударов кулаком у ушуистов и каратистов редкость. А уж боксерские удары на скольжении вперед, с отшагом назад или вбок, ответные и встречные удары… Этому восточникам еще учиться и учиться у... боксеров.

В восточных стилях передвижение рассматривалось в целом как способ выйти на дистанцию удара к неподвижному противнику. Практика кихона (шаг – серия ударов – шаг – серия ударов) общеизвестна и не стоит считать ее формальным упражнением. Кихон это модель схватки как ее понимали еще 150 лет назад: шаг или подшаг к противнику и серия ударов на месте. Затем, если необходимо, следовала смена позиции и снова серия ударов. Та же динамика заключена практически во всех ката или тао. Сравните с передвижениями в боксе (или в любом современном стиле). Современные передвижения это умение «выйти на дистанцию удара, нанести удар и уйти с дистанции, прежде чем противник ударил вас». Опытные боксеры до миллиметра играют расстоянием до противника, чтобы атаковать, оставаясь вне зоны досягаемости. Впрочем, есть еще таи-собаки в каратэ, или способ ухода с линии атаки. Однако и здесь система уходов настолько формализована и оторвана от конкретной ситуации схватки, что пользоваться ей очень сложно.

Образно манера передвижения восточных стилей настолько же уступает современному боксерскому челноку, как уступает позиционная война Первой мировой с ее километрами окопов, блицкригу Второй мировой с его прорывами вглубь обороны противника. А удары в движении очень походят на идеальное средство маневренной войны: уже упоминавшийся танк.

Последняя составляющая техники это система защиты. Выходя на дистанцию удара, боец должен уметь прикрывать себя, так как всегда есть вероятность получить либо встречный удар до своего удара, либо ответный после. В основе системы защиты восточных стилей лежит блок, явно рассчитанный на противодействие одиночным ударам по принципу: удар – блок. Перекрывая одну траекторию, блок открывает две-три других. Выдержать серийную атаку по нескольким траекториям, из которых первые удары могут быть финтами, такая защита не способна. В противоположность восточным стилям в основе боксерской защиты лежит сочетание подставок, уклонов-нырков, уходов из коридора и с дистанции атаки. Попасть одиночным ударом в боксера можно только по большому недоразумению.

Осталось упомянуть ставший анекдотом аге-уке или блок для защиты головы. Тяжело сказать какая фантазия родила это движение, но обеспечить сохранность головы даже при одиночном ударе с правильной дистанции этот блок не способен. Единственное на что он годен - демонстрация ката.

Мне совершенно не хочется задевать ушуистов и каратистов. Мастера, создававшие восточные стили, для своего времени творили вполне адекватные и полноценные системы. Уважать нужно любые манеры работы, но то, что драться на технике восточных стилей без подключения ног и захватов против боксеров, мягко говоря, сложно, они знают лучше меня.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.