Здавалка
Главная | Обратная связь

Технико-экономические особенности отдельных видов транспорта



Транспорт делится на три категории: транспорт общего пользования, транспорт специального пользования и личный или индивидуальный транспорт. Транспорт общего пользования не следует путать с общественным транспортом (общественный транспорт является подкатегорией транспорта общего пользования). Транспорт общего пользования обслуживает торговлю (перевозит товары) и население (пассажирские перевозки).

Транспорт специального пользования — внутрипроизводственный и внутриведомственный транспорт. Наконец, личный транспорт — это легковые автомобили, велосипеды, яхты, частные самолёты.

Водный транспорт — самый древний вид транспорта. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт — самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60—67 % всего мирового грузооборота. По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы — строительные материалы, уголь, руду — перевозка которых не требует высокой скорости (здесь сказывается конкуренция с более быстрыми автомобильным и железнодорожным транспортом). В области перевозок через моря и океаны у водного транспорта конкурентов нет (авиаперевозки очень дороги, и их суммарная доля в грузоперевозках низка), поэтому морские суда перевозят самые разные виды товаров, но большую часть грузов составляют нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, уголь, руда.

Транспортные средства: суда;

Пути сообщения: водная гладь рек, морей и океанов, каналы, шлюзы;

Сигнализация и управление: маяки, буи;

Транспортные узлы: морские и речные порты и вокзалы.

Морской транспорт —вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на внутренних и международных линиях.

Особенности и достоинства морского транспорта:

• возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок благодаря большой грузоподъемности морских судов;

• небольшие первоначальные вложения в транспортные пути;

• низкая себестоимость перевозки (особенно на большие расстояния);

• незначительные затраты энергии (топлива) благодаря ровности пути;

• высокая производительность;

• практически неограниченная пропускная способность морских путей;

• высокий уровень механизации перегрузочных работ;

• незаменимость морского транспорта в силу географических особенностей международной торговли

К недостаткам нужно отнести следующие:

• довольно низкие скорости (для грузовых судов 18...20 узлов);

• зависимость от климатических условий: сильных туманов, ледоставов в устьях портов и др.;

• ограниченное применение в прямом сообщении;

• возможные экологические проблемы при перегрузке грузов и обработке судов, особенно вне пределов порта;

• агрессивность морской воды и качка, что требует более тщательного отношения к сохранности груза и его упаковке и более сложных конструкций грузовых отсеков и транспортных средств, особенно для работы в открытых морях и океанах.

Внутренний водный (речной) транспорт— один из старейших видов транспорта, особое значение имеет для регионов, прилега­ющих к рекам, и тех регионов, где низка плотность железных и автомобильных дорог.

Особенности и достоинства внутреннего водного транспорта следующие:

• высокая провозная и пропускная способность глубоководных путей;

• сравнительно низкая себестоимость (суммарно на 30% де­шевле себестоимости железнодорожного транспорта, но перевоз­ка нефти дешевле в 3 раза, леса — в 5 раз);

• удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на железнодо­рожном и в 15 — 20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;

• высокая производительность;

• меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транс­порт (примерно в 10 раз);

• меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.

К недостаткам внутреннего водного транспор­та нужно отнести следующие:

• сезонность работы: на юге России примерно 240 дней из-за обмеления рек, на севере — 120 — 150 дней из-за ледостава; в дру­гих странах сезон длится больше благодаря более благоприятным климатиче­ским условиям;

• невысокая скорость судов и большие сроки доставки грузов;

• естественное географическое расположение водных путей и несовпадение с направлениями грузопотоков;

• использование рек в естественном состоянии, характеризу­емом неравномерностью глубин, извилистостью пути и др.;

• необходимость углубления фарватера для прохода судов боль­шей грузоподъемности;

• применение специальной техники для продления сроков на­вигации;

• наличие гидротехнических сооружений;

• возможное воздействие воды и качки на грузы, что требует более сложных конструкций грузовых отсеков и транспортных средств;

• расформирование команды при окончании периода навига­ции.

Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Железные дороги имеют много преимуществ — высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. Введение контейнеров, облегчающих перегрузку, также повысило конкурентоспособность железных дорог. На сегодняшний день самой высокой протяжённостью железных дорог обладают США, а самой густой сетью (км железной дороги на квадратный км территории) обладает Германия.

Транспортные средства: локомотивы и вагоны;

Пути сообщения: железнодорожный путь, мосты, тоннели;

Сигнализация и управление: железнодорожная сигнализация;

Транспортные узлы: железнодорожные станции и вокзалы;

Энергетическое обеспечение: контактная сеть и тяговые подстанции (на электрифицированных ЖД), пункты заправки и экипировки локомотивов.

Железнодорожный транспорт — универсальный вид транспорта для обслуживания отраслей хозяйства и удовлетворения потребности населения в перевозках вне зависимости от погоды, климатических условий и времени года. Используют железнодорожный транспорт для перевозки массовых недорогих грузов, в том числе сырьевых ресурсов. В пассажирских перевозках его используют, прежде всего, на средних расстояниях и в пригородном сообщении.

Особенности и достоинства железнодорожного транспорта:

• высокая пропускная и провозная способности;

• низкие энергозатраты;

• надежность работы благодаря независимости от климатических условий, сезона и времени суток, что обеспечивает бесперебойную перевозку грузов в любое время года (95 % путей сообщения работает без сбоев при перепадах температуры; исключения приходятся на обрыв электрических проводов при стихийных бедствиях типа снежных заносов или буранов);

• возможность сооружения путей на любой территории, в том числе водной при наличии железнодорожных паромов;

• возможность доставки «от двери до двери» за счет строительства железнодорожных веток и подъездных путей предприятий;

• массовость перевозок дешевых сырьевых ресурсов в сочетании с низкой себестоимостью;

• относительно высокая скорость доставки, особенно на большие расстояния;

• более короткий путь по сравнению с водными видами транспорта.

К недостаткам нужно отнести следующее:

• ограниченная маневренность из-за «привязки» к колее;

• высокая первоначальная стоимость основных фондов;

• высокая металлоемкость;

• необходимость переформирования поездов по пути следования.

Автомобильный транспорт— это вид транспорта, осуществля­ющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колесного движителя. В настоящее время самый распространённый вид транспорта. Преимущества автомобильного транспорта — маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, причем даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.

Абсолютное большинство ныне существующих автомобилей — автомобили индивидуального пользования (легковые). Их используют, как правило, для поездок на расстояния до 200 километров.

Широко распространены также автобусы (многоместные пассажирские автомобили с вместимостью от 10 пассажиров). Для эксплуатации в городах и пригородах ныне используются преимущественно низкопольные городские автобусы, а для междугородных и международных рейсовых и туристических перевозок — междугородные и туристические лайнеры.

Следует отметить, что автомобильный транспорт требует хороших дорог. Сейчас в развитых странах существует сеть автомагистралей — многополосных дорог без перекрёстков, допускающих скорости движения свыше 100 километров в час.

Основная доля (63%) экологического ущерба планете связана с автотранспортом. Значительный экологический ущерб наносится окружающей среде и обществу на всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры.

Транспортные средства: различные типы автомобилей — легковые, автобусы, грузовые;

Пути сообщения: автомобильные дороги, мосты, тоннели, путепроводы, эстакады;

Сигнализация и управление: правила дорожного движения, светофоры, дорожные знаки, автотранспортные инспекции;

Транспортные узлы: автостанции, автовокзалы, автостоянки, перекрёстки;

Энергетическое обеспечение: автомобильные заправочные станции, контактная сеть;

Техническое обеспечение: СТО, парки (автобусный, троллейбусный), автодорожные службы.

Автомобильный транспорт наиболее распространенный для перевозки пассажиров и грузов на короткие и средние расстояния. Основная сфера его деятельности — перевозка грузов различной стоимости как в прямом, так и в мультимодальном (смешанном) сообщении, где он выполняет обычно подвозящую роль.

Автомобильный транспорт широко используют для перевозки специфических грузов, в том числе скоропортящихся, где сроки сбора грузов для отправки и сроки их перевозки должны быть минимальными, или крупногабаритных тяжеловесных, ограниче­ния по которым несколько проще устранимы, чем на железной дороге.

Особенности и достоинства автомобильного транспорта:

• маневренность, мобильность, большая подвижность;

• доставка грузов и пассажиров по принципу «от двери до две­ри» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следо­вания;

• высокая скорость доставки;

• широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;

• возможность определенной регулярности, ритмичности;

• более короткий путь следования по сравнению с естествен­ными путями водного транспорта.

К недостаткам надо отнести следующие:

• большая себестоимость единицы продукции;

• большие топливо- и энергоемкость, металлоемкость;

• низкая производительность единицы подвижного состава;

• наибольшая трудоемкость, так как на единицу подвижного состава требуется 1 — 2 водителя;

• зависимость от качества дорожной сети и ее сооружений;

• значительное загрязнение окружающей среды.

Воздушный транспорт— самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояния свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту.

Транспортные средства: самолёты и вертолёты;

Пути сообщения: воздушные коридоры;

Сигнализация и управление: авиамаяки, диспетчерская служба;

Транспортные узлы: аэропорты.

Воздушный транспорт используют преимущественно для пере­возки пассажиров на средние и дальние расстояния и лишь для отде­льных видов грузов. Роль его повышается при недостаточной обеспеченности отдельных регионов транспортом или при его от­сутствии. Объем грузовых перевозок незначительный, номенкла­тура ограничена.

Особенности и достоинства воздушного транспорта следу­ющие:

• высокая скорость доставки грузов и пассажиров;

• маневренность и оперативность, особенно при открытии но­вых линий;

• возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотока;

• передислокация для помощи другим видам транспорта в слу­чае аварий на них;

• высокая сохранность груза в пути при более простой таре и упаковке;

• более низкие размеры страхования груза в пути;

• большая беспосадочность перелетов (до 10000 км);

• кратчайший путь следования;

• экономия общественного времени благодаря ускоренной пе­ревозке на большие расстояния;

• неограниченные провозные возможности (ограничивается только мощностью аэропорта как пункта приема-отправки);

• относительно небольшие капиталовложения (на 1 км пути примерно в 30 раз меньше, чем в железнодорожный путь).

К недостаткам воздушного транспорта нужно отнести следующие:

• высокая себестоимость перевозок, делающая данный вид транспорта неэффективным для перевозки грузов;

• зависимость от погодно-климатических условий и работы на­земных служб по безопасности движения;

• удаленность аэропортов от мест приема груза.

Известны примеры использования авиатранспорта при перевозках недорогих грузов. Например, в начале 90-х годов авиатранспорт был использован одним российским бизнесменом для перевозки белокочанной капусты из Краснодара в Норвегию.

Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не полностью соответствует понятию «транспорт», так как подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения совмещены в одно понятие «трубопровод».

Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Основной тип грузов — жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные. Трубы укладывают на земле или под землёй, а также на эстакадах. Движение груза осуществляют насосные или компрессорные станции.

Существуют экспериментальные трубопроводы, в которых твёрдые сыпучие грузы перемещаются в смешанном с водой виде. Другие примеры трубопровода для твёрдых грузов — пневмопочта, мусоропровод. Самый повседневный вид трубопроводного транспорта —водопровод и канализация.

Особенности и достоинства трубопроводного транспорта следующие:

• прокладка трубопроводов возможна на земле и над землей; под водой; на болотистых местах и участках вечной мерзлоты;

• неограниченность объемов перекачки;

• полная сохранность качества и количества грузов благодаря полной герметизации труб и специальных насосных и охлаждающих станций;

• отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду;

• высокий уровень автоматизации операций по сливу-наливу и перекачке;

• самая низкая себестоимость перевозки грузов;

• эффективность на любых расстояниях;

• самая высокая производительность труда, что связано с небольшой численностью обслуживающих работников;

• независимость от климатических условий;

• непрерывность процесса перекачки;

• небольшие капитальные вложения.

К недостаткам можно отнести следующие:

- строительство трубопроводов достаточно трудоемко и окупается лишь с тех направлениях, где имеется постоянный достаточный грузопоток, причем используется трубопровод только в одном направлении;

- объем транспортировки по трубам жестко ограничен пропускной способностью, и ее увеличение невозможно;

- если месторождение иссякает, либо в использовании трубопровода нет больше необходимости, эта структура становится бесполезной и не может быть использована для чего-либо другого.

По стоимости речной транспорт считается наиболее дешевым среди всех остальных видов транспорта. Затем по мере возрастания стоимости перевозки идут морской, железнодорожный, автомобильный и воздушный виды транспорта. Здесь не учитывается трубопроводный транспорт, т.к. его использование в грузовых перевозках носи ограниченный характер.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.