Здавалка
Главная | Обратная связь

Классификация грузовых перевозок и видов перевозимых грузов в цепях поставок



Снижение транспортных расходов возможно за счет примене­ния новых технологий перевозки, реорганизации транспортной ин­фраструктуры и интеграции транспортных систем. Таким образом, главным инструментом в указанном процессе является использова­ние нескольких видов транспорта при доставке грузов. При этом сле­дует отметить, что указанный способ доставки не имеет в российской и международной практике единой терминологии, однако многими авторами сделана попытка обобщить известные определения: сме­шанные, комбинированные, мультимодальные, интермодальные.

Указанные определения не в полной мере используются в отечественных публикациях. Основной проблемой является то, что все эти определения используются одновременно, подменяя одно другим. Довольно часто в научных работах смешанные перевозки называются как интермодальными, так и комбинированными. Источниками этого является смешение русского и латинского обозначения видов перевозки: смешанные перевозки в латинской транскрипции сombine (комбинированные), при этом в зарубежных источниках чаще всего можно встретить - multimodal (мультимодальные).

В данном конспекте будем придерживаться наиболее общего определения смешанной перевозки, которая при выполнении определенных дополнительных условий становится интермодальной или мультимодальной.

Смешанная перевозка - транспортировка грузовой партии от пункта отправления до пункта назначения, когда для процесса перемещения используется более одного вида транспорта. Смешанная перевозка может осуществляться как при участии предприятий транспортной инфраструктуры (например, терминалов), если такие предприятия являются связующими звеньями между перевозчиками, так и без таковых, когда груз последовательно передается от перевозчика одного вида транспорта перевозчику другого. Посредством такой системы доставки выполняются условия «точно вовремя» и «от двери до двери».

Общими особенностями смешанных перевозок являются:

1. Согласованное использование в перевозке более одного вида транспорта.

2. Перевозка организуется одним лицом - оператором смешанной перевозки.

Непрямая смешанная перевозка выполняется на основе нескольких договоров.

Прямаясмешанная перевозка оформляется одним (сквозным) транспортным документом, покрывающим все участвующие в ней виды транспорта.

Смешанные перевозки позволяют рационально распределить работу между отдельными видами транспорта, максимально использовать их провозные способности, обеспечить экономию транспортных затрат.

Недостаток смешанных перевозок - необходимость стивидорных работ при смене видов транспорта. Совершенствование смешанных перевозок позволяет исключить необходимость стивидорных работ посредством комбинирования различных видов транспорта:

1. Перевозки в специально созданных транспортных единицах или средствах, приспособленных для перевозки грузов на различных видах транспорта (контейнер, съемный кузов, лихтер, роллтрейлер, роудрейлер).

2. Перевозки с использованием технических средств одного вида транспорта для перевозок на другом (груженый автомобиль перевозится по железной дороге, груженый железнодорожный вагон перевозится на морском пароме).

Смешанная перевозка может иметь статус международной. В этом случае место приема груза к перевозке и предполагаемое место его сдачи находятся на территории двух различных государств. Правилами UNICTAD (United Nation on Trade and Development) принята следующая терминология.

Унимодальная (юнимодальная) перевозка - это перевозка грузов одним видом транспорта одним или несколькими перевозчиками.

Интермодальная перевозка - это перевозка несколькими ви­дами транспорта с перевалкой грузов, при этом один из перевозчи­ков организует всю перевозку от одного пункта происхождения через один или несколько пунктов перевалки до конечного пункта и в зависимости от распределения ответственности за перевозку выда­ет различные виды транспортных документов.

 


 

 


Рис. 1. Группировка видов международных перевозок по формам

и условиям их организации

Сегментированная перевозка возникает, если перевозчик, организующий транспортировку, принимает ответственность лишь за часть перевозки, осуществляемой им самим. При этом он может выписать документ на интермодальную или комбинированную пе­ревозку.

Мультимодальная перевозка возникает, если перевозчик, организующий транспортировку, принимает ответственность за всю перевозку с выдачей документа о мультимодальной перевозке.

Комбинированная перевозка - это перевозка грузов в одном и том же грузовом месте или транспортном средстве последователь­но различными видами транспорта с использованием сквозного документа.

Обобщающая схема, позволяющая определить основные характеристики каждого вида перевозки, приведена на рис. 1.

Рынок транспортных услуг- экономическая система отноше­ний со встроенным организационным механизмом управления транспортной системой, посредством которого формируются отно­шения обмена между покупателями и продавцами транспортных услуг (рис. 2).

Перевозка грузов является сложным процессом, состоящим из ряда операций. Это и погрузка, и перемещение груза, и его выгрузка. При доставке возникает необходимость приема груза у грузоотпра­вителя и выдачи его грузополучателю, оформления документов, сопровождения груза и др. Учитывая, что условия выполнения гру­зовых перевозок и виды перевозимых грузов достаточно многооб­разны, грузовые перевозки принято классифицировать по ряду при­знаков.

По экономическому содержанию перевозки разделяют на:

- перевозки в сфере личного потребления, они связаны с удовлетворением потребностей населения в перевозках грузов;

- перевозки в сфере обращения, которые разделяются на пе­ревозки в сфере потребления (доставка готовой продукции до предприятий торговой сети и конечных потребителей) и перевозки в сфере производства;

- технологические перевозки (промышленный транспорт), предназначенные для обслуживания производственных процессов: перевозки из склада в цех, из цеха в цех, из цеха на склад, внутри цеха.

Перевозки в сфере производства принято разделять по отрас­левому признаку на перевозки в добывающей отрасли, строитель­стве, промышленности и сельском хозяйстве. Особенности обслу­живающих отраслей производства влияют на особенности выпол­нения перевозок. Так, в добывающих отраслях требуется перево­зить грузы от мест добычи, в строительстве отсутствует перевозка готовой продукции, в промышленности и сельском хозяйстве пере­возятся готовая продукция и материалы (сырье), перевозки в сель­ском хозяйстве характеризуются сезонностью.

 

Рис. 2. Структурно-функциональная схема рынка транспортных услуг

Другими признаками классификации грузовых перевозок яв­ляются:

- размер партии грузов (мелкопартионные, массовые пере­возки);

- территориальный признак или дальность перевозки (город­ские, пригородные, междугородные, международные перевозки);

- время освоения (постоянные, сезонные, временные пере­возки);

- коммерческий признак (коммерческие, некоммерческие пе­ревозки) и др.

Перевозки грузов характеризуются объемом, расстоянием и временем перемещения. Объемперевозок показывает количество груза, которое требуется перевезти. Он характеризуется величиной, структурой и временем выполнения (год, квартал, месяц). В качест­ве единицы измерения объема перевозок принята тонна. Транс­портный путь - расстояние между пунктами производства и по­требления груза. Единицей измерения транспортного пути является километр. Транспортным временем называется промежуток време­ни, необходимый для процесса перевозки. Единицами измерения являются час или сутки.

В зависимости от условий выполнения перевозок значительно различаются требования к подвижному составу, технологии вы­полнения и организации перевозок, методикам планирования и средствам контроля над перевозочной деятельностью.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.