Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные документы, регламентирующие внутренние и международные перевозки грузов различными видами транспорта



Для выполнения перевозки, особенно в смешанном сообщении, необходим ряд документов, не только подтверждающих факт договора, но и дающих определенные права перевозчику (экспедитору, оператору) на период перевозки.

При мультимодальных (смешанных) перевозках согласно Конвенции о международных смешанных перевозках грузов от 1980 г. оформляют «документ смешанной перевозки, удостоверяющий договор перевозки, принятие груза оператором в свое ведение, а также его обязательство доставить груз в соответствии с условиями этого договора», который является доказательством принятия груза оператором.

Договор, или контракт, — документ, определяющий взаимные обязательства договаривающихся сторон: ответственность, обязанности и права заказчиков транспортных услуг и транспортного предприятия. Фактически договор — это документ, по которому одна сторона передает груз для доставки его за вознаграждение в определенное время и место другой стороне. Стороны договора: отправитель (грузовладелец или уполномоченное им лицо), перевозчик (транспортная компания) и получатель (уполномоченное им лицо). Предметом договора перевозки является перемещение груза.

Договор может быть рядовым, обычным, срочным, с особым местом поставки и др., одноразовым или на какой-либо срок.

Основные обязанности отправителя: своевременное предоставление груза к перевозке и оплата действий перевозчика. Основные обязанности перевозчика: осуществление доставки груза в целости и сохранности и своевременная его передача получателю. Обязанности получателя: получение груза, обеспечение его выгрузки и доплата провозных платежей (в случае необходимости).

После заключения договора отправитель оформляет накладную на груз, согласно которой грузоотправитель в момент отправки спишет с баланса своего предприятия стоимость отправленных грузов, а получатель в момент получения оприходует их. Накладная является доказательством заключения договора перевозки, условий этого договора и принятия груза перевозчиком. Один экземпляр накладной сопровождает груз.

Большой проблемой при внедрении интермодальной технологии стало создание такого транспортного документа для сопровождения груза по всей цепи мультимодальной системы, который давал бы право при переходе с одного вида транспорта на другой распоряжаться грузом его держателю или оператору такой перевозки, ответственному за организацию транспортировки, риски и т.п. За рубежом при введении системы с участием экспедитора с самого начала был создан документ — сквозной коносамент, удостоверяющий ответственность за доставку груза от продавца к покупателю. Фактически коносамент определяет правоотношения между всеми участниками, т.е. между перевозчиком и грузовладельцами.

Договором морской перевозки в трамповом судоходстве является чартер (Charter Party), в линейном – коносамент (Bill of Lading).

Уставом железных дорог РФ определено, что отправитель, предъявляя груз к перевозке, предоставляет на станцию отправления на каждую отправку накладную, которая является основным перевозочным документом. При международных железнодорожных перевозках функцию договора перевозки выполняют:

- накладная СМГС;

- накладные российско-иностранных железнодорожных сообщений.

Договором перевозки на речном транспорте во внутренних сообщениях является речная накладная. Накладная – документ, сопровождающий перевозимый груз или буксируемый плот на всем пути следования.

При перевозке грузов в международном сообщении, когда речной транспорт (суда смешанного плавания река-море) по речной системе России выходит в море и осуществляет доставку товаров в иностранные порты, договором перевозки является морской коносамент.

При внутренних автомобильных перевозках грузов договором является автомобильная накладная или путевой лист.

Договор перевозки в международном автомобильном сообщении оформляется международной товарно-транспортной накладной, которая в оперативной терминологии известна как накладная ЦМР.

Перевозка грузов воздушным транспортом оформляется накладной. Этот документ удостоверяет заключение договора перевозки между отправителем и перевозчиком. При международных воздушных перевозках оформляется международная авианакладная – «Airway Bill».

Airway Bill представляет собой комплект из 12 экземпляров, склеенных по торцу корешка. Три экземпляра являются оригиналами и предназначаются:

№1 – для перевозчика, выдавшего накладную (зеленый). Остается у перевозчика.

№2 – для получателя (розовый). Следует с грузом до пункта назначения и выдается получателю вместе с грузом.

№3 – для отправителя (голубой). Выдается отправителю, служит доказательством принятия груза перевозчиком.

Копии 10,11,12 – дополнительные для перевозчика (белые).

Копия 9 – для агента по продаже (белый) – авиакомпания, экспедитор и т.п.

Копия 8 – для первого перевозчика (белый). Остается в аэропорту отправления.

Копия 7 – для второго перевозчика (белый). Остается у второго перевозчика (при наличии такового).

Копия 6 – для третьего перевозчика (белый).Следует с грузом до пункта назначения.

Копия 5 – для аэропорта назначения (белый). Используется для прохождения таможенных формальностей.

Копия 4 – подтверждение доставки (желтый). Следует с грузом до пункта назначения и подписывается получателем. Остается у последнего перевозчика в качестве расписки грузополучателя в получении груза. Является свидетельством выполнения договора перевозки.

Кроме основного документа на мультимодальную перевозку, как сказано ранее, оформляют при необходимости целый ряд других.

Перевозки сопровождают следующими товаросопроводительными документами.

Инвойс— это обязательный счет-фактура, содержащий перечень товаров с указанием их стоимости, основных характеристик, условий поставки и сведения о грузовладельцах. Выписывают его после получения груза. Инвойс может быть использован в качестве накладной, сопровождающей товар, являясь одновременно сертификатом о происхождении товара, что особенно важно для прохождения таможенного контроля.

Упаковочный лист — один из основных сопроводительных документов, содержащий перечень товаров в каждом грузовом месте. Может находиться в специальном кармане на упаковке для удобства проверки.

Отгрузочная спецификация — содержит перечень видов товаров. По ней производится прием комплектности и качества грузов.

Грузовой манифест — дает перечисление товаров, находящихся на каком-либо транспортном средстве.

В некоторых случаях при льготных пошлинах оформляют сертификат происхождения товара, специально выдаваемый уполномоченной на то организацией в каждой стране.

Фитосанитарный, гигиенический, ветеринарный сертификаты оформляют по необходимости при перевозке отдельных видов грузов, прежде всего продуктов питания. Особые документы связаны с перевозкой опасных и тяжеловесных грузов, перевозимых по разрешительной системе.

Для перевозчиков, работающих в системе TIR, т. е. по Конвенции МДП, оформляется перевозочный документ Carnet-TIR. Это книжка МДП с несколькими отрывными и двумя неотрывными листками — грузовой манифест, на которых остается информация о перевезенных грузах. Книжку оформляют в нескольких таможнях места отправления и закрывают в нескольких таможнях мест назначения (общее число таможен для конкретной перевозки не должно быть более 4). Книжку оформляет грузоотправитель или оператор. Данные грузового манифеста должны соответствовать товарно-транспортной накладной CMR (накладная для международных перевозок) и других сопровождающих перевозку документов.

Грузовая таможенная декларация— документ, оформляемый таможней для груза. «Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов» от 1980 г. рекомендует не подвергать грузы таможенному досмотру. Таможня должна интересоваться целостностью пломбы, наличием пакета соответствующих документов и правильностью их оформления. Грузы в контейнерах при международных перевозках практически не досматривают за исключением отдельных (исключительных) случаев поиска недозволенных вложений с целью предупреждения злоупотреблений, в основном при наличии подозрений в нарушениях, так как грузы обычно идут под пломбой грузоотправителя, что означает его ответственность.

Доковая расписка — документ, подтверждающий судовладельцем или его агентом либо экспедитором факт прибытия груза в порт для отправки на судно. Форма и содержание доковой расписки аналогичны коносаменту. Подписывает ее стивидор по окончании разгрузки.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.