Тема 9. Упаковочные материалыСтр 1 из 2Следующая ⇒
Современная упаковка - это средство или комплекс средств, которые согласно ГОСТ 17527-2003 ·обеспечивает защиту продукции от повреждений и потерь, ·защищает окружающую среду от загрязнений, ·способствует процессу обращения продукции. Процесс обращения включает стадии транспортирования, хранения и реализации продукции. Таким образом, упаковка выполняет следующие функции: ·защитная; ·логистическая; ·маркетинговая; ·информационная. Обычно упаковка состоит из тары и вспомогательного упаковочного средства (крышки, пробки и т.д.). Тара является основным элементом или разновидностью упаковки и представляет собой изделие для размещения и перемещения продукта. Термин "тара" происходит от арабского "tarha", что озна-чает "вычет" и подразумевает соотношение товара с упаковкой и без нее, в современной трактовке - "брутто" и "нетто".
Классификация упаковки, как система соподчиненных признаков, решает задачи систематизации информации об упаковке и имеет как теоретическое, так и прикладное значение. Упаковка характери-зуется большим многообразием классов, видов, типов. В качестве основных традиционно выделяются следующие классификационные признаки: ·назначение; ·материал; ·конструкция; ·способ изготовления. Назначение упаковки принято считать наиболее существенным классификационным признаком. По этому критерию упаковка делится на потребительскую, производственную, транспортную и специальную. Производственная тара и упаковка предназначена для выполнения внутризаводских (внутри- и межцеховых), а также межзаводских перевозок, хранения изделий, полуфабрикатов, материалов и сырья. Транспортная упаковка предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции, она образует самостоятельную транспортную единицу. Потребительская упаковка предназначена для товаров массового потребления; она является частью товара, входит в его стоимость, а после реализации товара переходит в полную собственность покупателя. Специальная упаковка предназначена для защиты от внешних воздействий, влияний климатических факторов при транспортировании и хранении различных изделий. Как правило, специальной упаковке подвергаются крупногабаритные установки, машины, механизмы и приборы. По виду материала тару и упаковку разделяют на выполненную из бумаги или картона, пластмассы, металлов, стекла, керамики и дерева. Бумага и картон являются наиболее часто используемыми упа-ковочными материалами. Главные их достоинства - низкая стоимость и экологическая чистота. Полимерные материалы отличаются хорошими механическими характеристиками, универсальностью и дешевизной. Металлы (преимущественно стали и алюминий) обладают высокой прочностью и термо-уcтойчивостью и применяются для упаковки напитков, консервированных продуктов, аэрозолей. Стекло является химически нейтральным материалом и традиционно широко используется для упаковки жидкостей. Древесина и керамика используются с древнейших времен, однако в настоящее время их применение ограничено. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению ис-пользования полимерных материалов и сокращению применения дерева, металлов, стекла. Классификация тары и упаковки по конструкции осуществляется по ряду признаков. 1.По конструктивной форме тара и упаковка делится на коробки, банки, бутылки, ящики, фляги, бочки, тубы, стаканчики, ампулы, пакеты, сумки, мешки, пеналы, пробирки и т.д. 2.По конструктивному исполнению (компактности) тару и упаковку подразделяют на разборную, неразборную, складную и разборно-складную. 3.По жесткости конструкции, или стабильности формы, упаковку делят на жесткую, полужесткую и мягкую. 4.В зависимости от наличия крышки или другого укупорочного средства тара бывает закрытая и открытая. Различают тару плотную, детали которой соединены между собой без просветов, и решетчатую, детали которой соединены между собой с заданными просветами. 5.По герметичности конструкции упаковка подразделяется на негерметичную и герметичную. Негерметичная упаковка выполняется открытой либо закрыва-ется крышкой или затвором. Герметичная отличается конструкцией, которая обеспечивает непроницаемость для газов и жидкостей. Герметичная упаковка может быть изобарической и изотермической. Герметичная изотермическая упаковка предназначена для хранения продукции при заданной температуре в течение установленного времени. Внутри изобарической упаковки поддерживается заданное давление. Разновидностью изобарической упаковки является аэрозольная тара, снабженная распылительным клапаном. Разновидностями герметичной тары является пыле-, свето-, жиро -, газо- и паронепроницаемая тара. 6.В зависимости от способа изготовления различают выдувную, литьевую, прессованную, термоформованную, сварную полимерные тару и упаковку.
Каким бы новым и оригинальным ни было решение упаковки, оно всегда должно подчиняться требованиям, предъявляемым к упаковываемому товару. Самой же упаковке необходимо обладать определенными свойствами: 1.Защитными, 2.Потребительскими/ 3.Экологическими. 4.Рекламно-эстетическими. Защитные свойства должны обеспечить сохранность продукта с момента упаковки до момента потребления. Они предусматривают защиту продукта от: ·механических, ·физических, ·химических, ·климатических, ·биологических воздействий и предотвращают изменения продукта сверх установленных нормативов. Потребительские свойства включают в себя: ·разнообразие форм и размеров упаковки, ·степень готовности продукта к употреблению, ·удобство обращения с упакованным продуктом, ·удобство потребления, ·возможность переноса упаковки, ·наличие устройств, предотвращающих несанкционированное вскрытие упаковки и осуществляющих контроль за содержимым, ·простоту и надежность повторной укупорки емкостей. Наличие определенных экологических свойств необходимо: ·для обеспечения минимального загрязнения среды использованной упаковкой, ·наиболее эффективной и экономически выгодной утилизации ее отходов. Упаковка - составная часть современной массовой культуры, продукт дизайна, поэтому она должна не только удовлетворять любые, даже изысканные эстетические потребности покупателя, но и формировать эстетический уровень массового потребителя. Рекламно-эстетические свойства упаковки: ·информативность, ·привлечение внимания покупателя, ·стимулирование сделать покупку. Эти свойства продлевают коммерческую жизнь товара, выводят его на рынок, переключают покупательский спрос на обновленную продукцию. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|