Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 9. Упаковочные материалы



Современная упаковка - это средство или комплекс средств, которые согласно ГОСТ 17527-2003

·обеспечивает защиту продукции от повреждений и потерь,

·защищает окружающую среду от загрязнений,

·способствует процессу обращения продукции. Процесс обращения включает стадии транспортирования, хранения и реализации продукции.

Таким образом, упаковка выполняет следующие функции:

·защитная;

·логистическая;

·маркетинговая;

·информационная.

Обычно упаковка состоит из тары и вспомогательного упаковочного средства (крышки, пробки и т.д.).

Тара является основным элементом или разновидностью упаковки и представляет собой изделие для размещения и перемещения продукта. Термин "тара" происходит от арабского "tarha", что озна-чает "вычет" и подразумевает соотношение товара с упаковкой и без нее, в современной трактовке - "брутто" и "нетто".

  Основные классификационные признаки тары и упаковки  

Классификация упаковки, как система соподчиненных признаков, решает задачи систематизации информации об упаковке и имеет как теоретическое, так и прикладное значение.

Упаковка характери-зуется большим многообразием классов, видов, типов. В качестве основных традиционно выделяются следующие классификационные признаки:

·назначение;

·материал;

·конструкция;

·способ изготовления.

Назначение упаковки принято считать наиболее существенным классификационным признаком. По этому критерию упаковка делится на потребительскую, производственную, транспортную и специальную.

Производственная тара и упаковка предназначена для выполнения внутризаводских (внутри- и межцеховых), а также межзаводских перевозок, хранения изделий, полуфабрикатов, материалов и сырья.

Транспортная упаковка предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции, она образует самостоятельную транспортную единицу.

Потребительская упаковка предназначена для товаров массового потребления; она является частью товара, входит в его стоимость, а после реализации товара переходит в полную собственность покупателя.

Специальная упаковка предназначена для защиты от внешних воздействий, влияний климатических факторов при транспортировании и хранении различных изделий. Как правило, специальной упаковке подвергаются крупногабаритные установки, машины, механизмы и приборы.

     

По виду материала тару и упаковку разделяют на выполненную из бумаги или картона, пластмассы, металлов, стекла, керамики и дерева.

Бумага и картон являются наиболее часто используемыми упа-ковочными материалами. Главные их достоинства - низкая стоимость и экологическая чистота.

Полимерные материалы отличаются хорошими механическими характеристиками, универсальностью и дешевизной.

Металлы (преимущественно стали и алюминий) обладают высокой прочностью и термо-уcтойчивостью и применяются для упаковки напитков, консервированных продуктов, аэрозолей.

Стекло является химически нейтральным материалом и традиционно широко используется для упаковки жидкостей.

Древесина и керамика используются с древнейших времен, однако в настоящее время их применение ограничено.

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению ис-пользования полимерных материалов и сокращению применения дерева, металлов, стекла.

Классификация тары и упаковки по конструкции осуществляется по ряду признаков.

1.По конструктивной форме тара и упаковка делится на коробки, банки, бутылки, ящики, фляги, бочки, тубы, стаканчики, ампулы, пакеты, сумки, мешки, пеналы, пробирки и т.д.

2.По конструктивному исполнению (компактности) тару и упаковку подразделяют на разборную, неразборную, складную и разборно-складную.
Разборная тара может разбираться на составляющие части и вновь собираться посредством соединения сочленяющих элементов. Складная тара отличается способностью складываться без нарушения сочленения элементов и вновь раскладываться.

3.По жесткости конструкции, или стабильности формы, упаковку делят на жесткую, полужесткую и мягкую.
Стабильность формы определяется как свойствами материалов, так и особенностями конструкции. Жесткая упаковка не изменяет своей формы и размеров при за-полнении продукцией, способна выдержать внешние механические воздействия при хранении и транспортировке. К жесткой упаковке относят тару из металлов, стекла, дерева, некоторых полимеров. Полужесткая упаковка сохраняет формы и размер только при незначительном нагружении. Полужесткая упаковка изготавливается из плотной бумаги, картона, пластмасс. Мягкая упаковка может менять свои размеры и форму при наполнении продукцией. Она изготавливается из бумаги малой плотно-сти, синтетических пленок.

4.В зависимости от наличия крышки или другого укупорочного средства тара бывает закрытая и открытая. Различают тару плотную, детали которой соединены между собой без просветов, и решетчатую, детали которой соединены между собой с заданными просветами.

5.По герметичности конструкции упаковка подразделяется на негерметичную и герметичную. Негерметичная упаковка выполняется открытой либо закрыва-ется крышкой или затвором. Герметичная отличается конструкцией, которая обеспечивает непроницаемость для газов и жидкостей. Герметичная упаковка может быть изобарической и изотермической. Герметичная изотермическая упаковка предназначена для хранения продукции при заданной температуре в течение установленного времени. Внутри изобарической упаковки поддерживается заданное давление. Разновидностью изобарической упаковки является аэрозольная тара, снабженная распылительным клапаном. Разновидностями герметичной тары является пыле-, свето-, жиро -, газо- и паронепроницаемая тара.

6.В зависимости от способа изготовления различают выдувную, литьевую, прессованную, термоформованную, сварную полимерные тару и упаковку.

Требования к таре и упаковке

Каким бы новым и оригинальным ни было решение упаковки, оно всегда должно подчиняться требованиям, предъявляемым к упаковываемому товару. Самой же упаковке необходимо обладать определенными свойствами:

1.Защитными,

2.Потребительскими/

3.Экологическими.

4.Рекламно-эстетическими.

Защитные свойства должны обеспечить сохранность продукта с момента упаковки до момента потребления. Они предусматривают защиту продукта от:

·механических,

·физических,

·химических,

·климатических,

·биологических воздействий и предотвращают изменения продукта сверх установленных нормативов.

Потребительские свойства включают в себя:

·разнообразие форм и размеров упаковки,

·степень готовности продукта к употреблению,

·удобство обращения с упакованным продуктом,

·удобство потребления,

·возможность переноса упаковки,

·наличие устройств, предотвращающих несанкционированное вскрытие упаковки и осуществляющих контроль за содержимым,

·простоту и надежность повторной укупорки емкостей.

     

Наличие определенных экологических свойств необходимо:

·для обеспечения минимального загрязнения среды использованной упаковкой,

·наиболее эффективной и экономически выгодной утилизации ее отходов.

Упаковка - составная часть современной массовой культуры, продукт дизайна, поэтому она должна не только удовлетворять любые, даже изысканные эстетические потребности покупателя, но и формировать эстетический уровень массового потребителя. Рекламно-эстетические свойства упаковки:

·информативность,

·привлечение внимания покупателя,

·стимулирование сделать покупку.

Эти свойства продлевают коммерческую жизнь товара, выводят его на рынок, переключают покупательский спрос на обновленную продукцию.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.