Главные размерения и коэффициенты полноты
Главными размерениями судна являются длина, ширина, осадка и высота борта. Длина судна - L. Различают: Lквл - длину по конструктивной ватерлинии - расстояние между точками пересечения носовой и кормовой частей конструктивной ватерлинии с диаметральной плоскостью судна. Аналогично определяется длина для любой расчётной ватерлинии LM; Lпп - длину между перпендикулярами. За носовой перпендикуляр (НП) принимают линию пересечения ДП с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовую точку конструктивной ватерлинии судна. За кормовой перпендикуляр (КП) принимают линию пересечения ДП судна с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси баллера с плоскостью конструктивной ватерлинии. При отсутствии баллера за кормовой перпендикуляр судна принимается линия пересечения ДП судна с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей на расстоянии 97 %, длины по КВЛ от носового перпендикуляра; Рис. 4.3. Главные размерения судна Lнб - длину наибольшую - расстояние1, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна (без учета наружной обшивки) в носовой и кормовой оконечностях; Lгб - длину габаритную - расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой ~л кормовой оконечностей судна с учетом постоянно выступающих частей; Ширина судна В. Различают: Вквл - ширину по КВЛ- расстояние, измеренное в наиболее широкой части судна на уровне КВЛ перпендикулярно к ДП без учёта наружной обшивки. Аналогично определяют для любой расчётной ватерлинии ширину по ватерлинии ВВЛ" В - ширину на мидель-шпангоуте - расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте на уровне КВЛ или расчетной ватерлинии без учёта обшивки корпуса; Внб - ширину наибольшую - расстояние, измеренное в наиболее широкой части перпендикулярно к ДП между крайними тачками без учета наружной обшивки; Вгб - ширину габаритную - расстояние, измеренное в наиболее широкой части перпендикулярно к ДП между крайними точками корпуса с учетом выступающих частей; Т - осадка судна - вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости расчетной ватерлинии ВЛ или до плоскости КВЛ . Контроль за посадкой (средней осадкой, дифферентом и креном) во время эксплуатации судна осуществляется по маркам углубления. Марки углубления наносят арабскими цифрами на обоих бортах, форштевне, в районе мидель-шпангоута и на ахтерштевне и обозначают углубление в дециметрах Н - высота борта судна - вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до бортовой линии верхней палубы судна. Под бортовой линией понимается линия пересечения поверхности борта (без учёта обшивки) и верхней палубы (без толщины настила). F - высота надводного борта - это разность между высотой борта и осадкой F=Н – Т. Главные размерения L, В, Н и Т определяют только размеры судна, а их соотношения L/B, B/Т, Н/Т, L/Н и B/Н в известной степени характеризуют форму корпуса судна и оказывают влияние на его мореходные качества и прочностные характеристики. Например, увеличение L/B способствует быстроходности судна, чем больше B/Т, тем оно остойчивее. Дополнительное представление о форме корпуса судна дают безразмерные величины называемые коэффициентами полноты судна.
Коэффициент полноты грузовой ватерлинии (ГВЛ) α- отношение площади ватерлинии S к площади описанного вокруг неё прямоугольника со сторонами L и В: α=S/LB. (4.1.) Коэффициент полноты мидель-шпангоута β - это отношение погруженной части миделя А¤ к площади описанного вокруг неё прямоугольника со сторонами В и Т: β=А¤/ВТ (4.2.) Коэффициент полноты водоизмещения δ- это отношение объемного водоизмещения V к объему параллелепипеда со сторонами L, В и Т: δ= V / LBТ. (4.3.) Коэффициент продольной полноты φ- отношение объёмного водоизмещения V к объему призмы, имеющей основанием площадь мидель шпангоута ш0 и высоту L. φ = V/A¤L = ΔLBT/BTβL =δ/β(4.4.) Коэффициент вертикальной полноты X-отношение объемного водоизмещения V к объему призмы, имеющей основанием площадь конструктивной ватерлинии S и высоту Т: Х= V / ST=ΔLBT/BLαT = δ/α (4.5.) Как и соотношения главных размерений, коэффициенты полноты влияют на мореходные качества судна. Уменьшениеδ, X и φ способствует быстроходности судна, увеличение αповышает остойчивость. Судно характеризуется объемными и массовым, показателями, к числу которых относятся: водоизмещение объёмное V, м.куб - объём подводной части судна и водоизмещение весовое А, т - масса судна: A =ρV, где ρ - плотность воды, т/м3. Каждой осадке судна соответствует определённое объёмное водоизмещение и массовое водоизмещение. Водоизмещение полностью построенного судна, но без запасов, расходных материалов и людей называется водоизмещением порожнего судна. Водоизмещение судна, загруженного по грузовую марку называется водоизмещением судна с полным грузом.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|