Здавалка
Главная | Обратная связь

Общественный контроль



Общественный контроль - это деятельность граждан, объединенных в общественные и иные некоммерческие организации, для осуществления контроля за соблюдением прав и законных интересов лиц, находящихся в местах содержания под стражей и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.

Правовую основу общественного контроля и попечения составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный Кодекс, Федеральный Закон "Об общественных объединениях", другие Федеральные законы и иные не противоречащие им правовые акты Российской Федерации. Общественный контроль осуществляется на принципах законности, гласности, приоритета прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей и осужденных.

Предметом общественного контроля является обеспечение прав и законных интересов лиц, находящихся в местах содержания под стражей и учреждениях, условий их содержания, обращения (в том числе применения наказания), труда, соблюдение требований, касающихся развития несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, прав и обязанностей персонала уголовно-исполнительной системы, а также контроль за выполнением требований и решений по социальной реабилитации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

Формами общественного контроля являются:

· посещение подконтрольного учреждения мест содержания под стражей и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы;

· участие в проводимых в учреждении проверках, в том числе, в составе ведомственной, административной, прокурорской комиссий;

· встречи по жалобам с лицами, содержащимися под стражей и отбывающими уголовное наказание, по условиям содержания, оказание правовой помощи;

· ведение приема, в том числе, в составе наблюдательной комиссии, совместно с представителями должностных лиц учреждения или надзорного органа;

· знакомство с документами, касающимися вопросов условий содержания, применения мер поощрения и наказания, а по обращению от осужденных - с приговором суда, документами по уголовному делу;

· направление запросов, обращений, заявлений, ходатайств по вопросам общественного контроля в органы государственной власти и местного самоуправления, в надзорные органы по вопросам, находящимся в их компетенции;

· подготовка и направление в суд жалоб и исковых заявлений, выступления в суде по доверенности в защиту законных интересов и прав лиц, содержащихся под стражей и отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы.

· информирование общественности, в т.ч. через средства массовой информации о результатах проверок, об условиях содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, отбывающих уголовное наказание, связанное с лишением свободы.

Организационные формы участия общественных объединений в работе с осужденными самые различные. К ним можно отнести: наблюдательные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; попечительские советы; советы общественности воспитательных колоний; общественные инспектора по исправительным работам; советы воспитателей отрядов в исправительных колониях.

Активная работа общественных объединений по указанным выше формам представляет собой важное направление социального контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Обычно депутаты посещают учреждения либо по жалобам отбывающих наказание, либо для общего ознакомления с условиями содержания осужденных. Замечания и пожелания депутатов и других уполномоченных лиц должны быть во всех случаях рассмотрены и, по возможности, учтены в работе учреждения. В случае официального запроса депутата ему должен быть дан ответ в установленный срок.

С конца 80-х годов появился ряд правозащитных организаций, которые провозгласили своей задачей защиту прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Чаще всего эти организации создавались бывшими осужденными, иногда членами их семей. Среди инициаторов были и ранее судимые за особо опасные государственные преступления, впоследствии реабилитированные, и лица, осужденные за общеуголовные преступления. Многие из этих лиц исходят из благих намерений помочь тем, кто находится в местах лишения свободы, добиться улучшения их положения, соблюдения их прав. Другие обеспокоены положением освобожденных от наказания, их трудностями в трудовом и бытовом устройстве. Третьи стремятся оказать помощь родственникам тех, кто отбывает наказание.

Важную роль играет Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и Уполномоченный по правам человека. Одно из направлений их работы - соблюдение прав человека в учреждениях пенитенциарной системы.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания, путем защиты прав и законных интересов лиц, подпадающих в сферу деятельности уголовно-исполнительной системы, а именно, осужденных, их родственников, сотрудников персонала.

Деятельность Уполномоченного в этой сфере регламентирована Федеральным конституционным законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, частично УИК РФ и Законом Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”.

В соответствии с указанными законодательными актами Уполномоченный принимает и рассматривает жалобы на нарушения прав человека от граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан, в том числе от находящихся в местах принудительного содержания, под которыми понимаются места исполнения наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части.

Важной формой контроля Уполномоченного является его посещение исправительных учреждений и ознакомление на месте с условиями отбывания наказания осужденными. Эта форма контроля особенно действенна при массовых или грубых нарушениях прав человека при исполнении наказания, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 10.06.2008 N 76-ФЗ "ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ И О СОДЕЙСТВИИ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ"

Регламентирован порядок участия общественных организаций в осуществлении контроля за деятельностью учреждений пенитенциарной системы

Принят Закон, устанавливающий правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Определены цели и принципы общественного контроля и содействия работе общественных объединений, порядок наделения (приостановления, прекращения) полномочиями общественных наблюдательных комиссий и их членов; установлены формы деятельности таких комиссий, а также формы содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Установлен порядок принятия мер по результатам мероприятий общественного контроля, а также порядок осуществления надзора за деятельностью субъектов осуществления контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года.

 

Задание 9.

Какие лица имеют право без специального разрешения посещать воспитательные колонии, каковы их полномочия по контролю за исполнением наказания в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы?

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.