Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальная защита психически больных лиц в области регулирования трудовых отношений



 

Конституционное право на труд принадлежит каждому, согласно ст. 37 Основного закона страны. Трудовой кодекс РФ в ст. 3 запрещает дискриминацию в сфере труда. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений и предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, страдающие психическими расстройствами, по общему правилу, не ограничиваются в трудовых правах. Следует подчеркнуть, что признание лица недееспособным в силу психического расстройства, осуществляемое по правилам ГК РФ и ГПК РФ, касается только гражданской дееспособности и не влияет на объем трудовой правосубъектности данного лица. Поскольку трудовые обязанности можно выполнять только лично, можно сделать вывод о том, что лицо, признанное недееспособным, может выступать субъектом трудовых правоотношений, за исключением правовых связей, которые возникают между работником и работодателем по поводу получения заработной платы. В данном случае право недееспособного работника на получение заработной платы должен реализовать его опекун в соответствии с общими требованиями гражданского законодательства.

Значение реализации трудовой правосубъектности для лиц, страдающих психическими расстройствами, обусловлено не только необходимостью самообеспечения, но и реабилитационным по своей правовой природе характером труда для таких категорий граждан. Трудовая деятельность не только позволяет человеку сохранить свой социальный статус, но и оказывает положительное влияние на терапию психического заболевания.

Между тем в условиях рыночной экономики ситуация на рынке труда не всегда позволяет обеспечить реализацию и защиту прав психически больных лиц. Как отмечается в докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ за 2000 г., трудоустройство граждан, страдающих психическими расстройствами, в настоящее время практически невозможно. Они почти вытеснены из сферы производства. Прежде для трудоспособных психически больных людей создавали специальные цеха на предприятиях. Подобная реабилитация была эффективной, а изделия отправлялись даже на экспорт. Сейчас многие предприятия прекратили сотрудничество с учреждениями, оказывающими психиатрическую помощь гражданам. В существующих при учреждениях лечебно-производственных мастерских резко сократился ассортимент работ. Для социальной адаптации нужны реабилитационные центры, но даже в столице их недостаточно. Информация общественных организаций, в частности Общества родственников душевнобольных "Поддержка", указывает на невозможность найти работу даже для тех больных, которые социально адаптированы. Специальная биржа труда в Москве для инвалидов "Оазис - труд" таких больных не регистрирует. Будучи отстраненными от трудовой жизни, люди лишаются приобретенных навыков, усугубляются их заболевания.

Особенности правового статуса психически больных в сфере трудовых правоотношений можно проанализировать исходя из двух условий: во-первых, с точки зрения ограничений при приеме на работу и, во-вторых, в процессе трудовой деятельности.

ТК РФ запрещает необоснованный отказ в приеме на работу (ст. 64). По требованию лица, которому было отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в судебном порядке. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" подчеркивается, что обоснованным признается отказ в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами работника. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что под деловыми качествами работника следует понимать, в частности, способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования и т.д.). Таким образом, отказ в приеме на работу в связи с наличием заболевания, в том числе психического, должен быть обоснован работодателем с точки зрения невозможности выполнения определенной трудовой функции.

Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона. Например, для выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности, Закон о психиатрической помощи устанавливает противопоказания, имеющие характер правоограничений для лиц, страдающих теми или иными психическими заболеваниями. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний был утвержден постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. и впоследствии подвергался дополнениям. Так, постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. был установлен запрет задействовать лиц, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, на работах, связанных с культивированием наркосодержащих растений, а также на работах, непосредственно связанных с оборотом этих средств, и т.п.

Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для указанных выше работ являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с пароксизмальными расстройствами. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально. Общим функциональным исследованием, которое применяется ко всем лицам, в отношении которых решается вопрос о допуске к определенным работам, является электроэнцефалография. В отношении отдельных видов деятельности установлены дополнительные противопоказания и дополнительные виды обследования. Возможна также индивидуальная оценка профессиональной пригодности, в том числе основанная на проведении функциональных проб.

Гражданин может быть временно (на срок не более 5 лет с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов деятельности на основании заключения врачебной комиссии, уполномоченной на то органом здравоохранения. Такое заключение выносится исходя из оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний. Полномочия по решению вопроса о допуске к соответствующим видам деятельности передаются ведомственным медицинским комиссиям (например, на железнодорожном, водном или воздушном транспорте), клинико-экспертным комиссиям психиатрических учреждений или комиссиям, создаваемым в учреждениях МСЭ.

В качестве ограничения права на выбор формы реализации права на труд можно рассматривать также освидетельствование лиц, поступающих на военную службу или службу в правоохранительных органах. Такие ограничения устанавливаются в процессе проведения военно-врачебной экспертизы. Военно-врачебная экспертиза - это вид медицинской экспертизы, которая проводится в мирное и военное время в целях определения категории годности граждан РФ по состоянию здоровья к военной службе, службе в органах внутренних дел, а также для определения причинной связи увечий (ранений, травм, контузий) и заболеваний у граждан с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах внутренних дел.

Положение о военно-врачебной экспертизе было утверждено постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. Для ее проведения в Вооруженных Силах, федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, создаются военно-врачебные и врачебно-летные комиссии. В отдельных случаях военно-врачебные комиссии (далее - ВВК) могут создаваться в медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Законодательство предусматривает создание штатных и нештатных военно-врачебных и врачебно-летных комиссий. Так, штатными комиссиями являются Центральные ВВК и ВЛК Министерства обороны РФ, ВВК военных округов, флота, флотилии, Военно-медицинской академии и т.д. Нештатные комиссии могут быть постоянно действующими (например, госпитальные и гарнизонные ВВК, комиссии военных комиссариатов районов, городов без районного деления, иных муниципальных образований и т.д.) и временно действующими (ВВК военно-учебных заведений, ВВК для медицинского освидетельствования граждан, призванных на военную службу и прибывших к месту службы, и др.) (п. 3-5 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. приказом Минобороны России от 20 августа 2003 г.).

На ВВК возлагаются организация и проведение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, обучающихся в военных образовательных учреждениях, проходящих службу либо уволенных с нее, и т.д., а также определение причинной связи заболеваний и травм с прохождением военной службы и решение других вопросов. Медицинское освидетельствование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, получивших в период военной службы (службы в органах) увечье, заболевание, проводится для определения категории годности их к военной службе (службе в органах) при определившемся врачебно-экспертном исходе.

Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) вынести заключение о категории годности к военной службе (службе в органах) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению этой категории годности.

Под освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на данный момент в целях определения их годности к военной службе обучению по военно-учетной специальности и для разрешения иных вопросов, с вынесением письменного заключения. Заочное освидетельствование, по общему правилу, запрещается. Заключение ВВК действительно в течение года с момента освидетельствования. Решения ВВК могут быть обжалованы в вышестоящие комиссии или в суд.

Медицинские учреждения должны по запросам военных комиссаров сообщать сведения о гражданах, состоящих на учете (наблюдении) по поводу наркомании, алкоголизма, токсикомании, ВИЧ-инфицирования, а также представлять медицинские карты таких больных. Лица, ознакомленные со сведениями, составляющими врачебную тайну, несут ответственность за их разглашение. По окончании освидетельствования военные комиссариаты возвращают указанные документы в лечебные учреждения.

При проведении военно-врачебной экспертизы комиссии руководствуются требованиями к состоянию здоровья, под которыми понимаются медицинские показатели, характеризующие состояние здоровья граждан и категории их годности к военной службе. Эти требования составлены в табличной форме и являются приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе. В таблице есть следующие главы: статьи расписания болезней, наименование болезней, категории годности к военной службе и пояснения к применению статей расписания болезней. Наряду с другими видами заболеваний в названном нормативном акте указываются и психические расстройства.

Освидетельствование граждан ВВК проводится в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу. Медицинское освидетельствование проводится врачами следующих специальностей: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а при необходимости также и другими. Врач, который руководит работой врачей-специалистов по медицинскоему освидетельствоанию призывников, включается в состав призывной комиссии, создаваемой в районе, городе без районного деления и прочих муниципальных образованиях. В состав призывных комиссий субъекта РФ входят непосредственно врачи-специалисты. Призывные комиссии субъекта РФ организуют медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.

По результатам освидетельствования дается заключение о категории годности к службе. Установлены пять категорий годности: "А" - годен к военной службе; "Б" - годен с незначительными ограничениями (такие лица не могут проходить службу в воздушно-десантных войсках, на флоте); "В" - ограниченно годен; "Г" - временно не годен; "Д" - не годен. Решение о призыве на службу принимается с учетом заключения военно-врачебной экспертизы о категории годности. Следует подчеркнуть, что гражданин обязан пройти освидетельствование, которое является составной частью призыва (ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). В соответствии со ст. 21.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях уклонение от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1/2 до 5 МРОТ.

В случае невозможности получить медицинское заключение гражданин может быть направлен на амбулаторное или стационарное обследование в лечебные учреждения, расположенные на соответствующей территории. При необходимости могут быть проведены лечебно-оздоровительные мероприятия.

Освидетельствованию подлежат также лица, поступающие на военную службу по контракту, граждане, поступающие в кадетские корпуса и военно-учебные заведения, а в ряде случаев - военнослужащие (например, в случае болезни) и лица, пребывающие в запасе.

Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, а также алкоголизм, наркомания, токсикомания включены в Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, который был утвержден постановлением Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г.

Если психическое расстройство возникло или было выявлено у работника в период действия трудового договора, то могут наступать правовые последствия, дифференцированные в зависимости от того, насколько наличие заболевания влияет на выполнение трудовых обязанностей.

Во-первых, если согласно медицинскому заключению работнику потребуется перевод на другую работу, от которого он откажется, то возможно прекращение трудового договора по п. 8 ст. 77 ТК РФ.

Во-вторых, в случае обнаружения несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, возможно расторжение трудового договора по подп. "а" п. 3 ст. 81 ТК РФ. Увольнение по этому основанию допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу. Если работник обратится в суд с иском о восстановлении на работе, работодатель обязан будет представить доказательства, подтверждающие, что состояние здоровья работника в соответствии с медицинским заключением препятствовало надлежащему исполнению работником своих трудовых обязанностей. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что если работник надлежащим образом выполняет свои трудовые обязанности, но при этом обнаружится, что он нуждается в соответствии с медицинским заключением в предоставлении ему другой работы вследствие того, что выполняемая работа ему противопоказана или опасна для коллектива работников или обслуживаемых им граждан, в силу ч. 2 ст. 72 ТК РФ при отказе работника от перевода на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, либо отсутствии в организации соответствующей работы трудовой договор прекращается по п. 8 ст. 77 ТК РФ.

В-третьих, если работник будет признан полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением, трудовой договор прекращается на основании п. 5 ст. 83 ТК РФ. Следует заметить, что ни Кодекс, ни постановление Пленума Верховного Суда, ни подзаконные акты не разъясняют, какие медицинские учреждения и в каком порядке должны выдавать подобные заключения. Логично предположить, что такие заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности должны выдавать учреждения МСЭ согласно названному выше нормативному акту. Полная неспособность к трудовой деятельности, в том числе в специально создаваемых условиях, а также противопоказанность трудовой деятельности служат основанием для установления III степени ограничения способности к трудовой деятельности. При этом медико-социальная экспертная комиссия исходит из имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков, а способность к трудовой деятельности оценивает комплексно с учетом способности к воспроизведению знаний и навыков в виде продуктивного труда, к осуществлению трудовой деятельности на рабочем месте, к взаимодействию с другими людьми в процессе труда, к мотивации труда, к соблюдению рабочего графика и т.д.

В интересах охраны психического здоровья граждан при работе с наркотическими средствами и психотропными веществами некоторые ограничения и специальные правила были установлены Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. были утверждены Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. Такой допуск осуществляется руководителями организаций, учреждений и предприятий независимо от организационно-правовой формы. Таким категориям работников должны разъяснить требования законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах. В трудовой договор, заключаемый с ними, включаются взаимные обязательства сторон, связанные с оборотом соответствующих средств. Не допускаются к таким видам работ несовершеннолетние, лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление, либо за преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков (в том числе лица, которым было предъявлено обвинение в совершении таких преступлений), больные наркоманией, токсикоманией и хроническим алкоголизмом, а также лица, признанные в установленном порядке непригодными к выполнению работ, связанных с оборотом наркотиков. В целях получения необходимых сведений кадровая служба предприятия обращается с запросами в органы внутренних дел, в учреждения здравоохранения. Направлять граждан за этими документами не допускается. На основании полученных сведений отдел кадров составляет письменное заключение о возможности допуска лица к таким видам работ, которое утверждается руководителем, после чего подписывается трудовой договор (контракт). Выяснение указанных выше обстоятельств, препятствующих выполнению таких видов работ, является основанием расторжения трудового договора. Студенты образовательных учреждений в ходе учебного процесса могут работать с наркотическими веществами лишь в присутствии лица, имеющего соответствующий допуск. Статья 59 Закона предусматривает повышенную материальную ответственность (в размере 100-кратного размера прямого действительного ущерба) работника, если неисполнение или ненадлежащее исполнение им трудовых обязанностей повлекло хищение либо недостачу наркотических средств или психотропных веществ.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.