Здавалка
Главная | Обратная связь

Допуск к профессиональной деятельности в области психиатрии



 

Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а право на занятие определенными видами деятельности, перечень которых определяется Минздравом России, - также сертификат специалиста.

Профессиональное образование специалистов с высшим медицинским или фармацевтическим образованием осуществляется в два этапа:

1) додипломная (общеврачебная) подготовка сроком в 6 лет;

2) последипломная (собственно профессиональная) подготовка, которая может охватывать период от одного до четырех лет в зависимости от избранной специальности.

На додипломном этапе подготовка проводится согласно Государственным образовательным стандартам по семи специальностям: лечебное дело; педиатрия; медико-профилактическое дело; стоматология; фармация; сестринское дело и валеология. Медицинские вузы, откликаясь на запросы практики, осуществляют подготовку по таким новым направлениям, как социальная работа и реабилитация, спортивная медицина, медицинская психология, медицина катастроф, менеджмент и маркетинг в здравоохранении и др. Этот этап в подготовке специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием завершается проведением итоговой государственной междисциплинарной аттестации. Она включает в себя аттестационное тестирование, которое проводится по типовым заданиям, утверждаемым Минздравом России, на основе единого банка междисциплинарных аттестационных заданий, охватывающих содержание различных дисциплин (гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, медико-биологических, медико-профилактических, клинических). Задания включают в себя как теоретическую (например, тестовые задания), так и практическую часть (решение ситуационных задач, например фрагмент истории болезни, эпикриза, экспертное заключение и т.п.). За аттестационным тестированием следует практический этап, предполагающий оценку профессиональной подготовки выпускников по их умениям и навыкам. Этот этап осуществляется в лечебно-профилактических учреждениях и на выпускающих кафедрах. Завершающий этап аттестации выпускника - это итоговое собеседование. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, образовательным учреждением профессионального образования выдается диплом - документ об уровне образования и специальности. Диплом необходим при приеме на работу в учреждения здравоохранения на должности медицинского персонала.

Лица, окончившие высшие медицинские образовательные учреждения, при получении диплома в торжественной обстановке дают клятву врача. Ее содержание закреплено в ст. 60 Основ законодательства об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона от 20 декабря 1999 г.): "Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины".

Факт дачи клятвы врача удостоверяется подписью под соответствующей отметкой в дипломе с указанием даты. Основы предусматривают, что за нарушение клятвы врачи несут ответственность, установленную законодательством. Проблема заключается в том, что конкретные меры такой ответственности законодательством не предусмотрены. Это делает невозможным привлечение к ответственности врача, нарушившего свои моральные обязательства, и тем самым нивелирует деонтологическое и юридическое значение клятвы врача.

Последипломное образование призвано обеспечить подготовку выпускников медицинских и фармацевтических вузов к самостоятельной профессиональной деятельности; повышение квалификации практических врачей; переподготовку специалистов с учетом изменения ситуации на рыке труда; подготовку специалистов к аттестации, а также внедрение в практику здравоохранения новых прогрессивных технологий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Оно осуществляется в следующих формах:

интернатура (1 год) (на кафедре, на ее клинических базах);

ординатура для углубленного изучения специальности (на клинических базах) (2-3 года);

подготовка по одной из образовательно-профессиональных программ (1-4 года);

переподготовка врачей всех специальностей в целях повышения квалификации и сдачи экзамена на соответствующую квалификационную категорию (вторую, первую или высшую) (организуется различными по продолжительности и формам циклами обучения);

аспирантура или докторантура для подготовки специалистов высшей квалификации для медицинской науки и образования (в пределах трех лет).

Положение о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности было утверждено приказом Минздравмедпрома России от 19 декабря 1994 г. Оно было отменено приказом Министерства здравоохранения от 11 января 2000 г. в связи с тем, что не прошло регистрации в Министерстве юстиции (письмо Минюста от 5 ноября 1999 г.). В настоящее время на практике применяется утвержденный приказом Минздрава СССР от 13 июля 1989 г. Перечень высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью. В нем предусматриваются наименования учебных заведений, полученные специальность, квалификация либо срок обучения и соответствующие им должности, которые могут быть замещены специалистами по окончании обучения. Министерство осуществляет подготовку нового нормативного акта о допуске к профессиональной деятельности в здравоохранении.

В действовавшем ранее акте довольно подробно регулировался порядок допуска, получения сертификата специалиста. Лица, окончившие высшие медицинские и фармацевтические учебные заведения, могли получить разрешение на право заниматься определенными видами профессиональной деятельности после прохождения полного курса обучения в соответствии с программой послевузовского профессионального образования (докторантура, аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (первичная специализация - интернатура) и получения сертификата специалиста. Лица, окончившие средние медицинские и фармацевтические учебные заведения, могли получить разрешение на осуществление профессиональной деятельности на основании диплома о профессиональном образовании и квалификации, а на занятие теми видами деятельности, которые требуют дополнительной подготовки, - после прохождения курсов специализации и получения сертификата специалиста. Лица, не завершившие высшего образования по указанному профилю и получившие справку установленного образца, могли заниматься профессиональной деятельностью под контролем специалиста при соблюдении установленных законодательством условий. Так, лица, окончившие четыре курса высшего медицинского учебного заведения по специальностям "лечебное дело", "педиатрия" или три курса по специальности "сестринское дело", вправе были замещать должности медицинских сестер всех наименований, инструкторов, рентгенолаборантов, медицинских статистиков и т.д.

При невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случае высвобождения медицинские и фармацевтические работники направляются на переподготовку руководителем учреждения здравоохранения или органом управления здравоохранения, а также службой занятости. При направлении на переподготовку учитывается предшествующее ей базовое образование. Желательно принимать во внимание, кроме того, возможности трудоустройства по приобретаемой специальности.

Медицинские и фармацевтические работники, не работавшие по своей специальности более пяти лет, допускались к профессиональной деятельности после дополнительной подготовки или переподготовки и подтверждения сертификата специалиста либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Направление специалистов на дополнительную подготовку или переподготовку производилось территориальными органами управления здравоохранением и аптечной службой по представлению руководителя учреждений и организаций. На время дополнительной подготовки специалист зачислялся в учреждение здравоохранения или аптечной службы на должности врача (провизора)-стажера. Время дополнительной подготовки засчитывается в стаж работы по специальности и в стаж непрерывной работы, дающий право на надбавку к окладу или тарифной ставке. Материальное обеспечение иногородних лиц во время подготовки или переподготовки осуществлялось направившим учреждением по нормам, установленным для иногородних слушателей курсов повышения квалификации.

По окончании дополнительной подготовки или переподготовки специалисты сдавали экзаменационной квалификационной комиссии экзамены по специальности. Сдавшим экзамен выдавался или подтверждался сертификат специалиста. В аналогичном порядке осуществлялся допуск к профессиональной деятельности работников со средним образованием, не работавшим по своей специальности более пяти лет. Лицам, не выдержавшим экзамен, выдавалась соответствующая справка. Врачи и провизоры могли при этом работать в должностях стажеров, а средние медицинские и фармацевтические работники - на должностях, соответствующих их базовому образованию.

Сертификат специалиста - это документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. Сертификат выдается государственными медицинскими (фармацевтическими) образовательными и научно-исследовательскими учреждениями, осуществляющими последипломную подготовку врачей, фармацевтических работников и среднего медперсонала. Право на выдачу сертификатов на основании проверочных испытаний предоставлено также профессиональным медицинским и фармацевтическим ассоциациям, если они имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности. Сертификат действует на всей территории России и подтверждается каждые пять лет после соответствующей подготовки. Специалист может иметь несколько сертификатов. Для получения сертификата работник должен представить заявление, копии диплома об окончании учебного заведения соответствующего профиля, диплома или удостоверения о прохождении специализации или повышении квалификации (диплома о присвоении квалификации исследователя по окончании аспирантуры либо диплома о присуждении ученой степени, присвоении ученого звания), а также копии ранее выданных сертификатов и выписку из трудовой книжки.

Порядок допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в других государствах, утвержден постановлением Правительства РФ от 7 февраля 1995 г.*(5). Органы управления образованием по согласованию с Минздравом России устанавливают эквивалентность образования. Эти лица также должны успешно сдать специальные экзамены в соответствующих учебных заведениях, получить сертификат специалиста, а в необходимых случаях и лицензию.

Для занятия определенными видами медицинской деятельности, перечень которых определяется Министерством здравоохранения, необходима также лицензия. Она представляет собой документ государственного образца, выдаваемый лицензионными комиссиями, которые создаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Лицензия разрешает специалисту с учетом его образования, полученных специальности и квалификации, последипломной подготовки осуществлять те или иные виды профессиональной деятельности на конкретных должностях.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.