Здавалка
Главная | Обратная связь

Обязательное страхование медицинских работников и иных специалистов, принимающих участие в оказании психиатрической помощи



 

Согласно ст. 64 Основ для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной или муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное государственное страхование жизни и здоровья. Перечень должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью, должен утверждаться Правительством РФ.

Размер и порядок обязательного страхования определяются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (в зависимости от того, в учреждении какого уровня подчиненности трудится медицинский работник). На наш взгляд, эта норма Основ вступает в противоречие с нормами гражданского законодательства и не соответствует ст. 71 Конституции РФ, согласно которой гражданское законодательство является предметом исключительного ведения Российской Федерации. Должен быть принят федеральный закон, который установит условия обязательного страхования жизни и здоровья медицинских работников, в том числе врачей-психиатров.

Согласно ст. 22 Закона о психиатрической помощи, врачи-психиатры, иные специалисты, медицинский и другой персонал учреждений здравоохранения, участвующие в оказании психиатрической помощи, подлежат:

- обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством РФ;

- обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством РФ.

Если порядок и условия обязательного страхования жизни и здоровья названных субъектов на сегодняшний момент не определены, то обязательное социальное страхование урегулировано Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Задачами социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - от профессионального риска) являются:

обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного лица при исполнении им трудовых обязанностей;

обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Необходимо подчеркнуть, что, в отличие от других видов социального страхования, страхование от профессиональных рисков имеет предупредительную направленность, основанную на обеспечении экономической заинтересованности субъектов. Это единственный вид социального страхования, в котором применяются дифференцированные тарифы страховых взносов в зависимости от класса профессионального риска. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 1999 г. N 975 (в ред. от 26 декабря 2001 г.) здравоохранение (включая лечебно-профилактические, больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-клинические учреждения, учреждения скорой и неотложной медицинской помощи и переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, а также санаторно-курортные, санитарно-эпидемиологические учреждения и учреждения судебно-медицинской экспертизы) отнесено к первому классу, а санитарно-профилактические учреждения - ко второму классу профессионального риска. Предусмотрена возможность установления скидок и надбавок к страховым тарифам. Введение обязательного социального страхования рассматриваемого вида не исключает осуществления добровольного коллективного страхования от профессиональных рисков.

Объектом этого вида страхования, как предусмотрено в указанном Законе, являются имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Более глубокий анализ положений Закона приводит к выводу о том, что фактически объектом выступает ответственность работодателя за причинение вреда работнику при исполнении трудовых обязанностей.

В категорию застрахованных входят физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключаемого со страхователем, а также осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду. Для указанных лиц рассматриваемое социальное страхование является обязательным, в то время как для тех, кто выполняет работы по гражданско-правовым договорам, оно может быть охарактеризовано как условно-обязательное, поскольку осуществляется лишь при условии, что договором предусмотрена обязанность страхователя уплачивать страховые взносы. В противном случае возмещение вреда застрахованному должно осуществляться его причинителем (ч. 3 ст. 8). Очевидно, более правильно было бы говорить о возмещении этого вреда работодателем, точнее, противоположной стороной договора.

Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая. Таковым является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение соответствующих обязательств у страховщика. В самом общем виде можно выделить две группы страховых случаев:

1) несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им трудовых обязанностей и в иных установленных законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределам, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;

2) профессиональное заболевание - предусмотренное специальным Списком хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредных производственных факторов и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Страховые случаи подлежат расследованию. Расследование несчастных случаев на производстве регулируется нормами Трудового кодекса РФ (ст. 227-231). Устанавливаются специальные правила расследования групповых, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом. По результатам расследования оформляется акт, в котором должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, указаны лица, допустившие нарушения требований по охране труда. Если будет установлена грубая неосторожность застрахованного, содействовавшая возникновению или увеличению размера вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень его вины в процентах, определенная комиссией по расследованию несчастного случая.

Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний утверждено постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967*(8). Расследованию и учету подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя.

К работникам относятся лица, выполняющие работу по трудовому договору (контракту) либо по гражданско-правовому договору, студенты образовательных учреждений, работающие во время практики в организациях по трудовому договору, лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Под острым профессиональным заболеванием понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня или одной смены) воздействия на работника вредного производственного фактора, повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Хроническим признается заболевание, являющееся следствием длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Так, для медицинского персонала профессиональными заболеваниями могут быть признаны неврозы, возникшие вследствие длительного непосредственного обслуживания психически больных, аллергические заболевания, к возникновению которых может приводить действие лекарственных препаратов, применяемых в психиатрической практике (нейролептиков, препаратов брома, гормональных препаратов и т.д.).

В зависимости от того, является ли заболевание острым или хроническим, различаются и правила их расследования. Так, если поставлен предварительный диагноз - острое профессиональное заболевание или отравление, учреждение здравоохранения обязано в течение суток направить экстренное извещение в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора и сообщение работодателю.

Центр санитарно-эпидемиологического надзора в течение суток приступает к выяснению обстоятельств и причин возникновения заболевания, по результатам которого составляется санитарно-гигиеническая характеристика условий труда, которая затем направляется в учреждение здравоохранения, оказывающее медицинскую помощь пострадавшему. При расследовании хронических профессиональных заболеваний установлены более продолжительные сроки (соответственно, три дня и две недели). Кроме того, лица, которым был установлен предварительный диагноз "хроническое профессиональное заболевание", в месячный срок направляются на амбулаторное или стационарное обследование в специализированное учреждение - Центр профессиональной патологии (клиника или отдел профессиональных заболеваний), которое устанавливает окончательный диагноз. Соответствующее извещение направляется работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного. Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания выдается работнику под расписку и направляется страховщику и в учреждение здравоохранения.

Установленный диагноз профессионального заболевания может быть изменен или отменен центром профессиональной патологии на основании дополнительных исследований и экспертизы. Особо сложные случаи рассматриваются в Центре профессиональной патологии Министерства здравоохранения.

Работодатель обязан организовать расследование причин и обстоятельств возникновения профессиональных заболеваний, по результатам которого оформляется акт о случае профессионального заболевания и издается приказ о конкретных мерах по предупреждению профессиональных заболеваний.

Страхователь обязан в течение суток со дня наступления страхового случая сообщать о нем страховщику. Фонд социального страхования РФ и его исполнительные органы имеют право проверять эту информацию, назначать и проводить экспертизу страховых случаев, давать рекомендации по предупреждению их наступления. Целью проведения страховщиком экспертизы страхового случая является установление обоснованности и правомерности признания несчастного случая на производстве или профессионального заболевания при их расследовании в установленном порядке страховым случаем, влекущим возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию*(9).

Одним из видов обеспечения по страхованию является пособие по временной нетрудоспособности, которое выплачивается в размере 100% среднего заработка работника за весь период временной нетрудоспособности до его выздоровления или установления инвалидности. Пособие назначается и выплачивается в порядке, предусмотренном Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. Следует обратить внимание на то, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный Федеральным законом от 11 февраля 2002 г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", соответствующие нормы которого действовали и в 2003 г., к пособиям, назначаемым в связи с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями, не применяется*(10).

Обеспечение может предоставляться в виде страховых выплат. Они назначаются застрахованному, если по заключению МСЭ результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности, либо лицам, имеющим на них право в соответствии с законом, если результатом страхового случая стала смерть застрахованного лица.

Круг лиц, имеющих право на обеспечение по страхованию, определяется аналогично пенсионному законодательству, но с некоторыми особенностями. В него включаются нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; ребенок умершего, родившийся после его смерти; один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет либо хотя и достигшими этого возраста, но нуждающимися в уходе по заключению бюро МСЭ или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения. Если члены семьи, осуществлявшие уход, в этот период становятся нетрудоспособными, то они сохраняют право на получение страховых выплат и после окончания ухода за этими лицами. Право на обеспечение имеют также лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти. По решению суда такое право может быть предоставлено нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, но часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию. Положения п. 2 ст. 7 Закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве должны толковаться в системе с положениями п. 3 данной статьи, который устанавливает период предоставления иждивенцам умершего работника страхового обеспечения. Предусматривается, что несовершеннолетним страховые выплаты выплачиваются до достижения возраста 18 лет, а учащимся старше этого возраста - до окончания обучения, но не более чем до 23 лет. Лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, страховые выплаты назначаются пожизненно, инвалидам - на срок инвалидности, а одному из родителей (супругу, другому члену семьи), который не работает и занимается уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями, сестрами, - до достижения последними возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья.

Страховые выплаты делятся на единовременные и ежемесячные. Их размер для застрахованного лица определяется исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности.

Степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах устанавливается учреждением МСЭ в соответствии с Положением, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 789. Если у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности 100%.

Пострадавшему, который может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90%. Если он может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации (с уменьшением объема выполняемой работы) или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60%. Степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30% устанавливается пострадавшему, который может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, а также в случае, если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде. В любом случае степень утраты профессиональной трудоспособности не может превышать 100%.

Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний были утверждены постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г.*(11). Основным методологическим принципом экспертизы профессиональной трудоспособности пострадавшего является совокупный анализ следующих критериев:

клинико-функциональных;

характера профессиональной деятельности (квалификации, качества и объема труда, способности к его выполнению);

категории и степени ограничений жизнедеятельности.

Например, как отмечалось выше, пострадавшим с выраженными нарушениями функций организма устанавливается в зависимости от уровня снижения квалификации и возможности использования профессиональных знаний и навыков при выполнении работы в специально созданных производственных условиях степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90%. Так, в случаях, когда пострадавший, ранее выполнявший квалифицированную работу в обычных производственных условиях, может выполнять только неквалифицированные виды труда в специально созданных производственных условиях, устанавливается 90% утраты профессиональной трудоспособности. Если пострадавший может выполнять в специально созданных производственных условиях работу более низкой квалификации с учетом профессиональных знаний и навыков, устанавливается 80% утраты трудоспособности. Пострадавшему, который может выполнять в специально созданных производственных условиях работу по профессии, предшествующей страховому случаю, устанавливается 70% утраты профессиональной трудоспособности.

При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего учреждение МСЭ определяет также нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и составляет программу реабилитации.

Переосвидетельствование пострадавшего проводится в аналогичном порядке. Срок переосвидетельствования пострадавшего при определении степени утраты профессиональной трудоспособности устанавливается через шесть месяцев, один год или два года на основе оценки состояния здоровья пострадавшего и прогноза развития его компенсаторных и адаптационных возможностей. В ряде случаев степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего устанавливается бессрочно. Если срок очередного переосвидетельствования пропущен, степень утраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период устанавливается при наличии направления работодателя (страхователя), страховщика либо постановления суда (судьи).

Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на соответствующий год. В 2005 г. размер единовременной страховой выплаты определялся в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного исходя из суммы 43,2 тыс. рублей.

Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. В 2005 г. размер ежемесячной страховой выплаты не мог превышать 33 тыс. рублей.

При подсчете среднего заработка учитываются все виды оплаты труда как по основному месту работы, так и по совместительству, за исключением выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и др.). Средний заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы, предшествующих наступлению страхового случая или утрате либо снижению его трудоспособности (по выбору застрахованного лица), на 12. Если средний заработок определяется из сумм заработка, полученных до 1 января 2000 г., то последние подлежат индексации в соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г.*(12). Установлены также и льготные правила подсчета. Так, размер среднего заработка застрахованного, не достигшего 18-летнего возраста, не может быть ниже величины прожиточного минимума в целом по РФ.

При определении размера ежемесячных страховых выплат, назначаемых застрахованному лицу, учитывается его вина. Если комиссия по расследованию страхового случая установит, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то ежемесячная страховая выплата уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25%. Степень вины устанавливается комиссией в процентах и указывается в акте о страховом случае. Вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит.

В случае смерти работника размер ежемесячной выплаты определяется исходя из его среднего заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных членов семьи, не имеющих права на возмещение вреда. Для определения размера ежемесячных выплат каждому лицу, имеющему на них право, общий размер указанных выплат делится на число таких лиц.

По общему правилу, размер назначенной ежемесячной выплаты в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности или круга лиц, имеющих на нее право, а также случаев индексации. Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.

Обеспечение по страхованию может осуществляться в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Сюда могут быть включены расходы на дополнительную медицинскую помощь, дополнительное питание и приобретение лекарств, посторонний уход за застрахованным, санаторно-курортное лечение, протезирование, обеспечение специальными транспортными средствами (при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний)*(13), профессиональное обучение (переобучение) и т.д. Дополнительные расходы производятся страховщиком, если необходимость в соответствующих видах услуг подтверждается заключением МСЭ.

Назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного или лица, имеющего право на получение страховых выплат, и представляемых страхователем документов: акта о несчастном случае или о профессиональном заболевании, справки о среднемесячном заработке застрахованного, заключения бюро МСЭ о степени утраты профессиональной трудоспособности и др. Перечень документов определяется страховщиком для каждого страхового случая. Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком не позднее 10 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами, предусмотренными перечнем.

 

Библиография

 

Литература

 

Алмазов Б.Н. Правовая психопатология: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2000.

Аппельбаум П.С. Почти революция: международная ситуация с законом о недобровольной госпитализации//Социальная и клиническая психиатрия. 1999. Т. 9. N 1.

Аргунова Ю.Н. Ответственность за незаконное помещение в психиатрическую больницу//Независимый психиатрический журнал. 1994. N 3.

Глашев А.А. Медицинское право: Практическое руководство для юристов и медиков. М.: Волтерс Клувер, 2004.

Голубев К.И., Нарижний С.В. Компенсация морального вреда как способ защиты неимущественных благ личности. СПб: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2000.

Гурович И.Я., Голланд В.Б., Зайченко Н.М. Динамика показателей деятельности психиатрической службы России (1994-1999). М.: Медпрактика, 2000.

Ваши права при получении медицинской помощи/Отв. ред. В.И. Власов. Саратов: АГАТОН, 1997.

Данилова Л.Л. Гражданская правосубъектность лиц, страдающих психическими расстройствами//Юридический мир. 2000. N 9.

Дмитриева Т.Б. Альянс права и милосердия. О проблеме защиты прав человека в психиатрии. М.: Наука, 2001.

Дмитриева Т.Б., Харитонова Н.К., Иммерман К.Л., Королева Е.В. Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе. СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2003.

Защита прав пациентов психиатрических стационаров//Колл. авт. (Под общ. ред. Т.Б. Дмитриевой). М., 1994.

Каннабих Ю.В. История психиатрии. М.-Л., 1928.

Комментарий к законодательству Российской Федерации в области психиатрии/Колл. авт.; под общ. ред. Т.Б. Дмитриевой. М.: Спарк, 2002.

Комментарий к Уголовному кодексу РФ/Под ред. А.В. Наумова. М.: Юрист, 1996.

Конституция и закон: стабильность и динамизм/Отв. ред. В.П. Казимирчук. М.: Юр. книга, 1998.

Конституция РФ. Комментарий/Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М.: Юрид. лит., 1994.

Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М.: БЕК, 1995.

Мальцева М.М. Опасные действия психически больных (психопатологические механизмы и профилактика)/М.М. Мальцева, В.П. Котов. М., 1995.

Монахан Д., Шах С. Опасность психически больных и их госпитализация в США//Социальная и клиническая психиатрия. 1991. Т. 1. N 1.

Мохов А.А. Теория и практика использования медицинских знаний в гражданском судопроизводстве России. СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2003.

Мохов А.А. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании медицинской деятельности. СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2004.

Общая теория прав человека/Отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: НОРМА, 1996.

Назаров А.С., Савицкая Т.М. Досрочно назначаемые пенсии по старости педагогическим и медицинским работникам. М.: МЦФЭР, 2003.

Недопил Н. Опасны ли психически больные? Мифы и факты//Российский психиатрический журнал. 2001. N 3.

Новоселов В.П. Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения. Новосибирск: Наука, 1998.

Новые виды судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе (применительно к Закону РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании")/Под ред. Т.Б. Дмитриевой. М., 1993.

Путило Н.В. Комментарий к основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2003.

Тихомиров А.В. Медицинское право: Практ. пособие. М.: Статут, 1998.

Тихомиров А.В. Организационные начала публичного регулирования рынка медицинских услуг. М.: Статут, 2001.

Федорова М.Ю. Медицинское право: Учеб. пособие для вузов. М.: Гум. изд. центр "Владос", 2003.

Хныкин Г.В. Правовое регулирование труда медицинских работников. М.: Юристъ, 2005.

Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учеб. пособие. М.: Гум. изд. центр "Владос", 2000.

Этика практической психиатрии: Руководство для врачей/Под ред. В.А. Тихоненко. М.: Право и закон, 1996.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.