Тема 1.3. Философия в античной культуре - СРС - 3 часа
"Философия" ранних греческих философов. Сократ о человеке и сути добродетели. Философия Платона и проблема идеального. Учение Аристотеля как энциклопедия античной философии. Эллинизм и разложение классической античной философской традиции · В середине 1-го тысячелетия до н. э. в трех очагах древней цивилизации – Китае, Индии, Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске. Однако в более системном виде и зрелой форме философия получила развитие в античной Греции. Античная философия выявила те фундаментальные проблемы (человек-мир, познание-заблуждение и др.), которые стали предметом дальнейших разработок в последующие эпохи. В многообразных формах в греческой философии уже имеются в зародыше почти все позднейшие типы мировоззрения. Необходимо знать: · Досократики были первыми философами Древней Греции. Они предлагали теории о природе мира (космологии) и о его происхождении (космогонии). · Досократики не особенно интересовались людьми и их поступками. Софисты, с другой стороны, первыми обосновали проблемы человека. · Софисты были заинтересованы в использовании знания ради собственной выгоды. Однако именно они первыми обратились к анализу проблем человека. Они склонны были считать, что истина и добродетель зависят от мнения различных людей (релятивизм). · Сократ стал знаменит тем, что побуждал людей задумываться о том, что такое добродетель. Его взгляды обыватели считали угрозой обществу, он был осужден афинским судом и приговорен к смерти, он предпочел смерть, но не отказался от своих взглядов. · Платон обратился к философии после того, как разочаровался в политике. · Платон считал, что мир явлений — это только тень подлинно существующего мира идей. · Платон утверждает, что познать идеальный мир форм можно индуктивным рассуждением и «припоминанием» того, что всегда знали (анамнезис). · В идеальном государстве (Атлантиде) Платона философы правят при помощи солдат, контролируя торговцев. · Ключевое положение философии Аристотеля — это его взгляды на целесообразность природы вещей. Изучение целей известно как телеология. · Аристотель использовал идею цели, чтобы объяснить развитие живых существ, в том числе и людей. · Для Аристотеля душа неотделима от тела, она прекращает существование, когда тело умирает. · Как реакция на софистику его философские причины стали категориями. · Аристотель советовал поступать в соответствии с «золотым правилом нравственности» - умеренность является дорогой к счастью. · Альма-матер. Перед вами список самых важных философских школ эллинистического периода: Академия: основана Платоном в 385 году до н. э. и просуществовала в различных формах до 529 года нашей эры. Христианские религиозные лидеры вынудили правительство Афин закрыть ее, считая рассадником язычества. Большое влияние на эту школу оказал скептицизм. Лицей: Аристотель основал эту школу в 335 году до нашей эры. Она также называлась школой перипатетиков, слово это означает «дорожка для прогулок, соединяющая здания». Учителя и студенты гуляли в саду и беседовали о философии. Лицей просуществовал до третьего века нашей эры. Портик Стой: название этой школы образовано от названия портика, небольшой беседки, в которой проходили дискуссии. Именно отсюда произошло слово «стоик». Школа была основана Зеноном около 300 года до нашей эры и просуществовала до третьего века нашей эры. Сад Эпикура: эта школа была основана Эпикуром в третьем веке до нашей эры. Ее название связано с садом позади дома Эпикура, в котором проходили беседы. Сад был не только школой, но и своеобразной коммуной, в которой ученики жили постоянно, не выходя за пределы сада, чтобы достигнуть состояния атараксии, или спокойного ума. Когда Эпикур умер в 270 году до нашей эры, школу возглавил его ученик Гермарх. Важной школой философии, наряду со стоиками и эпикурейцами, были скептики. Они верили в то, что невозможно постичь истину. Все, что мы имеем, — это идеи, которые могут быть истинными, а могут и ложными. Для того чтобы утвердить такие взгляды, они говорили, что мы не можем полагаться на наши чувства с достоверностью. Они также считали, что мы не можем полагаться на мнения других людей, поскольку различные люди часто не согласны по каким-то вопросам. Различные скептики по-разному понимали глубину скептицизма. Одни считали, что во что-то все-таки можно верить, а какие-то вещи нельзя считать определенными. Другие же занимали крайнюю позицию, считая, что ничего нельзя знать точно. · Философия после Платона и Аристотеля стала более догматичной и была занята вопросами достижения счастья в этой жизни. · Эта философия, которая позднее стала называться эллинистической, зародилась в Греции и затем распространилась по всему бассейну Средиземного моря. · Стоицизм — это философия отказа от управления происходящим. · Эпикуреизм — это философия сознательного избегания боли. · Скептицизм — это философия сомнения в собственных мыслях и в авторитете тех, кто утверждает, что что-то знает, призванная защитить человека от ложных убеждений. · Кинизм – это вызов официальной культуре и социальным нормам. Цель киников – жизнь в ладу с природой.
Мудрые мысли и афоризмы:
«Удивление побуждает людей философствовать» Аристотель « Все науки более полезны, чем философия, но прекрасней философии нет ни одной» Аристотель Я знаю, что ничего не знаю. Сократ Я ем, для того чтобы жить, большинство же людей живут, чтобы есть. Сократ Пока в государствах не будут царствовать философы, либо владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, до тех пор государствам не избавиться от зол. Платон Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю длину тянется широкий просвет. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине. Разве они видят что-нибудь, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры? Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, - это подъем души в область умопостигаемого[1]. Платон
Могу дополнить: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тестовые вопросы для закрепления материала: 1. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является: А) вода; В) огонь; С) земля; D) дерево. 2. Сократ в молодости обучался в школе: А) софистов; В) пифагорейцев; С) милетцев; D) элеатов. 3. О рабовладельческой демократии он говорил: «Худшее — это большинство»: А) Пиррон; В) Диоген; С) Сократ; D) Клеанф. 4. По Платону, прекрасное— это: А) совершенство линий и форм; В) нравственное величие души; С) разумное построение произведения искусства; D) то общее, что прекрасные предметы имеют между собой. 5. По мнению этого философа, знание — высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ? А) Пиррон; В) Сократ; С) Диоген; D) Хрисипп. 6. По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольствие: А) динамическое; В) статическое; С) разумное; D) совершенное. 7. Согласно стоикам, ревность относится к такому виду страстей, как: А) удовольствие; В) вожделение; С) страх; D) печаль. 8. Этот философ писал: «Мы говорим о Богах как о существующих и даже поклоняемся Богам, но при этом не выражаем никакой веры и избегаем опрометчивости догматиков». К какой школе он принадлежал? А) неоплатоников; В) стоиков; С) киников; D) скептиков. 9. Он считал, что Прометей был справедливо наказан за то, что принес людям искусства, породившие сложность и искусственность жизни: А) Эпикур; В) Диоген Синопский; С) Пиррон; D) Зенон. 10. Также стоики сравнивали философию с фруктовым садом, полным различных плодов, в котором соответственно плоды, деревья и ограда — А) логика, физика, этика; В) физика, логика, этика; С) этика, логика, физика; D) этика, физика, логика. 11. Для Платона мир нереальный и недействительный — это мир: А) первоматерии; В) эйдосов; С) множества конкретных предметов и вещей; D) представлений. 12. Основополагающей категорией Аристотель считал: А) сущность; В) обладание; С) положение; D) время. 13. Если киник проголодался, то он: А) купит то, что он любит и получит удовольствие от еды; В) выпьет воды и убедит себя в том, что есть он, в действительности, не хочет; С) станет есть ту еду, что попадется на глаза; D) подождет до определенного часа и съест то, что считает полезным. 14. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...» А) знать все и невозможно; В) знания увеличивают скорбь; С) знать что-то вовсе и не нужно; D) другие не знают и этого. 15. Плотин мечтал построить новый город и назвать его: А) Александрией; В) Петрополем; С) Платонополисом; D) Согдеей. 16. По Аристотелю, человек— это: А) двуногое без перьев; В) нравственное существо; С) душа в темнице тела; D) политическое животное. 17. Майевтика (метод Сократа)—это: А) ироничное подтрунивание; В) форма назидания; С) легкая беседа «ни о чем»; D) общение с собеседником с целью обретения им истины. 18. Так называемая «платоническая любовь» в позднейшие эпохи ассоциировалась с: А) «животным» эросом; В) семейно-брачным союзом; С) аскетизмом; D) идеалом богочеловека. 19. Перипатетическая школа зародилась в: А) гимназии; С) лицее; С) академии; D) университете. 20. Основателем этики в западноевропейской философии считается: А) Фалес; В) Сократ; С) Платон; D) Аристотель. 21. Миф об андрогине был впервые поведан: А) Гераклитом; В) Сократом; С) Платоном; D) Аристотелем. 22. О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил: А) Хрисипп; В) Сократ; С) Платон; D) Аристотель. 22. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», — говорил: А) Фалес; В) Анаксимандр; С) Гераклит; D) Левкипп. 23. Анаксимандр был учеником: А) Сократа; В) Аристотеля; С) Фалеса; D) Анаксимена. 24. Среди категорий Аристотеля нет такой, как: А) обладание; В) форма; С) положение; D) страдание. 25. О наличии материи как «строительного материала» для создания мира говорили: А) Сократ и Платон; В) Платон и Аристотель; С) Платон и Плотин; D) Плотин и Порфирий. 25. Утонченные философские теории, науки и книги совершенно не нужны, считали: А) стоики; В) киники; С) скептики; D) эпикурейцы. 26. В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это: А) порядок; В) Бог; С) разум; D) число. 27. У стоиков «пневма» как основа человеческой души и часть души космической, а также основа разума представляет собой смесь основных природных стихий: А) воды и воздуха; В) воды и огня; С) огня и воздуха; D) земли и огня. Вопросы и задания для СРС: 1. Общая характеристика ранней греческой философии. 2. Как понимают сущность бытия Гераклита и Парменид (см.: Виндельбанд. История древней философии. С. 72—94). 3. Прочитайте диалоги Платона «Апология Сократа» и «Критон» (Платон. Сочинения в 3-х тт. Т. 2). Приведите аргументы, на основании которых Сократ отказывается от побега из тюрьмы, чтобы спасти свою жизнь. 4. В чем суть учения Платона об идеях? 5. В чем суть учения Платона об идеальном государстве. Как Платон решает проблема воспитания юношества. 6. Почему Аристотеля называют энциклопедией античной философии. Охарактеризуйте его учение о материи и форме и четырех типах причин. 7. Логика Аристотеля. Учение о категориях.
Заметки по теме: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите важные понятия темы:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|