Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1.3. Философия в античной культуре - СРС - 3 часа



"Философия" ранних греческих философов. Сократ о человеке и сути добродетели. Философия Платона и проблема идеального. Учение Аристотеля как энциклопедия античной философии. Эллинизм и разложение классической античной философской традиции

· В середине 1-го тысячелетия до н. э. в трех очагах древней цивилизации – Китае, Индии, Греции – практически одновременно возникает философия. Рождение ее было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемся на знание, обретенное в интеллектуальном поиске. Однако в более системном виде и зрелой форме философия получила развитие в античной Греции. Античная философия выявила те фундаментальные проблемы (человек-мир, познание-заблуждение и др.), которые стали предметом дальнейших разработок в последующие эпохи. В многообразных формах в греческой философии уже имеются в зародыше почти все позднейшие типы мировоззрения.

Необходимо знать:

· Досократики были первыми философами Древней Греции. Они предлагали теории о природе мира (космологии) и о его происхожде­нии (космогонии).

· Досократики не особенно интересовались людьми и их поступками. Софисты, с другой стороны, первыми обосновали проблемы челове­ка.

· Софисты были заинтересованы в использовании знания ради собст­венной выгоды. Однако именно они первыми обратились к анализу проблем человека. Они склонны были считать, что истина и доброде­тель зависят от мнения различных людей (релятивизм).

· Сократ стал знаменит тем, что побуждал людей задумы­ваться о том, что такое добродетель. Его взгляды обыватели считали угрозой обществу, он был осужден афинским судом и приговорен к смерти, он предпочел смерть, но не отказался от своих взглядов.

· Платон обратился к философии после того, как разочаровался в по­литике.

· Платон считал, что мир явлений — это только тень подлинно сущест­вующего мира идей.

· Платон утверждает, что познать идеальный мир форм можно индуктивным рассуждени­ем и «припоминанием» того, что всегда знали (анамнезис).

· В идеальном государстве (Атлантиде) Платона философы правят при помощи солдат, контролируя торговцев.

· Ключевое положение философии Аристотеля — это его взгляды на целесообразность природы вещей. Изучение целей известно как телеология.

· Аристотель использовал идею цели, чтобы объяснить развитие живых существ, в том числе и людей.

· Для Аристотеля душа неотделима от тела, она прекращает существование, когда тело умирает.

· Как реакция на софистику его философские причины стали категориями.

· Аристотель советовал поступать в соответствии с «золотым правилом нравственности» - умеренность является дорогой к счастью.

· Альма-матер. Перед вами список самых важных философских школ эллинистиче­ского периода:

Академия: основана Платоном в 385 году до н. э. и просущество­вала в различных формах до 529 года нашей эры. Христианские религи­озные лидеры вынудили правительство Афин закрыть ее, считая рас­садником язычества. Большое влияние на эту школу оказал скептицизм.

Лицей: Аристотель основал эту школу в 335 году до нашей эры. Она также называлась школой перипатетиков, слово это означает «до­рожка для прогулок, соединяющая здания». Учителя и студенты гу­ляли в саду и беседовали о философии. Лицей просуществовал до третьего века нашей эры.

Портик Стой: название этой школы образовано от названия портика, небольшой беседки, в которой проходили дискуссии. Именно отсюда произошло слово «стоик». Школа была основана Зеноном около 300 го­да до нашей эры и просуществовала до третьего века нашей эры.

Сад Эпикура: эта школа была основана Эпикуром в третьем веке до на­шей эры. Ее название связано с садом позади дома Эпикура, в котором проходили беседы. Сад был не только школой, но и своеобразной комму­ной, в которой ученики жили постоянно, не выходя за пределы сада, что­бы достигнуть состояния атараксии, или спокойного ума. Когда Эпикур умер в 270 году до нашей эры, школу возглавил его ученик Гермарх.

Важной школой философии, наряду со стоиками и эпикурейцами, были скептики. Они верили в то, что невозможно постичь ис­тину. Все, что мы имеем, — это идеи, которые могут быть истинными, а могут и ложными. Для того чтобы утвердить такие взгляды, они говорили, что мы не можем полагаться на наши чувства с досто­верностью. Они также считали, что мы не можем полагаться на мнения других людей, поскольку различные люди часто не согласны по каким-то вопросам. Различные скептики по-разному понимали глубину скептицизма. Одни считали, что во что-то все-таки можно верить, а какие-то вещи нельзя считать определенными. Другие же занимали крайнюю позицию, счи­тая, что ничего нельзя знать точно.

· Философия после Платона и Аристотеля стала более догматичной и была занята вопросами достижения счастья в этой жизни.

· Эта философия, которая позднее стала называться эллинистиче­ской, зародилась в Греции и затем распространилась по всему бассейну Средиземного моря.

· Стоицизм — это философия отказа от управления происходящим.

· Эпикуреизм — это философия сознательного избегания боли.

· Скептицизм — это философия сомнения в собственных мыслях и в авторитете тех, кто утверждает, что что-то знает, призванная за­щитить человека от ложных убеждений.

· Кинизм – это вызов официальной культуре и социальным нормам. Цель киников – жизнь в ладу с природой.

 

Мудрые мысли и афоризмы:

 

«Удивление побуждает людей философствовать»

Аристотель

« Все науки более полезны, чем философия, но прекрасней философии нет ни одной»

Аристотель

Я знаю, что ничего не знаю.

Сократ

Я ем, для того чтобы жить, большинство же людей живут, чтобы есть.

Сократ

Пока в государствах не будут царствовать философы, либо владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, до тех пор государствам не избавиться от зол.

Платон

Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю длину тянется широкий просвет. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине. Разве они видят что-нибудь, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры? Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, - это подъем души в область умопостигаемого[1].

Платон

 

Могу дополнить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тестовые вопросы для закрепления материала:

1. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом яв­ляется:

А) вода;

В) огонь;

С) земля;

D) дерево.

2. Сократ в молодости обучался в школе:

А) софистов;

В) пифагорейцев;

С) милетцев;

D) элеатов.

3. О рабовладельческой демократии он говорил: «Худ­шее это большинство»:

А) Пиррон;

В) Диоген;

С) Сократ;

D) Клеанф.

4. По Платону, прекрасноеэто:

А) совершенство линий и форм;

В) нравственное величие души;

С) разумное построение произведения искусства;

D) то общее, что прекрасные предметы имеют между собой.

5. По мнению этого философа, знание высшая доб­родетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот фило­соф?

А) Пиррон;

В) Сократ;

С) Диоген;

D) Хрисипп.

6. По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольствие:

А) динамическое;

В) статическое;

С) разумное;

D) совершенное.

7. Согласно стоикам, ревность относится к такому виду страстей, как:

А) удовольствие;

В) вожделение;

С) страх;

D) печаль.

8. Этот философ писал: «Мы говорим о Богах как о существующих и даже поклоняемся Богам, но при этом не выражаем никакой веры и избегаем опрометчивости догма­тиков». К какой школе он принадлежал?

А) неоплатоников;

В) стоиков;

С) киников;

D) скептиков.

9. Он считал, что Прометей был справедливо наказан за то, что принес людям искусства, породившие сложность и искусственность жизни:

А) Эпикур;

В) Диоген Синопский;

С) Пиррон;

D) Зенон.

10. Также стоики сравнивали философию с фруктовым садом, полным различных плодов, в котором соответственно плоды, деревья и ограда

А) логика, физика, этика;

В) физика, логика, этика;

С) этика, логика, физика;

D) этика, физика, логика.

11. Для Платона мир нереальный и недействительный это мир:

А) первоматерии;

В) эйдосов;

С) множества конкретных предметов и вещей;

D) представлений.

12. Основополагающей категорией Аристотель считал:

А) сущность;

В) обладание;

С) положение;

D) время.

13. Если киник проголодался, то он:

А) купит то, что он любит и получит удовольствие от еды;

В) выпьет воды и убедит себя в том, что есть он, в дейст­вительности, не хочет;

С) станет есть ту еду, что попадется на глаза;

D) подождет до определенного часа и съест то, что считает полезным.

14. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»

А) знать все и невозможно;

В) знания увеличивают скорбь;

С) знать что-то вовсе и не нужно;

D) другие не знают и этого.

15. Плотин мечтал построить новый город и назвать его:

А) Александрией;

В) Петрополем;

С) Платонополисом;

D) Согдеей.

16. По Аристотелю, человек— это:

А) двуногое без перьев;

В) нравственное существо;

С) душа в темнице тела;

D) политическое животное.

17. Майевтика (метод Сократа)это:

А) ироничное подтрунивание;

В) форма назидания;

С) легкая беседа «ни о чем»;

D) общение с собеседником с целью обретения им истины.

18. Так называемая «платоническая любовь» в позд­нейшие эпохи ассоциировалась с:

А) «животным» эросом;

В) семейно-брачным союзом;

С) аскетизмом;

D) идеалом богочеловека.

19. Перипатетическая школа зародилась в:

А) гимназии;

С) лицее;

С) академии;

D) университете.

20. Основателем этики в западноевропейской филосо­фии считается:

А) Фалес;

В) Сократ;

С) Платон;

D) Аристотель.

21. Миф об андрогине был впервые поведан:

А) Гераклитом;

В) Сократом;

С) Платоном;

D) Аристотелем.

22. О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил:

А) Хрисипп;

В) Сократ;

С) Платон;

D) Аристотель.

22. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», го­ворил:

А) Фалес;

В) Анаксимандр;

С) Гераклит;

D) Левкипп.

23. Анаксимандр был учеником:

А) Сократа;

В) Аристотеля;

С) Фалеса;

D) Анаксимена.

24. Среди категорий Аристотеля нет такой, как:

А) обладание;

В) форма;

С) положение;

D) страдание.

25. О наличии материи как «строительного материа­ла» для создания мира говорили:

А) Сократ и Платон;

В) Платон и Аристотель;

С) Платон и Плотин;

D) Плотин и Порфирий.

25. Утонченные философские теории, науки и книги со­вершенно не нужны, считали:

А) стоики;

В) киники;

С) скептики;

D) эпикурейцы.

26. В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:

А) порядок;

В) Бог;

С) разум;

D) число.

27. У стоиков «пневма» как основа человеческой души и часть души космической, а также основа разума представля­ет собой смесь основных природных стихий:

А) воды и воздуха;

В) воды и огня;

С) огня и воздуха;

D) земли и огня.

Вопросы и задания для СРС:

1. Общая характеристика ранней греческой философии.

2. Как понимают сущность бытия Гераклита и Парменид (см.: Виндельбанд. История древней философии. С. 72—94).

3. Прочитайте диалоги Платона «Апология Сократа» и «Критон» (Платон. Сочинения в 3-х тт. Т. 2). Приведите аргументы, на основании которых Сократ отказывается от побега из тюрьмы, чтобы спасти свою жизнь.

4. В чем суть учения Платона об идеях?

5. В чем суть учения Платона об идеальном государстве. Как Платон решает проблема воспитания юношества.

6. Почему Аристотеля называют энциклопедией античной философии. Охарактеризуйте его учение о материи и форме и четырех типах причин.

7. Логика Аристотеля. Учение о категориях.

 

Заметки по теме:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечислите важные понятия темы:

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.