Здавалка
Главная | Обратная связь

Проанализируйте специфику понятий номинализм, реализм, концептуализм



Нерешенность проблемы отношения единичных вещей и общих понятий (универсалий) в античной философии - причина полемики номинализма и реализма.

Спор об универсалиях — вопрос о том, где и как существует общее.

Крайний реализм — универсалии существуют реально и независимо от сознания — Гильом из Шампо (XII в.)

Умеренный реализм — универсалии реальны, но существуют в единичных вещах (Ансельм Кентерберийский). Истоки крайнего реализма — учение Платона об идеях, которые, находясь вне вещей, составляют особый, идеальный мир

Крайний номинализм — общее не имеет никакого онтологического содержания; реально, объективно существуют только единичные вещи. Общее — только слова, или имена — Росцелин (XI век). Умеренный номинализм — концептуализм: в единичных вещах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, понятие, выраженное словом — Абеляр.

Истоки умеренного реализма — философия Аристотеля: общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой Реализм Фомы Аквинского (XIII в.): универсалии существуют трояко:

1) "до вещей" в божественном разуме — как их "идеи", вечные прообразы;

2) "в вещах" — как их сущности;

3) "после вещей" в человеческом разуме — как понятия, результат абстракции

Номинализм XIV века (Оккам, Николай Орем, Буридан, Иоанн Дунс Скот) — выражение эмпирической тенденции исследования реальной природы

Номинализм — приоритет божественной воли над разумом в ходе творения вещей. Идеи возникают в уме после вещей.

Необходимо знать:

· Бритва Оккама (не следует умножать сущность сверх необходимости) — это логическое правило, которое утверждает, что, вероят­нее всего, самое простое объяс­нение ситуации будет более правильным, чем сложное. Этот закон направлен против точки зрения неоплатоников на природу об­щих понятий.

· Средневековая философия была основана на синтезе разума и веры.

· Одной из основных точек зрения был неоплатонизм, считавший материальный мир несовершенным отражением мистического единства.

· Другое влиятельное направление — схоластика — было основано на логике Аристотеля.

· Применение логических методов привело к тому, что возникли дискуссии о том, существуют ли идеи сами по себе или же они есть толь­ко слова. Постепенно эти споры привели философию к изучению ре­альных вещей и тем самым открыли новый период философии эпохи Возрождения.

· Монотеизм — это вера в единого, всемогущего и благого Бога.

· Монотеизм возлагает вину за зло на людей и придает большое зна­чение справедливости и законам.

· Христиане считают Бога милосердным и верят в личное спасение через веру и благие дела.

· Мусульмане уделяют большое внимание обществу и подчинению, а также личной воле и внутренней борьбе.

 

Мудрые мысли и афоризмы:

 

«Прошлого уже нет, а будущего ещё нет. И если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность; настоящее оказывается временем только потому, что уходит в прошлое. Разве мы ошибаемся сказав, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть[2]»

Августин

«Сам человек представляет собой большее чудо, чем всякое чудо, сотворяемое человеком».

Августин

«Добро может существовать и без зла, зло без добра существовать не может».

Августин

«В вопросах веры любая старуха знает больше всех философов, ибо какая старуха не знает, что душа бессмертна?»

«Бог именуется не-сущим не потому, что ему не хватает существования, а потому, что он возвышается над существованием».

«Теология не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как к подчиненным ей служанкам».

Ф. Аквинский

«Поскольку мы достигаем счастья лишь тогда когда нам присуще прекрасное, а прекрасное присуще нам только благодаря искусству философии, то из этого необходимо следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья».

«Человек стал человеком благодаря разуму».

Аль-Фараби

«Чту мудрых, повидавших свет,

И юных, жадных к знанью с детских лет».

Фирдоуси

Прежде чем познать Бога, нужно познать себя».

Аль-Газали

«Познай самого себя – познаешь своего Бога»

Ибн-Рушд (Аверроэс)

Могу дополнить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Изучите таблицу «ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (II - XIV ВВ.)», подготовьтесь аргументировать входящие в нее понятия.

 

БОГ (ТЕОЛОГИЯ) Теоцентризм. Всемогущая Абсолютная Личность. Монотеизм. Антропоморфизм
ОНТОЛОГИЯ Креационизм – творение мира из «ничего». Дуализм бытия: Высшее бытие – Бог. Природа – неподлинное бытие. Геоцентризм
АНТРОПОЛОГИЯ Креационизм – творение человека Богом. Человек – подобие Бога Человек: дух душа тело Посмертное бытие души в соответствии с воздаянием Идея бессмертия как приобщение души к духу. Идея спасения человека через Бога – Сына. Открытие самосознания
ГНОСЕОЛОГИЯ Священное Писание (Библия) – Откровение Бога. Бог непознаваем. Вера выше знания. Философия – «служанка» богословия
ЭТИКА Моральные заповеди Христа. Аскетизм. Человек имеет божественную душу, но, вместе с тем, грешен и зол. Зло в мире не от Бога, а от человека. Моральный долг человека – спасение своей души
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Провиденциализм. Главный движущий фактор истории – Бог. Направленность истории ко «второму пришествию». Эсхатология
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Бог дает и устанавливает общественные законы. Социальная иерархия подобная «Небесной»

 

Вопросы и задания для закрепления материала

1. Крайний и умеренный реализм средневековой философии.

2. Номинализм и концептуализм.

3. Разум и вера в философии Фомы Аквинского.

Для подготовки к следующей лекции попытайтесь ответить на вопросы:

1. Один из столпов александрийской школы, этот фи­лософ происходил из еврейской семьи, а свои философские произведения редактировал в форме комментария к «Пяти­книжию» Моисея. В его сочинениях слились еврейские преда­ния и греческая стоическая философия:

А) Филон;

В) апостол Павел;

С) Валентин;

D) Маркион.

2. Официальная христианская церковь к концу II в .по отношению к гностикам заняла следующую позицию:

А) сменила гнев на милость и позволила им развивать свою философию;

В) вела ожесточенную борьбу;

С) постепенно восприняла их символику;

D) включила гностические обряды в церковный культ.

3. Материя это тьма, обязанная своим существованием полному угасанию света божественного первоединства, считали:

А) Плотин, неоплатоник;

В) Мани, родоначальник манихейства;

С) Василид, гностик;

D) Цельс, апологет.

4. «Эманация» в неоплатонизмеэто:

А) творение бытия Богом;

В) непрерывное излучение Единым из себя всего бытия;

С) световое излучение Единого, которое можно описать в терминах натурфилософии;

D) единовременное истечение Единого в природу.

5. В эпоху упадка античной философской мысли ос­новные ее мировоззренческие итоги были подведены в док­трине:

А) эпикуреизма;

В) стоицизма;

С) кинизма;

D) неоплатонизма.

6. Апологеты во II в. н. э.:

А) являлись сторонниками Юлиана Отступника;

В) защищали, оправдывали христианское вероучение;

С) впервые раскрыли стремление души к первоединству;

D) рассматривали противоположность духа и материи.

7. Квинт Тертуллиан провозгласил:

А) «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»;

В) «Верую, потому что нелепо»;

С) «Божественное и дьявольское постоянно борются меж­ду собой»;

D) «Ищите и обрящете».

8. Основной догмат христианского вероучения отно­сительно Бога гласит:

А) нет Бога выше Аллаха;

В) Бог есть Единое;

С) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;

D) Бог есть Все и все есть Бог.

9. Один из отцов церкви, Григорий Нисский (325394):

А) попытался разработать систему правоверного богосло­вия;

В) опроверг догмат Троицы;

С) обосновал положение о том, что разум выше веры;

D) доказал тождество сущности (усии) и ипостаси.

10. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейст­ва, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов за­падной церкви:

А) Иероним Блаженный;

В) Амвросий Медиоланский;

С) Аврелий Августин;

D) Василий Кессарийский.

11. Манлий Северин Боэций (480524) в своем завер­шающем произведении «Об утешении философией» проде­монстрировал:

А) решающее на него влияние христианской идеологии;

В) влияние на него платоновского диалога «Тимей»;

С) влияние аристотелевой концепции познавательной спо­собности человеческого ума;

D) влияние на него неоплатоника Порфирия.

12. С точки зрения Аврелия Августина, время это только:

А) прошлое;

В) будущее;

С) настоящее;

D) вечность.

 

Тестовые вопросы для закрепления материала:

1. В онтологии Иоанна Скота Эриугены, который пер­вым поставил фундаментальные проблемы соотношения бога и мира, исследователи усматривают:

А) арианство;

В) стоицизм;

С) пантеизм;

D) панпсихизм.

2. Его называли «первым отцом схоластики» и «Кар­лом Великим схоластической философии»:

А) Ансельм Кентерберийский;

В) Иоанн Росцелин;

С) Иоанн Скот Эриугена;

D) Пьер Абеляр.

3. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

А) исследовать социальную действительность;

В) исследовать природу;

С) найти рациональные доказательства веры;

D) сформировать христианскую философию в противовес языческой.

4. В схоластике провозглашалось различие между:

А) верой и разумом;

В) наукой и теологией;

С) теологией и философией;

D) философией и наукой.

5. Исторический период развития схоластики:

А) IV—Х в.в.;

В) IX—XV вв.;

С) VIII—XVI в.в.;

D) I—IV в.в..

6. Средневековые универсалии своим происхождением прямо и непосредственно обязаны учению:

А) Платона об идеях;

В) Аристотеля о сущности вещей;

С) Плотина об эманациях;

D) Порфирия о характере родов и видов.

7. Девиз Ансельма Кентерберийского:

А) вера не требует разума;

В) вера и разум неразлучны;

С) разум ищет веру;

D) вера ищет разум.

8. Ансельм доказывал, что существование относи­тельных вещей предполагает абсолютное бытие бога, осно­вываясь на интеллектуализированных положениях:

А) Фомы Аквинского;

В) Августина Блаженного;

С) Фомы Кемпинского;

D) Иоанна Скота Эриугены.

9. К александрийской школе пантеистического аристотелизма XIII в. относятся:

А) Аверроэс;

В) Давид из Динанта;

С) Сигер Брабантский;

D) Альберт Великий.

10. Альберт Великий в своих произведениях опирается в значительной степени на трактаты:

А) Псевдо-Дионисия;

В) Аристотеля;

С) Бонавентуры;

D) Августина Блаженного.

11. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

А) атомизмом;

В) томизмом;

С) августинизмом;

D) папизмом.

12. Фома Аквинский, развивая теорию отдельных ду­шевных сил или свойств в духе Аристотеля, считал, что:

А) разумная душа находится в зависимости от сенситив­ной, возвышаясь над вегетативной;

В) вегетативная душа определяет сенситивную и разумную душу;

С) разумная душа возвышается над вегетативной и сенси­тивной;

D) сенситивная душа определяет вегетативную, а та, в свою очередь, руководит разумом.

13. В своих рассуждениях о боге Аквинат:

А) безоговорочно защищал идею личного бога;

В) признавал бога полностью трансцендентным, непозна­ваемым;

С) считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе;

D) полагал, что бог — это и есть природа.

14. Исследуя проблемы человеческой души, Аквинат ис­ходил из того, что:

А) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;

В) душа является частью тела, выступая его формирую­щим принципом;

С) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом;

D) душа есть проявление надындивидуального духа, пото­му она неуничтожима.

15. Номинализм в своей атаке на строгую рационали­зацию религиозных догматов, тем самым:

А) укрепил христианскую теологию;

В) подготовил почву для отделения теологии от философии;

С) поставил на новую основу авторитарное положение

церкви;

D) затормозил формирование позитивизма Нового времени.

16. В арабской философии не использовались идеи фи­лософа:

А) Платона;

В) Плотина;

С) Эпикура;

D) Аристотеля.

17. Аверроэсэто западное прочтение арабского имени:

А) аль-Кинди;

В) аль-Фараби;

С) ибн Рушд;

D) ибн Сина.

18. Авиценна понимал мир как произведение:

А) слепых сил природы;

В) божественного разума;

С) божественной воли;

D) божественных воли и разума.

19. В согласии с другими арабскими философами Ибн Сина учил об универсалиях, которые существуют:

А) до единичных вещей;

В) в реальных вещах;

С) как единичные вещи;

D) после вещей.

20. По Аверроэсу, материальный мир:

А) вечен и бесконечен, но в пространстве ограничен;

В) сотворен Богом из ничего;

С) обречен на гибель;

D) вечен и в пространстве безграничен.

21. Аверроэс, развивая учения о человеке и нравствен­ности,

А) признавал бессмертие индивидуальной души;

В) отрицал бессмертие души;

С) считал неизбежным посмертное вознаграждение или наказание на том свете;

D) поддерживал идею об отсутствии различий между доб­ром и злом.

22. В «Опровержении философов» алъ-Газали использо­вал подход:

А) диалектический;

В) скептический;

С) мистический;

D) рационалистический.

23. «Каббала» в переводе означает:

А) вера, доверие;

В) знание, метод;

С) традиция, предание;

D) книга, письмо.

24. В Каббале раскрывается:

А) религиозное значение христианской догматики;

В) мистика чисел и букв Священного писания;

С) христианские идеи библейских притч;

D) связь христианской религии и иудаизма.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.