Проанализируйте специфику понятий номинализм, реализм, концептуализм
Нерешенность проблемы отношения единичных вещей и общих понятий (универсалий) в античной философии - причина полемики номинализма и реализма. Спор об универсалиях — вопрос о том, где и как существует общее. Крайний реализм — универсалии существуют реально и независимо от сознания — Гильом из Шампо (XII в.) Умеренный реализм — универсалии реальны, но существуют в единичных вещах (Ансельм Кентерберийский). Истоки крайнего реализма — учение Платона об идеях, которые, находясь вне вещей, составляют особый, идеальный мир Крайний номинализм — общее не имеет никакого онтологического содержания; реально, объективно существуют только единичные вещи. Общее — только слова, или имена — Росцелин (XI век). Умеренный номинализм — концептуализм: в единичных вещах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, понятие, выраженное словом — Абеляр. Истоки умеренного реализма — философия Аристотеля: общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой Реализм Фомы Аквинского (XIII в.): универсалии существуют трояко: 1) "до вещей" в божественном разуме — как их "идеи", вечные прообразы; 2) "в вещах" — как их сущности; 3) "после вещей" в человеческом разуме — как понятия, результат абстракции Номинализм XIV века (Оккам, Николай Орем, Буридан, Иоанн Дунс Скот) — выражение эмпирической тенденции исследования реальной природы Номинализм — приоритет божественной воли над разумом в ходе творения вещей. Идеи возникают в уме после вещей. Необходимо знать: · Бритва Оккама (не следует умножать сущность сверх необходимости) — это логическое правило, которое утверждает, что, вероятнее всего, самое простое объяснение ситуации будет более правильным, чем сложное. Этот закон направлен против точки зрения неоплатоников на природу общих понятий. · Средневековая философия была основана на синтезе разума и веры. · Одной из основных точек зрения был неоплатонизм, считавший материальный мир несовершенным отражением мистического единства. · Другое влиятельное направление — схоластика — было основано на логике Аристотеля. · Применение логических методов привело к тому, что возникли дискуссии о том, существуют ли идеи сами по себе или же они есть только слова. Постепенно эти споры привели философию к изучению реальных вещей и тем самым открыли новый период философии эпохи Возрождения. · Монотеизм — это вера в единого, всемогущего и благого Бога. · Монотеизм возлагает вину за зло на людей и придает большое значение справедливости и законам. · Христиане считают Бога милосердным и верят в личное спасение через веру и благие дела. · Мусульмане уделяют большое внимание обществу и подчинению, а также личной воле и внутренней борьбе.
Мудрые мысли и афоризмы:
«Прошлого уже нет, а будущего ещё нет. И если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность; настоящее оказывается временем только потому, что уходит в прошлое. Разве мы ошибаемся сказав, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть[2]» Августин «Сам человек представляет собой большее чудо, чем всякое чудо, сотворяемое человеком». Августин «Добро может существовать и без зла, зло без добра существовать не может». Августин «В вопросах веры любая старуха знает больше всех философов, ибо какая старуха не знает, что душа бессмертна?» «Бог именуется не-сущим не потому, что ему не хватает существования, а потому, что он возвышается над существованием». «Теология не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как к подчиненным ей служанкам». Ф. Аквинский «Поскольку мы достигаем счастья лишь тогда когда нам присуще прекрасное, а прекрасное присуще нам только благодаря искусству философии, то из этого необходимо следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья». «Человек стал человеком благодаря разуму». Аль-Фараби «Чту мудрых, повидавших свет, И юных, жадных к знанью с детских лет». Фирдоуси Прежде чем познать Бога, нужно познать себя». Аль-Газали «Познай самого себя – познаешь своего Бога» Ибн-Рушд (Аверроэс) Могу дополнить: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изучите таблицу «ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (II - XIV ВВ.)», подготовьтесь аргументировать входящие в нее понятия.
Вопросы и задания для закрепления материала 1. Крайний и умеренный реализм средневековой философии. 2. Номинализм и концептуализм. 3. Разум и вера в философии Фомы Аквинского. Для подготовки к следующей лекции попытайтесь ответить на вопросы: 1. Один из столпов александрийской школы, этот философ происходил из еврейской семьи, а свои философские произведения редактировал в форме комментария к «Пятикнижию» Моисея. В его сочинениях слились еврейские предания и греческая стоическая философия: А) Филон; В) апостол Павел; С) Валентин; D) Маркион. 2. Официальная христианская церковь к концу II в .по отношению к гностикам заняла следующую позицию: А) сменила гнев на милость и позволила им развивать свою философию; В) вела ожесточенную борьбу; С) постепенно восприняла их символику; D) включила гностические обряды в церковный культ. 3. Материя — это тьма, обязанная своим существованием полному угасанию света божественного первоединства, — считали: А) Плотин, неоплатоник; В) Мани, родоначальник манихейства; С) Василид, гностик; D) Цельс, апологет. 4. «Эманация» в неоплатонизме— это: А) творение бытия Богом; В) непрерывное излучение Единым из себя всего бытия; С) световое излучение Единого, которое можно описать в терминах натурфилософии; D) единовременное истечение Единого в природу. 5. В эпоху упадка античной философской мысли основные ее мировоззренческие итоги были подведены в доктрине: А) эпикуреизма; В) стоицизма; С) кинизма; D) неоплатонизма. 6. Апологеты во II в. н. э.: А) являлись сторонниками Юлиана Отступника; В) защищали, оправдывали христианское вероучение; С) впервые раскрыли стремление души к первоединству; D) рассматривали противоположность духа и материи. 7. Квинт Тертуллиан провозгласил: А) «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»; В) «Верую, потому что нелепо»; С) «Божественное и дьявольское постоянно борются между собой»; D) «Ищите и обрящете». 8. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит: А) нет Бога выше Аллаха; В) Бог есть Единое; С) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях; D) Бог есть Все и все есть Бог. 9. Один из отцов церкви, Григорий Нисский (325—394): А) попытался разработать систему правоверного богословия; В) опроверг догмат Троицы; С) обосновал положение о том, что разум выше веры; D) доказал тождество сущности (усии) и ипостаси. 10. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви: А) Иероним Блаженный; В) Амвросий Медиоланский; С) Аврелий Августин; D) Василий Кессарийский. 11. Манлий Северин Боэций (480—524) в своем завершающем произведении «Об утешении философией» продемонстрировал: А) решающее на него влияние христианской идеологии; В) влияние на него платоновского диалога «Тимей»; С) влияние аристотелевой концепции познавательной способности человеческого ума; D) влияние на него неоплатоника Порфирия. 12. С точки зрения Аврелия Августина, время — это только: А) прошлое; В) будущее; С) настоящее; D) вечность.
Тестовые вопросы для закрепления материала: 1. В онтологии Иоанна Скота Эриугены, который первым поставил фундаментальные проблемы соотношения бога и мира, исследователи усматривают: А) арианство; В) стоицизм; С) пантеизм; D) панпсихизм. 2. Его называли «первым отцом схоластики» и «Карлом Великим схоластической философии»: А) Ансельм Кентерберийский; В) Иоанн Росцелин; С) Иоанн Скот Эриугена; D) Пьер Абеляр. 3. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы: А) исследовать социальную действительность; В) исследовать природу; С) найти рациональные доказательства веры; D) сформировать христианскую философию в противовес языческой. 4. В схоластике провозглашалось различие между: А) верой и разумом; В) наукой и теологией; С) теологией и философией; D) философией и наукой. 5. Исторический период развития схоластики: А) IV—Х в.в.; В) IX—XV вв.; С) VIII—XVI в.в.; D) I—IV в.в.. 6. Средневековые универсалии своим происхождением прямо и непосредственно обязаны учению: А) Платона об идеях; В) Аристотеля о сущности вещей; С) Плотина об эманациях; D) Порфирия о характере родов и видов. 7. Девиз Ансельма Кентерберийского: А) вера не требует разума; В) вера и разум неразлучны; С) разум ищет веру; D) вера ищет разум. 8. Ансельм доказывал, что существование относительных вещей предполагает абсолютное бытие бога, основываясь на интеллектуализированных положениях: А) Фомы Аквинского; В) Августина Блаженного; С) Фомы Кемпинского; D) Иоанна Скота Эриугены. 9. К александрийской школе пантеистического аристотелизма XIII в. относятся: А) Аверроэс; В) Давид из Динанта; С) Сигер Брабантский; D) Альберт Великий. 10. Альберт Великий в своих произведениях опирается в значительной степени на трактаты: А) Псевдо-Дионисия; В) Аристотеля; С) Бонавентуры; D) Августина Блаженного. 11. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется: А) атомизмом; В) томизмом; С) августинизмом; D) папизмом. 12. Фома Аквинский, развивая теорию отдельных душевных сил или свойств в духе Аристотеля, считал, что: А) разумная душа находится в зависимости от сенситивной, возвышаясь над вегетативной; В) вегетативная душа определяет сенситивную и разумную душу; С) разумная душа возвышается над вегетативной и сенситивной; D) сенситивная душа определяет вегетативную, а та, в свою очередь, руководит разумом. 13. В своих рассуждениях о боге Аквинат: А) безоговорочно защищал идею личного бога; В) признавал бога полностью трансцендентным, непознаваемым; С) считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе; D) полагал, что бог — это и есть природа. 14. Исследуя проблемы человеческой души, Аквинат исходил из того, что: А) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна; В) душа является частью тела, выступая его формирующим принципом; С) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом; D) душа есть проявление надындивидуального духа, потому она неуничтожима. 15. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым: А) укрепил христианскую теологию; В) подготовил почву для отделения теологии от философии; С) поставил на новую основу авторитарное положение церкви; D) затормозил формирование позитивизма Нового времени. 16. В арабской философии не использовались идеи философа: А) Платона; В) Плотина; С) Эпикура; D) Аристотеля. 17. Аверроэс— это западное прочтение арабского имени: А) аль-Кинди; В) аль-Фараби; С) ибн Рушд; D) ибн Сина. 18. Авиценна понимал мир как произведение: А) слепых сил природы; В) божественного разума; С) божественной воли; D) божественных воли и разума. 19. В согласии с другими арабскими философами Ибн Сина учил об универсалиях, которые существуют: А) до единичных вещей; В) в реальных вещах; С) как единичные вещи; D) после вещей. 20. По Аверроэсу, материальный мир: А) вечен и бесконечен, но в пространстве ограничен; В) сотворен Богом из ничего; С) обречен на гибель; D) вечен и в пространстве безграничен. 21. Аверроэс, развивая учения о человеке и нравственности, А) признавал бессмертие индивидуальной души; В) отрицал бессмертие души; С) считал неизбежным посмертное вознаграждение или наказание на том свете; D) поддерживал идею об отсутствии различий между добром и злом. 22. В «Опровержении философов» алъ-Газали использовал подход: А) диалектический; В) скептический; С) мистический; D) рационалистический. 23. «Каббала» в переводе означает: А) вера, доверие; В) знание, метод; С) традиция, предание; D) книга, письмо. 24. В Каббале раскрывается: А) религиозное значение христианской догматики; В) мистика чисел и букв Священного писания; С) христианские идеи библейских притч; D) связь христианской религии и иудаизма. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|