Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ АРАБСКОЙ ФИЛОСОФИИ



 

ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ VII – IX вв.
ПЕРИОД РАСЦВЕТА X – XII вв.
ПЕРИОД УПАДКА XIII – XIX вв.
ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ Кон. XIX – XXI вв.

Выучите

НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ ПОНЯТИЯ ИСЛАМА

И ИСЛАМО-АРАБСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

 

ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ
Адл - справедливость (категория исламской этики)
Акл - рассудок, разум
Аль-инсан аль-камил - «Совершенный Человек» в суфийской традиции
Вахдат ал-вуджут - онтологическая концепция «Единства Бытия» (у Ибн Араби)
Илм - подлинное значение
Иттихад - слияние, соединение человеческой души с Аллахом
Ишрак - учение о мистическом озарении (характерно для суфизмА)
Калам - рациональное исламское богословие
Танасух - исламский аналог греческого термина «метемпсихоз» («переодушевление»), т.е. переселение души из одного тела в другое
Фалсафа - рациональный (философский) метод познания бытия в арабской культуре, противостоявший религиозно-догматической традиции
Фана - особое состояние человека, достигшего вершин духовного пути (в суфизме)
Фикх - мусульманское право, в основе которого находится авторитет Мухаммеда и Корана
Шариат - основанная на Коране система принципов и норм жизни мусульманина
Суфизм - мистико-философское течение в исламе
Кадар - божественное предопределение

 

Тема 1.5. Философия в культуре Ренессанса, Реформации и Нового времени – СРС – 3 часа

Переходный характер философских воззрений эпохи Возрождения. Антропоцентризм и гуманизм: основные принципы возрожденческой философии. Возрождение античного скептицизма М. Монтенем. Н Макиавелли - крупнейший политический мыслитель эпохи. Натурфилософия эпохи Возрождения. Идея гелиоцетризма и учение о бесконечности Вселенной (Коперник, Бруно, Галилей). Научная революция ХVII века. Спор о проблеме метода научного познания. Эмпиризм (Ф. Бэкон). Рационализм (Р. Декарт). Немецкая классическая философия, необходимость ее появления как особого духовного феномена

Особенности немецкого просвещения. Отражение в нем компромиссных позиций немецкой буржуазии. Этика Э. Канта. Субъективный идеализм И. Фихте. Диалектический метод в философии Гегеля. Человек как исходный и конечный пункт философии Фейербаха.

Необходимо знать:

· Большая часть философии Ренессанса совмещает новый гуманистический подход со старыми средневековыми идеями.

· Неоплатонизм эпохи Возрождения занял новую, положительную позицию в отношении человеческих способностей, что привело к расцвету искусств, науки и философии.

· Скептицизм помог соединить старые подходы и новые идеи.

· Эразм Роттердамский предлагал мирные изменения в рамках существующей церкви.

· Макиавелли дал иную интерпретацию средневековому понятию мужества и оправдал использование лжи и жестокости во имя достижения власти.

· Монтень написал первые эссе, которые были посвящены себе и своему изменчивому отношению к другим. Это помогло филосо­фии стать более умозрительной, не отвергая прямо религиозные идеи.

Мудрые мысли и афоризмы:

 

« То, что мы меньше всего знаем, лучше всего годится для обожествления».

«Люди ни во что не верят так твердо как в то, о чем меньше всего знают».

 

М. Монтень

« Человеку, который желает быть добродетельным при любых обстоятельствах, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто недобродетелен».

«Цель оправдывает средства».

«Тот, кто желает сохранить власть, должен прибегать ко злу».

Н. Макиавелли

«Не терпеть нужды не иметь излишка, не командовать другими, не быть в подчинении – вот моя цель».

« Раз нельзя внешне быть таким, каким хочешь быть, стань внутренне таким, каким должен стать».

Ф. Петрарка

«Логика есть инструмент, которым пользуются в философии; и как можно быть превосходным мастером в построении инструмента, не умея извлечь из него ни одного звука, так же можно быть великим логиком, не умея как следует пользоваться логикой».

Г. Галилей

 

Могу дополнить:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для подготовки к лекции попытайтесь ответить на следующие тестовые вопросы:

1. Термин «гуманизм» происходит от лат. Humanus, что означает:

А) божественный;

В) человеческий (человечный);

С) природный;

D) животный.

2. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:

А) Нидерландах;

В) Германии;

С) Италии;

D) России.

3. «Первым итальянским гуманистом» или «отцом гу­манизма» в Италии традиционно считается:

А) Данте Алигьери;

В) Марсилий из Падуи;

С) Джованни Боккаччо;

D) Франческо Петрарка.

4. Данте, принимая христианскую догматику в каче­стве неизменной истины, так трактовал отношение боже­ственного и человеческого:

А) человек однозначно принадлежит природе, а бог проти­востоит человеческому творчеству;

В) человек принадлежит и к божественному миру, и к при­родному;

С) человеку открывается только «духовное поучение» от свя­того духа, а человеческий разум не ведет к блаженству;

D) человек в своем творчестве абсолютно самостоятелен, не зависит ни от божественного воздействия, ни от при­родных сил.

5. Франческо Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других»:

А) опровергал учение Аристотеля;

В) высмеивал надуманность схоластических споров у «глупых аристотеликов»;

С) описывал расцвет университетов позднего Средневеко­вья;

D) считал, что поздние схоласты способствовали развитиюпатристики и средневековой теологии.

6. Пико делла Мирандола (14631495) в своих знаме­нитых 900 тезисах «Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae», в частности, утверждал:

А) мир возник самопроизвольно, из «ничего»;

В) мир возник из высшего бестелесного начала — «хаоса»;

С) мир создан Богом из ничего;

D) мир был создан Богом в «уме».

7. Пико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека»(1486) высказал такую мысль о человеке, как о:

А) представителе элементарного мира;

В) представителе небесного мира;

С) представителе ангельского мира;

D) особом микрокосме.

8. Мирандола писал:

А) человек рожден для счастья;

В) человек — сам творец своего счастья;

С) бог дарит человеку его счастье;

D) счастье — дым, и человек к нему стремится напрасно.

9. Термин «реформация» имеет отношение к кри­тике:

А) католической церкви;

В) английской буржуазии;

С) французских рантье;

D) немецкого бюргерства.

10. Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения являлся:

А) Виклиф;

В) Ян Гус;

С) Жан Кальвин;

D) Мартин Лютер.

11. Лютер выступал против идеи о том, что:

А) человек может напрямую обращаться к богу;

В) церковь — единственный посредник между богом и че­ловеком;

С) священники не могут отпускать мирянам грехи;

D) человек полон чувства вины и греха.

12. В учении Кальвина, как и Лютера, значительное ме­сто занимает учение о:

А) личной свободе и творческой активности человека;

В) предопределении как вечном спасении только по воле бога;

С) независимости человека от социального окружения и государства;

D) ведущей роли католической церкви в деле спасения че­ловеческой души.

13. В эпоху Реформации разнообразные мистические учения:

А) были развиты и включены в новые религиозные учения;

В) были категорически осуждены и преданы забвению;

С) были отождествлены с традиционным учением католи­ческой церкви и обличены как заблуждения;

D) были переосмыслены и положены в основу учения о но­вой церкви.

14. Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям:

А) мистического индивидуализма;

В) античного платонизма;

С) утопического коммунизма;

D) римского цезарепапизма.

15. В своей знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (1469—1563) высмеял:

А) нравы и общественные представления немецкого бюргерства;

В) бесплодные псевдонаучные споры поздних схоластов;

С) религиозный фанатизм представителей католической церкви;

D) социально-политическую утопию Т. Мора.

16. Мишель Монтень в античной философии более все­го ценил:

А) свободомыслие и скептицизм;

В) эпикуреизм и гедонизм;

С) платонизм и аристотелизм;

D) стоицизм и аскетизм.

17. В этике Монтеня добродетель понимается как:

А) строгий аскетизм и страх божий;

В) умеренность, мужество и жизнелюбие;

С) раскованность, стремление к личному бессмертию;

D) стремление к самоуспокоению и довольству собой.

18. По мысли Николая Кузанского, безусловное знание мы постичь:

А) неспособны в принципе;

В) способны полностью;

С) способны непосредственно;

D) способны символически.

19. По мысли Джордано Бруно, «оно само является ...бесконечным, неподвижным, субстратным, ...жизнью, ду­шой, тем, что суть истинное и доброе» . Это для него:

А) божественное;

В) единое;

С) материальное;

D) духовное.

20. Философия природы Дж. Бруноэто:

А) деизм;

В) креационизм;

С) панпсихизм;

D) дуализм.

21. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:

А) космос — одновременно пустая и наполненная беско­нечность, как вечное несотворенное бытие (бог);

В) бесконечность космоса — божественный атрибут, по­скольку мир создан бесконечным богом;

С) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);

D) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

22. В своей философии Никколо Макиавелли:

А) признавал существование и влияние фортуны, но на­стаивал на активной жизненной позиции человека;

В) признавал существование фортуны и развивал теорию предопределения;

С) отрицал существование фортуны и развивал фаталисти­ческое учение;

D) отрицал и существование фортуны, и концепцию пре­допределения.

23. Тонкий дипломат и проницательный государствен­ный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как:

А) божественную волю, реализуемую через поступки людей;

В) своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки;

С) автономную сторону человеческой деятельности, во­площение свободной человеческой воли, корректируе­мую естественными законами жизни и человеческой психологии;

D) систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства.

24. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:

А) гуманизм;

В) объективизм;

С) цинизм;

D) анархизм.

25. Термин «утопия» означает буквально:

А) удаленный остров;

В) идеальное государство;

С) несуществующее место;

D) великая мечта.

Возрождение или Ренессанс – термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени (14-16 вв.). Сама Церковь – этот важнейший из культурных институтов Запада – многим виделась средоточием упадка и развращенности, а ее устроение и назначение – давно лишенными духовной цельности и чистоты. На этом фоне массового разложения культуры, насилия и смерти и зачиналась «новая жизнь», т.е. эпоха Возрождения.

Основные направления в философии Возрождения: гуманистическое (14-15 вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; неоплатоническое ( сер.15-16вв. представители: Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Парацельс и др.) – развивали учение Платона, пытались познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма; натурфилософское (16-нач.17вв. представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилей и др.) – пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной и Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; реформационное (16-17вв. представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др.) – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;политическое (15-16вв. Николо Макиавелли)- изучало проблемы управления государством, поведение правителей;утопическо - социалистическое (15-17вв. представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла) – искало идеально – фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

 

Вопросы и задания для СРС

1. Каково содержание "Речи о достоинстве человека" Пико делла Мирандолы?

2. Составьте таблицу «Общая характеристика гуманистической философии эпохи Возрождения» (представители, направления, идеи, понятия, произведения)

3. Опишите формирование идеала культурного человека в итальянском гуманизме.

4. Дайте определение гелиоцентризма.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.